Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 09:18, реферат

Описание работы

Цель: анализ ситуаций поведения и определение методов и приёмов воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- рассмотреть понятия "нормы поведения", "культура поведения";
- определить индивидуальные особенности развития детей старшего дошкольного возраста;
- раскрыть методику воспитания культуры поведения старших дошкольников.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………2-4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………….5-33
1.1 Индивидуальные особенности дошкольников……………………….5-11
1.2 Характеристика понятия "культура поведения".
Этические нормы………………………………………………………….11-13
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………………………….13-33
2.1. Общение педагога с детьми как важный фактор поведения ……...14-25
2.2. Влияние художественной литературы и этических бесед на поведение дошкольников …………………………………………………………………….25-33
Заключение ……………………………………………………………….34-39
Список использованной литературы ……………………………………39-42

Файлы: 1 файл

Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возра.rtf

— 696.03 Кб (Скачать файл)

Существуют критерии отбора литературы для чтения:

- высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы;

 - идейная направленность книги;

- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

- конкретные педагогические задачи;

- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей.

При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт.

Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании книги. Поэтому важно всегда проводить этическую беседу о прочитанном.

Готовясь к беседе, педагог должен продумать, какой аспект культурного поведения он собирается раскрыть перед детьми с помощью данного художественного произведения, и в соответствии с этим подобрать вопросы. Например, воспитатель, прочитав детям «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака и желая дать им представление о скромности, задает вопрос: «Дети, почему парень вскочил на площадку трамвая?» -- «Потому что он спешил домой»,-- отвечает ребенок. Неправильный вопрос вызвал и неправильный ответ, отвлек внимание детей от главного в этом произведении.

Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Вопросы должны побуждать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям.

Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным.

Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные произведения, например рассказ В. Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик». В обоих рассказах описываются душевные переживания мальчиков, связанные с тем, что по их вине в одном случае собака, в другом -- котенок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам. На занятии целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребенок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников. Учитывая, что дети уже знакомы с рассказом Н. Носова «Карасик» и, следовательно, уже должны были осознать подобный ход событий, содержание вопросов к ним по рассказу В. Осеевой «Почему?» меняется. Теперь воспитатель выясняет умение детей сравнивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее представления; кроме того, ставится конкретная цель: закрепить возникшие у детей чувства и представления о том, что переносить свою вину на другого -- это несправедливо, нечестно.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.

Таким образом, беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

Еще одним эффективным методом систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа. 

 Этическая беседа как метод воспитания культуры поведения отличается своеобразием. Ситуации из жизни, действия окружающих людей и самих воспитанников составляют содержание этических бесед. Поступки, увиденные где-то или совершенные им самим в общении со сверстниками и взрослыми, полностью характеризуются и оцениваются воспитателем.

Такие характеристики развивают у старших дошкольников умение быть справедливыми и объективными, анализируя разные действия, дают ему ориентир в той или иной ситуации и учат действовать, соблюдая правила нравственного поведения.

Этические беседы - это организованные и подготовленные занятия, содержание которых предусмотрено требованиями программных документов. Но, применяя  программные задачи воспитания, педагог вынужден уточнять их, отрабатывать правила и нормы поведения, формирование которых следует увеличить в данной группе, учитывая индивидуальные особенности детей.

Количество этических бесед составляет приблизительно пять-семь в год, раз в течение полутора или двух месяцев.

Воспитателю необходимо помнить, что приоритетная цель этических бесед состоит в том, чтобы выработать у дошкольника мотивы поведения, подобающие правилам.  Базисом для таких бесед являются реальные ситуации и явления из жизни и деятельности воспитанника среди сверстников.

Перед проведением этической беседы воспитателю принадлежит рассмотрение предмета особенно ярких впечатлений детей, восприятие ими  увиденного.

При желании воспитателя включить в этическую беседу отрывки любого литературного произведения, то он обязан подчинить содержание функциям воспитания. 

 При подборе правильных вопросов, присутствии игровых моментов беседа становится интересной для детей, о чем свидетельствуют яркие эмоции, заинтересованные вопросы, искренние оценки: воспитатель имеет возможность увидеть внутренний мир дошкольника, убедиться в успешном восприятии детьми идеи и морали произведения и тактично корректировать их дальнейшие действия. А совместный анализ и оценка фактов поведения в разных ситуациях вызывает у детей сочувствие, способствует взаимному обогащению их чувств и этических представлений. эмоционально влияет друг на друга.

Поступки детей старшего дошкольного возраста неоспоримо свидетельствует о характерном в этот период переходе от осознания определенных действий к общему понятию о хорошем поведении. С помощью этических бесед педагог разрабатывает основу будущей системы моральных оценок детей, связывая в сознании детей отдельные представления в целое . Формирование понятий справедливости, добра, общего блага и общего понятия о человеческом достоинстве происходит происходит посредством постижения этических понятий. 

Воздействие морального сознания на саморегуляцию поведения старшего дошкольника еще незначительно. Однако в старшем дошкольном возрасте дети в состоянии выражать свое поведение на окружающих. Таким образом, тематика этических бесед должна обязательно заключать в себе ведущие для конкретной возрастной группы понятия: «Мои товарищи», «Детский сад», «Моя семья», «Я дома»,   «Моя мама» и др. Содержание основных и дополнительных тем непременно должно быть связано с содержанием педагогического процесса, без чего невозможно создать условия эффективности воспитания культуры поведения, а также помогают сгруппировать и синтезировать представления о нравственности, приобретенным детьми в предыдущих группах.

В поступках детей в разных ситуациях должны выражаться результаты этических бесед, что является значительным фактором в закреплении результатов педагогического влияния.

Итак, с помощью специальных условий в детском саду и семье можно достичь успешного воспитания культуры поведения. Условия:

1.  Дружеская душевная обстановка, позволяющая ребенку ощущать себя эмоционально защищенным.

2.  Осведомленность детей в правилах поведения, выявление их морального смысла.

3.  Организация общей деятельности, в которой дошкольник осуществляет правила поведения, освоенные ним.

4.  Обладание педагогом методики воспитания культуры поведения старших дошкольников.

Этапы воспитания культуры поведения

Первый этап начинается с ранних лет и имеет своей целью собрать много фактов-упражнений в поведении, поощряемом обществом и родителями.

На следующем этапе детям поясняют о поведении в разных ситуациях, которое заслуживает похвалы. Это так называемая "методика предвосхищения". Взрослый предвосхищает своими предупреждениями нежелательные поступки дошкольника и помогает не допустить его. Методика предвосхищения стимулирует детей к правильному поведению. На втором этапе создаются благоприятная обстановка для достижения удовлетворения ребенка от своего достойного поведения. Неважно, что он много еще делает с целью похвалы от взрослых, этого не нужно бояться на данном этапе. Одобрение укрепляет у дошкольника уверенность в себе, что немаловажно для него.

Третий этап характеризуется осознанием детьми значения норм и правил этикета, что требует больше внимания со стороны воспитателя, продолжают создаваться условия для культурного поведения. Можно проинформировать дошкольников об истории создания этикета, о культуре поведения людей в разные эпохи и в разных странах и непременно о соблюдении норм этикета в группе.

Необходимо обучать детей определенным формам поведения и выражения отношений и чувств, учить усмирять чувства, которые могут навредить окружающим.

Одной из задач воспитания культуры поведения является развитие самоконтроля в поведении воспитанников старшей группы.

Самоконтроль - это умение предотвращать возможные ошибки в поведении и деятельности и корректировать их; ориентиром для самоконтроля являются общепринятые нормы социума. Понятие "самоконтроль в поведении" можно уточнить как способность старшего дошкольника ребенка предугадать результаты предполагаемого действия для себя, взрослого, ровесника, чувствовать эмоциональные переживания по этому поводу (чувство благодарности или стыда, удовлетворения или обиды и т.п.), что позволяет или убедиться в его правомерности, или переменить свое решение как несоответствующее ожиданиям окружающих. [11]

Из этого следует, что для осуществления самоконтроля за действиями в определенной ситуации, дошкольнику надлежит: понять значение ситуации и выяснить собственные действия в ней; подобрать моральное правило, регулирующее поведение в этой ситуации; постичь объективность этого правила как соответствующее необходимым действиям, его этическое содержание, личностную значимость; предусмотреть последствия предполагаемого поступка; выказать волевое усилие, сделать поступок. Работа по воспитанию у дошкольников самоконтроля включает в себя:

*  развитие у детей понимания моральной ценности правил поведения и применения их в собственной деятельности;

*  воспитание у дошкольников способности предусмотреть последствия будущего действия, переживаний за него (чувства радости, удовлетворения, стыда, смущения, гордости, недовольства собой, чувства собственного достоинства);

* формирование у воспитанников понимания значения поступков с моральным смыслом.

Обсуждение с детьми определенной обстановки, которая требует поиска выхода из нее, опираясь на моральные правила, имеет большое значение в создании самоконтроля. Моделирование можно использовать как один из основных приемов в беседах с дошкольниками, оно содержит графическое изображение всех мыслительных действий главного персонажа в ситуациях, содержащих в себе моральный смысл. Используя сюжет рассказа об определенном поступке литературного героя, каждый из последовательных кадров обозначается условным знаком-заместителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, под воздействием объективных условий жизни, в процессе различной деятельности, обучения и воспитания, усвоения общечеловеческой культуры и происходит формирование культуры поведения старших дошкольников как педагогический процесс, организация всей жизни ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей. По этой причине учебно-воспитательная работа должна реализоваться в разных эффективных формах, плодотворно и при полной эмоциональной насыщенности, в ней также должны присутствовать  нравственные идеи.

Множество видов деятельности вне занятий, разнообразие идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, уклад жизни в семье - важнейшие источники развития  духовности детей.

В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены понятия «культура поведения» и «нормы поведения».

Два данных понятия тесно связаны между собой, но отличаются конкретностью требований. Культура поведения представляет перечень общепринятых правил, как себя вести в разных ситуациях. Нормы поведения более конкретно указывают, каким способом подобает себя вести, что говорить, что сделать и т.п.

Воспитанники старшего дошкольного возраста должны быть осведомлены с помощью педагога о значении данных понятий и необходимые в их возрасте нормы поведения (в общении со взрослыми и ровесниками, в поведении за столом, в поведении в детском саду вообще) им необходимо осознать и усвоить. Дополнительно им может быть предложено рассмотрение культуры поведения разных стран и времен.

Чтобы добиться успеха в воспитании культуры поведения, необходимо:

- знание “механизмов” формирования;

- осознание сути воспитания нравственности как психолого-педагогического процесса;

- способность проектировать работу по формированию культуры поведения, иметь навыки в разработке и применении на практике путей и средств духовного воспитания. 
Огромное значение для духовного воспитания имеет положительный этический опыт, особенная значимость, для накопления которого имеет место коммуникация и совместное дело воспитанников. Когда поведение будет реализовываться по высоким мотивам, то тогда опыт приведет к цели.

Информация о работе Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста