Воспитание и педагогическая мысль в Византии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:24, доклад

Описание работы

После распада Римской империи в 395 г. на Западную и Восточную (Византийскую) Византия на протяжении тысячелетия являлась своеобразной наследницей эллинско-римской культуры. А в силу своего географического положения она была связующим звеном между Востоком и Западом.

Файлы: 1 файл

ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ВИЗАНТИИ.docx

— 109.48 Кб (Скачать файл)

Христианская  педагогика, чтобы наставить человека в жизни, применяла такие методы воздействия, как убеждение и наказание. В наказаниях проявлялось отношение к греховной плоти, укрощение и истязание которой приводит к исцелению души.

Однако  телесные наказание не были главным  методом воспитания. Важным средством воздействия на формирование личности служила исповедь, к которой, по некоторым данным, приводили мальчиков с 10, а девочек с 8 лет. Значение исповеди было в том, что она приучала к анализу своих поступков. Ребенок должен был знать: всякий поступок известен Богу, а исповедь давала возможность раскаяния и получения прощения.

Значительной  по своему воздействию на ребенка  была молитва. Без нее не начиналось и не заканчивалось на Руси никакое дело. Молитва произносилась как перед началом учения, так и после его окончания.

Важное  значение в формировании человека имели посты, к которым приучались с детского возраста. Вместе с наказанием, исповедью, молитвой пост способствовал смирению своих плотских желаний.

Важным  средством педагогического воздействия  на человека становилось чтение христианских текстов. Учитывая, что в Древней Руси большинство людей были неграмотными, церковно-учи-тельская литература была рассчитана в основном на слушателей. В существовавших специальных наставлениях о чтении книг отмечалось, что этот процесс должен «быть разумным, вдумчивым и сопровождаться добрыми делами». Перед началом чтения полагалась молитва, настраивающая на контакт с текстом.

С крещением  Руси князем Владимиром связано появление  школ. Великий князь и его окружение  были заинтересованы в распространении христианства. Именно поэтому первая школа была открыта при дворе князя Владимира. В X—XIII вв. школы возникли и ТТ других городах Киевской Руси: в Новгороде, Переяславле, Оуздале, Чернигове, Полоцке, Галиче, Ростове и т.д. Важно, что в училищах не только обучали чтению, письму, пению, но и уделяли большое внимание нравственному воспитанию. Этому способствовала учебная литература и другие памятники древнерусской культуры, дошедшие до наших дней. Они свидетельствуют о силе любви к Отечеству, которую несла эта литература, о высоких идеалах воспитания.

Тем не менее в Древней Руси отсутствовала какая-либо упорядоченная система школьного образования. Главными очагами воспитания и обучения были семья и церковь. В процессе семейного воспитания ребенок с участием домашнего учителя-священника обучался праведному житию. Важно подчеркнуть, что в Киевской Руси родители были обязаны готовить своих детей к трудовой и семейной жизни. Об этом говорится в основном своде документов того времени — «Русской правде».

Важно и то, что после крещения ребенок  обретал ангела-хранителя, а также крестных отца и мать, которые вместе с родителями помогали его духовному воспитанию. Имелся также и духовный отец, которым, как правило, был священник, крестивший ребенка. Ему исповедовались, у него спрашивали совета, к нему обращались за разъяснениями. Именно он считался главным учителем.

В целом  христианская педагогика оказывала  сильное влияние на формирование духовного мира человека, создавала  мощный заряд душевной силы и мудрости, служила опорой в умственной и  практической деятельности и в отношениях с людьми.

Однако  процесс социализации ребенка определялся  не только церковным влиянием. Он дополнялся народной системой воспитания, направленной на повседневную жизнь человека. В этом про-цессё~участвовала семья и ближайшее сословное окружение.

Народная  педагогика была обращена на воспитание, основой которого являлось умственное развитие детей, формирование нравственных качеств, подготовка к трудовой деятельности. Особое место здесь занимали пословицы, в которых педагогическая мысль отражалась в форме наставлений, пожеланий, советов, предупреждений. Конкретность и образность пословиц способствовали быстрому запоминанию их детьми. В Древней Руси использовались и другие средства народной педагогики: сказки, загадки, былины, песни, притчи и т.д. Нашествие монголо-татар приостановило развитие экономики и культуры древнерусского государства. Необходимым компонентом социализации подрастающего поколения стало приобщение детей к православию и народной культуре.

В XIV—XVI вв. педагогическая мысль была направлена на важнейшие проблемы воспитания. Крупнейшие русские просветители развивали мысль об изначальном равенстве всех людей (И. Пе-ресветов, И.Федоров, П.Мстиславец). Отсюда делался вывод о недопустимости угнетения человека человеком, о том, что только свободный человек может быть защитником Отечества. Подобные идеи способствовали воспитанию свободолюбия.

Актуальными в данный период оставались вопросы трудового воспитания, морали и нравственного поведения. Об этом говорит, например, содержание популярной на Руси книги для домашнего нравственно-наставительного чтения «Пчела», в которой в сжатой форме изречений выражалась суть педагогических заповедей и понятий.

Педагогическая мысль в это  время развивалась в монастырях среди монашества. Нил Сорскийв своих руководствах по духовному совершенствованию человека — «Предание» и «Устав о скитской жизни» (XV в.) — обобщил опыт монастырского воспитания и обучения и предложил использовать в воспитании методы, средства и приемы духовного самосовершенствования. Среди них можно выделить чтение и осмысление книг Священного Писания, чтение и переписывание наставлений отцов церкви, переплетное, плотницкое и кузнецкое дело, пение, использование христианских заповедей, молитвы, подражание житиям святых и т.д. Целью воспитания он считал достижение духовного совершенствования в процессе активной умственной деятельности воспитанников.

К распространенным жанрам книг того времени относятся «жития святых» («Житие Стефана Премудрого», «Житие Сергия Радонежского» и др.).

Значительным  письменным памятником культуры XVI в. является «Домострой». Некоторые его главы (15, 16, 17-я) непосред-

ственно посвящены воспитанию. В «Домострое» содержатся призывы «страхом спасти» детей от неразумных поступков. В нем перечислены запреты, которые обязаны соблюдать дети: не красть, не лгать, не обижать чужого, не помнить зла и т.д. «Домострой» требует повиноваться наставникам и старшим, любить детей и заботиться о них, воспитывать мужество, трудолюбие, бережливость и др. Содержание этого документа пронизано особой ответственностью родителей за правильное религиозно-нравственное воспитание своих детей, причем с учетом их возраста и особенностей.

В качестве методов педагогического воздействия рекомендуется наказание («вОспитати во всяком наказании»), включая и физическое («ино плетью постегатй по вине смотря»).

За  период с XIII — до ССредины XV в. Киевская Русь выдержала более 160 войн с монголо-татарами, литовцами, немецкими рыцарями, шведами, поляками, венграми, болгарами. В этой многовековой упорном борьбе особое значение придавалось традиции патриотического воспитания. Об этом свидетельствует содержание таких фольклорных и литературных произведений, как «Задон-щина», «Сказание о Мамаевом побоище». Их содержание воспи-тывало у молодежи горячую любовь к родине. Повлияли на характер воспитания и объединение русских земель вокруг Москвы, и становление Московского государства.

Немалый £к^1М_в_гзазвитие воспитания педагогической мыеди внесли выдающиеся деятели русской культуры И.Федоров, Ф. Ртищев, В. Бурцов, С. Полоцкий, Е. Славинецкйй, С. Медведев, К. Истомин и дрт-Одяако к к61т13У'ХУ^^бразование бьГло достоянием только знати и духовенствяГа~т^ж£-зажято

Основная  масса населения по-прежнему оставалась неграмотной.

Во  второй половине XVII в. в русском обществе сложилось несколько подходов к воспитанию и обучению. С. Полоцкий, С. Мед-вед^ С.Яворский выступали за развитие в России западноевропейского просвещения. Обучение, по их мнению, должно было проводиться на латинском, греческом и родном языках.

Сторонниками  фекофильского образования, ориентированного на византийско-русскую традицию, выступали Е. Славинецкйй, Ф.Ртищев, К.Истомин и др. Епифаний Славинецкйй считается переводчиком на русский язык сочинения известного западноевропейского гуманиста Эразма Роттердамского «Гражданство обычаев детских». Текст этой книги разделен на вопросы и ответы: 4 — 68 посвящены значению мимики лица, жестикуляции, осанке ребенка; 69 — 78 — относились ко всему, связанному с одеждой; 79—81 — рекомендуй детям, как вести себя в церкви; 82—125 — о поведении за стодом и во время еды; 126-142 - учат, как здороваться и вести себя при встрече с родителями, учителем, сверстниками, незнакомым человеком и т.д.; 143-145 - о правилах поведения в «училище» и при возвращении домой; 146 —

158 — посвящены играм; 159— 164 — о поведении и гигиене 
Оенка. Книга и по содержанию, и по форме изложения была гА 
считана на детей. Следует отметить также, что в начале книги | е Ре
норится о необходимости в первую очередь {эелигиозно-нравещ ^ Рас
пого воспитания. Таким образом, в ней впервые было опреде/!^ го
содержание воспитания детей: овладение нормами христианс^\^е^~ 
морали; обучение свободным мудростям и овладение нормами к^\^/1енои 
турного поведения. \скои i

«Гражданство  обычаев детских» не только первый западн^ Улъ-\ ропейский памятник педагогического характера, но и первьЛ русскои культуре памятник, посвященный светскому воспитац „ детей. Важно отметить его значение для процесса социализа^ в детей того времени. ^НИЮ

Решительными  противниками всех новшеств в воспитана  Ции обучении выступали в этот период старообрядцы во главе с топопом Аввакумом. и

В целом  в конце рассматриваемого периода  в противоречу

условиях складывались предпосылки развития просветитель^ i

реформ в России. *Вых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОЦИАЛЬНОЕ  ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ  В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XIX в.

На  протяжении всего XIX в. в странах Западной Европы происходил процесс закрепления государственного руководства образованием. Это проявилось в том, что во многих развитых странах были приняты законы об обязательном начальном образовании.

большое влияние на развитие педагогической мысли оказал //. Г. Песталоцци. Кроме широко известного его педагогического опыта в приютах для бедных детей в историю востгитания И. Г. 11с-■ ылоцциТюшел й~как"автор педщогического романа «Лингард и I <'|ггруда»7 принесшего ему громкую славу и высокое звание почетного гражданина Франции. Очень важно, что И. Г. Песталоцци понимал воспитание как социальный процесс, утверждая, что обстоятельства формируют человека, как, впрочем, и он сам формирует обстоятельства.

В своей  книге «Лебединая песня» (1826) Песталоцци наряду с другими важными педагогическими  проблемами осмысливает при-родосообразность воспитания, оценивая его как важную цель всей человеческой культуры.

Система социального воспитания применительно  к одной, но самой большой социальной, группе — беднякам — получило у  него достаточно полную и законченную  разработку. Педагогические идеи 11. Г. Песталоцци долгое время служили определенным ориентиром идя развития науки об общественном воспитании в Европе.

Ф. Фребель в известном педагогическом труде «Воспитание че-•ювека» (1826) подчеркивал: внутренний мир человека диалектически превращается во внешний. Воспитание и обучение он пред-пагал организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.

Видный  немецкий философ, психолог и педагог И. Ф. Гербарт представил педагогику как самостоятельную науку. Среди многих его известных трудов можно отметить «Общую педагогику, вылеченную из целей воспитания» (1806) и «Очерк лекций по педагогике» (1835). Гербарт первый из педагогов попытался дать фило-софско-психологическое обоснование целей и средств воспитания, которое представлялось им как взаимодействие воспитателя и воспитуемого для непосредственного воздействия на душу с целью образовать ее. Основными путями достижения такой цели он считал управление, обучение и нравственное воспитание. Причем последнее как часть триединого педагогического процесса должно было формировать волю и характер будущего члена общества. Нравственное развитие должно было привести к свободному движению воспитанника по направлению к добродетели. Важную роль в этом он отводил религии.

Последователем  педагогических идей Руссо и Песталоцци, а также представителей немецкого  просвещения и классической философии  являлся видный педагог Ф.А. В.Дистервег. Важнейшими принципами воспитания он считал природосообразность, куль-туросообразность, самодеятельность. Культуросообразность, например, означала необходимость учитывать в содержании воспитания уровень культуры и воспитательный идеал общества. Это являлось признанием социальной обусловленности воспитания. Дистервег исходил из того, что каждый отдельный человек живет в определенное время и в определенном пространстве. Поэтому воспитание должно учитывать внешние условия, время, место, дух эпохи, всю современную культуру. Это была идея общечеловеческого воспитания в соответствии с социально-историческими условиями своего времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАТОРП

К XIX й. относится оформление социальной педагогики как науки. Считается, что термин «социальная педагогика» был введен Дистервегом, хотя многие исследователи считают одним из создателей социальной педагогики немецкого философа и педагога П. Наторпа (1854—1924). Известно, что Наторп получил университетское образование, был домашним учителем, преподавал в гимназии. Затем увлекся философией и в возрасте 28 лет (1882) стал приват-доцентом Марбургского университета, имея ученую степень доктора философии (1881). Вскоре он становится профессором и всю свою жизнь посвящает научной и преподавательской деятельности в этом университете.

Информация о работе Воспитание и педагогическая мысль в Византии