Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 16:00, курсовая работа
Цель исследования: выявить возможности художественной литературы как средства воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: художественная литература как средство воспитания культуры поведения дошкольников.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы.
1.1. Проблема воспитания культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы в психолого-педагогических исследованиях……………………………………………………………………..7
1.2. Особенности восприятия произведений художественной литературы старшими дошкольниками………………………………………...10
1.3. Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………………..16
Выводы по I главе…………………………………………………………20
Глава 2. Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
2.1. Выявление уровня воспитания дошкольников средствами художественной литературы ……………………..…………………………….21
2.2.Динамика развития воспитания дошкольников средствами художественной литературы……………………………………………………22
2.3.Содержание работы по воспитанию культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы……………………..25
Выводы по II главе………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………..29
Литература……………………………………………..………………….31
Приложение……………………………………………………………….34
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный университет
им. Н. И. Лобачевского»
Арзамасский филиал
Факультет дошкольного и начального образования
Кафедра педагогики дошкольного и
начального образования
Купрюшкина А. Д.,
31 группа
Курсовая работа
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Проверила:
Ушенина Т.Н.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы.
1.1. Проблема воспитания культуры
поведения старших дошкольников средствами
художественной литературы в психолого-педагогических
исследованиях……………………………………………
1.2. Особенности восприятия
произведений художественной литературы
старшими дошкольниками………………………………………..
1.3. Художественная литература
как средство воспитания культуры поведения
у детей старшего дошкольного возраста…………………………..16
Выводы
по I главе…………………………………………………………20
Глава 2. Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
2.1. Выявление уровня воспитания дошкольников средствами художественной литературы ……………………..…………………………….21
2.2.Динамика развития
2.3.Содержание работы по воспитанию культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы……………………..25
Выводы по II главе………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………..…
Приложение……………………………………………………
Введение
Основным принципом
Культура поведения
В содержании программы культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.
Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
Формировать у ребёнка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.
Культура общения
Культурно-гигиенические навыки предусматривают содержание ребёнка в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви.
Мы считаем, что проблема воспитания культуры поведения у дошкольников актуальна, так как культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми. Прививая ребенку навыки культурного поведения, мы вносим вклад в развитие общества.
Исследования В.И. Логиновой, М.А. Саморуковой, Л.Ф Островской, С.В. Петериной, Л.М. Гурович показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста является художественная литература. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
В связи с этим возникает противоречие между тем, что у детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать культуру поведения и тем, что в дошкольных образовательных учреждениях эта работа ведется не систематически, а такое эффективное средство как художественная литература используется эпизодически.
Проблемой нашего исследования является использование художественной литературы для воспитания культуры поведения у дошкольников.
Цель исследования: выявить возможности художественной литературы как средства воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: художественная литература как средство воспитания культуры поведения дошкольников.
Опытно-экспериментальной базой исследования является МБДОУ №18, города Арзамаса.
Цель, предмет, объект и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
1.Изучить сущность проблемы в научной и методической литературе;
2.Определить значение художественной литературы в воспитании культуры поведения у дошкольников;
3.Выявить уровень сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Достижение целей и решение задач, поставленных в исследовании, проверка гипотезы потребовали на каждом этапе работы использования комплекса взаимодополняющих методов научного исследования: обзорно-аналитический метод; метод психологического исследования; экспериментальный метод; математические методы обработки данных и результатов; наблюдение; метод анализа продуктов деятельности; беседа.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В ходе решения поставленных задач использовались такие методы, как теоретический анализ литературы по теме исследования, наблюдение, беседы с воспитателем и детьми.
Таким образом, согласно исследованиям Н.В. Виноградовой, Л.Ф. Островской, С.В. Петериной, формировать у детей навыки культурного поведения, воспитывать сознательное, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста. В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения, мало и несистематично используют художественную литературу в качестве средства воспитания культуры поведения.
Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы
1.1. Проблема воспитания культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы в психолого-педагогических исследованиях
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.
Одной из основных задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание культуры поведения.
Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие ученые как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Т. Ерофеева, Т. Яковенко, О.В. Защиринская, Л.Ф. Островская и др.
В педагогическом словаре культура поведения определяется как совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.
Т.И. Бабаева дает следующее определение: культура поведения – широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в системе наиболее значительных, жизненно важных отношений к людям, к труду, к предметам материальной и духовной культуры. [8]
В.А. Сластенин рассматривает культуру поведения через такие ее компоненты, культура общения, культура речи, культура внешности и бытовая культура.
И.Н. Курочкина определяет культуру поведения как совокупность форм и способов поведения, отражающих нравственные и эстетические нормы, принятые в обществе. [11]
Мы взяли за основу определение «культура поведения» данное С.В, Петериной. Культура поведения - совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. [15]
В содержании культуры поведения дошкольников выделим следующие компоненты:
- культура деятельности,
- культура общения,
- культурно-гигиенические навыки и привычки.
По С.В. Петериной, формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относится к игрушкам, вещам, книгам. [15]
Культура общения
Культурно-гигиенические навыки включают опрятность, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви.
Мы считаем, что применительно
к старшему дошкольному возрасту
культуру поведения следует
В старшем дошкольном возрасте деятельность педагога по воспитанию культуры поведения строится с учетом достигнутого детьми уровня воспитанности и направлена на то, чтобы закрепить и сделать привычными усвоенные положительные формы поведения, а также познакомить детей с новыми правилами культуры поведения, расширить «социальную зону» их применения, сформировать новые ценные привычки. [2]
Согласно исследованиям С.В. Петериной, И.Н. Курочкиной, Л.Ф. Островской в старшей группе содержание культуры поведения следует обогащать по следующим направлениям. Усложняются правила поведения. Известные правила детализируются и требуют от детей более гибкого, осознанного поведения: культура поведения по отношению к знакомым и незнакомым людям, малышам, престарелым и т. п. Повышаются требования к культуре общения: держаться естественно; разговаривая, смотреть в глаза собеседника; приветливо отвечать на вопросы; не уходить, если разговор не закончен. Обращается внимание детей на позу, жесты, мимику как показатели сдержанности, подтянутости.