Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 10:28, курсовая работа
Цель исследования: обосновать необходимость применения различных методов по формированию толерантности в школьном коллективе.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
Раскрыть сущность основных понятий «толерантность», «воспитание».
Изучить методы, формы и приемы воспитания толерантности у подростков в учебной деятельности.
Изучить уровень сформированности толерантности у подростков в отдельном взятом классе.
Введение………………………………………………………
Раздел 1. Теоретические аспекты проблемы толерантности.
1.1.Семантика и природа толерантности………………………
1.2. Виды толерантности……………………………………
1.3. Критерии толерантной и интолерантной личности……
Раздел 2. Изучение особенностей формирования толерантности…………………………………………………
2.1.Диагностика сформированности толерантности у подростков отдельно взятого класса…………………………
2.2.Организация процесса воспитания толерантности у подростков.……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………
Приложения……………………………………………………
Очень низкий уровень толерантности выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Это проявляется в склонности человека характеризовать культурные отличия как отклонения от некоей нормы, как девиантность, в нежелании признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Это проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении к таким людям, в желании «очистить» от них пространство собственного бытия. Это проявляется в нежелании даже попытаться взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры. Это вполне осознанная, отрефлексированная позиция. Школьники, занимающие такую экстремистскую позицию, как правило, выделяются своим поведением, определенного рода публичными высказываниями, а иногда даже и внешним видом.
Низкий уровень толерантности характеризуется тем, что человек на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей независимо от их расовой, национальной, религиозной принадлежности, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп. Такой диссонанс между декларируемыми гуманистическими принципами и реальным проявлением нетерпимости человек пытается оправдать ссылками на общественное мнение («все так считают»), аморальное поведение, якобы свойственное представителям этих групп («все они такие»), личный неудачный опыт взаимодействия с ними («я встречал таких людей и уверен, что...»). Эта позиция основана на культуроцентризме, ксенофобии, презумпции вины другого. Отрицая такие наиболее вопиющие проявления интолерантности, как фашизм, геноцид, апартеид, человек при этом может легко навешивать на людей других культур ярлыки «недостойных уважения», «опасных». Такого рода интолерантность проявляется не только в непринятии других культур, но и в непонимании их, рассмотрении их сквозь призму только собственных культурных установок. К сожалению, эти проявления нетолерантного отношения к людям часто остаются незамечаемыми в школе.
Средний уровень толерантности определяется признанием и принятием культурного плюрализма, уважением к самым разнообразным социокультурным группам, но при этом склонностью человека разделять (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Он не может самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в повседневной жизни. Ему трудно представить, с какими проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы. Это объясняется непониманием другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.
Высокий уровень толерантности характеризуется следующими признаками. Это принятие иных культур, положительное отношение к культурным отличиям, повышенная восприимчивость к любым проявлениям культурной дискриминации, способность находить в иной культуре нечто полезное и ценное для себя самого. Это понимание других культур, умение избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов, стремление рассматривать иные культуры сквозь призму ценностей и приоритетов самих этих культур, способность предполагать альтернативные взгляды на проблемы, возникающие в поликультурном обществе.
Полученные результаты данного анкетирования предоставлены
в таблице 2.
Таблица 2. Результаты исследования по методике №2
Уровень |
Баллы |
Учеников с данным уровнем |
Высокий |
45−90 |
6 |
Средний |
0−45 |
12 |
Низкий |
(-45)−(0) |
2 |
Очень низкий |
(-45)−(-90) |
− |
Если сравнивать результаты первого и второго опросника, то можно сделать вывод о том, что полученные нами данные верны и в классе преобладают дети со средним уровнем толерантности.
По итогам общего анкетирования
можно сделать вывод о том,
что хоть в классе и нет представителей
с очень низким уровнем толерантности,
но имеются представители с низким уровнем,
а также количество учеников с высоким
уровнем оставляет желать лучшего. Не
всегда наши подростки доброжелательны
друг к другу, не всегда проявляют милосердие
и терпимость к людям другой национальности.
Следует отметить, что предметом нетерпимости
в школе может выступать как национальная,
религиозная, этническая, социальная,
половая принадлежность ребенка, так и
особенности его внешнего вида, интересы,
увлечения, привычки.
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни
к другой культуре, образу жизни, верованиям,
убеждениям, привычкам всегда существовал
и продолжает существовать в наше время
как в обществе в целом, так и в отдельных
его институтах. Это еще раз подчеркивает
актуальность выбранной нами темы и поэтому
активизируется процесс поиска эффективных
механизмов воспитания детей в духе толерантности.
В следующей главе предоставлены различные
формы, методы и приемы по воспитанию толерантности,
используя которые можно направить процесс
воспитания толерантности в нужное русло.
2.2. Организация процесса
воспитания толерантности у под
Процесс воспитания - это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.[10] В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания − это организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом. Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.
Особое внимание обращается на воспитание
толерантности в подростковом возрасте.
Именно в этот период начинает формироваться
чувство культурной идентичности человека,
а соответственно повышается интерес
к вопросам культурной принадлежности.
В подростковом возрасте закладываются
основы дальнейшего социального поведения
личности, в том числе: способность к эмпатии
или конфликтность, социальная изолированность,
позитивное или заведомо негативное отношение
к другим. Подростковый возраст, как известно,
всегда — возраст трудный. Воспитание
в духе толерантности должно обеспечивать
формирование таких способностей как
наличие у субъекта навыков независимого
мышления, критического осмысления и выработку
суждений, основанных на моральных ценностях.
У старшеклассников важно воспитывать
такие качества, как политическая осведомленность,
сознательное участие в политической
жизни общества, способность идти на компромисс
при разногласиях и спорах, справедливость
в отношениях с людьми, способность встать
на защиту любого человека, независимо
от национальности.
О.А. Грива считает, что проблема воспитания толерантности личности должна решаться комплексно. Необходимо, организуя деятельность в этом направлении, вовлекать в нее детей и подростков, молодежь, педагогов, членов семьи, родственников, членов национальных сообществ, общественных организаций, а также должностных лиц, государственных чиновников. В работе с каждой из названных категорий необходим учет возрастных, индивидуальных, национальных, функциональных и ролевых особенностей. Таким образом, воспитание толерантной личности реализуется: в семье, школе, других учебных и внешкольных заведениях. Процессу ее воспитания способствуют социальные службы для молодежи, общественность (национально-культурные общества и союзы, негосударственные общественные организации, различные фонды), религиозные организации, государственные органы (местные и центральные) и, наконец, мировое сообщество (международные организации и фонды). [11,с.244]
Но особое место в процессе воспитания толерантности отводится личности педагога, владеющего ключом к решению проблемы — методиками обучения и воспитания.
Методы воспитания толерантности
– это способы формирования у
детей готовности к пониманию других людей
и терпимому отношению к их поступкам.
1)В интеллектуальной среде необходимо
формировать объем, глубину, действенность
знаний о ценностях толерантности.
В этой сфере используется,
прежде всего, метод убеждения. Убеждение
предполагает разумное доказательство необходимости
толерантного поведения. Убеждение как
метод реализуется через различные формы,
в частности, используются отрывки из
различных литературных произведений,
исторические аналогии, библейские притчи,
басни. Убеждению соответствует самоубеждение
– метод самовоспитания, который предполагает,
что дети осознанно, самостоятельно, в
поиске решения какой-либо социальной
проблемы формируют у себя комплекс взглядов.
В основе этого формирования лежат логические
выводы, сделанные самим ребенком.
2)В эмоциональной сфере необходимо формировать
характер нравственных переживаний.
Методом, оказывающим
влияние на эмоциональную сферу
ребенка,
является внушение. Метод внушения может
реализовываться через использование
цитат, высказываний, музыкальных произведений
и т.д. Под внушением понимают такое психическое
воздействие, словесное или образное,
которое вызывает некритическое восприятие
и усвоение какой-либо информации. Процесс
внушения часто сопровождается процессом
самовнушения (переживания), когда ребенок
пытается сам себе внушать ту или иную
эмоциональную оценку своему поведению.
3)Методы воздействия на мотивационную
сферу включают стимулирование. В результате
стимулирования толерантного поведения
должна формироваться устойчивая мотивация
терпимого отношения к людям. Методы стимулирования
помогают ребенку формировать умение
правильно оценивать свое отношение к
другим людям.
4)В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые
устремления в реализации толерантного
поведения: мужество, смелость, принципиальность
в отстаивании нравственных идеалов.
Методы воздействия
на волевую сферу на воспитание толерантности предполагают:
развитие у детей инициативы, уверенности
в своих силах; развития настойчивости,
умения преодолевать трудности для достижения
намеченной цели; формирование умения
владеть собой. Доминирующее влияние на
формирование волевой сферы могут оказать
методы требования и упражнения (совет,
просьба, намек, доверие, одобрение). Результат
упражнений – навыки и привычки – устойчивые
качества личности.
5)Сфера саморегуляции – это когда в качестве
оценивающего выступает сам субъект и
его субъективные параметры оценки. В
сфере саморегуляции необходимо формировать
нравственную правомерность выбора. Метод
коррекции поведения – это метод, который
направлен на то, чтобы создать условия,
при которых ребенок внесет изменения
в свое поведение в отношениях с людьми.
Но коррекция невозможна без самокоррекции.
Опираясь на пример, сложившиеся нормы,
ребенок может сам изменить свое поведение
и регулировать свои поступки, что можно
назвать саморегулированием.
7)В предметно-практической сфере необходимо
развивать способность совершать нравственные
поступки.
Методы воздействия – это методы воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Метод дилемм заключается в совместном обсуждении детьми моральных дилемм. По каждому вопросу приводятся заключительные доводы «за» и «против». Соответствующему методу дилемм методом самовоспитания является рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.[12]
Таким образом, выделены следующие методы воспитания толерантности: убеждение и самоубеждение; стимулирование и мотивация; внушение и самовнушение; требование и упражнения; коррекция и самокоррекция; воспитывающие ситуации и социальные пробы испытания; метод дилемм и рефлексия.
Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям детей.
Приемы воспитания –
это педагогически оформленные
действия.
Выделяют три группы приемов воспитания
толерантности.
Первая группа связана с организацией
детей в группе: прием «Взаимопомощь»,
«Акцент на лучшее», «Ломка стереотипов»,
«Истории про себя», «Общаться по правилам»,
«Общее мнение», «Коррекция позиций»,
«Справедливое распределение», «Обмен
ролями».
Вторая – с организацией диалоговой рефлексии.
Под этим понимают диалог педагога и ребенка,
способствующий формированию отношения
у детей к какой-либо значимой проблеме.
Применяются приемы: «Ролевая маска»,
«Прогнозирование развития ситуации»,
«Импровизация на свободную тему», «Встречные
вопросы».
Третья – с использованием художественной
литературы, кинофильмов и т.д. Приемы:
«Сочини конец истории», «Любимые книги
товарища», «Добрые слова», «Киностудия».
Педагогических приемов бесконечное множество.
Каждая ситуация рождает новые приемы.
Основными формами восприятия
толерантности являются: дискуссия,
диспут, дебаты, игровые, коммуникативные
тренинги,
коллективные творческие дела, игровые
программы.
Дискуссия – равноправное обсуждение
педагогами и детьми планируемых дел и
проблем самого различного характера.
Результатом ее может быть общее соглашение,
лучшее понимание, новый взгляд на проблемы,
совместное решение.
Дискуссия может включаться в различные
формы: конференции, деловые игры, групповые
собрания.
Очень близок к дискуссии диспут. Если
дискуссия возникает спонтанно, по мере
жизненной необходимости, то диспут проводится
по конкретной теме, специально готовится
и организуется воспитателем. Важнейшими
условиями проведения диспута являются
дискуссионность, привлекательность,
актуальность темы. Диспуты проводятся
в средних и старших классах на политические,
правовые, нравственные, этические, эстетические
темы.
Дебаты позволяют обучить умению рассуждать,
критически мыслить, продуктивно организовывать
процесс дискуссии. Дебаты – форма обучения
общению, которая формирует готовность
противостоять современному «информационному
зомбированию» и умение самостоятельно,
осознанно вырабатывать жизненную позицию.
Игровые тренинги – форма воспитательной
работы, направленная на воспитание толерантности
у детей. Игровые тренинги представляют
собой взаимосвязанную, поступательную
серию игровых занятий, построенную в
соответствии с основами групповой игротерапии.
Коммуникативные тренинги ориентированы
на развитие коммуникативной культуры
личности как активного участника культурного
диалога. Они позволяют повысить коммуникативную
компетентность ребенка, способствуя
тем самым его популярности в общении
с окружающими.
Информация о работе Воспитание толерантных черт личности у подростков