Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 16:00, курсовая работа
Цель исследования: выявить возможности художественной литературы как средства воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: художественная литература как средство воспитания культуры поведения дошкольников.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы.
1.1. Проблема воспитания культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы в психолого-педагогических исследованиях……………………………………………………………………..7
1.2. Особенности восприятия произведений художественной литературы старшими дошкольниками………………………………………...10
1.3. Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста…………………………..16
Выводы по I главе…………………………………………………………20
Глава 2. Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
2.1. Выявление уровня воспитания дошкольников средствами художественной литературы ……………………..…………………………….21
2.2.Динамика развития воспитания дошкольников средствами художественной литературы……………………………………………………22
2.3.Содержание работы по воспитанию культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы……………………..25
Выводы по II главе………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………..29
Литература……………………………………………..………………….31
Приложение……………………………………………………………….34
Под культурой общения мы понимаем совокупность сформированных социально значимых качеств личности, которые определяют способ её существования, способность вносить изменения в действительность.
Все без исключения дети здороваются и прощаются с взрослыми, используют вежливые формы обращения, такие как «пожалуйста», «спасибо». Однако половина детей не использует эти навыки общения со сверстниками. Некоторые дети не считают нужным здороваться с детьми в группе, вежливо к ним обращаться. Следует отметить, что дети обращаются друг к другу по имени, не обзываются.
Культуру деятельности мы наблюдали во время занятий, в играх, выполнения трудовых поручений.
Дети готовят к занятию необходимое оборудование – достают ручки, блокноты и др., убирают рабочее место после занятия. Однако большинство детей делают это неохотно, подчиняясь требованию воспитателя. М. Ш., В. К. и М. А. с удовольствием помогают воспитателю навести порядок в группе после занятий, например, моют стаканчики и кисточки после рисования, чистят доски от пластилина и т. п. У детей наблюдается тяга к интересным, содержательным занятиям. Они умеют подбирать игровой материал в соответствии с игровым замыслом.
Наблюдая за культурой взаимоотношений, мы выяснили следующее. Дети не всегда подчиняются требованиям педагога. М. А., А. П. часто перебивают воспитателя, вмешиваются в разговор взрослых. В игре дети умеют договариваться о совместных действиях, решают конфликтные ситуации часто без участия педагога. Дети не дерутся, если возникают спорные вопросы, многие обсуждают ситуацию и приходят к общему мнению, только иногда прибегая к помощи взрослого для решения конфликта.
Однако дети не любят делиться игрушками, не уступают даже по просьбе воспитателя. При этом обижаются, когда другой ребенок что-нибудь им не даст, осуждают его поведение, несмотря на то, что сами ведут себя также.
Если ребенок и согласится поделиться игрушкой, то требует что-нибудь взамен. Однако Э. И. и М. К. бескорыстно делятся игрушками.
Дети приходят на помощь
друг другу без напоминания
Выводы по II главе.
Для решения поставленных задач нами была проведена беседа с воспитателями и детьми, анкетирование родителей, наблюдение за поведением детей, анализ методических рекомендаций по вопросам воспитания культуры поведения у дошкольников.
Определяя уровень сформированности культуры деятельности, мы обращали внимание на то, как организует ребенок свое рабочее место, время, убирает ли за собой, какими видами деятельности предпочитает заниматься.
Выявляя уровень культуры взаимоотношений, мы прежде всего обращали внимание на то, как ребенок взаимодействует с другими детьми и взрослыми, договаривается о совместных действиях, решает конфликтные ситуации, соблюдает ли нормы культурного поведения.
Заключение
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания культуры поведения в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Такие исследователи, как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Л.Ф. Островская и др. говорят о значимости воспитания культуры поведения у дошкольников.
Исследования В.И. Логиновой, М.А. Саморуковой, Л.Ф Островской, С.В. Петериной, Л.М. Гурович показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста является художественная литература. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
До проведения практической
части нами были рассмотрены проблемы
воспитания культуры поведения у
детей старшего дошкольного возраста
в психологической и
Констатирующий этап эксперимента проводился с детьми старшего дошкольного возраста и заключался в выявлении уровня сформированности навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
В результате проведения беседы с воспитателями мы выяснили, что они понимают смысл и значение воспитания культуры поведения у дошкольников, используют в своей работе произведения художественной литературы.
Анализ анкет с родителями выявил, что работа по воспитанию культуры поведения в семье ведется, но родители используют ограниченный набор средств. Все родители читают детям произведения художественной литературы, но некоторые не осознают их значимости для воспитания культуры поведения детей.
Анализ наблюдения за детьми
показал, что половина детей имеет
высокий уровень
В результате исследования проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста мы сделали следующие выводы:
Старший дошкольный возраст – благоприятный период для формирования у детей навыков культурного поведения;
Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения;
Воспитателями и родителями недостаточно используется художественная литература для воспитания культуры поведения.
В связи с этим можно рекомендовать воспитателям чаще использовать художественную литературу для воспитания у детей привычек культурного поведения; провести с родителями беседу на тему воспитания культуры поведения у дошкольников, раскрыть средства и особенности их использования.
Литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений. -М.: Академия, 1997. - 400 с.
2. Бархатова. Воспитание культуры поведения / Дошкольное воспитание. - № 11 – 1989.
3. Белинский В.Г. О детских книгах // Собр. соч. – М., 1978. – Т. 3. С. 61.
4. Бениаминова М.В. Воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада. – М.: Медицина, 1991
5. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения. //Начальная школа – 1989 - №5 с. 16-20
6. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. – М.: Просвещение, 2002.
7. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада / Н.А. Ветлугина, Р.С. Буре, Т.И. Осокина и др.; Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1987.
8. Гурович Л. М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада /Под редакцией В.И. Логиновой/. – М.,1992
9. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – М.: Детство-Пресс, 2006. – 243с.
10. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. психологические труды.– М., 1996.– Т. 1.– С. 66.
11. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений – 5-е изд., испр. – М.: Изд. Центр «Академия», 2005.
12. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2001. № 9. С.98-104.
13. Курочкина И.В. О культуре поведения и этикете // Дошкольное воспитание. 2003. №11. С.61-65
14. Курочкина И.В. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М.: Владос, 2003. – 224с.
15. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн.2. Возрастная психология. – М.: Просвещение – Владос, 1994.
16. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М., 1990.
17. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. – М., 1987. – с. 143
18. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – 96с.
19. Портянкина «Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения». // Д/в №1 - 1989 г.
20. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.– 208 с.
21. Программа «Развитие» (основные положения) / Докт. психол. наук, науч. рук. Л.А. Венгер, докт. психол. наук О.М. Дьяченко и др. – М.: Новая школа, 1994. – 64с.
22. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С. Якобсон, Е. Соловьева, Т. Гризик, В. Гербова. – М.: Просвещение, 2003. – 80с.
23. Рожина Л.Н. Психология воспитания литературного героя школьниками /Л.Н. Рожина – М.: Просвещение.- 1977. – 158 с.
24. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М., 1946. С. 465-471.
25. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. – М.: Учпедгиз, 1972. – 144с.
26. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Педагогика. – 2000. – № 6. – С. 96.
27. Усова А.Л. Обучение в детском саду. – М.: Просвещение. 1998.
28. Шаповаленко И.В. Возрастная психология – М.: Гардарики, 2005.
29. Юдина «Уроки вежливости».// Д/в №4 - 1988.
30. Яковенко Т., Ходонецких З. «О воспитании культурно-гигиенических навыков». // Д/в №8 – 79.
Приложение
Таблица 1. Результаты по выявлению исходного
уровня сформированности навыков культурного
поведения у детей старшего дошкольного
возраста
Ф. И. ребенка |
Культурно – гигиенические навыки |
Культура общения |
Культура деятельности |
Культура взаимоотношений |
Средний балл |
Уровень | ||
Со взрослыми |
Со сверстниками |
Со взрослыми |
Со сверстниками | |||||
М. А. |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1,7 |
Средний |
К. Ч. |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1,3 |
Низкий |
М. Ш. |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3,7 |
Средний |
Э. И. |
5 |
5 |
5 |
3 |
4 |
5 |
4,5 |
Высокий |
С. Ж. |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3,5 |
Средний |
М. К. |
4 |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
Высокий |
В. С. |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2,7 |
Средний |
В. К. |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
2 |
Средний |
Д. К. |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
5 |
4,2 |
высокий |
А. П. |
4 |
2 |
2 |
4 |
3 |
3 |
3 |
средний |
А. С. |
4 |
4 |
4 |
2 |
4 |
4 |
3,7 |
средний |
С. З. |
4 |
5 |
4 |
3 |
4 |
5 |
4,2 |
высокий |
С. Е. |
4 |
5 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3,9 |
высокий |
А. Б. |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
4,8 |
высокий |
П. Я. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
высокий |
Средний балл |
3,5 |
3,7 |
3,3 |
2,7 |
3,4 |
3,9 |
3,4 |