Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:24, доклад
После распада Римской империи в 395 г. на Западную и Восточную (Византийскую) Византия на протяжении тысячелетия являлась своеобразной наследницей эллинско-римской культуры. А в силу своего географического положения она была связующим звеном между Востоком и Западом.
По своим научным позициям Наторп был последователем критического идеализма. Вместе со своим учителем и старшим другом Г. Коганом он основал Марбургскую философскую школу неокантианства; изучал древнюю философию, писал учебники по философии.
Однако П. Наторп был не только «чистым» философом. Он занимался вопросами математики и естествознания, религии, психологии и педагогики. Именно на такой широкой философской и общественной основе базируется педагогическая система П. Наторпа. Первым его педагогическим сочинением стала работа" «К школьному вопросу» (1893). Воспитание здесь рассматривается как пробуждение духовной самостоятельности воспитанника во взаимопересечении волевых устремлений его и воспитателя. Важно и то, что воздействие воспитания, по Наторпу, должно иметь характер духовной помощи, а не авторитарного влияния.
Основной педагогический труд П. Наторпа «Социальная педагогика» был издан в 1898 г. Первые две части этой книги представляют собой философские рассуждения с неокантианских позиций и характеризуют мировоззренческую позицию автора, исходя из которой он обосновывает социальную педагогику. По сути дела, первые две части сочинения — это система этики, которую можно рассматривать одновременно и как социальную философию, поскольку Наторп касается таких проблем, как законы сщЯ циального развития, взаимоотношения техники, хозяйства и права, общественного идеала и др.
В третьей части П. Наторп в общих чертах изложил теорию домашнего воспитания, теорию школы и теорию «свободного самовоспитания». Он утверждал: человек и общество в целом развиваются по одним и тем же законам, что подчеркивало общественное содержание воспитания. Именно поэтому одно из определений понятия «социальная педагогика» у П. Наторпа заключается в том, что она исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. В другом определении данного понятия акцент П. Наторпом делается на социальные условия образования и образовательные условия социальной жизни. Причем основными компонентами социальной жизни он считал организацию труда, политико-правовую организацию и организацию образования.
Главным фактором прогресса, по Наторпу, является «прогресс сознания» отдельных людей и всей «общности» в целом. Таким образом, он придавал социальному_воспитанию очень большое значение. П. Наторп полагал, что основной целью человеческого существования является достижение высшего идеала некой абсолютной идеи, которая объединяет в себе все начала. Поскольку человеческое сознание стремится к гармонии и совершенству, то выразителем такого стремления Наторп считал волю и «педагогику воли» — в частности. Воспитание воли, по мнению Наторпа, и должно стать основной задачей педагога.
Наторп выделял несколько стадий развития воли у человека (развитие влечения, развитие воли в обычном значении этого термина, развитие разумной воли), а исходя из этого — три типа социального воспитания, соответствующие этим стадиям: домашнее воспитание, школьное воспитание, свободное самовоспитание.
Таким образом, семейное воспитание он считал первой ступенью воспитания общественного. Что касается второй ступени (школьного воспитания), то он определял необходимым существование на этой стадии направленной организации воспитания, когда происходит воздействие на волю человека, осуществляется ее регулировка (сдерживание негативных и развитие позитивных волевых устремлений индивида). Школьные порядки Наторп сравнивал с юридическими нормами жизни общества, которым должны подчиняться все. Школа, считал он, должна быть многоступенчатой и доступной для всех учеников.
В конце XIX в. в рамках реформаторской педагогики возникло педагогическое течение «новое воспитание». Оно было отражением потребности общества в подготовке людей, способных к активной деятельности в разных сферах жизни общества. На основе этих принципов создавались «новые школы», первая из которых была открыта в 1889 г. в Англии (Абботсхольм) С.Редди. Затем подобные учебные заведения появляются и во Франции (школа Р.Демолена, 1899 г.), и в Германии.
В целом важно подчеркнуть: педагоги XIX в. отмечали возросшую социальную функцию школы и воспитания, выступали за создание государственной системы школьного образования. Они отстаивали право на образование всех общественных классов.
К концу века сформировалась и социальная педагогика как отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей.
Информация о работе Воспитание и педагогическая мысль в Византии