Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 10:28, курсовая работа
Цель исследования: обосновать необходимость применения различных методов по формированию толерантности в школьном коллективе.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
Раскрыть сущность основных понятий «толерантность», «воспитание».
Изучить методы, формы и приемы воспитания толерантности у подростков в учебной деятельности.
Изучить уровень сформированности толерантности у подростков в отдельном взятом классе.
Введение………………………………………………………
Раздел 1. Теоретические аспекты проблемы толерантности.
1.1.Семантика и природа толерантности………………………
1.2. Виды толерантности……………………………………
1.3. Критерии толерантной и интолерантной личности……
Раздел 2. Изучение особенностей формирования толерантности…………………………………………………
2.1.Диагностика сформированности толерантности у подростков отдельно взятого класса…………………………
2.2.Организация процесса воспитания толерантности у подростков.……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………
Приложения……………………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
НОВГОРОДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им
Институт непрерывного педагогического образования
______________________________
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Курсовая работа по дисциплине
«Практическая педагогика»
по специальности 050700.62 «Педагогика»
Студент группы 0361
________ Паршукова А.Р.
«__» ___________ 2011 г.
Содержание
|
2 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
«Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая — уничтожение человеческого в человеке».
Ю.А. Шрейдер.
Последние сто лет истории человечества характеризуются не только бурным развитием техники, науки, образования и культуры, но и двумя мировыми войнами, огромным числом вооруженных конфликтов, геноцидами, унесшими миллионы жизней и показавших огромную мощь и потенциал человеческой способности к разрушению. Вне всяких сомнений, проблема толерантности и интолерантности очень важна в связи с постоянным присутствием насилия в нашей жизни.
Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других.
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.). Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии.
Подростковый возраст − важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток − уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.
Философское осмысление данной проблемы находило отражение еще в трудах Гераклита и Сенеки, а позднее - Дж. Локка, Ф. Вольтера, В. Соловьева, П. Флоренского, Н. Бердяева и других.
Объект исследования: процесс формирования толерантности у подростков.
Предмет исследования: методические приемы способствующие формированию высокого уровня толерантности у подростков.
Цель исследования: обосновать необходимость применения различных методов по формированию толерантности в школьном коллективе.
Задачи исследования:
Положения, выносимые на защиту:
Различные методы толерантного воспитания необходимы и должны применяться для полного становления и формирования подростка как личности.
В ходе исследования использовались следующие методы:
1.Теоретические: поиск, изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
База исследования:
Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 2 с углубленным изучением английского языка. В эксперименте участвовали ученики 11 «РО» класса, в классе всего 30 учеников, в исследовании принимало участие 20 из них.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы толерантности
1.1. Семантика и природа толерантности
Как справедливо однажды заметил Г.В.Плеханов, «прежде, чем спорить, давайте сначала договоримся о терминах». Важно это и при анализе рассматриваемой здесь проблемы — проблемы толерантности. При этом анализируем не столько «проблему толерантности», сколько самое понятие толерантность.[1; с.4]
Этимология термина «
С другой стороны, значение слова tolero — «кормить, питать» и глагола tollo — «считать своим ребенком, воспитывать, пестовать» напрямую связывают его с идеей подпитывания или «воспитания» человека и, в конечном счете, «образования» личности. Вероятно, расхождения между русским «терпимость» и европейским «толерантность» существенны из-за потери именно этого аспекта в структуре данного понятия. Более того, как мне кажется, толерантность — это в первую очередь воспитанность, требующая самоограничений и позволяющая относиться к другому (иному, не такому, как я) с позиций равного.
В разных языках в зависимости от исторического опыта народов общее содержание понятия толерантности имеет различные смысловые оттенки:
- в английском языке
- во французском — «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»;
- в китайском — быть
- в арабском толерантность — это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим»;
- в персидском — «терпение, терпимость, выносливость» [2,с.5-6].
Как мы можем увидеть, во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости». Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости и определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, мнению или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость».
Считаю, что следует окончательно разобраться, являются ли слова «толерантность» и «терпимость» друг другу синонимами или все же они несут в себе различную смысловую нагрузку?
Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В.И.Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению. Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. Однако словари не дают однозначного толкования данного термина. Рассмотрим некоторые из них.
В «Толковом словаре русского языка»
под редакцией Д.Н.Ушакова
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения. В такой интерпретации толерантность означает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения. Свое практическое выражение она находит в выдержке, самообладании, способности длительное время выносить неблагоприятные воздействия. [3,с.7]
В Декларации принципов толерантности мы видим следующие строки.
«Толерантность — ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов быть различными, проявляется в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к понимаю и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям». [Приложение №1]
В «новой философской энциклопедии» написано следующее: «Толерантность — качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие».[15]
В этих определениях уже четко видна таковая позиция, которая является «признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции».
Итак можно вывести результат, что в отличие от терпимости (терпеть— « не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность — готовность принимать поведение и убеждения, которые отличаются от собственных, даже если вы не соглашаетесь или не одобряете их. Понимание слова «терпимость» трактуется как пассивная позиция: терпеть — значит, наступать на себя, уступать кому-то. Слово «толерантность», хотя и используется как синоним «терпимости», несёт в себе другие смыслы. Толерантность — это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно.[4,с.404]
1.2.Виды толерантности
Выделением видов
Они предложили использовать следующую классификацию толерантности:
1)По проявлению толерантности как общественного сознания.
В.А. Лекторский выделяет такие виды толерантности: толерантность как безразличие – безразличие к существованию различных взглядов; невозможность взаимопонимания – уважение к другому, которого я не могу понимать; снисхождение к слабости других; расширение собственного опыта, критический диалог – уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций [6];
Информация о работе Воспитание толерантных черт личности у подростков