Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 09:18, реферат

Описание работы

Цель: анализ ситуаций поведения и определение методов и приёмов воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- рассмотреть понятия "нормы поведения", "культура поведения";
- определить индивидуальные особенности развития детей старшего дошкольного возраста;
- раскрыть методику воспитания культуры поведения старших дошкольников.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………2-4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………….5-33
1.1 Индивидуальные особенности дошкольников……………………….5-11
1.2 Характеристика понятия "культура поведения".
Этические нормы………………………………………………………….11-13
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………………………….13-33
2.1. Общение педагога с детьми как важный фактор поведения ……...14-25
2.2. Влияние художественной литературы и этических бесед на поведение дошкольников …………………………………………………………………….25-33
Заключение ……………………………………………………………….34-39
Список использованной литературы ……………………………………39-42

Файлы: 1 файл

Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возра.rtf

— 696.03 Кб (Скачать файл)

Интеллектуальная компетентность подразумевает сформированность интеллектуальных операций: действовать, чтобы достичь цели; выбирать подходящую информацию для нового действия; пользоваться опытом, извлеченными из успехов и неудач.

Инициативность проявляется у ребенка-дошкольника во всех видах деятельности, прежде всего -- в общении, экспериментировании, игре. Этот показатель творческого интеллекта является обязательным условием повышения детской креативности и компетентности.

Имеет место позитивное и поощряющее отношение взрослых к детской инициативности, это черта личности качество требует особого внимания и обязательной поддержки и развития.

Самостоятельность -- это качество личности, отражающая уровень развития ребенка.

Характер общения взрослых с дошкольником, своевременность их помощи имеет значение для развития его самостоятельности. Самостоятельный ребенок -- это ребенок, имеющий право на ошибку и педагогически грамотное отношение к ней взрослого. Ответственность тесно связана с проявлением волевых усилий.

Произвольность -- управление своим поведением соответственно с конкретными правилами и нормами. Важные моменты формирования произвольности - внутренняя мотивация и овладение нормами поведения.

Обязательным условием свободы поведения является воспитание в ребенке чувства меры, предусмотрительности и осторожности. В инициативной деятельности ребенка и формируется свобода поведения. Один из важнейших моментов для обеспечения свободы поведения и самостоятельности - это владение разными средствами для построения собственной деятельности (изобразительной, игровой, конструктивной, театральной и др.).

В дошкольный период у ребенка появляется осознание своего «Я» под влиянием оценок окружающих -- взрослых и ровесников. Этот процесс характеризуется отделением самого себя и своей деятельности от взрослого, возникновением собственных желаний, стремлением к познанию самого себя.

Наиболее важной чертой самосознания дошкольника является чувство собственного достоинства. Это ценное качество, которое требует поддержки и охраны со стороны воспитателя и родителей.

1.2  Понятие культуры поведения. Нормы поведения

Культура поведения дошкольника - совокупность форм повседневных действий ребенка, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Культура поведения тесно связана с чувствами и представлениями детей о морали и этикету.

Культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки - компоненты культуры поведения дошкольников. [ 20]

И правило, и норма - это определенный, общепринятый порядок действий. Но правило имеет более узкий смысл, оно может быть единичным, относиться к конкретной ситуации, конкретному предмету: правило пользования предметом, правило поведения за столом и др. Норма более широкое и обобщенное понятие, она информирует об общей направленности отношений и поведения, конкретный смысл определяется правилами. Например, воспитатель сообщает детям: когда занимаем свои места за столами для занятия, стульчики надо придвигать тихо; если в группу зашел гость, надо предложить ему пройти и сесть - это правила. Норма, исходящая из этих правил - быть внимательным и заботливым по отношению к другим людям.

В старшем дошкольном возрасте у детей слаживается более покладистое отношение к соблюдению правил, желание понять их. Дошкольники начинают понимать необходимость применения определенных правил в разных ситуациях, осознают противоречивость некоторых правил (нужно ли всегда помогать другу; всегда ли виноват тот, кто подрался; всегда ли жалоба воспитателю является ябедничеством и т.д.). Очень важно, чтобы дети креативно и с умом подходили к соблюдению правил и норм.

Необходимым положением успешного усвоения норм для дошкольника является упражнения в поведении. Имеются в виду упражнения, совместная деятельность, где приобретаемые правила могли бы при нужных условиях превращаться в норму поведения каждого воспитанника и всей группы. Сформированность культуры поведения старшего дошкольного возраста особенно проявляется в отношениях к себе, окружающим людям, сверстникам и взрослым, обязанностям, природе, труду и т.д.

Воспитание культуры поведения содержит обучение детей правильно есть, используя необходимые приборы; быть опрятными; следить за своей осанкой; уметь использовать речевый этикет.

Существуют четыре группы правил поведения:

- правила культуры общения;

- гигиенические правила;

   - общие правила морали;

- правила культуры деятельности.  

Культура деятельности определяется поведением детей на занятиях, во время выполнения трудовых поручений, в играх.

Сформировать у ребенка культуру деятельности - означает воспитать у него умение приводить в порядок свое место для занятий, игр, труда; приучить доводить до конца начатое дело, аккуратно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Дети старшего дошкольного возраста должны уметь приготовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки, подходящие для игры. Тяга к интересным занятиям - показатель культуры деятельности. Старший дошкольник учится контролировать свою деятельность и отдых, организованно выполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику.

Культура общения означает умение не только правильно себя вести, но и воздерживаться от неуместных  действий, слов, жестов.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Она состоит из наличия у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить, сохраняя спокойный тон.

Культурно-гигиенические навыки - это необходимость быть опрятным ребенком, содержать в чистоте лицо, руки, тело, прическу, одежду, обувь. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду.

Педагоги и родители должны принимать во внимание, что привитые навыки с детства приносят человеку пользу в течении всей его дальнейшей жизни [18]. 

 

Глава ІІ. Методика воспитания культуры поведения и отношений детей старшего дошкольного возраста

2.1. Общение педагога с детьми как важный фактор поведения

Воспитание культуры поведения является одной из главных задач морального воспитания ребят-дошкольников. Воспитание привычки играть, заниматься и трудиться вместе; стремление радовать взрослых хорошими поступками предвидит в своем содержании "Программа воспитания и обучения в детском саду".

Для достижения успеха в воспитании нравственности поведения в детском саду и семье нужны необходимые условия. Условиями можно назвать обстоятельства, от которых что-то зависит. [24]

Доминирующим условием морального воспитания можно считать создание позитивного микроклимата в группе детского сада. [18] Тогда каждый из детей может свободно воплощать свои замыслы, контактировать с товарищами, воспитателем, не чувствуя эмоционального напряжения при этом, полностью удовлетворяя свои потребности в интересной ему деятельности, получая положительное отношение к себе со стороны детей и педагога.

Общение педагога с каждым из детей считается одним из преимущественных средств, что обеспечивают создание в группе дружественной обстановки между детьми. Воспитатель должен общаться с воспитанниками по самым различным поводам, однако следует обратить особое внимание на самостоятельную деятельность детей. [4] Заручившись общением и поддержкой авторитетного взрослого, ребенку становится проще и легче организовать интересную деятельность, всегда с пониманием относится к сверстникам и всегда пребывать в позитивном настроении. Дошкольник овладевает коммуникативными навыками в процессе совместной практической деятельности с воспитателем, где также имеет место педагогическое общение. У воспитанников возникает больше возможностей для общения с окружающими, что придает ему чувство комфорта и стремление к общению усиливается.

Актуальным вопросом является эмоциональное самочувствие старшего дошкольника в семье и в детском саду, так как доказано, что душевное равновесие и физическое здоровье тесно взаимосвязаны.

Эмоциональное неблагополучие - это стабильное негативное эмоциональное состояние, является достаточно редким в практике дошкольных учреждений. Воспитателям нужно вовремя выявлять негативные изменения в поведении ребенка, это поможет ему преодолеть трудности в общении с педагогом и ровесниками и не дать развиться устойчивому эмоциональному неблагополучию. Воспитатель помогает установить дружеские отношения между одним ребенком и другими детьми из группы, что вернет дошкольнику душевное равновесие, даст возможность ощутить радость от совместной деятельности. Вследствие, ребенок быстрее овладевает нужными навыками, научится быть целеустремленным и добиваться своего. Вместе с этим, помощь педагога в решении конфликта может восстановить позитивную эмоциональную обстановку доверия в группе. Общение воспитателя с дошкольником окажет хорошее воздействие на него лишь тогда, когда содержание общения будет соответствовать потребностям ребенка (потребность во впечатлениях, в активной деятельности, потребность во внимании и уважении окружающих людей; в познании окружающего мира и др.)

Педагог должен понять потребность, что испытывает ребенок в каждой определенной ситуации, и оказать ему помощь в преодолении негативного дискомфорта. Во время взаимодействия с ребенком воспитателем используются различные формы общения, но он выбирает из них наиболее подходящие для данной ситуации (ситуативно-деловая, внеситуативно-личностная, внеситуативно-познавательная, непосредственно-эмоциональная). Воспитатель может оценить эмоциональное самочувствие детей, наблюдая за их самостоятельной деятельностью. Длительные наблюдения выявляют ситуации, что приводят к снижению эмоционального состояния ребенка и его индивидуальную реакцию в различных ситуациях.

Выделяются три группы ситуаций, которые являются факторами негативного эмоционального состояния. [18]

Первая группа связана с неудовлетворением у старшего дошкольника потребности в эмоциональной близости с воспитателем. Очень часто в такие ситуации попадают дети во время привыкания к условиям детского сада или же не находящие эмоционального понимания в семье. Это следующие ситуации:

1. Неимение интереса к деятельности ребенка у педагога.

2. Нежелание педагога участвовать в совместной деятельности с дошкольником.

3. Неправильное использование воспитателем доверительных сообщений ребенка.

Таким образом, стремление к воспитателю может принимать различные формы: необходимость в совместной деятельности с педагогом, желание к его поощрению и признанию, потребность в единстве эмоциональных переживаний и общности в контроле событий и явлений.

Второй тип - неудовлетворение потребности дошкольника в общении с ровесниками. В процессе общения с товарищами начинается познание самого себя при помощи сравнения себя с ним. Помимо того, ребенок получает практические навыки общения с разными детьми. Признание сверстников оказывают большое воздействие на самооценку каждого ребенка-дошкольника, в том числе отношение и представление о самом себе. К такому типу ситуаций можно отнести:

1. Непоявление в группе предпочитаемого товарища.

2. Отказ сверстника в предложении ребенка об общей деятельности.

3. Желание нескольких детей лидировать в группе.

Третья группа связана с неудовлетворенной потребностью ребенка в достижении успеха в деятельности.

К этому типу ситуаций относятся такие:

1. Несовместимость замыслов участников совместной деятельности.

2. Жесткая регламентация воспитателем самостоятельной деятельности дошкольников.

3. Ребенок что-то невольно ломает, роняет, проливает.

Неудовлетворение потребности ребенка в активной деятельности, в общении с ровесниками, в осознании собственной неудачи в значимой для него деятельности и приводят к перечисленным выше типам ситуаций.

Детям, не испытывающим потребности в общении с воспитателем и ровесниками, нужно повысить степень их привлекательность в глазах сверстников с помощью подчеркивания особых интересов детей. Это и есть одна из главных задач для педагога. Позитивная оценка воспитателя, заинтересованность в успехах в процессе деятельности, что в дальнейшем поможет осилить создавшийся эмоциональный дискомфорт, очень важны для детей. Личностная форма общения оказывается предпочтительной в этом случае, необходима тесная связь с воспитателем, который вынужден найти решение в проблеме отсутствия желания общаться с окружающими.[9]

Итак, педагогу нужно осмыслить причину душевного дискомфорта дошкольника, чтобы достичь его эмоционального благополучия в детском саду, и избрать форму общения, которая наиболее подходит характерному для ребенка-дошкольника типу поведения.

Связь ребенка и воспитателя, а также способность самого ребенка осилить ситуацию душевного дискомфорта существенно для предупреждения стабильного эмоционального неблагополучия дошкольника.

Информация о работе Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста