Воспитание и педагогическая мысль в Византии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:24, доклад

Описание работы

После распада Римской империи в 395 г. на Западную и Восточную (Византийскую) Византия на протяжении тысячелетия являлась своеобразной наследницей эллинско-римской культуры. А в силу своего географического положения она была связующим звеном между Востоком и Западом.

Файлы: 1 файл

ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ВИЗАНТИИ.docx

— 109.48 Кб (Скачать файл)

. ВОСПИТАНИЕ  И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ВИЗАНТИИ

 

После распада Римской империи в 395 г. на Западную и Восточную (Византийскую) Византия на протяжении тысячелетия являлась своеобразной наследницей эллинско-римской культуры. А в силу своего географического положения она была связующим звеном между Востоком и Западом.

В развитии культуры и просвещения Византии выделяют несколько этапов. На первом этапе — с IVдо IXв. складывались мировоззренческие и нравственные основы христианства. Это был период превращения Византии из рабовладельческого общества в централизованную монархию, что отразилось на эволюции цели воспитания и образования. Переходным от Античности к Средневековью идеалом образованного византийца являлся человек с христианским православным мировоззрением, получивший классическое (греко-римское) образование.

В начале рассматриваемого этапа была еще  заметна античная педагогическая традиция, носителями которой стали неоплатоники, преподаватели Афинской академии и высших школ Малой Азии, Сирии, Александрии. Они считали, что воспитание должно быть ориентировано на высший, духовный мир вечных идей, на самосовершенствование и познание собственной души. Результатом этого процесса должен стать человек, всесторонне подготовленный к духовному самосовершенствованию и добродетельной жизни. Такая цель могла быть достигнута путем концентрации внимания и интенсивных молитв.

Позже, на втором этапе — в IX—XII вв., христианская традиция педагогической мысли усиливается. Культура и просвещение переживают своеобразный расцвет, однако и в этот период они остаются грекоязыческими. Идеи видных представителей византийской культуры патриарха Фотия, Семиона Богослова, Михаила Пселла и других легли в основу религиозного воспитания и обучения.

Третий этап — период с XIII по XV в. — характеризуется усилением в Византии западного влияния, однако культура и воспитание были грекоязычными. Просвещение и педагогическая мысль развивались на фоне глубокого политического кризиса в империи, и в целом система воспитания и образования отражала в себе все особенности развития государства на протяжении названных этапов.

В Византийской империи традиционно заметную роль играло домашнее воспитание. Именно в семье концентрировался и передавался опыт, знания особенностей профессии (ремесла от отца к сыну, навыков ведения домашнего хозяйства от матери к дочери). Используя традиции, обряды, обычаи, родители воспитывали у детей нравственные качества. Большое влияние на этот процесс оказывали религиозная вера и авторитет старших. Дети ремесленников обучались, кроме всего, письму и счету. В знатных семьях использовались наставники-педагоги.

В Византии не существовало социальных ограничений  на получение школьного образования. Первой ступенью обучения были школы грамоты, которые давали элементарное образование. Обучение начиналось с 5 — 7 лет и продолжалось 2 — 3 года. Именно в тот период появляются тетради из бумаги и птичьи или тростниковые перья.

Следующей, повышенной ступенью образования являлись грамматические школы. В них обучение длилось 5 — 6 лет. Посещали их, как правило, дети церковной и гражданской знати.

В империи  существовала еще одна ступень образования, представленная высшими школами, которые действовали в Константинополе, Александрии и на других территориях. Высшее богословское образование получали в монастырях, где обучались около трех лет.

Важное  значение вопросам воспитания уделял византийский патриарх Фотий. Именно он был наставником известных славянских первоучителей Кирилла и Мефодия. По мнению Фотия, подрастающее поколение в школе должно было усваивать общечеловеческие нравственные нормы.

Восточно-христианскую педагогическую традицию продолжал  известный византийский религиозный  деятель Симеон Новый Богослов, который считал, что путь к познанию проходит через постижение учеником божественной в своей основе человеческой природы.

Значительный  вклад в развитие педагогических взглядов внес византийский политик, ученый и писатель Михаил Пселл. Во многих своих работах педагогического характера он развивал идеи христианского гуманизма, создав образы воспитанных византийцев: светски образованных, умеющих восхищаться красотой материального мира, обладающих христианской твердостью ума и душевным благородством.

Одним из последних крупных мыслителей и педагогов Византии считают Георгия Гемиста Шифона, утверждавшего, что цель воспитания — идеальное совершенство, достижение которого невозможно без усилий самого ученика. Преодолеть путь нравственного воспитания можно лишь посредством самообразования.

В XIV—XV вв. в Византии сложилось аскетическо-монашеское направление христианской мысли — исихиастов (исихастов). Сторонники этого течения видели цель воспитания в стремлении человека к слиянию с Богом. Видный религиозный деятель этого периода Григорий Палама считал, что особой воспитательной силой обладает умная молитва учеников. Для становления человека важным является нравственно-религиозное воспитание.

В 1453 г. Византийская империя прекратила свое существование, однако византийская культура и педагогическая традиция, как ее составная часть; не прерывались. Православная византийская цивилизация, включавшая античное миросозерцание, внимание к вопросам воспитания, сочетание христианского вероучения со светским элементом в образовании и т.д. оказывали влияние на многие регионы. Большой популярностью в странах Западной Европы пользовались труды византийских педагогов-философов Василия Кесарийского, Иоанна Дамаскина, Григория Назианского и многих других. Византийская педагогическая традиция влияла на процесс становления воспитания и образования в арабско-исламском и славянском мирах.

 

 

 

§ 2. СИСТЕМА  ВОСПИТАНИЯ НА ВОСТОКЕ

Средневековый Восток за 14 столетий своего развития оставил богатое педагогическое наследие. Колоссальную роль в воспитании подрастающего поколения играли религий: ислам, буддизм, индуизм.

Важнейшим социальным институтом воспитания в  мусульманском мире признавалась семья. Ответственность за воспитание детей как перед Аллахом, так и перед общиной нес отец семейства. Именно в семье начиналось воспитание покорности, скромности и веры. Особенностью исламского воспитания является раздельное воспитание мальчиков и девочек в семье. С 4 —5 лет мальчики воспитывались в мужской полбвйТтегД'бм^девочки в женской.

В исламских  странах Ближнего Востока, завоеванных  арабами, системы образования и  воспитания имели много общего. Это  объяснялось тем, что на огромном географическом пространстве сохранялась общность литературного языка (арабского). Кроме того, грамотность должна была стать важнейшим орудием распространения ислама.

В VIII —IX вв. школы в этом регионе существовали не только в городах, но и в крупных  селениях. Начальная школа была частной.

Обучение проходило, как правило, в мечетях. Изучали Коран, чтение, письмо и счет. В такой школе обучались в основном дети торговцев, ремесленников, крестьянской верхушки. Феодальная аристократия нанимала домашних учителей. В этом случае программа обучения была более широкой. Она включала изучение не только грамматики, литературы, истории, но и хороших манер, а также физические и военные упражнения.

Многие  мыслители средневекового арабского  Востока оставили немало ценных педжо^ичесюг^идей. Так, арабский писатель IX в. Мухаммед Ибн Сухнун писал о необходимости учитывать индивидуальные особенности детей, довольно осторожно высказывался о физических наказаниях, которые следовало применять лишь как крайнюю меру для детей старше 10 лет. Великий ученый и врач Абу Али Ибн^Сина советовал воспитывать ребенка вместе с другими ДетШйТ-

Важное  место в мусульманском мире отводилось воспитанию нравственности. Видный мыслитель XI в. Абу Хамид Аль-Газели настаивал на необходимости уже с ранних лет приучать детей к скромности, умеренности и справедливости, развивать в них способность сдерживать свои желания, закалять физическими упражнениями. Особое внимание он уделял необходимости воспитания у детей нравственных качеств путем подражания идеалу и самовоспитания. Газели рекомендовал также по возможности избегать наказаний и действовать убеждением.

По мнению мусульманских средневековых  мыслителей, знание обязательно должно сочетаться с воспитанием. Крупный арабский мыслитель XIV в. АбдаррахманИбн Халун необходимость обучения видел в социальной природе человека, который может реа-лизовывать себя только в отношениях с другими людьми в рамках общества. Причем эти отношения должны служить интересам личности и общества.

В середине X в. стали возникать высшие учебные  заведения — медресе, которые в XI —XII вв. получили распространение по всему Ближнему Востоку. В них преподавались традиционные науки и мусульманское право.

Известный ученый и философ Абу Насра аль-Фараби главную цель воспитания видел в том, чтобы подвести человека к счастью через овладение добродетелью, стремление совершать добрые дела.

Главную цель воспитания сформулировал другой выдающийся мыслитель арабско-мусульманского мира Абу Рейхан Мухаммед аль-Бируни. Он считал, что важнейшей задачей воспитания является очищение души и тела от дурных наклонностей, бесчеловечных обычаев, фанатизма, жажды власти.

Немало  ценных идей о воспитании и образовании  содержится в трудах иранского философа Насирэддцна_Туси «О воспитании обучающихся», «Книга мудрости», «Обучение мудрости» и др. В них представлены размышления о соотношении умственного, эстетического и физического воспитания.

Ученые  Востока оказали заметное влияние  на развитие педагогической мысли. Их идеи о роли семьи, нравственности в воспитании ребенка, о соотношении видов воспитания и многие другие впоследствии были восприняты в Западной Европе.

В начале XVI в. Ближний Восток был завоеван турками и вошел и состав Османской империи. Однако структура и содержание обучения и воспитания мало чем изменились, хотя в XVII в. кризис Османского государства повлиял на снижение уровня образования, сведя его к механическому воспроизводству уже достигнутого.

Важно учесть, что исламское воспитание в эпоху Средневековья осуществлялось на базе своеобразного сплава шариата, лежавшего в основе этических норм поведения, и адата, позволявшего использовать народные исторические традиции и обычаи.

Определенные  изменения претерпели индуистская  и буддийская педагогические традиции в Индии.

При сохранении кастовой системы построения общества индуистское обучение и воспитание во многом определялось принадлежностью к определенной касте. Более совершенной эта система была для трех высших каст, особенно для брахманов, чьи дети готовились к должности священнослужителя.

Более доступной была система буддийского  образования. Дети с 5 —8 лет и до 15 — 28 лет"обучались в буддийских монастырях, в которых большое внимание уделялось воспитанию послушания. Обучение имело ярко выраженную религиозно-философскую основу. Наряду с общим минимумом предметов миряне, обучавшиеся в монастырях, осваивали подготовку к предполагаемой будущей деятельности. Будущие же монахи от ступени к ступени приобщались к учению Будды через прочтение ряда канонических книг.

Буддийские  монахи выработали последовательную систему  обучения и]гю^питания, которая неплохо учитывала возрастные особенности детей. В этой системе можно выделить несколько принципов: возможно меньшее количество учеников у одного наставника; достижение духовной близости ученика и учителя; комплексное развитие ума, нравственности, памяти, физической культуры и т.д.

Брахманские_ и буддийские педагогические традиции пришли в упадок в XI —XII вв. в связи с тем, что значительная часть Индии была завоевана мусульманами. Поэтому исламизм оставил заметный отпечаток на теории и практике воспитания в Индии.

В средневековой Индии постепенно сложилась система образования, которая существовала уже в исламском мире, хотя она имела и свои особенности. Учились как дома, так и в школах, которые существовали при мечетях и монастырях.

Высшее  образование мусульмане получали в  медресе и дарга-бах (монастырские учебные заведения). В обязательном порядке изучался арабский язык.

В XVI в. в Индии были предприняты меры по обновлению системы мусульманского образования: были подвергнуты критике деспотичность домашнего воспитания, а также излишний религиозный фанатизм в обучении. Попытки реформирования образования объяснялись стремлением правителей того времени приблизить школу к практическим потребностям.

Заметные изменения в системе  воспитания и обучения в Средневековую эпоху произошли в Китае. В период со II в. до н.э. по II в. н. э. появилась бумага для письма, что сильно изменило средства обучения, повысив его эффективность.

Официальной идеологией воспитания и обучения становится конфуцианство, которое в XII в. было подвергнуто ревизии. В результате получает распространение неоконфуцианство — идейная основа теории и практики воспитания в Китае. Особую роль в этом сыграла деятельность философа и педагога Чжу Си (ИЗО — 1200). Целью воспитания являлось безусловное подчинение младших старшим, детей —- родителям, подчиненных —- своим руководителям.

На  последнем этапе средневековой  истории на основе идей неоконфуцианства были определены правила поведения. Система обучения была традиционной: обучение ребенка проходило в начальной государственной школе с 6 —7-летнего возраста и длилось 7 — 8 лет (Девочки получали только домашнее воспитание). В результате ученик должен был знать более 20 тыс. иероглифов, заучить тексты нравоучительного характера.

На  следующей ступени образование  длилось еще 5 — 6 лет. Здесь изучались  два конфуцианских трактата («Четверокнижник» и «Пя-тикнижник»). Завершив обучение, юноши готовились к сдаче трех государственных экзаменов.

 

Педагогическая  мысль начала Нового времени

 

Элементы новых социальных отношений, иных подходов к человеку, к воспитанию и обучению исподволь  зарождались в недрах феодализма в период с XIV по XVII в., о чем свидетельствовали Возрождение и Реформация.

В преддверии Нового времени (XVII - начало XVIII в.) в общественной сфере постепенно осуществляется переход от богословско-религиозных взглядов к светским. Как писал Ф. Энгельс, "место догмы, божественного права заняло право человека".

Информация о работе Воспитание и педагогическая мысль в Византии