Воспитание и педагогическая мысль в Византии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:24, доклад

Описание работы

После распада Римской империи в 395 г. на Западную и Восточную (Византийскую) Византия на протяжении тысячелетия являлась своеобразной наследницей эллинско-римской культуры. А в силу своего географического положения она была связующим звеном между Востоком и Западом.

Файлы: 1 файл

ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ВИЗАНТИИ.docx

— 109.48 Кб (Скачать файл)

Его педагогика противостояла  схоластическому воспитанию. Бичуя  бессистемность обучения, пустословие  и грубость, господствовавшие в школе, Я.А. Коменский стремился к формированию благочестия, самостоятельного, деятельного  мышления, способности к разнообразному труду.

Я.А. Коменский отстаивал  гуманистическую программу школьного  дела. Он отдал всего себя превращению  учебного заведения из места бессмысленной  зубрежки, телесных наказаний в храм разумного, приносящего радость  воспитания и обучения. Чешский педагог  видел школу исполненной красоты, любви и внимания к детям. Идеальная  школа должна была стать "лабораторией" подготовки гуманных людей, обученных  эффективно действовать на "поприще  труда". Разумно организованное обучение, считал ученый, требует от наставника и воспитанника усилий на пределе  их возможностей.

Я.А. Коменский необычайно современен. И это видит всякий, кто обращается к его педагогическому  наследию. Ему принадлежит заслуга  привнесения в педагогическую мысль  кардинально новых идей, определивших ее развитие на века вперед. Коменский  наметил стройную систему всеобщего  образования. Он поставил вопросы об общенациональной школе, о плановости школьного дела, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке, о сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, классно-урочной системе.

Жизнестойкость, современность  педагогических идей Я.А. Коменского объясняется прежде всего их высочайшим демократизмом и гуманизмом. Они составили стройную систему, утверждающую великую преобразующую миссию воспитания. В идеях Коменского заложена громадная сила созидания. Его наследие помогает преодолеть косность, догматизм в воспитании, развивать духовных силы ребенка.

 

Творчество философа и  педагога Джона Локка сыграло заметную роль в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. В его трудах, прежде всего педагогическом трактате "Мысли о воспитании" и философском сочинении "Об управлении разумом", ярко выражены важные передовые педагогические устремления того времени. В этих трудах представлены идеи светского, обращенного к жизни образования.

Выходец из семьи адвоката, питомец и преподаватель Оксфорда, Дж. Локк отлично знал работы выдающихся философов и естествоиспытателей своего времени. Так, он с особым интересом изучал взгляды Ф. Бэкона и Р. Декарта. Представления Дж. Локка о воспитании складывались в контексте его философских воззрений и на основе ее собственных наблюдений ученого, которые он сделал в качестве наставника детей в дворянских семьях.

Дж. Локк по-своему подошел  к решению коренных вопросов педагогики: о факторах развития личности и роли воспитания, о цели, задачах и  содержании образования, о методах  обучения. Им разработаны приемы и  способы развития мышления человека.

В отличие от картезианства, отправная формула которого "я  мыслю - следовательно, существую" означала критику чувственного опыта как  критерия познания, Локк утверждал, что  человеческое знание является следствием прежде всего внешнего чувственного опыта. По теории Локка, у человека нет врожденных представлений и идей. Он появляется на свет, будучи "чистой доской" (tabula rasa), готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств, через внутренний опыт - рефлексию.

Конечную цель воспитания Локк видел в обеспечении здорового  духа в здоровом теле ("вот краткое, но полное описание счастливого состояния  в этом мире"). Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны. Но при этом есть определенные приоритеты. Так, умственное развитие должно подчиняться  формированию характера. Нравственность человека Локк ставил в зависимость  от воли и умения сдерживать свои желания. Становление воли происходит, если ребенка приучают стойко переносить трудности (для этого необходимо его постоянно закаливать и физически  упражнять), поощряют его свободное, естественное развитие, принципиально  отвергая унизительные физические наказания (исключения могут быть лишь в случае дерзкого и систематического неповиновения).

В набор дисциплин и  занятий Дж. Локк включал латинский и французский языки, арифметику, геометрию, географию, историю, танцы, фехтование. Получавшему такую подготовку юному джентльмену необходимо было преподать также навыки социального поведения - "хорошие манеры и знание света".

Дж. Локк придавал воспитанию и обучению огромное значение: "Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых становятся тем, что  они есть – добрыми или злыми, полезными или нет - благодаря  воспитанию. Оно-то и создает огромную разницу между людьми".

Дж. Локк был убежден в  целесообразности социальной (сословной) детерминации школьного образования. Вот почему он оправдывает и предлагает разные типы обучения: полноценное  воспитание джентльменов, т. е. выходцев из верхов, и ограниченное поощрением трудолюбия и религиозности воспитание неимущих.

Придерживаясь традиций сословного воспитания, Дж. Локк вместе с тем размышлял и о практической направленности обучения - "для деловых занятий в реальном мире". Но он далек от утилитарного понимания полезности обучения. Обучение, по Локку, это процесс формирования общественных и нравственных устоев личности.

В когорте деятелей французского Просвещения, безусловно, выделяется фигура Жан-Жака Руссо (1712-1778). Философ, писатель, композитор, Ж.-Ж. Руссо стоит в ряду великих педагогов.

Судьба не была снисходительной  к Руссо. Сын часовщика из Женевы перепробовал множество профессий: ученика нотариуса, гравера, слуги, секретаря, домашнего учителя, преподавателя  музыки, переписчика нот. Не получивший систематического образования, но обладавший неуемной страстью к самосовершенствованию, Ж.-Ж. Руссо стал одним из наиболее просвещенных людей своей эпохи.

В 1741 г. Ж.-Ж. Руссо впервые  попадает в Париж. За его плечами  остались странствия (чаще пешком) по дорогам  Швейцарии, Италии, Франции. Во французской  столице Ж.Ж. Руссо знакомится с  авторами "Энциклопедии" Д. Дидро, Д'Аламбером, Э. Кондильяком, П. Гольбахом, К. Гельвецием. По просьбе Д. Дидро он пишет для "Энциклопедии" статьи, посвященные музыке и политической экономии. В дружбе и вражде с деятелями французского Просвещения и протекала в дальнейшем значительная часть жизни Ж.-Ж. Руссо. Он был среди тех, кто наиболее последовательно и решительно настаивал на демократической педагогической программе Просвещения.

В основе педагогических идей Ж.-Ж. Руссо лежит его дуалистическое, сенсуалистское мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие некоей внешней силы - творца всего сущего.

Ж.-Ж. Руссо выдвинул идею естественной свободы и равенства  людей. Он мечтал устранить социальную несправедливость путем искоренения  предрассудков и путем воспитания, отводя тем самым обучению и воспитанию роль мощного рычага прогрессивных  общественных перемен.

У Ж.-Ж. Руссо органично  связаны педагогические воззрения  и размышления о справедливом переустройстве общества, где любой  найдет свободу и свое место, что  принесет ему счастье. Центральный  пункт педагогической программы  Ж.-Ж. Руссо -естественное воспитание.

Проблемы воспитания интересовали Руссо уже в начале жизненного пути. В письме отцу (1735) он признается в особом влечении к поприщу воспитателя. Спустя пять лет Ж.-Ж. Руссо служил в Лионе у местного судьи Мабли домашним учителем 5-летнего Жана Антуана и 6-летнего Сент-Мари. Он изложил Мабли свои взгляды в виде трактата "Проект воспитания де Сент-Мари" (1743-1745).

"Проект..." свидетельствует  о знакомстве Ж.-Ж. Руссо с  педагогической мыслью Франции.  В трактате нашли отражение  идеи Ш. Роллена, К. Флери, Ф. Фенелона, других предшественников и современников Руссо, выступивших за обновление обучения и воспитания. Ж.-Ж. Руссо резко осудил схоластическую школу, дал рекомендации относительно преподавания естественнонаучных предметов. Обратившись к уже известным идеям, он выступил как самостоятельный и оригинальный ученый. Так, он переосмыслил суждения Ф. Фенелона о формах обучения, об авторитете наставника, о сотрудничестве учителя и родителей. Автор "Проекта... " счел нравственное воспитание главнейшей и первоочередной педагогической задачей: "... сформировать сердце, суждение и ум, и именно в том порядке, в каком назвал их".

Переломным для Ж.-Ж. Руссо  оказался 1749 год. На тему, предложенную Академией Дижона, им был написан  трактат "Способствовало ли возрождение  наук и искусств улучшению нравов?" В авторе трактата Франция и Европа увидели сильного и неординарного  философа и педагога. Руссо страстно обличал старый общественный уклад, противоречивший природе человека, который рожден добрым, счастливым и равноправным. В этом сочинении  Руссо резко выступил против современной  ему культуры, социальной несправедливости, давая понять, что подлинно гуманный человек может быть воспитан лишь в условиях радикальных общественных перемен.

Еще больший успех имело "Рассуждение о происхождении  и основаниях неравенства между  людьми", также написанное Руссо  на соискание премии Дижонской Академии (1774). В трактате доказывалось, что человек создан на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию и принесло ему несчастье.

Творческий взлет Ж.-Ж. Руссо пришелся на 1756-1762 гг. Он жил  в предместье Парижа, пользуясь покровительством крупных аристократов и зарабатывая  на жизнь переписыванием нот. В этот период им написаны "Юлия, или Новая  Элоиза", "Об общественном договоре", "Эмиль, или О воспитании", "Письма о морали", другие произведения, сделавшие Руссо знаменитым не только во Франции, но и за ее пределами.

В "Письмах о морали", написанных в 1758 г. и открывающих  цикл этих работ, поставлен фундаментальный  вопрос о сущности человеческой личности. Руссо-гуманист провозглашает природную  доброту человека, с учетом которой  предлагает воспитывать людей. Он по-своему интерпретировал картезианское  суждение о дуализме человеческой сущности. Человеку дана свобода выбора - следовать  природе или идти наперекор ей. Такая свобода - исходное условие  становления личности - одновременно благо и зло, пишет Руссо.

В том же 1758 г. Ж.-Ж. Руссо  завершает "Юлию, или Новую Элоизу". В романе осуждаются пороки и предрассудки общественного уклада, высказываются интересные соображения относительно воспитания человеческих чувств. По сути, в романе сформулирована программа так называемой сентиментальной педагогики. Герои "Новой Элоизы" среди прочего обсуждают и педагогические проблемы, в результате чего роман превращается в трактат о воспитании на началах гуманизма, бережного отношения к природе человека.

Важное место в творчестве Ж.-Ж. Руссо занимает "Общественный договор" (1760). В нем развиты  идеи о происхождении и сущности государства, суверенитета народа, социальных и природных условий становления  человека. Социально-политические и  философские идеи тесно увязаны  с педагогическими. Решая вопрос о достижении человеком гармонии природного (естественного) и социального (гражданского), Ж.-Ж. Руссо утверждает, что если общество безнравственно и противоречит природе человека, оно уродует его. Возможно и иное, когда общественная среда, хотя и несущая всегда известный ущерб естеству индивида, тем не менее может и должна формировать вторую (гражданскую) природу личности.

"Новая Элоиза" и "Общественный договор" - пролог к главному педагогическому труду Ж.-Ж. Руссо - "Эмилю" (1762). Работа над этими сочинениями фактически шла одновременно. Вот почему Руссо писал, что "Общественный договор" и педагогический роман составляют "одно целое". "Эмиль, или О воспитании" своеобразная расшифровка тех сочинений Руссо, в которых затронута педагогическая проблематика. В романе даны ответы на вопросы, поставленные в "Новой Элоизе" и "Общественном договоре".

Роман "Эмиль" отразил  общие взгляды Руссо на мир. Автор  критически освоил и переработал  достижения французской педагогики и педагогической мысли европейской  цивилизации, начиная с Античности и кончая эпохой Просвещения (Сократ, Платон, Катон Старший, Плутарх, Сенека, Д. Локк, Ф. Рабле, М. Монтень, Р. Декарт, А.Р.Ж. Тюрго, де Сен-Пьер, Ш. Роллен, Ф. Фенелон, К. Флери и др.). Руссоистская программа внятно напоминает суждения М. Монтеня о ненасильственном воспитании, Дж. Локка и Ф. Рабле - о физическом воспитании, А. Тюрго - о природной доброте человека, Ш.И. Сен-Пьера -о нравственном воспитании и т.д.

В "Эмиле" Руссо подверг  критике существовавшую практику организованного  воспитания ("Я не вижу общественного  воспитания в тех смешных заведениях, которые зовут коллежами"). Он показал кастовость, ограниченность, неестественность воспитания и обучения в сословных школах, заявил об антигуманном характере воспитания, принятого  в аристократической среде, когда  ребенок находится под присмотром гувернера или в пансионате, будучи оторванным от родителей.

Одновременно Руссо изложил  в духе своей теории естественного  права проект воспитания нового человека.

Герой романа Эмиль - некий  символ, носитель идеи. Этим можно объяснить  те парадоксальные ситуации, в которые  он попадает по воле автора. Подобный прием  помогает ему четко изложить собственные  педагогические воззрения.

Полагая, что естественное состояние является идеальным, Ж.-Ж. Руссо предлагает сделать воспитание естественным или природосообразным.

Главным естественным правом человека Руссо считал право на свободу. Вот почему он выдвинул идею свободного воспитания, которое следует и помогает природе, устраняя вредные влияния. В связи с этим Руссо выступил против авторитарного воспитания. Средством нового воспитания объявляется свобода или природная жизнь вдали от искусственной культуры. Главное и наиболее сложное искусство наставника - уметь ничего не делать с ребенком – таков руссоистский парадокс свободного воспитания. Педагог должен не показывать и разъяснять, а терпеливо следить, чтобы в сельской тишине неспешно созревал новый человек.

Информация о работе Воспитание и педагогическая мысль в Византии