Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 10:25, дипломная работа
Цель исследования – теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования проектной деятельности для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОУ.
Объект исследования – воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОУ.
Предмет исследования – проектная деятельность как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
• когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности) ;
• мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности) ;
• практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).
Планирование образовательной деятельности
Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется по доминирующим целям:
1. охрана и укрепление здоровья ребенка;
2. формирование сопереживания к родному дому, культурному наследию, природе малой Родины;
3. развитие любознательности;
4. формирование желания и умения заботиться о ближних, оказывать помощь окружающим;
5. развитие желаний и стремлений к познавательной и другим видам деятельности;
6. формирование коммуникативных способностей.
Планирование образовательной деятельности соответствует следующим требованиям:
-разные виды детской
-включены разнообразные формы
организации детей с
-основное содержание
Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина, но патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается, прежде всего, с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, детском саду. Конечно, педагоги могут познакомить с флагом, гербом, могут научить слушать гимн, сходить на экскурсию к памятным местам, рассмотреть фотографии, картины. Но если воспитатель даёт домашнее задание, чтобы родители с ребёнком встали пораньше, вместе с солнышком, послушали гимн, посетили памятные места, взяли ребёнка на выборы, то впечатления у малыша будут совершенно другими.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. На содержание детской деятельности должно быть направлено особое внимание, так как, руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувствительную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, а также уточнять знания, формировать у детей начальное чувство Родины - правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создаёт благоприятные возможности для осуществления определённых задач патриотического воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребёнка, в игре – навыки коллективизма, процессе трудовой деятельности – уважение к людям, трудолюбие и бережливость, так же организованность и чувство ответственности и долга. Организуя праздники героико-патриотические тематики, мы одновременно учим и воспитываем наших детей. На таких занятиях, праздниках дети по-настоящему играют в военных, маршируют в почётном строю вместе с ветеранами. Поют военные песни. Образовательное учреждение даёт детям возможность для накопления опыта, который ребёнок приобретёт самостоятельно и наиболее успешно с помощью метода проекта. Из возможных путей решения задач по патриотическому воспитанию самая эффективная форма проекта. В основе, которого лежит развитие познавательных навыков критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, прогнозировать результаты и возможности разных вариантов решения, устанавливать причинно следственные связи. Технология проекта позволяет реализовать такие принципы как:
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
субъект – субъективных отношений на основе диалога со взрослым;
активности
интегративности;
открытости
В реализации проектной деятельности дети учатся самостоятельно мыслить, находить решения проблем, привлекая для этой цели знания из разных областей. Действенное понимание общественного опыта возможно лишь при условии включения ребёнка в проблемные ситуации, где сам он действует как субъект. Используя проблемные задания худжественно-образной, познавательно-практической, а также социально значимой направленности, педагог дошкольного учреждения предоставляет детям знания, приобретённые детьми в ходе реализации проекта, становится достоинством их личного опыта, они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе проектной деятельности.
Воспитание патриотизма ребенка - важная психолого-педагогическая проблема. Её решение затрагивает деятельность всех образовательных институтов и является одним из возможных способов приобщения подрастающего поколения к духовным ценностям.
Дошкольное детство уникально по своей природе и представляет собой сложное социально - культурное, психологическое и педагогическое явление, которое обладает самоценностью и индивидуальной логикой развития. В этом возрасте закладываются основы для нравственного становления человека, начала тех моральных чувств, которые в будущем становятся фундаментом для развития более сложных личностных качеств: патриотизма, гражданственности, интернационализма. Целью патриотического воспитания дошкольников является формирование у них начал патриотизма как нравственного образования личности.
Патриотизм как интегративное качество личности представляет собой структурную модель, включающую когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. При этом для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент.
Эмоциональный компонент патриотизма основывается на том, что все стороны жизни дошкольника окрашены яркими переживаниями. Эмоции для ребенка - материал для обобщения представлений о редине и формирования на их основе патриотических чувств. Изучением эмоционального развития ребенка занимались такие психологи, как А.И. Захаров, Э. Изард, Р. Кеттел, В.С. Мухина, Е.В. Новикова, М.А. Панфилов, М. Раммер и др.
Важнейшим условием развития человека как личности, по мнению многих известных педагогов и психологов (В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон, М.Г. Яновская и др.), является становление его эмоциональной сферы. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, ценности, идеалы, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Эмоции - один из важнейших компонентов человеческого "я". Они являются формой переживания субъективного отношения к окружающей реальности. Возникновение и развитие чувств выражает формирование своеобразных "эмоциональных констант" (Е.П. Ильин, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, П.В. Симонов, Г.А. Фортунатов).
Вся деятельность дошкольника является эмоционально насыщенной. Все, во что включается ребенок, должно иметь эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Эмоции, связанные с представлением, возникают на основе механизма эмоционального предвосхищения. Еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, у него возникает тревожность - эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение.
Эмоциональный образ становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка. Изменяется в этот период и структура эмоциональных процессов, в которую входят теперь сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже [52].
В результате общения и деятельности формируются эмоции высшего уровня - человеческие чувства: сочувствие и сопереживание, интеллектуальные и эстетические чувства, а также чувства, детерминируемые деятельностью и моралью: чувства долга, чести, патриотизма [63].
Когнитивный компонент "обеспечивает" содержание, а поведенческий выполняет проверочно-диагностическую функцию. Включает в себя овладение детьми доступным их возрасту объемом представлений и понятий о родине - это во многом возможно благодаря формированию и совершенствованию в дошкольном детстве важнейших познавательных процессов психики (Л.И. Божович, П.М. Якобсон, А.А. Люблинская и др.).
Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л.А. Венгером. По его мнению, основу восприятия составляют перцептивные действия, которые формируются в обучении [17].
Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте позволяет детям довольно быстро узнавать интересующие их свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения. В то же время образное начало, очень сильное в этом периоде, часто мешает ребенку сделать правильные выводы относительно того, что он наблюдает. Это говорит о тесной взаимосвязи у дошкольников процессов восприятия и мышления.
Внимание ребенка дошкольного возраста является непроизвольным. Оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух.
Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Она приобретает доминирующую функцию среди других познавательных процессов. В этот период ребенок с легкостью запоминает самый разнообразный материал. Интересные для дошкольника события, действия, образы быстро запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик (сказки, рассказы, диалоги из фильмов) [67].
На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания. У детей данного возраста доминирует непроизвольная зрительно-эмоциональная память, благодаря которой дошкольники быстро совершенствуют речь, научаются пользоваться предметами домашнего обихода. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память. К дошкольному возрасту у ребенка складывается долговременная память и ее основные механизмы [52].
Формирование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач возникает в игровой деятельности, поэтому игры предоставляют ребенку богатые возможности для развития памяти.
.М. Истомина
проанализировала, как идет процесс
становления произвольного
Чтобы переход к произвольному запоминанию стал возможен, должны появиться специальные перцептивные действия, направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал. Первые специальные перцептивные действия выделяются в деятельности ребенка 5-6 лет, причем чаще всего ими для запоминания используется простое повторение. К 6-7 годам процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале. С возрастом развивается способность ребенка оценивать возможности собственной памяти, становятся более разнообразными и гибкими стратегии запоминания и воспроизведения материала.