Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 09:18, реферат
Цель: анализ ситуаций поведения и определение методов и приёмов воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- рассмотреть понятия "нормы поведения", "культура поведения";
- определить индивидуальные особенности развития детей старшего дошкольного возраста;
- раскрыть методику воспитания культуры поведения старших дошкольников.
Введение ……………………………………………………………………2-4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………….5-33
1.1 Индивидуальные особенности дошкольников……………………….5-11
1.2 Характеристика понятия "культура поведения".
Этические нормы………………………………………………………….11-13
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………………………….13-33
2.1. Общение педагога с детьми как важный фактор поведения ……...14-25
2.2. Влияние художественной литературы и этических бесед на поведение дошкольников …………………………………………………………………….25-33
Заключение ……………………………………………………………….34-39
Список использованной литературы ……………………………………39-42
Нравственные взаимоотношения, представления, действия, которые формируются на занятиях, укрепляются или немного изменяются в свободное время. Это может быть совместная забава или коллективный труд. Но все противоречивые данные, полученные из разных источников, должны объединиться в сознании дошкольника и стать базисом для развития моральных представлений. В процессе разных бесед, игр, занятий, упражнений на тему нравственности происходит решение этой задачи. Нравственное правило выводится в конце, его соблюдение нужно требовать от всех детей.
По причине того, что воспитательные влияния воспринимаются страшим дошкольником с учетом имеющегося у него опыта и его психических особенностей процесс формирования личности необычайно сложный. Применяя аналогичные воспитательные воздействия на всех детей, формирование личности может проходить по-разному. Следственно, проведение воспитательных мероприятий не дает гарантии на развитие моральности у детей.
Согласованная работа дошкольного учреждения и семьи имеет огромное влияние на продуктивность воспитания культуры поведения старших дошкольников. Работа должна вестись синхронно, дополняя друг друга.
Что касается индивидуальных особенностей старших дошкольников, то в этом возрасте они особенно чувствительны, проводят дистанцию с другими людьми, обозначая границы Я - концепции. Повышенная чувствительность детей к определению собственной Я - концепции делает их уязвимыми к любым влияниям других людей. Истоком их развития является защищенное окружение.
Дошкольник осознает такие духовные и этические категории, как добро и зло, что помогает сохранению отношений с другими людьми. Немаловажную роль в этом периоде играют знакомые дошкольнику с детства сказки о вечном торжестве добра над злом.
В дошкольном возрасте происходит значительное расширение рамок общения с взрослыми, прежде всего за счет овладения речью. Речь выводит коммуникативные контакты за пределы конкретной ситуации, расширяет их границы. Общение происходит по поводу познавательных, нравственных, личностных проблем. К тому же ребенок общается не только с близкими людьми, педагогами, но и с посторонними, интенсивно развиваются формы и содержание общения со сверстниками, превращаясь в мощный фактор психического развития, который влечет за собой освоение соответствующих коммуникативных умений и навыков.
Сюжетно-ролевая игра, в этот период, становится ведущим видом деятельности. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции.
Начинает формироваться произвольность психических процессов. Прежде всего, развивается произвольное восприятие, внимание и память. Потребность в общении со сверстниками вынуждает ребенка точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и целенаправленности.
В игре и через игру формируется самопознание ребенка, усвоение нравственных норм и правил поведения, развивается знаковая функция речи.
Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями. В игре эта возможность открывается потому, что ребенок находится в двойной позиции - исполняющего роль и контролирующего качество (правильность) ее исполнения.
В игре продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной и трудовой деятельности.
В игре ребенок поставлен перед необходимостью подчинять личное - коллективному, управлять собой, быть дисциплинированным. Строптивый, неуживчивый должен подчиниться требованию командира, импульсивный -- проявить выдержку, не умеющий действовать согласованно с другими ребятами - считаться с правилами игры и т.п. подобные действия, связанные с ограничением желаний, ребенок осуществляет с удовольствием. В этом особая сила воздействия игры на волевую сферу ребенка. В игре, как ни в какой другой деятельности, формируются черты личности и формы поведения.
Рассматривая игру как основной вид деятельности дошкольника, важно выделить те ее структурные компоненты, которые несут на себе главные воспитательные функции. В первую очередь - это правила, которые регулируют поведение детей. Действуя по правилам, дети приучаются к сдержанности, организованности, у них формируются начала дисциплинированности. Требуется согласование действий с партнерами, умение считаться с ними.
Главным новообразованием детей дошкольного возраста становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений, а также соподчинение мотивов (преобладание мотивов «Я должен» над «Я хочу»), развитие самооценки, усвоение этических норм поведения.
Для воспитания культуры поведения педагог должен владеть методикой воспитания, применять множество различных методов, приемов и форм работы.
Одним из самых важных факторов воспитания является непосредственное общение воспитателя с детьми, ведь в старшем дошкольном возрасте у детей возникает естественная тяга к взрослому, который является для них авторитетом. Поэтому педагогу очень важно прислушиваться к сообщениям детей, ни в коем случае не отклонять их предложения, быть внимательным, рассудительным и добрым.
Положительная атмосфера в детском саду также оказывает свое влияние на любые занятия, действия, но особенно на воспитание культуры поведения. С мудрым и справедливым воспитателем, который помогает детям при потребности, учит их хорошо себя вести, демонстрируя при этом и свой собственный пример, воспитанники чувствуют себя эмоционально комфортно и радостно.
В целях предупреждения неверных поступков детей педагог должен уместно применять юмор.
Хорошо учит детей осознавать значимость культуры поведения и метод проблемных ситуаций, где ребенок должен подумать, прежде чем совершить поступок.
Этические беседы на актуальные для старшего дошкольника темы также имеют место в детском саду. Они создают основу правильного поведения детей на подсознательном уровне.
Неплохо влияет на развитие нравственности дошкольников и художественная литература. Правильно подобранные произведения и совместное их обсуждение с детьми дают пример для подражания литературным персонажам.
Педагог должен уметь давать правильную, справедливую и уместную оценку поступкам каждого ребенка. Этим самым воспитатель укрепит детский коллектив и даст понять детям, как надо поступать, а как не стоит.
Воспитание культуры поведения должно иметь определенные этапы, разработанные педагогом, благодаря которым успешно достигается поставленная цель.
Список использованной литературы
Авраменко О.В. Нравственное
воспитание дошкольников в игре: Образовательно-
Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста: Дис. канд. псих. наук. - М., 2000.
Алябьева Е. А. "Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками". - М., - 2003. - 95 с.
Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании. Педагогика. - 2-е изд. М.: Академия, 2005 - 130с.
Бережнова О.В. Нравственное развитие дошкольников в традициях русской культуры // Образование и общество. - 2001. - № 3.
Буре Р. С., М. В. Воробьева и др. - Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М., - 2004. - 175 с.
Васильева Л. - Гангус. "Азбука вежливости". - М.,- 2005. - 130 с.
Васильева М. А., Гербова В. В., Т. С. Комарова. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М., - 2005. - 120 с.
Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий;авт.-сост. В.П. Ватаман.-Волгоград: Учитель, 2008. - 182 с.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ Рос. гос. пед. университет им. А. И. Герцена, кафедра дошкольной педагогики; [В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; под ред. Т. И. Бабаевой и др.].-3-е изд., - СПб.:Детство-Пресс,2008.-244 с.
Захараш Т. В. "Формирование коллективистической направленности у детей дошкольного возраста".// Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников, - М., - 2004. - 84 с.
Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире //Дошкольное воспитание, - 2001. - № 9. - С. 18-27.
Козлова С. М. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - 2-е изд., перераб. и доп / СМ. Козлова, Т.А. Куликова. -- М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
Котова Е. В. "В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей". - М., - 2007. - 180 с.
Киянченко Е. А. "Роль правил в воспитании гуманных чувств и отношений у дошкольников".// Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М., - 2004. - 230 с.
Крулехт М.В. Качество дошкольного образования как актуальная педагогическая проблема / М.В. Крулехт // Дошкольная педагогика. - 2002. - № 5. - С. 26-28.
Кудрина Г.А., Ковалева Е.Б. Психологические защиты у дошкольников. Диагностика и коррекция. - Иркутск, 2000.
Кулькова В., Назарова З. и др. "Хорплоша".//Д.В. №9 - 2007.
Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. - М., - 2001. - 145 с.
Курочкина И. Н. "О культуре поведения и этикете". //Дошкольное воспитание, - № 10. - 2003. - С.31-43
Лаврентьева М. В. "Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста". //Детский сад от А до Я. -- № 4. - 2004. - С.11-15.
Лисина В. Р. "Общение педагога с ребенком как средство создания положительного микроклимата в группе детского сада".//Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М., - 2004. - 256 с.
Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие Николаев, 2005. -- 76 с.
Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. - М., 2004 - 96 с.
Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. и др. ; Под. ред. Ветлугиной Н. А.,-2007. - 63 с.
Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2003. - 300 с.
Усачева Т. "Учим детей вежливости" //Дошкольное воспитание. -№5. - 2006. - С.5-14.
Холмогорова В. М., Смирнова Е. О. "Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей".// Вопросы психологии. №1, - 2001.
Эльконин Д. Б. Детская психология. - М., -2006. - 300 с.
http://www.bestreferat.ru/
http://www.bestreferat.ru/
http://kref.ru/info/
http://festival.1september.ru/
http://50ds.ru/metodist/6362-
http://rudocs.exdat.com/docs/
http://nsportal.ru/detskii-
http://nsportal.ru/detskii-
http://obrazovanie2012.at.ua/
Информация о работе Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста