Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 09:18, реферат
Цель: анализ ситуаций поведения и определение методов и приёмов воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- рассмотреть понятия "нормы поведения", "культура поведения";
- определить индивидуальные особенности развития детей старшего дошкольного возраста;
- раскрыть методику воспитания культуры поведения старших дошкольников.
Введение ……………………………………………………………………2-4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………….5-33
1.1 Индивидуальные особенности дошкольников……………………….5-11
1.2 Характеристика понятия "культура поведения".
Этические нормы………………………………………………………….11-13
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………………………….13-33
2.1. Общение педагога с детьми как важный фактор поведения ……...14-25
2.2. Влияние художественной литературы и этических бесед на поведение дошкольников …………………………………………………………………….25-33
Заключение ……………………………………………………………….34-39
Список использованной литературы ……………………………………39-42
Целесообразно прибегнуть к таким приемам, как:
1. Радость педагога при встрече с воспитанником, демонстрированная словами и невербальными средств (теплый взгляд, интонация голоса, улыбка).
2. Передача расположения педагога с помощью употребления тактильных средств.
3. Рассмотрение вопроса о причинах волнения ребенка с соблюдением осторожности по отношению к ребенку.
Пребывание дошкольников в детском саду предопределено многими правилами. Для организации различных видов работы детей-дошкольников, их связи со сверстниками, установления в группе положительной атмосферы, в которой принимаются во внимание круг интересов сверстников, осознается их привилегия на реализацию личных замыслов необходимо вырабатывать у старших дошкольников умение предопределять свои действия, ориентируясь на имеющиеся правила. В дальнейшем все актуальнее становится вопрос развития у детей понимание значимости и правильности правил, что вводятся.
У ребят-дошкольников недостаточно сформированы моральные мотивы. Часть детей стремится к поощрению и похвале со стороны взрослых, другая часть берет пример с окружающих сверстников. И только незначительная часть воспитанников воплощает правила в жизнь с осознанием своей личности и собственной самооценки.
Правила поведения для детей могут быть условно объединены в группы:
правила, регулирующие расположение к ровесникам;
правила, связанные с демонстрацией уважительных взаимоотношений к старшим;
правила, регулирующие действия ребенка в группе с учетом окружения сверстников. [ 4]
Тем не менее, запаса правил не хватает для полноценного воспитания детей-дошкольников. Обнаруживается разница между знаниями детей о правилах поведения и реальными их действиями.
Вследствие этого, появляется проблема неимения опыта в выполнении правил с самоконтролем собственного поведения, в приведении соотношений в навыках детей вести себя подобающе в окружении сверстников. Воспитание у детей-дошкольников понимающего отношения к правилам, постижения их значения и целесообразности при организации своей деятельности и поведения играет огромную роль в решении этого вопроса. [17]
Работа воспитателя, связана с воспитанием у старших дошкольников понимающего отношения к правилам поведения, что выражает дружеское отношение к сверстникам, содержит:
а) формирование у старших дошкольников ориентира на эмоциональное состояние сверстников на основе развития сопереживательного отклика на чувства другого;
б) на основе взаимосвязи во влиянии на разные сферы ребенка происходит обогащение опыта проявления детьми волевых усилий при выполнении правил;
в) утверждение отношений с детьми, основанных на доверии в ходе личностно ориентированного общения при ознакомлении с вводимыми правилами; приобретение понимания детьми их смысла и ценности для себя и окружающих.[13]
Уместно применять юмористическое высмеивание разных неправильных поступков в целях предупреждения морализирования.
Юмор в художественных произведениях представляет героев в смешном виде и стимулирует детей воздерживаться от негативных действий. Юмор высмеивает героев, попадающих в такую обстановку через свое нежелание придерживаться правил, советов и справедливых замечаний.
Во время прослушивания юмористических произведений, к примеру, стихотворения Г. Остера "Вредные советы" или С. Михалкова "Фома", воспитанники смеются над героями, попадающими в неловкую ситуацию через свое нежелание соблюдать общепринятые правила, но и стараются сравнить себя с позитивным героем.
-- Если так поступать, от тебя все ребята отвернутся!
--Я так не делаю! Это некрасиво!
Метод проблемных ситуаций, в которых ребенок встает перед необходимостью выполнения их с помощью имеющегося опыта и представлений о культуре поведения принесет педагогу огромную пользу. Например, дать воспитанникам задание, в котором они должны принять решение, как поделиться конфетами со всеми, если количество конфет меньше, чем детей.
Так при помощи простой ситуации педагог может постигнуть мотивы поведения дошкольников, дать оценку действиям воспитанников, соотношение их к моральным правилам.
Также очень продуктивно рассказывать дошкольникам про хорошие поступки ровесников и ставить их в пример другим.
Поведение дошкольников принимает более организованный характер, уровень самостоятельности и нравственных мотивов повышается, опыт обогащается эмоционально-моральными отношениями между детьми, что побуждает детей к хорошим поступкам под влиянием все большего понимания значения правил и необходимости их соблюдения.
Понимание правил поведения не дает гарантии, что поведение ребенка всегда будет достойным. По словам А. С. Макаренко, между знанием как действовать и умением так действовать должен существовать небольшой промежуток, заполненный опытом.
Совместная деятельность со сверстниками приносит старшим дошкольникам опыт взаимодействия, отчего условиями воспитания культуры поведения у воспитанников являются создание коллективной деятельности и развитие способов сотрудничества.
Существуют такие виды общей творческой деятельности:
1. Объединение детей с целью организации продуктивной деятельности.
а) Этап соединения результатов
Воспитанники с поддержкой педагога создают книгу "Наши добрые дела". Задание охватывает каждого дошкольника: нужно придумать свой сюжет, нарисовать эпизод. Все работы объединяются в одну книжку.
б) Этап распределения общего задания и объединения результатов
Детям поручают вылепить из глины различные фрукты и овощи в подарок малышам средней группы для игры в магазин. Это вызывает потребность слаженно договориться, кто будет лепить овощи, а кто разные виды фруктов.
в) Этап согласования при распределении работы, создания композиции, обобщения результатов
Аппликация "Цветы в вазе". Дети договариваются о выборе цветов для создания разноцветного букета, расположении их в вазе (комбинация цвета, формы), достижения наиболее удачной композиции.
2. Объединение детей на основе организации подвижных игр
а) Этап объединения результатов
Дети разделяются на команды. Каждый игрок пытается бросить мяч так, чтобы попасть в цель. Количество мячей, попавших в цель от бросков всех игроков команды, подсчитывается. Выигрывает та команда, которая набрала больше очков.
б) Этапе выбора водящих
К примеру, игра "Гуси-лебеди". Воспитанники выбирают водящих (хозяйку, волка) по очереди или по считалке.
3. Сгруппирование детей на основе речевой деятельности
а) Детям предлагают выдумать рассказ по сюжету (или пересказать любую сказку), используя последовательные картинки, представляющие логический его ход, например: 1) дети вышли на прогулку зимой; 2) увидели птичку с больным крылышком; 3) ухаживают за ней в группе; 4) весной отпускают на волю. От детей нужно согласовывание последовательности рассказа при учете фрагмента, придуманного каждым рассказчиком.
б) Детям предлагается скомпоновать описательный рассказ за картинкой с условием: каждый из рассказчиков выбирает для описания одну любую часть картинки. Общее описание картинки составляется из рассказов детей. [4]
В воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста воспитатель применяет различные методы: этические беседы, чтение художественной литературы с ее обсуждением, организация различной деятельности. В каждом из них можно увидеть присутствие оценочных действий.
Оценка применяется воспитателем в разных целях: для выражения своего отношения к результатам деятельности дошкольника, его действиям, свидетельствующим о наличии морально-волевых качеств, соблюдения конкретных правил, проявление гуманных чувств к ровесникам, для регулирования детских взаимоотношений. Дети осознают смысл и значение определенного поступка после пояснения педагогом данной оценки (надо поступать таким способом не оттого, что воспитатель так требует, а оттого, что это соответствует нормам отношений между людьми). Такие убеждения приводят к пониманию дошкольниками правильности или недопустимости разных поступков, учат справедливости и служат руководством при самостоятельном определении ими требуемого поступка в складывающихся ситуациях, побуждают к повторению одобряемых педагогом поступков, сдерживают от нежелательных. Таким образом, оценка имеет ориентирующую и стимулирующую функции.
В период детства дошкольника значимый взрослый становится для него бесспорным авторитетом. Дети оценивают поведение сверстников глазами взрослого, и при положительной оценке того или иного поступка они понимают и осознают его как пример для подражания; при отрицательной оценке поступок становится таким самым и для них. Кроме того, если педагог дает позитивную оценку рисунка одного ребенка, но не оценивает успехи соседа по столу, то тот сам обращается к нему: "А у меня красиво?", что указывает на потребность ребенка-дошкольника в поощрении воспитателя.
Аналогичная ситуация и с оценкой педагогом личных качеств дошкольников. Если он при оценке их поступков применяет положительные эпитеты "ласковый", "добрый", "внимательный", иногда сравнивая с полюбившимися литературными героями, то дети при этом ощущают позитивные чувства (в их памяти оживают пережитые раньше эмоции, вызванные при чтении художественного произведения).
Воздействие оценки не ограничивается влиянием на одного ребенка, она задевает также и его ровесников, что является еще одно важной особенностью оценки. Ребята проникаются гуманным отношением к этому сверстнику и повторяют подобные поступки, стремясь заслужить похвалу педагога. Оценка воспитателем хороших действий сверстника воспринимается детьми как ориентир. Так, если педагог отмечает одного мальчика, указав, что он красиво рисует, то дошкольники начинают считать этого мальчика хорошим, а значит, с ним можно дружить, играть и т. д. Поэтому, чтобы оказывать воздействие на отношения между детьми, совершенствовать у них стремление друг к другу, очень важно часто применять положительную оценку в течении дня. Необходимо находить поводы для положительной оценки каждому ребенку. Воспитатель имеет возможность распоряжаться поведением старших дошкольников и содействовать развитию у них гуманных чувств и отношений, правильно пользуясь оценкой.
В старшей группе детского сада уместно провести беседы на темы: "Учимся помогать товарищам", "Умеем ли мы дружить?", "О справедливости" и подобные.
Настоящая культура поведения формируется в дошкольников не через постижение моральных правил и самосознание, а через вырабатывание особого видения другого и отношения к нему.
Следственно, комплексное использование методов, приемов воспитания, направленных не только и не столько на усвоение правил и норм поведения, а на развитие сопричастности, чувства общности с другим - поможет в истинном воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
В возрасте старшего дошкольника активно продолжается развитие духовных качеств личности и привычек культурного поведения. Содержимое воспитательного процесса на этом этапе включает воспитание уважения к родным, осознанное стремление порадовать старших позитивными действиями, привязанность уважения к воспитателям, готовность быть полезным окружающим. У воспитанников старшей группы следует активно и шаг за шагом создавать дружеские связи, привычку совместно обучаться и играть, умение покоряться требованиям, в своих поступках брать пример с положительных старших людей, позитивных и героических персонажей известных литературных произведений.
Воспитание культуры общения занимает большое место в нравственном воспитании дошкольника. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив занимает в жизни детей все большее значение, усложняются отношения детей.
В поведении ребенка взаимодействие нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, отношением к окружающему миру, к взрослым и ровесникам, к деятельности, к себе выступают все ярче и приоритетнее. Дошкольник умеет поступать определенным образом, учитывая интересы партнера или группы сверстников, во время общения может быть сдержанным, проявляя при этом достаточные волевые усилия. Но это только основание умения, которое необходимо совершенствовать и укреплять.
Приоритетным в целесообразной воспитательной деятельности педагога по отношению к детям-старшим дошкольникам продолжает оставаться организация видов деятельности и жизни ребенка, что соответствует опыту содержательного общения, развитию положительных взаимоотношений к окружающим и ровесникам.
2.2. Влияние художественной литературы и этических бесед на поведение дошкольников
Также целесообразно и продуктивно использовать литературные произведения. Художественная литература воздействует на ум и чувства воспитанника, дает возможность развиваться его впечатлительности, чувствительности.
В зависимости от конкретно поставленных воспитательных задач, воспитатель подбирает соответствующие литературные произведения. Воспитательные задачи педагога во многом зависят от содержания художественного произведения.
При подборе литературы для дошкольников важно принимать во внимание, что моральное влияние литературного произведения на ребенка зависит от его художественной ценности. За В.Г. Белинским, два главных требования к детской литературе - этическое и эстетическое. Что касается этической направленности детской литературы, то художественное произведение должно задевать душу ребенка с целью появления у него сопереживания и отзывчивости персонажу. [3]
Принципиальное значение имеет проведение этической беседы о прочитанном для понимания детьми сути произведения. Беседы по прочитанным рассказам позволяют расширить представления воспитанников о большом количестве разных поступков, которые указывают на правило, конкретизированное в каждом случае.
К примеру, во время беседы за рассказом В. Осеевой "Строитель", логичнее будет прочитать детям первую половину рассказа, где говорится о негативном поступке мальчиков, а потом предложить воспитанникам оценить данный поступок. И вслед за тем прочитать вторую половину рассказа. Употребление этого приема учит дошкольников исследовать определенное обстоятельство ситуацию, развивает опытность в предусмотрении результатов конкретных действий, помогает в формировании самоконтроля.
Информация о работе Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста