Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:13, курсовая работа
Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).
Выше изложенное обусловило выбор темы курсовой работы: «Влияние детско - родительских отношений на переживание страха у старших дошкольников».
Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние детско - родительских отношений на переживание страха у старших дошкольников.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования влияния детско – родительских отношении на переживание страха
1.1.Проблема страхов в психологических исследованиях ………..6
1.2.Особенности страхов у старших дошкольников………………12
1.3. Теоретические обоснование влияния детско – родительских отношении на переживание страха у старших дошкольников ……… .17
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование влияния детско – родительских отношении на переживание страха
2.1. Этапы, методы, методики экспериментального исследования детско – родительских отношений старшего дошкольного возраста…25
2.2.Характеристика выборки и анализа результатов экспериментального исследования……………………………………………………………….….32
Заключение …………………………………………………………………….39
Список литературы……………….. …………………………………………..41
Приложение…………………………………………………………………….
Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
«Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Порядок подсчета текстовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
- Отвержение,
- Социальная желательность,
- симбиоз,
- Гиперсоциализация,
- Инфантилизация (инвалидизация).
1.3.Методика выявления детских страхов 3.А.И. Захаров и М.Панфилова
Инструкция для ребенка: “В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам”.
Ты боишься:
1. когда остаешься один;
2. нападения;
3. заболеть, заразиться;
4. умереть;
5. того, что умрут твои родители;
6. каких-то детей;
7. каких-то людей;
8. мамы или папы;
9. того, что они тебя накажут;
10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
11. перед тем как заснуть;
12. страшных снов (каких именно);
13. темноты;
14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
17. когда очень высоко (страх высоты);
18. когда очень глубоко (страх глубины);
19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
20. воды;
21. огня;
22. пожара;
23. войны;
24. больших улиц, площадей;
25. врачей (кроме зубных);
26. крови (когда идет кровь);
27. уколов;
28. боли (когда больно);
29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);
31. опоздать в сад (школу);
Протокол результатов по методике « Стратегий семейного воспитания» С.Степанова
№ п/п | Участники | Авторитарный | Авторитетный | Либеральный | Индиферентный | Результаты |
1 | Род.1 | 0 | 8 | 1 | 1 | Авторитетный |
2 | Род.2 | 1 | 6 | 3 | 0 | Авторитетный |
3 | Род.3 | 1 | 5 | 2 | 2 | Авторитетный |
4 | Род.4 | 0 | 5 | 3 | 2 | Авторитетный |
5 | Род.5 | 2 | 5 | 2 | 1 | Авторитетный |
6 | Род.6 | 1 | 7 | 1 | 1 | Авторитетный |
7 | Род.7 | 3 | 4 | 3 | 3 | Авторитетный |
8 | Род. 8 | 1 | 8 | 1 | 0 | Авторитетный |
9 | Род.9 | 1 | 4 | 3 | 2 | Авторитетный |
10 | Род.10 | 0 | 6 | 3 | 1 | Авторитетный |
11 | Род.11 | 3 | 4 | 3 | 3 | Авторитетный |
12 | Род.12 | 1 | 6 | 2 | 1 | Авторитетный |
13 | Род.13 | 1 | 6 | 2 | 1 | Авторитетный |
14 | Род.14 | 1 | 6 | 1 | 2 | Авторитетный |
15 | Род.15 | 1 | 5 | 1 | 3 | Авторитетный |
16 | Род.16 | 5 | 2 | 1 | 2 | Авторитарный |
17 | Род.17 | 1 | 6 | 2 | 1 | Авторитетный |
18 | Род.18 | 1 | 2 | 5 | 2 | Либеральный |
19 | Род.19 | 1 | 5 | 2 | 2 | Авторитетный |
20 | Род.20 | 1 | 7 | 1 | 1 | Авторитетный |
21 | Род.21 | 1 | 6 | 1 | 2 | Авторитетный |
22 | Род.22 | 2 | 5 | 2 | 1 | Авторитетный |
23 | Род.23 | 1 | 5 | 4 | 0 | Авторитетный |
24 | Род.24 | 0 | 6 | 1 | 2 | Авторитетный |
25 | Род.25 | 1 | 6 | 1 | 2 | Авторитетный |
Результаты по методике «Стратегии семейного воспитания» С. С.Степанова
Стиль воспитания | Количество | % |
Авторитарный | 1 | 4 |
Авторитетный | 23 | 92 |
Либеральный | 1 | 4 |
Индифферентный | 0 | 0 |
Таблица 4
Протокол результатов по тесту – опроснику родительских отношений А.Я. Варга и В.В. Столина
Шкала 1 «Принятие – отвержение» | Шкала 2 «Кооперация» | Шкала 3 «Симбиоз» | Шкала 4 «Контроль» | Шкала 5 «Отношение к неудачам» | ||||||||||
Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий |
0% | 0% | 100% | 20% | 24% | 56% | 4% | 68% | 4% | 28% | 64% | 8% | 0% | 32% | 68% |
Шкала 1
«Принятие – отвержение»
1. Низкий – 25 человек 100%
2. Средний – 0 человек 0%
3. Высокий – 0 человек 0%
Шкала 2
«Кооперация»
1. Низкий – 14 человек 56%
2.Средний – 6 человек 24%
3. Высокий – 5 человек 20%
Шкала 3
«Симбиоз»
1. Низкий – 1 человек 4%
2.Средний –17 человек 68%
3. Высокий – 7 человек 28%
Шкала 4
«Контроль»
1. Низкий – 2 человек 8%
2.Средний –16 человек 64%
3. Высокий – 7 человек 28%
Шкала 5
«Отношение к неудачам»
1. Низкий – 17 человек 68%
2.Средний –8 человек 32%
3. Высокий – 0 человек 0%
Таблица 4
№ | Участники | Принятие – отвержение | R | Кооперация | R | Симбиоз | R | Авторитарная гиперсоциализация | R | Мал. неудачник | R |
1 | Род.1 | 12 | 15 | 7 | 23 | 5 | 14 | 6 | 20 | 6 | 25 |
2 | Род.2 | 11 | 9 | 6 | 17,5 | 4 | 7,5 | 7 | 23,5 | 1 | 9 |
3 | Род.3 | 11 | 9 | 5 | 9,5 | 4 | 7,5 | 6 | 20 | 0 | 3 |
4 | Род.4 | 9 | 1,5 | 7 | 23 | 5 | 14 | 7 | 23,5 | 1 | 9 |
5 | Род.5 | 13 | 19 | 7 | 23 | 5 | 14 | 5 | 14,5 | 3 | 20,5 |
6 | Род.6 | 15 | 24,5 | 5 | 9,5 | 6 | 22 | 6 | 20 | 5 | 24 |
7 | Род.7 | 10 | 4 | 7 | 23 | 6 | 22 | 7 | 23,5 | 3 | 20,5 |
8 | Род.8 | 13 | 19 | 5 | 9,5 | 5 | 14 | 5 | 14,5 | 2 | 15 |
9 | Род.9 | 14 | 22 | 7 | 23 | 6 | 22 | 5 | 14,5 | 1 | 9 |
10 | Род.10 | 11 | 9 | 6 | 17,5 | 3 | 3,5 | 4 | 8 | 1 | 9 |
11 | Род.11 | 11 | 9 | 5 | 9,5 | 4 | 7,5 | 5 | 14,5 | 1 | 9 |
12 | Род.12 | 9 | 1,5 | 6 | 17,5 | 5 | 14 | 4 | 8 | 2 | 15 |
13 | Род.13 | 11 | 9 | 5 | 9,5 | 2 | 1 | 3 | 4 | 1 | 9 |
14 | Род.14 | 10 | 4 | 6 | 17,5 | 5 | 14 | 4 | 8 | 3 | 20,5 |
15 | Род.15 | 14 | 22 | 6 | 17,5 | 3 | 3.5 | 5 | 14,5 | 0 | 3 |
16 | Род16 | 12 | 15 | 5 | 9,5 | 4 | 7,5 | 7 | 23,5 | 2 | 15 |
17 | Род.17 | 11 | 9 | 6 | 17,5 | 3 | 3,5 | 5 | 14,5 | 3 | 20,5 |
18 | Род.18 | 13 | 19 | 4 | 3,5 | 5 | 14 | 4 | 8 | 1 | 9 |
19 | Род.19 | 10 | 4 | 3 | 1,5 | 3 | 3,5 | 5 | 14,5 | 2 | 15 |
20 | Род.20 | 12 | 15 | 3 | 1,5 | 5 | 14 | 3 | 4 | 0 | 3 |
21 | Род.21 | 11 | 9 | 4 | 3,5 | 6 | 22 | 2 | 1,5 | 2 | 15 |
22 | Род.22 | 15 | 24,5 | 5 | 9,5 | 6 | 22 | 3 | 4 | 3 | 20,5 |
23 | Род.23 | 12 | 15 | 5 | 9,5 | 6 | 22 | 4 | 8 | 0 | 3 |
24 | Род24 | 12 | 15 | 5 | 9,5 | 6 | 22 | 2 | 1,5 | 0 | 3 |
25 | Род.25 | 14 | 22 | 5 | 9,5 | 5 | 14 | 5 | 1,5 | 3 | 20,5 |