Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 16:00, курсовая работа
Цель исследования: выявить возможности художественной литературы как средства воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: художественная литература как средство воспитания культуры поведения дошкольников.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы.
1.1. Проблема воспитания культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы в психолого-педагогических исследованиях……………………………………………………………………..7
1.2. Особенности восприятия произведений художественной литературы старшими дошкольниками………………………………………...10
1.3. Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………………..16
Выводы по I главе…………………………………………………………20
Глава 2. Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
2.1. Выявление уровня воспитания дошкольников средствами художественной литературы ……………………..…………………………….21
2.2.Динамика развития воспитания дошкольников средствами художественной литературы……………………………………………………22
2.3.Содержание работы по воспитанию культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы……………………..25
Выводы по II главе………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………..29
Литература……………………………………………..………………….31
Приложение……………………………………………………………….34
Петерина утверждает, что
у детей старшей группы необходимо
активно и последовательно
Исследования Т.И. Бабаевой,
И.Н. Курочкиной показали, что выполнение
правил культурного поведения старшие
дошкольники начинают мотивировать
желанием учесть интересы окружающих,
стремлением сохранить
В.И. Логинова, М.А. Саморукова, Л.Ф Островская называют следующие методы воспитания культуры поведения у дошкольников: этическая беседа, различные виды игр (подвижные, музыкальные, со строительным материалом, театрализованные, народные, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно печатные), чтение произведений художественной литературы, создание проблемных ситуаций. [14, 15]
Н.А. Ветлугина и Т.Г. Казакова выделяют сюжетно-ролевую игру и этические беседы как наиболее эффективные методы воспитания культуры поведения у детей. [6]
С.В. Петерина с целью формирования у дошкольников культуры поведения предлагает использовать коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, специально разработанные ею. Одним из наиболее эффективных методов воспитания культуры поведения С.В. Петерина считает этические беседы.
Одна из возможных основ этической беседы - художественная литература.
Таким образом, старший дошкольный
возраст – благоприятный период
для формирования у дошкольников
культуры поведения. Под культурным
поведением мы будем понимать умение
устанавливать дружеские
Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения. Для правильного ее использования в педагогическом процессе необходимо знать особенности восприятия старшими дошкольниками произведений художественной литературы.
1.2. Особенности восприятия произведений художественной литературы старшими дошкольниками
В психологической литературе существуют разные подходы к определению восприятия. Так, Л.Д. Столяренко рассматривает восприятие как психологический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. [5]
С.Л. Рубинштейн под восприятием понимает чувственное отражение предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. [21]
По проблеме восприятия художественного произведения работали многие исследователи, такие как О.И. Никифорова, И.Л. Зимняя, Н.Н. Светловская, М.И. Окорокова, Н.Г. Морозова.
По мнению М.Р. Львова, воспринимая произведение на слух, ребенок, через форму, предъявленную исполнителем, ориентируясь на интонацию, жесты, мимику проникает в содержание произведения. [1]
Л.Н. Рожина писала, что ''полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Оно представляет собой сложный процесс, который непременно включает возникновение того или иного отношения, как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нем изображена. [20]
Психологи выделяют два типа
отношения к художественному
миру произведения. Первый тип отношения
– эмоционально-образный – представляет
собой непосредственную эмоциональную
реакцию ребенка на образы, стоящие
в центре произведения. Второй –
интеллектуально-оценочный –
Возрастная динамика понимания
художественного произведения может
быть представлена как некий путь
от сопереживания конкретному
Поскольку художественный текст
допускает возможность
В трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное содержание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. [7]
О.И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).
Художественное восприятие
ребенка на протяжении дошкольного
возраста развивается и
Процесс развития художественного
восприятия очень заметен в дошкольном
возрасте. Понять, что художественное
произведение отражает типичные черты
явлений, ребенок может уже в 4—5
лет. Исследователи отмечают такую
особенность художественного
Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого. [9]
Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.
Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.
В работе со старшими дошкольниками
продолжают активно использоваться
малые фольклорные жанры. Приговорки
издавна употребляются в
Старший дошкольный возраст – качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. В отличие от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственного художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему.
Таким образом, художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у старших дошкольников. Однако для грамотного использования художественной литературы в воспитании культуры поведения у детей необходимо знать методику.
1.3. Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Под средствами в педагогике понимают предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Одной из задач в формировании личности старшего дошкольника является воспитание культуры поведения. К средствам воспитания культуры поведения следует отнести развивающую среду, игру, художественную литературу.
Велика роль занятий по чтению художественной литературы. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.
Художественная литература
воздействует на чувства и разум
ребенка, развивает его восприимчивость,
эмоциональность. По словам Б. М. Теплова,
искусство захватывает
Используя художественную литературу
как средство воспитания культуры поведения,
педагог должен обратить особое внимание
на отбор произведений, методику чтения
и проведения бесед по художественным
произведениям с целью
Отбирая литературу для детей,
нужно помнить, что моральное, нравственное
воздействие литературного
Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним. От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог как на занятиях, так и вне их.
Автор «Программы воспитания
и обучения в детском саду»
М.А. Васильева говорит о важности
тематического распределения
Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других. Ими разработано несколько критериев: