Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 10:25, дипломная работа
Цель исследования – теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования проектной деятельности для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОУ.
Объект исследования – воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОУ.
Предмет исследования – проектная деятельность как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Ученик, философ и коллега Дж. Дьюи - профессор У. Килпатрик под проектом подразумевает всякую деятельность детей, которая ими выбрана свободно и поэтому выполняется охотно, «от всего сердца». Ребенку может принести пользу только та деятельность, которая выполняется с большим увлечением. Поэтому достоинство всякого проекта определяется степенью заинтересованности сердечного увлечения ребенка при выполнении поставленной цели.
Свою концепцию проектного обучения У. Килпатрик выстраивает на основе теории опыта Дж. Дьюи и психологии обучения З. Торндайка. Взяв за основу положение последнего о том, что деятельность, к которой есть склонность, вызывает удовлетворение и повторяется чаще, чем та, которая выполняется по принуждению и вызывает раздражение, У. Килпатрик делает вывод: решающим моментом в учебном процессе является психология ребенка. Проектная деятельность формирует самостоятельность, воображение, дееспособность. Приобретенное ребенком знание ради цели может быть применено как средство к новым целям, служить источником новых интересов, особенно интеллектуального свойства. В связи с этим возрастает период деятельного настроя, когда ребенок будет работать над любым проектом. Килпатрик утверждает, что в основе проектного обучения лежит решение проблемы, и лишь когда ставится цель и есть стремление разрешить ее, проблема становится проектом.
Отечественный педагог-психолог Н. Н. Поддьяков определил два типа детской активности: собственную, полностью определяемую самим малышом, вызванную его внутренним состоянием, и стимулируемую взрослым.
Из теории и практики дошкольного воспитания известно, что уважение к личности ребенка, принятие его целей, создание условий для самоопределения активно развивает творчество. Огражденная от насильственного вмешательства окружающих жизнедеятельность детей проявляется в неповторимых формах игры, сказки, путешествия, приключений, экспериментирования.
В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием, стимулируемым действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении ребенок - взрослый или на соучастии в деятельности на партнерских правах.
Следуя принципам отечественных ученых и педагогов-практиков, можно отметить, что детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:
- учет интересов ребенка;
- деятельность без принуждения, «от всего сердца»;
- тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;
- предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;
- совместное
со взрослым поэтапное
Ребенок еще мал и не может самостоятельно сформулировать проблему, в этом ему помогают родители. В каком поле их искать? В практике дошкольной педагогики условно выделяются четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности. Темами совместного проектирования могут быть:
- альбомы
с рисунками, фотографиями и рассказами
на темы: «Мой любимый братик»,
«Как мы отдыхали на даче»,
«На выставке цветов», «Домашние
любимцы», «Путешествие на море»
и др., которые можно часто
- сочинение
«Сказки нашего дома», составление
карты своего района или
- изготовление макета по русским сказкам;
- домашние выставки: «Умелые руки», «Красивое - своими руками», «Открытки к празднику», «Детская мода», «Путешествие в страну бабочек» и др.
В часы семейного досуга можно организовать: «Устройство зимнего сада», «Оформление детской комнаты», «Кулинарное шоу» «Домашний концерт», «Кукольный театр», «Чемпионат по шашкам», «День здоровья» и др.
.
Заключение
Проведенное исследование показало, что система дошкольного образования имеет большие неиспользованные ресурсы воспитания патриотических чувств детей. Эти ресурсы не могут быть реализованы эпизодическим и бессистемным использованием содержания материала, методик дошкольного образования.
Полученные в нашем исследовании данные позволяют говорить о возможности формирования такой системы занятий, которая бы способствовала воспитанию патриотических чувств детей посредством проектной деятельности. Оптимальным является обучение, связанное с пополнением знаний и представлений детей, с вариативностью способов проектирования.
Проблемы воспитания патриотических чувств детей на современном этапе развития общества является наиболее актуальной, так как творческие способности в жизни ребенка играют исключительно важную роль в его развитии как личности.
Воспитание патриотических чувств ребенка – одна из главнейших задач детского сада. Это является необходимым условием для развития личности в целом. При этом ведущая роль принадлежит взрослым – воспитателям и родителям. Особое значение для развития творческой деятельности ребенка имеет стимулирование творчества в системе обучения детей старшего дошкольного возраста.
Задачи, поставленные перед детьми опытно-экспериментальной работой, были полностью решены. На этапе формирующего эксперимента реализовались и проверялись педагогические психологические условия стимулирования воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности. Проведение экспериментального исследования, анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу дают основание сделать вывод о том, что воспитание патриотических чувств в системе обучения детей возраста имеют теоретическое и практическое значение.
Изучение психолого-педагогической литературы, проведенное исследование показало, что воспитание патриотических чувств в различных видах деятельности в системе обучения детей имеет большое значение для воспитание патриотических чувств старших дошкольников и развития ребенка в целом.
Пути применения только традиционных методов является малоэффективными. Необходимо использование таких методов и средств, которые бы способствовали повышению потенциальных возможностей и интереса детей дошкольного возраста в проектной деятельности.
Результаты проведенного исследования по изучению творческих способностей позволили решить поставленные задачи.
Результаты исследований показали, что творческие способности детей у большинства старших дошкольников характеризуются средним уровнем и нуждаются в повышении данных показателей.
Важным показателем эффективности экспериментальной работы стало изменение уровня творческих способностей детей экспериментальной и контрольной групп.
Сравнение полученных результатов в ходе контрольного эксперимента позволило сделать вывод, что группа детей в условиях опытно-экспериментальной работы показала динамику воспитания патриотических чувств способностей в процессе. Таким образом, наша гипотеза подтверждена.
Библиографический список
Перспективный план Приложение №1
работы по формированию нравственно – патриотических чувств
детей старшего возраста.
№ п/п |
Название проекта, цель |
Вид проекта |
Формы работы |
Субъекты деятельности |
Блок «Мой детский сад» |
||||
1 |
Проект «Мой любимый детский сад» Цель: формировать знания детей о профессиях работников детского сада. Воспитывать уважение к труду взрослых. |
Групповой, среднесрочный |
1.Рисунок – рассказ «Что 2.Беседа «Кто заботится о нас в детском саду» 3.Экскурсия по микрорайону Олимпийский |
Педагог, дети, работники детского сада |
2 |
Проект «Самая красивая клумба» Цель: учить детей ухаживать за цветущими растениями, воспитывать любовь к природе, заботливому отношению к ней, желание создавать красивое своими руками. |
Межгруппо-вой, долгосроч-ный |
1. Выращивание рассады. 2. Посадка растений на клумбу. 3. Организация трудовой
деятельности по уходу за 4. Изготовление гербариев. 5. Выставка детских работ «Наша клумба» 6. Дидактические игры «Найди цветок» 7. Чтение познавательной
литературы «Удивительные |
Педагог, дети, родители, шефы |
3 |
Проект «Зеленый огонек» Цель:профилактика детского дорожно-транспортного травматизма |
Творческий, среднесроч-ный |
1. Выставка семейных рисунков «Мы пешеходы». 2. Выставка детских творческих работ «На перекрестке» 3. Конкурс «Дорожная мотаня». 4. Смотр-конкурс на лучший макет по ПДД. 5. Развлечение «Правил дорожных на свете не мало». |
Педагог, дети, родители, инспектор ГИБДД |
Блок «Будем Родине служить» |
||||
4 |
Проект «Защитники Отечества» Цель: формировать патриотические чувства, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины, вызывать желание подражать в достойном поведении взрослых |
Комплекс-ный, краткосроч-ный |
1. Беседа «Мой папа» 2. Выставка рисунков «Мой папа солдат» 3. Изготовление поздравительных открыток для пап и дедушек. 4. Праздник «Защитники Отечества» 5. Выставка военной формы. 6. Создание мини-коллекции «Медали» |
Педагог, дети, родители, воины-интернациона-листы |
5 |
Проект «Юный патриот» Цель: формировать представления о героизме. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам, желание подражать им в смелости, стремление быть похожими на них. Воспитывать уважение к старшему поколению |
Благотвори-тельный, краткосроч-ный |
1. Беседы «Что такое героизм?», «Юные герои войны».
2. Изготовление сувениров и поздравительной газеты для ветеранов войны. 2. Посещение музея дома ветеранов ОЭМК. 3. Экскурсия к аллее Славы. |
Педагог, дети, родители, ветераны войны |
Блок «Моя малая Родина» |
||||
6 |
Проект «Мир природы» Цель: влспитывать бережное отношение к природе, желание сохранить и приумножить природные богатства нашего края |
Исследова-тельско-творческий |
1. Экскурсия по экологической тропе детского сада. 2. Рассматривание иллюстраций, гербариев, фотоальбомов, календарей. 3. Чтение познавательной литературы. 4. Циклы познавательных занятий «Природный мир нашего края». 5. Выставки «Золотая осень», «Свой дом на своей земле». 6. Конкурс «Лучшая кормушка для птиц» |
Педагог, дети, родители, детский эколого-биологический центр |
7 |
Проект «Старооскольская игрушка» Цель: развить интерес к русским традициям и промыслам, приобщать детей к культурному наследию. |
Творческий, межсемейный |
1. Цикл познавательных занятий «Игрушка древних славян», «Разновидности глиняных игрушек». 2. Персональные выставки «Староосокльская игрушка», «Игрушка-говорушка». 3. Совместные выставки «Потешный базар», «Обереги России». 4. Консультация для родителей «Традиционная Старооскольская глиняная игрушка — как памятник духовной и материальной культуры народа» |
Педагог, дети, родители, МУК «Старооскольский дом ремесел» |
8 |
Проект «В музее» Цель: закрепить знания о Старооскольской игрушке, желание поделиться ими с другими детьми. |
Игрово — ролевой, краткосроч-ный |
1. Создание мини-музея « 2. Организация сюжетно-ролевых игр в группе. 3. Театрализованная деятельность «В царстве глиняных игрушек» |
Педагог, дети, родители, дети других групп |
Блок «Моя семья» |
||||
9 |
Проект «7 — я» Цель: формировать представления о значении семьи в жизни ребенка и семейных традициях. Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому |
Исследова-тельско-творческий, среднесроч-ный |
1. Цикл бесед «Дети и родители». 2. Изготовление подарков для мам и бабушек. 3. Выставка детских работ «Портрет моей мамы». 4. Праздник «День матери». 5. Оформление фотоальбома «Папа, мама, я — вместе дружная семья» 6. Конкурс «Семейный герб» |
Педагог, дети, родители |
10 |
Акция «Спорт в каждую семью» Цель: способствовать сплочению семейных отношений, воспитание привычки к здоровому образу жизни |
1. Акция «Семья семье». 2. Выпуск семейной газеты «Активный отдых моей семьи». 3. Спортивный праздник «Вместе с папой, вместе с мамой». 4. Участие в городской спартакиаде. 5. Экскурсия в СДЮШОР им. А.Невского. |
Педагог, дети, родители, дети из других детских садов, инструктор по физической культуре, СДЮШОР им. А. Невского | |
Блок «Страна и ее символика. Культура и традиции» |
||||
11 |
Проект «Обереги России» Цель: познакомить детей с историей и традициями русского народа, с различными видами народных оберегов. Учить плетению декоративных поясов. |
Оригиналь-ный, кратко-временный |
1. Цикл познавательных занятий «Промыслы России». 2. Изготовление поясов-оберегов. |
Педагог, дети, родители, немецкие студенты |
12 |
Проект «Мир вокруг нас» Цель: обогащать сознание ребенка новымизнаниями, спосоствующих накоплению представлений об окружающем мире. |
Исследова-тельские, индивидуальные |
1. Чтение познавательной литературы «Что? Зачем? Почему?». 2. Цикл познавательных занятий «Удивительное рядом» 3. Создание макетов к детским проектам. 4. Исследовательская |
Педагог, дети, родители, педагог-психолог |
Блок «Земля — наш общий дом» |
||||
13 |
Проект «Веселая астрономия» Цель: развивать у детей творческие познавательные способности в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций |
Открытый, среднесроч-ный |
1. Цикл познавательных занятий «Экскурсия в планетарий», «Путешествие в межпланетное пространство». 2. Заучивание стихов, загадок, пословиц о космосе. 3. Создание мини-музея космонавтики. 4. Создание макета «Звездное небо» 5. Создание космического словарика. 6. Выставки детско-родительских творческих работ «Солнечная система», «На далекой планете» |
Педагог, дети, родители, педагоги и дети других групп |
Приложение №2
Конспект занятия по развитию речи «Экскурсия в планетарий»
в подготовительной к школе группе
Программные задачи:
- учить детей творчески
- расширять и углублять
- закреплять получаемую и накопл
- обогащать речь детей, пополнять, уточнять, активизировать их словарь;
- развивать монологическую и диалогическую речь;
- развивать у детей
- формировать бережное, созидательное отношение к миру, любовь к родной планете Земля;
- воспитывать чувство
Предварительная работа:
- оформление космического
- чтение энциклопедий, книг о космосе;
- рассматривание иллюстраций;
- разучивание стихов, игр, пословиц, загадок, считалок, физкультминуток на космическую тему;
- рисование детских рисунков;
- наблюдение за небом в дневное и вечернее время.
Материалы к занятию:
Макет звездного неба, алгоритм, портрет Ю. Гагарина, телескоп, планеты Солнечной системы, аудиозапись «космической музыки», задание на каждого ребенка, детские рисунки, иллюстрации, космический словарик.
Ход занятий
Ребята, давайте поприветствуем гостей. Чтение стихотворения Н. Красильниковой «Доброе утро»
Придумано кем-то просто и мудро Доброе утро! Доброе утро! - солнцу и птицам. Доброе утро! – улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым. Доброе утро длится до вечера.
Ребята, каждый год наш народ празднует день Космонавтики. Этот год юбилейный, 50 лет со дня первого полета в космос. Скажите, кто и когда совершил первый полет в космическое пространство? (Ответы детей).
Ну-ка кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет?
Правильно, ребята, это солнце Мы с вами уже совершали путешествие в межпланетное пространство к дружной семье Солнца. Давайте вспомним считалочку о планетах.
По порядку все планеты Назовет любой из вас: Раз – Меркурий, Два – Венера, Три – Земля, Четыре – Марс, Пять – Юпитер, Шесть – Сатурн, Семь – Уран, За ним – Нептун. Он восьмым идет по счету А за ним уже потом. И девятая планета Под названием Плутон.
Ребята, я сегодня получила электронное сообщение от Солнца. Только это не приглашение в гости. Солнце просит о помощи, случилась беда. Почему-то одни планеты жалуются, что им очень жарко, другие замерзают в темноте. Солнце спрашивает, есть ли жизнь на планетах? Помогите разобраться. Жду ответа.