Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 09:18, реферат

Описание работы

Цель: анализ ситуаций поведения и определение методов и приёмов воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- рассмотреть понятия "нормы поведения", "культура поведения";
- определить индивидуальные особенности развития детей старшего дошкольного возраста;
- раскрыть методику воспитания культуры поведения старших дошкольников.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………2-4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………….5-33
1.1 Индивидуальные особенности дошкольников……………………….5-11
1.2 Характеристика понятия "культура поведения".
Этические нормы………………………………………………………….11-13
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………………………….13-33
2.1. Общение педагога с детьми как важный фактор поведения ……...14-25
2.2. Влияние художественной литературы и этических бесед на поведение дошкольников …………………………………………………………………….25-33
Заключение ……………………………………………………………….34-39
Список использованной литературы ……………………………………39-42

Файлы: 1 файл

Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возра.rtf

— 696.03 Кб (Скачать файл)

Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Введение ……………………………………………………………………2-4

Глава I. Теоретические аспекты в воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….5-33

1.1 Индивидуальные особенности дошкольников……………………….5-11

1.2  Характеристика понятия "культура поведения".

Этические нормы………………………………………………………….11-13

Глава II. Методика воспитания культуры поведения старших дошкольников………………………………………………….13-33

2.1. Общение педагога с детьми как важный фактор поведения ……...14-25

2.2. Влияние художественной литературы и этических бесед на поведение дошкольников …………………………………………………………………….25-33

Заключение ……………………………………………………………….34-39

Список использованной литературы ……………………………………39-42

 

 

 

 

 

 

Введение

Нравственное воспитание - процесс приучения детей к моральным человеческим ценностям и определенному социуму. Со временем ребенок привыкает и понимает  принятые в обществе людей правила поведения, присваивает способы и формы выражения отношения к себе и к людям. Как результат такого воспитания - появление и утверждение в личности нравственных качеств.

Детство - очень важный период в культурном становлении личности дошкольника. С помощью конкретных педагогических воздействий, знакомству ребенка с нормами поведения в процессе разной деятельности (игры, труда), культура поведения ребенка становится на новый высший уровень.

Этичное отношение к другим людям, эстетику поведенческих манер и соблюдение правил этикета, принятых в обществе, и составляет воспитание культуры поведения у ребят.

Культура поведения - признак хорошего воспитания. Именно поэтому культура поведения и ее воспитание у детей является обязательной и важной частью процесса воспитания, как и обучение грамоте, музыке, иностранному языку.

Основные причины, доказывающие важность вопроса воспитания культуры поведения:

1.  Под влиянием различных ситуаций в окружающей среде  у дошкольников формируются качества личности как положительные, так и отрицательные, что определяют дальнейшие поступки, знания и представления, чувства и отношения, навыки и привычки, мотивы.

2.  Для детей старшего дошкольного возраста характерна произвольность, что регулирует и контролирует стабильность поведения.

3.  У детей-дошкольников достаточно неустойчивые привычки поведения, что указывает на систематическую работу воспитателя, обязательно учитывая при этом индивидуальные особенности детей.

4.  Процесс формирования культуры поведения сложный и поэтому не следует рассчитывать на оперативный результат. Воспитатель должен подбирать разные методы и приемы и терпеливо добиваться нужного результата.

Моральное воспитание нашло свое определение в разных педагогов давних времен. В Древней Греции идеальным считался тот, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении.

По мнению греческого философа Сократа (469-399 г. г. до н. э), прежде всего необходимо познать себя и довести свою культуру поведения до совершенства. Это и есть главная цель воспитания.

В философии Аристотеля (384 - 322 г. г. до н. э.), большое значение имели навыки и упражнения в нравственных поступках. Основные три источники воспитания - развитие навыков, природные задатки и разум. [21]

О культуре поведения было упомянуто и детально рассмотрено в произведениях Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Дж. Локка и других.

Среди отечественных философов-просветителей можно отметить А. И. Герцена, В.Г. Белинского, А. Н. Радищева, которые считали моральное воспитание необходимым условием для гармоничного развития личности.

Современные педагоги и психологи И. Н. Курочкина, В. И. Петрова, С. Н. Николаева и другие также интересуются данной проблемой. [15]

Таким образом, тема воспитания культуры поведения имеет актуальность и в давние времена, и сейчас.

Цель: анализ ситуаций поведения и определение методов и приёмов воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Объект: процесс воспитания культуры поведения старших дошкольников.

Предмет: культура поведения детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- рассмотреть понятия "нормы поведения", "культура поведения";

- определить индивидуальные особенности развития детей старшего дошкольного возраста;

- раскрыть методику воспитания культуры поведения старших дошкольников.

Методы: анализ педагогической, методической литературы и передового опыта по теме воспитания культуры поведения и ее формирование у старших дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Теоретическое и методическое обоснование по организации работы по воспитанию культуры поведения и отношений детей старшего дошкольного возраста 

 

1.1 Индивидуальные особенности дошкольников 

 

В психическом развитии ребенка возраст старшего дошкольника имеет значительную особенность: формируются новые психологические линии поведения.

В этот период формируется будущая личность: структура мотивов делается устойчивей; появляются новые общественные потребности (желание выполнять дела, полезные для других; потребность в уважении взрослого; потребность в понимании и признании ровесников; потребность совершать поступки поступать соответственно с общепринятыми правилами и нормами и т.д.); ребенок принимает данную систему моральных ценностей, социальных норм и правил поведения в обществе, иногда он может, вопреки своим желаниям, поступать правильно.

Старшие дошкольники переживают значительные изменения в их сознании: они уже не наивные, а практически недоступны для понимания взрослых, что их окружают. Это и есть разделение внутренней и внешней стороны ребенка.

До этого периода (приблизительно до семи лет) поведение дошкольника совпадает с его переживаниями. Он ведет себя понятно для окружающих, присутствует наивность и непосредственность. Но наступает момент, когда, прежде чем следовать своим желаниям, ребенок сознательно обдумывает каждый свой шаг. Участь интеллекта дошкольника видна и в других сферах жизни: он осознает отношение к себе других людей и свое отношение к ним и к самому себе, результаты собственной деятельности, индивидуальный опыт и т.д.

Осознание своего "Я" в социуме и создание собственной социальной позиции является одним из главных достижений старшего дошкольника.

В этот период ребенок осознает расхождение между своим положением и реальными возможностями и желаниями. Он стремится занять более ответственное положение в жизни и делать что-то полезное не только для себя, но и для других. Поэтому у дошкольника пропадает интерес к обычным видам деятельности, зато появляется желание занять социальное положение школьника и выполнять более ответственные обязанности и поручения. Дети хорошо осознают свое положение в детском саду и стараются как можно быстрее повзрослеть и стать школьником.

Для ребенка каждое переживание становится осознанным, появляется стабильная оценка самого себя и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности, что соответствуют ей (для одних важна тяга к успеху и достижениям, а другим важнее всего избежать неудач).

Представление ребенка о своих собственных возможностях и качествах, а также осознание того, каким он должен быть, формируется в процессе развития.

При совпадении реального "Я" с идеальным дошкольник является эмоционально благополучным.

Положительная самооценка имеет в своей основе самоуважение, осознание ценности самого себя и позитивное отношение ко всему, что относится к представлению о самом себе. Негативная самооценка выражается неприятием себя, самоотрицанием, негативным отношением к своей личности.

У старших дошкольников возникает возможность анализа своей деятельности и сопоставления своих мнений, поступков и переживаний с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка старших дошкольников становится более объективной. В непривычной ситуации и незнакомых видах деятельности самооценка детей завышена [5].

Отечественные психологи А. В. Запорожец и Л. С. Выготский подчеркивали, что в старшем дошкольном возрасте ребенок меняет ситуативное поведение на деятельность, подчиненную социальным нормам и требованиям. В этот период главным для ребенка становится личностное общение.

Личностный тип общения должен сочетаться с познавательным. Задания для активизации умственной активности детей по-прежнему необходимы. В занятиях пятилетнего ребенка интересует увидеть и показать перед другими свои умения и знания. Выбирая соседа по рабочему столу, партнера для игр дети принимают во внимание то, что данный ребенок многое знает и умеет.

Но все-таки разные проявления каждой из сторон личности развиваются не одинаково. Так, прослушав рассказ о доступном их пониманию событии, рассмотрев картинки, старшие дошкольники верно и эмоционально критикуют или хвалят поступки персонажей, что есть показателем высокого уровня развития моральных представлений и чувств. Однако в жизненных ситуациях действуют по правилам далеко не все. Сильнее всего активизирует моральные бескорыстные действия присоединение детей к делам взрослых, к которым они привязаны. Другие приемы, такие как опора на собственный пример окружающих, не столь эффективны.

Педагогам следует обратить внимание на то, что с возрастом детей их действия в каждом из видов деятельности (в играх, на занятиях, быту, труде и других режимных моментах), а также освоенные ими умения недостаточно прочны.

Знание педагогом уровня сформированности основных компонентов любой деятельности и определяет уровень устойчивости воспитанных у детей форм поведения и навыков.

У шестилетнего ребенка аппарат сопоставления воспринимаемой действительности и слова педагога достаточно сформирован, в результате понижается восприимчивость к внушению, а появляется отстаивание своей точки зрения. Механизм сопоставления дает возможность старшему дошкольнику усвоить правило, что оценка своей деятельности должна соответствовать ее результату.

Адекватная самооценка дает характеристику уровня самосознания, является стимулом для развития личности. В развитии самооценки участвуют многие причины: положение ребенка в детском коллективе, отношения между детьми в разных ситуациях, отношение к ребенку в семье. Отношение педагога и оценка им результатов их деятельности считается главным  по отношению к воспитанникам. Можно выделить 6 типов отношения педагога к детям и результатам их деятельности (за В. Гербовой):

1.  Истинная педагогическая заинтересованность.

2.  Завышенные требования.

3.  Заниженные требования.

4. Подавление детской инициативы.

5. Неустойчивое отношение.

6. Формальное отношение.

Лишь первый тип отношения педагога к детям содействует формированию у них адекватной самооценки, а сам он имеет авторитет в глазах воспитанников.

Основные характеристики личности сформированы в программе развития ребенка-дошкольника "Истоки".

Базисные характеристики личности характеризуют неповторимую индивидуальность человека. К ним можно отнести: креативность, компетентность, инициативность; самостоятельность и произвольность, неотделимая от ответственности, свободы поведения и безопасности, а также способность к самооценке и самосознание личности.

Эти характеристики формируются в дошкольном детстве не одновременно, а постоянно развиваются и меняются. Педагог-воспитатель должен учитывать разное содержание данных характеристик в разном возрасте детей и не допустить деформаций в развитии базисных характеристик личности, создавать благоприятные условия для своевременного их становления.

Креативность -- умение дошкольника иметь творческий подход в любых ситуациях и видах деятельности.

Компетентность -- комплексная характеристика личности, состоящая из ряда аспектов: языкового, социального, интеллектуального и др., которые показывают достижения личностного развития ребенка.

Языковая компетентность выражается в намерении показать  свои желания, намерения, а также в пояснении смысла своих действий с помощью мимических, пантомимических, жестовых средств.

Очень заметна языковая компетентность детей в культуре речевого общения. Знание и употребление вежливых слов, умение сочувствовать своим сверстникам, радость успеху друга искренними словами - показатель  сформированности морально-ценностной «кладовой» ребенка. В социальную компетентность входит несколько компонентов:

* мотивационный (проявления доброты, заботы, помощи, внимания, милосердия);

* когнитивный (познание другого человека - взрослого, сверстника, - и способность понять его интересы и потребности; заметить изменение настроения, эмоционального состояния и т.д.);

* поведенческий (связан с выбором подходящих для ситуации способов общения и образцов поведения).

Социально компетентный дошкольник отличается хорошей ориентацией в новой обстановке, способностью выбрать соответствующую линию поведения, знанием меры своих возможностей, умением попросить о помощи и оказать ее, пониманием и уважением к другим людям. Он владеет умением сдерживать себя и вежливо сообщить о своих потребностях. Ребенок чувствует свое место среди других людей, владеет своим поведением и способами общения.

Информация о работе Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста