Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 16:00, курсовая работа
Цель исследования: выявить возможности художественной литературы как средства воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: художественная литература как средство воспитания культуры поведения дошкольников.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы.
1.1. Проблема воспитания культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы в психолого-педагогических исследованиях……………………………………………………………………..7
1.2. Особенности восприятия произведений художественной литературы старшими дошкольниками………………………………………...10
1.3. Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………………..16
Выводы по I главе…………………………………………………………20
Глава 2. Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
2.1. Выявление уровня воспитания дошкольников средствами художественной литературы ……………………..…………………………….21
2.2.Динамика развития воспитания дошкольников средствами художественной литературы……………………………………………………22
2.3.Содержание работы по воспитанию культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы……………………..25
Выводы по II главе………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………..29
Литература……………………………………………..………………….31
Приложение……………………………………………………………….34
- идейная направленность книги (например, моральный облик героя);
- высокое художественное
мастерство, литературная ценность.
Критерием художественности
- доступность литературного
произведения, соответствие возрастным
и психологическим
- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
- конкретные педагогические задачи.
Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании книги. Поэтому Л.М. Гурович, В.И. Логинова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, С.В. Петерина указывают на важность проведения этической беседы о прочитанном.
Готовясь к беседе, педагог
должен продумать, какой аспект культурного
поведения он собирается раскрыть перед
детьми с помощью данного
Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Вопросы должны побуждать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям.
Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным.
Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные произведения, например рассказ В. Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик». В обоих рассказах описываются душевные переживания мальчиков, связанные с тем, что по их вине в одном случае собака, в другом — котенок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам. На занятии целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребенок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников. Учитывая, что дети уже знакомы с рассказом Н. Носова «Карасик» и, следовательно, уже должны были осознать подобный ход событий, содержание вопросов к ним по рассказу В. Осеевой «Почему?» меняется. Теперь воспитатель выясняет умение детей сравнивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее представления; кроме того, ставится конкретная цель: закрепить возникшие у детей чувства и представления о том, что переносить свою вину на другого — это несправедливо, нечестно.
Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.
Таким образом, беседы по содержанию
произведений художественной литературы
способствуют формированию у детей
нравственных мотивов культурного
поведения, которыми он в дальнейшем
руководствуется в своих
Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по I главе.
Старший дошкольный возраст – качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. В отличие от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственного художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему.
Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения. Для правильного ее использования в педагогическом процессе необходимо знать особенности восприятия старшими дошкольниками произведений художественной литературы.
Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.
Глава 2. Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
2.1. Выявление уровня культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
Экспериментальная работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 15 человек в течение недели.
Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня сформированности навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Нами были поставлены следующие задачи:
Провести беседу с воспитателями;
Провести беседу с детьми;
Провести анкетирование родителей;
Пронаблюдать за поведением детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Разработать критерии уровня сформированности навыков культурного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач нами была проведена беседа с воспитателями и детьми, анкетирование родителей, наблюдение за поведением детей, анализ методических рекомендаций по вопросам воспитания культуры поведения у дошкольников.
При проведении беседы с воспитателями мы стремились выяснить, используют ли они художественную литературу в работе по воспитанию у детей культуры поведения.
2.2. Динамика развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
Используя методические рекомендации ряда авторов – И.Н. Курочкиной, С.В. Петериной, А.М. Счастной и др., нами были определены критерии уровней сформированности навыков культурного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Низкий уровень – ребенок
умеет содержать в порядке
место, где он трудится, занимается,
играет, но у него отсутствует привычка
доводить начатое дело до конца; он
не всегда бережно относится к
игрушкам, вещам, книгам. У ребенка
отсутствует интерес к
Средний уровень – дети имеют выраженную привычку доводить начатое дело до конца; бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Дети уже осознанно интересуются чем-то новым, более активны на занятиях. В процессе общения со взрослыми дети основываются на уважении, доброжелательном контакте, сотрудничестве, но это не всегда проявляется в общении со сверстниками. Дети более самостоятельны, у них имеется неплохой запас слов, что помогает им в выражении своих мыслей и эмоций. Они всегда стараются соблюдать требования гигиены: следят за опрятностью, содержанием в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви и др. Дети пытаются решить конфликт, выслушав мнение другого ребенка, но продолжая настаивать на своем. У детей не всегда получается договориться о совместных действиях, они предпочитают, чтобы другие приняли их точку зрения, однако иногда уступают. Помогают другим детям или взрослым по просьбе воспитателя, не проявляя самостоятельной инициативы.
Высокий уровень – ребенок
умеет содержать в порядке
место, где он трудится, занимается,
играет; имеет привычку доводить начатое
дело до конца, бережно относится
к игрушкам, вещам, книгам. У ребенка
присутствует естественная тяга к интересным,
содержательным занятиям, он дорожит
собственным временем и временем
окружающих его людей. Малыш в
состоянии регулировать свою деятельность
и отдых, быстро и организованно
выполнять гигиенические
Выявляя уровень сформированности
культурно-гигиенических
При определении уровня культуры общения мы наблюдали, как ребенок ведет себя во время разговора, какие формы обращения использует, умеет ли слушать собеседника.
Определяя уровень сформированности культуры деятельности, мы обращали внимание на то, как организует ребенок свое рабочее место, время, убирает ли за собой, какими видами деятельности предпочитает заниматься.
Выявляя уровень культуры взаимоотношений, мы прежде всего обращали внимание на то, как ребенок взаимодействует с другими детьми и взрослыми, договаривается о совместных действиях, решает конфликтные ситуации, соблюдает ли нормы культурного поведения.
Чтобы выявить уровень сформированности навыков культурного поведения у каждого ребенка, была введена шкала в баллах от 1 до 5:
- низкий уровень;
2-3 - средний уровень;
4-5 – высокий уровень.
Результаты представлены в таблице 1. (см. приложение)
Анализ результатов таблицы показал, что 46% детей имеют высокий уровень сформированности навыков культуры поведения, 46% - средний, и только 1 ребенок (что составляет 6% от числа детей) имеет низкий уровень.
Также из таблицы видно, что лучше всего у детей развита культура взаимоотношений со сверстниками, а меньше всего – культура деятельности.
Таким образом, результаты экспериментальной работы позволили нам выявить исходный уровень сформированности навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
2.3. Содержание работ по культуре поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
В беседе с воспитателями мы выяснили, что они считают важной и необходимой работу по воспитанию культуры поведения у детей в детском саду. В числе средств воспитания культуры поведения называют и художественную литературу. Без труда привели примеры сказок, рассказов, поговорок, используемых для воспитания культуры поведения (например, «Волшебное слово» Осеевой, «Приключения Незнайки и его друзей» Носова и др.). Рекомендаций по улучшению работы по воспитанию культуры поведения не называют, указывая, что в детском саду созданы все необходимые условия.
Таким образом, на основе проведенной беседы можно сделать вывод о том, что воспитатели понимают смысл и значение воспитания культуры поведения у дошкольников, используют в своей работе произведения художественной литературы.
Мы проводили анкетирование родителей. Анализ данных свидетельствует о том, что родители понимают культуру поведения узко – в основном как умение вести себя в общественных местах. Работа по воспитанию культуры поведения в семье ведется, но родители используют ограниченный набор средств. В частности, никто не назвал личный пример как средство воспитания культуры поведения. Все родители читают детям произведения художественной литературы, но некоторые не осознают их значимости для воспитания культуры поведения детей.
Беседа с детьми показала, что все дети считают себя культурными. Однако, по их мнению, быть культурным, значит здороваться при встрече, быть вежливым в общении со старшими. Только один ребенок сказал, что культурный человек, это тот, который вежливо разговаривает и со взрослыми, и со сверстниками, аккуратно выглядит, умеет вести себя в общественных местах, за столом. То есть дети не до конца осознают понятие «культурный» и в этом направлении следует продолжать работать.
Также мы проводили наблюдение за поведением детей, а именно за их культурой общения, культурой деятельности, культурно-гигиеническими навыками и культурой взаимоотношений.
Под культурно-гигиеническими навыками мы понимаем действия, связанные с поддержанием чистоты и порядка. Условно разделим их на четыре разновидности: навыки личной гигиены, навыки культуры питания, навыки бережного отношения к вещам и навыки поддержания порядка и чистоты в окружающей среде.
Наблюдение показало, что
большинство детей