Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 10:25, дипломная работа
Цель исследования – теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования проектной деятельности для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОУ.
Объект исследования – воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОУ.
Предмет исследования – проектная деятельность как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Однако самостоятельно ребёнок дошкольного возраста не может проникнуть в сущность общественных явлений. Только под руководством взрослых дети старшего дошкольного возраста могут усвоить систему знаний на основе понимания естественных, действительно существующих в окружающем мире связей и отношений между отдельными предметами и явлениями. Для этого педагогу необходимо содержание системы знаний построить по иерархическому принципу: выделить ядро, центральное звено знаний, которые могли бы стать основой целенаправленной системы. В процессе формирования у дошкольников такой системы знаний необходимо учитывать особенности содержания этих знаний и усвоения их детьми.
У детей старшего дошкольного возраста могут быть сформированы не только полноценные представления, но и простейшие нравственные понятия, а также способность к анализу, сравнению, классификации, группировке знаний по определённым признакам. У дошкольников формируются познавательные интересы - избирательная направленность личности на предметы и явления действительности. Ребёнок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснение замеченным явлениям. Происходит переход от простого любопытства к любознательности, которая вызывается внутренней стороной предмета или явления. Ребёнка начинают привлекать социальные явления, о чём свидетельствуют детские вопросы, темы разговоров, игр, рисунков. У детей старшего дошкольного возраста можно сформировать систему обобщённых знаний о явлениях общественной жизни, которые являются основой их сознательного отношения к окружающему, предпосылкой патриотического воспитания. Этому способствует увеличение объёма представлений и понятий об окружающем мире у дошкольников. К старшему дошкольному возрасту у ребят увеличивается общая произвольность поведения на основе активного развития волевых процессов. Развивается способность управлять своим поведением, сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвигаемым требованиям. В дошкольном возрасте складываются начала действенного в полном смысле этого слова отношения к Родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой. Одной из существенных особенностей детей старшего дошкольного возраста является то, что в этом возрасте у ребёнка появляется соподчинение мотивов и на этой основе складываются общественные мотивы трудовой деятельности, стремление сделать что-то нужное, полезное для окружающих. Данный факт имеет большое значение для воспитания начал патриотизма у дошкольников, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственных качеств личности, приводит к изменению содержания чувств. Последние начинают возникать не только в связи с удовлетворением узко личных потребностей, но и в связи с интересами коллектива. Социальная мотивация труда детей старшего дошкольного возраста способствует повышению эффективности деятельности детей. В дошкольном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов, важных для патриотического воспитания [1].
.
Опытно экспериментальная работа по воспитанию патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности осуществлялась в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду №__ «______». Детский сад расположен в п. Усть-Абакан, что благоприятно сказывается на образовательном процессе. В настоящее время педагог работает в подготовительной к школе группе №1, которую посещает 21 ребенок. Контингент воспитанников представлен разными социальными слоями: 38% - рабочие, 17% - служащие, 21% - работники бюджетной сферы, 12% - бизнесмены и предприниматели, 12% - временно безработные. Социальный портрет семей группы: полные семьи - 84%; многодетные - 8%; семьи «группы риска» (одинокие мамы - 2%, разведенные родители - 6%); имеют одного ребенка - 59%, имеют бабушек - 90%, имеют дедушек - 88.6%, имеют братьев и сестер - 41%.
В подавляющем большинстве семей родители молодые. Опыт воспитания у них мал, 80% семей живут отдельно от бабушек и дедушек.
Отсутствие опыта воспитания у родителей и педагогических знаний для занятий с детьми сказывается на всестороннем развитии ребенка.
Для выявления уровня сформированности нравственно-патриотических чувств у дошкольников, была проведена предварительная диагностика (методика А. Я.Ветохиной, З. С.Дмитренко) по трем показателям:
- положительно-эмоциональное восприятие членов семьи, домашнего окружения, детского сада, города (1);
- личностное развитие, произвольность (2);
- социальное поведение, коммуникативность (3).
По данным диагностического исследования, показатели сформированности нравственно - патриотических чувств у детей среднего возраста составили:
положительно-эмоциональное восприятие членов семьи, домашнего окружения, детского сада, города |
личностное развитие, произвольность |
социальное поведение, коммуникативность | |
Высокий |
4% |
0% |
0% |
Средний |
73,2% |
71,8% |
61,8% |
Низкий |
22,8% |
28,2% |
38,2% |
Таким образом, по результатам полученных данных было необходимо провести работу по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников, используя технологию проектирования, как эффективную форму работы, способствующую вовлечению детей и взрослых в социально-значимую деятельность.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания утрачена историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей старшего поколения. Воспитание нравственно-патриотической личности показывает, что самым слабым звеном сегодняшней деятельности является семья.
Поэтому, необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье нужно сохранять и передавать русские традиции, ценности созданные предками.
Таким образом, в процессе взаимодействия с семьёй необходимо повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, обучение практическим приемам взаимодействия с детьми, формирование осознанного отношения к их воспитанию.
Выбор темы продиктован актуальностью решения вопросов нравственно – патриотического воспитания старших дошкольников через тесное взаимодействие с семьёй, социальными институтами.
Работа над опытом охватывает период с 2008г. по 2011г.
Ι этап. Информационно-аналитический (сентябрь 2012-декабрь 2012 года). Выявление проблем, возникновение идеи опыта, определение целей, задач и выбор методов и средств их решения, отбор и анализ литературы по проблеме исследования, сбор информации, диагностика.
ΙΙ этап. Практический (2012-2013 год), в единой системе были проведены практические занятия, индивидуальная работа, экспериментирование в различных видах деятельности, вовлечение родителей в образовательный процесс.
ΙΙΙ этап. Обобщающий (сентябрь 2013-октябрь 2013 г.). Обобщение результатов исследования, создание системы мероприятий по формированию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников, разработка методических рекомендаций по проблеме взаимодействия с семьёй, подведён итог работы, обобщён опыт.
Основной целью данной работы является создание оптимальных условий для формирования нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников через использование технологий проектирования.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
- создание культурно – образовательной среды в группе;
- повышение
компетентности родителей в
- объединение
усилий семьи, педагогов и социальных
партнеров по вопросам
- способствование
общему развитию детей на
- воспитание
нравственно – патриотических
качеств: гуманизма, гордости, желание
сохранить и приумножить
- ориентирование
родителей на нравственно –
патриотическое воспитание
Комплексное взаимодействие всех субъектов деятельности, направленное на формирование нравственно – патриотических чувств дошкольника осуществляется на условиях:
- гуманизации отношений;
- равноправного сотрудничества;
- деятельностного
подхода со стороны всех
При этом сотрудничество строится на основе педагогических принципов:
- принцип
взаимосотрудничества –
- принцип
гуманизации – установление
- принцип
деятельного подхода – упор
делается на том объединение
всех программ в одно
- культурологический
принцип положен в основу
- принцип
индивидуально –
Для реализации этих принципов необходима благоприятная развивающая среда. Взаимодействие с семьёй и социумом осуществляется через проведение совместных мероприятий, направленных на формирование устойчивых нравственно – патриотических качеств и благоприятную адаптацию детей в обществе. Для этого в группе создана такая атмосфера, в которой преобладают доверительные гуманные отношения, перспективы личностного роста. В ней заложены возможности творчества, эстетического и нравственно – патриотического развития, получения наслаждения от совместного общения и действий в целом.
Работа по нравственно – патриотическому воспитанию ведётся по следующим направлениям:
- развитие
поискового поведения у
- формирование знаниевого компонента;
- воспитание нравственно – патриотических чувств.
В ходе реализации любого проекта перед педагогом стояла задача связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми
ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка, таким образом вовлекая его в социально - значимую деятельность.
Для этого педагогом был разработан перспективный план, состоящий из следующих блоков:
- Мой детский сад.
- Будем Родине служить.
- Моя малая родина.
- Моя семья.
- Страна, ее символика. Культура и традиции.
- Земля – наш общий дом.
Каждый блок включает различные виды проектов, отличающиеся по продолжительности, количеству участников: комплексные, творческие, игровые, исследовательские, индивидуальные, межгрупповые, групповые.
В содержание проектов были включены разнообразные мероприятия, с применением различных форм и методов работы: занятия, праздники, экскурсии, игры. Публичное представление продукта проектной деятельности происходило на выставках, конкурсах, практических занятиях, акциях.
Для формирования поискового поведения, развития любознательности широко используется метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, опытно-исследовательскую деятельность.
Наилучшего результата в работе педагог достиг, объединив фольклорный, краеведческий, культурологический, исторический, литературный материал, используя разнообразные формы и методы работы.
Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на интересующие его вопросы – ему помогает педагог. Развивая творческую и поисковую активность в ходе реализации проектных методов обучения педагог учитывает ряд особенностей: уважение к личности ребёнка, принятие его целей, интересов, создание условий для самоопределения и самореализации.
Исследовательско-творческий проект «Мир природы», проводимый в рамках блока «Моя малая родина» помог детям познакомиться с разнообразием природного мира, красотой и богатством нашего края. Данный проект объединил следующие формы работы: экскурсии по экологической тропе, рассматривание иллюстраций, гербариев «Цветы с нашей клумбы», «С какого дерева лист?», фотоальбомов и календарей: «Времена года», «Старик годовик», чтение художественной литературы и энциклопедий: «Удивительные растения», «Тайны нашей природы», «Что? Зачем? Почему?», «От осени до лета», «Рассказы – загадки о природе».
Дети совместно с родителями приняли участие в конкурсе «Лучшая кормушка», который прошел в дошкольном образовательном учреждении. Знания, полученные во время экскурсий, цикла познавательных занятий «Природный мир нашего края», дети отображают в творческих работах. В рамках данного проекта были оформлены выставки «Рябины России», «Свой дом на своей земле», «Золотая осень». Дети группы приняли участие в муниципальной акции «Люблю родной Оскольский край», в которой стали лауреатами.
Участие в межгрупповом проекте «Самая красивая клумба», где дети сами учились ухаживать за многочисленным количеством цветущих растений, способствовало воспитанию любви к природе, заботливому отношению к ней, развитию нравственно-патриотических чувств: гуманизма, добросердечности.