Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:13, курсовая работа
Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).
Выше изложенное обусловило выбор темы курсовой работы: «Влияние детско - родительских отношений на переживание страха у старших дошкольников».
Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние детско - родительских отношений на переживание страха у старших дошкольников.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования влияния детско – родительских отношении на переживание страха
1.1.Проблема страхов в психологических исследованиях ………..6
1.2.Особенности страхов у старших дошкольников………………12
1.3. Теоретические обоснование влияния детско – родительских отношении на переживание страха у старших дошкольников ……… .17
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование влияния детско – родительских отношении на переживание страха
2.1. Этапы, методы, методики экспериментального исследования детско – родительских отношений старшего дошкольного возраста…25
2.2.Характеристика выборки и анализа результатов экспериментального исследования……………………………………………………………….….32
Заключение …………………………………………………………………….39
Список литературы……………….. …………………………………………..41
Приложение…………………………………………………………………….
2.2.Характеристика выборки и анализа результатов экспериментального исследования
В данном исследовании принцип репрезентативности выборки соблюдается с помощью метода стратометрического отбора – все испытуемые принадлежат к одной возрастной группе.
Исследование детско – родительских отношений проводилось в городе Каменске-Уральском Свердловской области, в «Детском саду №82». В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста. В группе было двадцать пять испытуемых. В том числе тринадцать мальчиков и двенадцать девочек, т.е. примерно равное распределение по половому признаку. Данная опытно – экспериментальная работа осуществлялась при помощи психологов образовательного учреждения. Дети данной группы из семей разного уровня благополучия и с различиями в социальном положении. Состав семей в большинстве случаев полный, с одним или двумя – тремя детьми.
Также в роли испытуемых выступали родители данных детей – мамы в возрасте 27 – 43 лет.
Исследуемые старшие дошкольники обучаются и воспитываются по программе «Детство». Группа очень активна и общительна. Особенности возрастного этапа 6—7 лет проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.
В данной группе был проведен комплекс методик для выявления детско – родительских отношений. Первой методикой была «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова. Результаты представлены в [Приложение 1, таблица 1, таблица 2] и расписаны по 4 основным критериям: авторитарный, авторитетный, либеральный, индифферентный.
Рис. 1 Распределение показателей оценки стиля семейного воспитания родителей старших дошкольников на констатирующем этапе формирующего эксперимента, полученных по методике «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова
Обработав данную методику, родители охарактеризовали свой стиль воспитания как авторитарный 4% 1 человек - для него характерно, что родитель хорошо представляет, каким должен вырасти ребенок, и прилагает к этому максимум усилий. В своих требованиях он, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Всему знает цену, любит порядок и ждете этого от ребенка. Родителю хотелось бы, чтобы в своей жизни он преумножил ваши достижения и избежал ошибок. Вероятно, на первых порах такой стиль воспитания оправдан, ведь малыш действительно нуждается в постоянном руководстве. Только не переусердствуйте по части строгости. Проявляйте гибкость по мере взросления ребёнка. Сегодня он, скорее всего, послушен и демонстрирует кое – какие успехи, хотя это и стоит вам немалых сил и нервной энергии. Но если постепенно не смягчать воспитательных воздействий, то авторитет со временем будет утрачен, хотя ребенок и не обретет полной самостоятельности и инициативы. А ведь ему предстоит прожить жизнь, а не улучшенный вариант вашей.
Авторитетный 92% - 23 родителя для него характерно, что они осознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.
Либеральный 4% - 1 родитель для него характерно, что родитель высоко ценит своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?
Индифферентный стиль 0%. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны.
Таким образом, опрошенные родители по данной методике имеют разные стили семейного воспитания: авторитарный, авторитетный, либеральный, индифферентный, однако превалирующий стиль воспитания, по мнению родителей все же авторитетный.
Про анализировав стили общения родителей я перешла следующей методики с родителями: « Тест – опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столина.
По методике « Тест – опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столина после опроса родителей были получены следующие результаты, представлены [Приложение 2, таблица 3, таблица 4, таблица 5]. Данная методика показала общие результаты по 5 шкалам принятие – отвержение, образ социальной желательности поведения, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация и «Маленький неудачник».
Рис. 2 Распределение показателей оценки внутрисемейных отношений родителей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе формирующего эксперимента, полученных по методике «Тест – опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столина «Кооперация»
На рисунке 2 показано распределение показателей оценки внутрисемейных отношений родителей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе формирующего эксперимента, полученных по методике «Тест – опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столина по типу «Кооперация»
Исходя из результатов следует отметить, что по типу «Кооперация» 56% - 14 человек низкого уровня, 24% - 6 человек среднего уровня, 20% - 5 человек высокого уровня.
Таким образом, родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребёнку, старается встать на его точку зрения и спорных вопросах. Выбрав этот тип «Кооперацию» далее буду анализировать, влияет ли детско – родительские отношение на переживание страха.
После проведения работы с родителями я диагностировала страхи детей старшего дошкольного возраста была проведена и обработана следующая методика с детьми: «Страхи в домиках» А.И. Захаров и М.Панфилова,
По методике «Страхи в домиках» А.И. Захаров и М.Панфилова после опроса детей были получены следующие результаты, представлены [Приложение3, таблица 6].
Рис. 2 Распределение показателей страхов у детей старшего дошкольного возраста по методике «Страхи в домиках» А.И. Захаров и М.Панфилова.
Из анализа диаграммы видно, что 12% - 3 испытуемых имеют низкий уровень, 32% - 8 испытуемых имеют средний уровень, 56% - 14 испытуемых имеют высокий уровень. Данная методика показала общие результаты страхов детей старшего дошкольного возраста. Что дети старшего дошкольного возраста имеют такие страхи, как страх смерти, смерти родителей, животных, сказочных персонажей, глубины, страшных снов, огня, пожара, нападения, войны, заболеть, наказания. Эти все страхи свойственны в этом возрасте.
Для выявления взаимосвязи между влиянием детско - родительских отношений на переживание страха у старших дошкольников.
Используем метод вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Этот метод позволяет определить силу и направление корреляционной связи между двумя признаками. Сила этой связи выражается абсолютной величиной ( модулем ) эмпирического значения критерия, а её направленность – знаком полученного значения. В анализе используем данные, полученные в ходе тестирования по методикам «Опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столина и «Страхи в домиках» А.И. Захаров и М.Панфилова.
Вывод по главе 2.
Для определения характера детско – родительских отношений были выбраны методики и проведены на констатирующем этапе формирующего эксперимента: тестирование по методикам «Страхи в домиках М.А. Панфилова», «Стратегии семейного воспитания» С. Степанова и «Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина».
Проанализировав результаты данных методик, было выявлено, что не смотря на «бешеный» ритм жизни и желание заработать на жизнь родители все же занимаются воспитанием своих детей, из анализа методик, видно что у большинство старших дошкольников воспитана самостоятельность и инициативность, положительное отношение к садику, привита взаимопомощь членам семьи и не смотря на занятость родители стараются найти время для общения с ребёнком. Однако методы и воспитания и воспитательные установки родителей не достаточно гибкие и взаимоотношения не совсем теплые.
По мнению родителей, они принимают своего ребенка таким, какой он есть, уважают его индивидуальность, высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности, испытывают чувство гордости за ребёнка, существует межличностная дистанция в общении с ребёнком, родители проявляют повышенную гиперсоциализация.
Заключение
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх - такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича». Устойчивые страхи - это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что страх - серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка. Страх влияет на психическое здоровье детей. Процесс личностного становления осуществляется на этапе дошкольного детства. Одной из основных причин детских страхов является нарушение детско - родительских отношений. Это в основном происходит от того, что родители недостаточно знают психологические особенности своего ребенка, используют методы воспитания своих родителей.
Результаты проделанной работы не доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы.
Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствовало значительному улучшению детско-родительских отношений и снижению уровня детской тревожности.C точки зрения отечественных исследователей по проблеме детско – родительских отношений, ребёнок – это активная личность, а ведущая роль взрослого в общении, психологическом развитии ребёнка и формировании детско – родительских отношений.
Список литературы
1. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: 1968. – 463 с.
2. Бабаевой, З. А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / З.А. Бабаев, Т. И. Михайловой. – СПб.: Детство – Пресс, 2004 .
3. Васягина, Н.Н. Особенности детско-родительских отношений при симбиотической зависимости в диаде мать – ребёнок / Н.Н Васягина. – Екатеринбург., 2004.- 350 с .
4. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А. Я. Варга, Т.С. Дракина Т.С. – СПб.: Речь, 2001. – 144 с.
5. Васильева А.К. Структура семьи / А.К. Васильева. – М.:1988. – 56с.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский, В.В. Давыдова. – М.: ПЕРСЭ, 1996. – 536 с.
7. Гуревич, К.М. Психодиагностика: проблемы и исследования / К.М. Гуревич. – М.: ПЕРСЭ, 1999. – 470 с.
8. Дружинин, В.П. Психология семьи / В.П. Дружинин. – М.:1985. – 238с.
9. Дубровина, И.В. Руководство практического психолога /И.В. Дубровина. – М.: 1985.- 356с.
10. Думитрашку, Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности. Вопросы психологии /Т.А. Думитрашку, В.А. Петерс. - М.:Проспект, 2004.-298 с.
11. Дружинин, В.В. Теоретическая типология моделей семьи / В.В. Дружинин. - М.: ПЕР СЭ, 2002. – 281 с.
12. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровиной - М.: 1998.
13. Жеденова, Л.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Л.Г. Жеденова - М.: 2004.
14. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – СПБ.: Речь, 2000. – 448с. Р СЭ, 2001. – 271 с.
15. Изард, К.Э. Психология эмоций. / К.Э. Изард – СПб.: Издательство - «Питер», 2000. - 464с.
16. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений /С.В. Ковалев. – М.: 1987- 160 с.
17. Ковалев, С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. – М.: 1988 – 208 с.
18. Крайг Г. Психология развития / Г. Край. – СПб.: Питер 2000.
19. . Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М.: 1999.
20. Край, Г. Психология развития / Г. Край, Д. Бокум. – СПб.: Питер , 2005 .
21. Кайл, Р. Детская психология. Тайны психики ребёнка / Р.Кайл. – М.: 1968.
22. Лидерс, А. Г. Семья как психологическая система / А.Г. Лидерс. – М.: Обнинск: ИГ - «СОЦИН», 2004.
23. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер , 2005 . – 372 с.
24. Петровский, А.В. Психология . Словарь /. А. В. Петровского, В. П. Зинченко , Б. Г. Мещерякова. М. : Педагогика Пресс , 1999