Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:24, доклад
После распада Римской империи в 395 г. на Западную и Восточную (Византийскую) Византия на протяжении тысячелетия являлась своеобразной наследницей эллинско-римской культуры. А в силу своего географического положения она была связующим звеном между Востоком и Западом.
Представители французского Возрождения Ф. Рабле, М. Монтескье и другие, рассматривая человека как высшую ценность, в своих сочинениях провозглашали идею гуманистического воспитания, предполагавшего духовное и физическое развитие личности.
Роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» представляет энциклопедию социальной и культурной жизни Франции эпохи Возрождения. В нем представлена своеобразная программа воспитания «свободного и благонравного человека». 11деиФ^Рабле_оказа-ли заметное влияние на педагогическую мысль позднего Возрож-дения, а'затем й^эпохи Просвещения.
Движение педагогов-гуманистов получило развитие и в других странах Европы — Германии, Испании, Нидерландах и др.ч(Э. Роттердамский, Т. Mop, X. Вивес). Э. Роттердамский в своих педагогических трудах утверждал, что полученные в молодости образование и воспитание определяют всю дальнейшую судьбу человека. Его трактат «О приличии детских нравов» (1530) — первое в Западной Европе сочинение о физическом и нравственном воспитании детей раннего возраста (в России переведен и издан в 60-е гг. XVII в. под названием «Гражданство обычаев детских»).
Одним из виднейших мыслителей эпохи Возрождения, идеи которого получили широкую известность, был Томас Мор. Его «Утопия» создана под непосредственным влиянием сочинения Платона «Государство». Разумные законы, принятые в «Утопии», а также определенная система воспитания позволили создать идеальное государство, в котором царит полная гармония. Воспитание состояло из семейного и общественного. Оно представляло собой не только нравственное совершенствование и подчинение личных интересов общественным (как у Платона), но и подготовку детей к трудовой деятельности, а также свободу в выборе профессии.
Как первостепенную социальную задачу рассматривал Т. Мор воспитание нравственности, построенное на началах религии. По мнению мыслителя, человека следует воспитывать в духе морали, отвечающей интересам общества и каждого человека.
Гуманистическим идеалом эпохи Возрождения был человек образованный, просвещенный, воспитанный в принципах высокой нравственности, физически развитый и душевно стойкий. Педагоги-гуманисты, заботясь о воспитании сильного и гордого человека, настаивали на отказе от физических наказаний и использовании таких методов нравственного воспитания, как поощрение и похвала.
Физическое воспитание считалось важной частью педагогики Возрождения. Гуманисты понимали под ним формирование не только здорового тела, но и здорового духа. Закаливание тела, гимнастика, подвижные игры, танцы, прогулки на воздухе считались важнейшими средствами физического воспитания.
Направленность воспитания и педагогической мысли в рассматриваемый период определялась культурной доминантой Средневековья, проявлявшейся в стремлении человека к идеальному миру, в религиозно-нравственном отношении к внутренней жизни, физическом и духовном аскетизме.
В целом можно отметить, что главными идеями развития педагогической мысли в эпоху Возрождения были идеи гармоничного ^развития ребенка, связь умственного, нравственного и физического воспитания, учет индивидуальных особенностей и природных способностей детей. Педагоги-гуманисты проповедовалитадею
обновления общества через просвещение и пропаганду христиан-■ I.ой нравственности. В качестве главной задачи они выдвигали воспитание нового, более совершенного человека, понимая его как общественное существо, готовое к социальной жизни. Они пыли убеждены, что знание способно сделать человека лучше. Эта социальная цель воспитания соединялась с целями интеллектуального и нравственного развития. Характерными чертами гуманистического идеала являлись социальность и гражданственность гармонично развитого человека!
Сложные
процессы в духовной жизни Европы
Средних веков вызвали
Многие реформаторские принципы отразились в новом представлении о человеке, который, сознательно усваивая нормы еван-I ельской этики, мог сам рационально организовывать свою жизнь.
Итак,
в эпоху Возрождения и
§ 5. РАЗВИТИЕ ВОСПИТАНИЯ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН, В КИЕВСКОЙ РУСИ И В РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ (ДО КОНЦА XVII в.)
До начала X в. восточные славяне прошли длительный путь своего развития. Современная наука (археология, история, языкознание и др.) располагает немалыми материалами, позволяющими представить процесс передачи жизненного социального опыта от старшего поколения младшему.
Письменные свидетельства византийских путешественников, посетивших славянские племена в VI в., отмечают гостеприимство и доброжелательное отношение к пленникам. Славянам были присущи воинское мастерство и вера в высшее божество. Отмечались также их физическая крепость и закаленность, незлобивый характер, скромность женщин.
В период
первобытного общества воспитание осуществлялось
путем включения детей в
Воспитание было равным, хотя имелись различия в воспитании детей, определяемые прежде всего полом. Если мальчиков готовили к охоте, изготовлению орудий труда, то девочек — к собирательству, ведению домашнего хозяйства, уходу за маленькими детьми. Кроме того, достигавшие половой зрелости проходили специальную подготовку, которая дополнительно к навыкам охотиться и изготавливать орудия труда развивала выносливость, дисциплину, приобщала к религиозным тайнам. Большую роль во всем этом играли нормы воспитания, обычаи и обряды, связанные с жизнью древних славян. Скажем, подготовка подростков завершалась обрядом инициации, когда они должны были доказать свою физическую и социальную зрелость. Только тогда подростки становились полноправными членами общины. Инициации закрепляли трудовые знания, умения и навыки, систему ценностей, правил поведения и мировоззренческих представлений того времени.
Обрядами сопровождались начало и конец охоты, земледельческих работ, а также торжества, похороны и т.д. Участие детей в труде и выполнение родовых обычаев и обрядов являлось источпиком накопления у них социального опыта. Таким образом, в первобытной общине у детей воспитывались качества, которые помогали им в трудовой деятельности, а также в борьбе с враждебными силами природы и набегами чужеземных племен.
Кроме того, в традициях, обычаях и обрядах концентрировался опыт прежних поколений, в их нормах поведения были запрограммированы нравственные качества члена первобытной общины (вежливость, гостеприимство, уважение старших, почитание родителей и т. п.). Важные педагогические функции выполняли и такие средства воспитания, как предания, легенды, сказки, колыбельные песни, приговоры и пестушки. Высшим идеалом добра почитались сила, храбрость, самообладание. На это была направлена вся система воспитания первобытных родовых общин.
Постепенно
развитие экономических процессов
приводит к
выделению из родоплеменного коллектива
малой семьи как са-
мостоятельной хозяйственной ячейки.
Имущественное и социаль-
ное неравенство приводит к обособлению
различ!тых^оциальных
слоев. В VI — IX вв. у восточных славян появились
общинники-зем-
ледельцы71зёмеслет1лгик^^ жреч
Этот процесс"инпсит заметные изменеТШяГТТпедагогическую практику и превращает воспитание из всеобщего, равного в семейно-сословиое. Оно начинает приобретать свои специфические черты и ориентироваться на свой идеал. 1Дели, содержатттте^фоггмы воспитания для разных социальным групп становились разными. Объединяло их то, что воспитание осуществлялось в соответствии с языческим мировоззрением древних славян.
Высшая цель воспитания воплощалась в образах идеального героя, специфического для каждой социальной группы: одних он ориентировал на подготовку к руководству жизнью общины, других — на овладение священного знания, третьих — на приобщение к трудовой деятельности.
Воспитание детей начиналось прежде всего в семье. С момента появления на свети до 3 —4-летнего возраста ребенок находился на попечении матери, которой помогали и другие члены семьи. Поощрялись игры, развивавшие у детей силу, ловкость, смекалку. Ребенка, вскармливаемого грудью, называли дитя. К молодым относили детей 3 — 6 лет. В Древней Руси младенчество называли безгреховным и неразумным периодом, который длился до 6 — 7 лет. Именно с этого возраста начинали учить, приводить к исповеди, наказывать.
С 7 до 12 лет ребенка называли чадо, а подростка 12—15 лет — отрок. Ребенку в древнерусской литературе места не находилось. Проблема возрастных особенностей детей и методов их воспитания сводилась лишь к кратким высказываниям. Отсутствовали и специальные педагогические наставления по воспитанию детей.
У восточных славян была распространена такая форма воспитания, как ремесленное ученичество, когда ученик жил в семье мастера, помимо ремесла вводившего мальчика в круг моральных ценностей и религиозных представлений, принятых в этой среде.
В соответствии со сложившимися у славян обычаями, дети знати отдавались до 7 —8 лет на воспитание в другую семью (традиция воспитательства, «кормильства» или «кумовства»).
Большую роль в рассматриваемый период имела военная подготовка подростков, а также профессиональное овладение военным искусством будущих дружинников, которая осуществлялась в специальных домах — гридницах. Таким образом, воспитание у восточных славян все более приобретало семейно-сословный характер.
Новые
основания в древнерусское
Важно,
что христианство не выделяет педагогику
в особую сферу
своего влияния, поскольку оно само направлено
именно на вос-
питание человека, являет собой некую
морально-религиозную
школу человечества. Объект воспитания
— человек — в соответ-
ствии с христианскими воззрениями состоит
из двух ипостасей —
души и плоти. И если душа по определению
отцов церкви — су-
щество бессмертное, живое и разумное,
то плоть является слу-
жанкой души. Только через душу возможен
контакт с Богом. Цель
восщшат^^ — спасение души. Отсюда
и за-
Дача"наставника, педагога — направить человека на путь спасения, научить преодолевать свою греховную сущность. Все педагогические усилия сконцентрированы на работе над человеческой душой. Именно она становится не только объектом педагогического воздействия, но и его целью.
Особую_роль играла доступная для широких кругов населения церковно-учительская литература, которая охватывала широкий круг морально-нравственных проблем и разъясняла основы православия в краткой и образной форме. Существовало немало житий и поучений, они служили для христианина своеобразным компасом и опорой в повседневной жизни, учили людей жить в соответствии с нормами христианской этики, предостерегали от их нарушения.
Среди наиболее распространенных поучений можно назвать •Изборник» 1076 г., — собрание текстов воспитательной, а не познавательной, как «Изборник» 1073 г., направленности. Тематика слов и поучений «Изборника» 1076 г. носит преимущественно морально-нравственное содержание и адресована детям.
Ценные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержатся в «Поучении детям» Владимира Мономаха (1096). Одним из важнейших средств воспитания детей Мономах считал образование: «...чего не умеете, тому учитесь». Большое внимание и «Поучении детям» уделено идее деятельности, развитию у детей инициативы и самодеятельности, приучению их к преодолению трудностей. Труд вменялся в обязанность всем. Дети должны были все делать сами, помогать в доме. Участие в труде, поучает Мономах, предупреждает от такого нравственного порока, как лень. Он предостерегает от лжи и блуда, говорит о необходимости вырабатывать у детей прилежание и учтивость.
Владимир Мономах в «Поучении детям» особо отмечает необходимость военно-физического воспитания, основу которого должны составлять тренировки и охота. Именно они обеспечивают развитие силы, выносливости, быстроты, смелости, отваги, бесстрашия. Большое место в «Поучении детям» отведено значению воспитательного воздействия на детей личного примера старших, приучению их к соблюдению общечеловеческих норм морали: повиноваться старшим, уважать равных себе и младших, не позволять сильным обижать слабых, сочувствовать горю других, творить добро и т. п.
Выдвинутые Мономахом идеи оказали большое влияние на развитие педагогической мысли в Древней Руси.
Ключевым понятием в христианском воспитании является «Страх Господень». В Священном Писании неоднократно утверждается, что «Страх Божий есть начало добродетели». Страх Божий — это страх за спасение своей бессмертной души, который побуждает к совершению богоугодных деяний, вызывает трепет и раскаяние за неблаговидные поступки. Он очищает и преображает человека, помогает отрешиться от страстей и порочных желаний.
Информация о работе Воспитание и педагогическая мысль в Византии