Воспитание толерантных черт личности у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 10:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: обосновать необходимость применения различных методов по формированию толерантности в школьном коллективе.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
Раскрыть сущность основных понятий «толерантность», «воспитание».
Изучить методы, формы и приемы воспитания толерантности у подростков в учебной деятельности.
Изучить уровень сформированности толерантности у подростков в отдельном взятом классе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………
Раздел 1. Теоретические аспекты проблемы толерантности.
1.1.Семантика и природа толерантности………………………
1.2. Виды толерантности……………………………………
1.3. Критерии толерантной и интолерантной личности……
Раздел 2. Изучение особенностей формирования толерантности…………………………………………………
2.1.Диагностика сформированности толерантности у подростков отдельно взятого класса…………………………
2.2.Организация процесса воспитания толерантности у подростков.……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………
Приложения……………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсач 2013.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Статья 4 – Воспитание

4.1. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

4.2. Воспитание  в духе толерантности следует  рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

4.3. Воспитание  в духе толерантности должно  быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

4.4. Мы заявляем  о своей готовности поддерживать  и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе толерантности, прав человека и ненасилия. Это означает необходимость уделять особое внимание вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

Статья 5 - Готовность к действию

Мы обязуемся  поощрять толерантность и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации.

Статья 6 - Международный день, посвященный толерантности

В целях мобилизации  общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Диагностика уровня сформированности толерантности у старшеклассников.

Вам будет предложен ряд высказываний: пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько Вы согласны или несогласны с ними. Оценить степень Вашего согласия или несогласия можно следующим образом: 

2

сильное согласие

(конечно, да)

1

слабое согласие

(скорее да, чем нет)

0

ни да, ни нет

 

−1

слабое несогласие

(скорее нет, чем да)

−2

сильное несогласие

(конечно, нет)


 
 
Постарайтесь быть искренними. Свои оценки Вы можете записывать напротив порядкового номера утверждения  анкеты. Спасибо!

Вопросы:

  1. Группа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго существовать.
  2. Цивилизованные страны, как, например, Россия, не должны помогать народам Африки: пусть сами решают свои проблемы.
  3. Хорошо, что меньшинство может свободно критиковать решения большинства.
  4. Дети из более богатых семей не должны иметь права учиться в особых школах, даже за свои собственные деньги.
  5. Было бы правильнее содержать приезжих из отсталых южных стран в специально отведенных районах и обучать в отдельных школах, чтобы ограничить их контакты с остальными людьми.
  6. Вид молодого человека с бородой и длинными волосами неприятен для всех.
  7. Маленькие народы, проживающие в нашей стране, должны иметь право без ведома российских властей устанавливать у себя некоторые особые законы, связанные с их обычаями и традициями.
  8. Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.
  9. Люди не созданы равными: некоторые из них лучше, чем остальные.
  10. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.
  11. Внешний вид представителей небелой расы является хотя бы в чем-то, но отклонением от нормы.
  12. Истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре.
  13. Улучшать районы проживания бедноты - это бесполезная трата государственных денег.
  14. Евреи - такие же полезные для общества граждане, как и представители любой другой национальности.
  15. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.
  16. Хотя темнокожие люди и отстают от белых в экономическом развитии, я уверен(а), что между двумя расами не существует никаких различий в умственных способностях.
  17. Человека, который любит другую страну и помогает ей больше, чем своей, необходимо наказывать.
  18. Мы не должны ограничивать въезд в наш город представителей других народов.
  19. Это несправедливо, что выходцы из азиатских или африканских стран, даже если станут гражданами России, не могут получить хорошую работу или занять высокую государственную должность наравне с другими.
  20. Все чеченцы по своей натуре одинаковы.
  21. Если учесть все «за» и «против», то надо признать, что между представителями различных рас существуют различия в способностях и талантах.
  22. Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, меня это не должно касаться - это их личное дело.
  23. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
  24. Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры.
  25. То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, − благо для России.
  26. Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова.
  27. Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности.
  28. Истинной религией может быть только одна религия.
  29. Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему.
  30. То, что Россия - многонациональная страна, обогащает ее культуру.
  31. Человек, который со мной не согласен, обычно вызывает у меня раздражение.
  32. Я четко знаю, что хорошо, а что плохо для всех нас, и считаю, что и другие также должны это понять.
  33. Мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности.
  34. Мне хотелось бы немного пожить в чужой стране.
  35. Все те, кто просит милостыню, как правило, лживы и ленивы.
  36. Человек другой культуры, с другими обычаями, привычками пугает или настораживает окружающих.
  37. Все виды ущемления прав по национальному признаку должны быть объявлены незаконными и подвергаться суровому наказанию.
  38. Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет непохожие на других взгляды и поведение.
  39. Нашей стране необходимо больше терпимых людей - таких, кто ради мира и согласия в обществе готов пойти на уступки.
  40. Любой межнациональный конфликт можно разрешить путем переговоров и взаимных уступок.
  41. Люди другой расы или национальности может, и являются нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.
  42. Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие.
  43. Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.
  44. Идти на уступки - это значит проявлять слабость.
  45. Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.

 

Обработка и интерпретация  результатов:

За оценку каждого утверждения  респондент получает определенный балл. Если он оценивает какое-либо утверждение  знаком: 
«2», то получает 2 балла, «1», то 1 балл, если «0», то 0 баллов,«-1», то -1 балл, «-2», то -2 балла. Результаты получаются путем сложения баллов с учетом знака. При этом в ответах на вопросы: 3, 7, 14, 15, 16, 18, 19, 22, 25, 27, 30, 34, 37, 38, 39, 40 знак не меняется; 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 17, 20, 21, 23, 24, 26, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 36, 41, 42, 43, 44, 45 знак меняется на противоположный. Подсчитав баллы, можно подвести некоторые итоги.

Баллы: от -90 до -45 − отражают высокий уровень развития интолерантности; 
от -45 до 0 − отражают невысокий уровень интолерантности; 
от 0 до 45 − отражают невысокий уровень толерантности; 
от 45 до 90 − отражают высокий уровень толерантности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Методика диагностики  общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко).

Методика диагностики общей  коммуникативной толерантности, предложенная В. В. Бойко позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения.

Пункты опросника сгруппированы  в 9 шкал. Бланк предъявляется респондентам без названий шкал.

Инструкция: Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к Вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, где

0 — совсем неверно,

1 — верно в некоторой степени,

2 — верно в значительной степени,

3 — верно в высшей степени.

Шкала 1. Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека.

1. Медлительные люди обычно действуют  мне на нервы.

2. Меня раздражают суетливые,  непоседливые люди.

3. Шумные детские игры я переношу  с трудом

4. Оригинальные, нестандартные, яркие  люди действуют на меня отрицательно.

5. Человек, который не имеет недостатков, насторожил бы меня.

Шкала 2. Использование себя в качестве эталона при оценке поведения  и образа мыслей других людей.

6. Меня обычно выводит из равновесия  несообразительный человек.

7. Меня раздражают любители поговорить.

8. Меня затрудняет разговор с  безразличным для меня попутчиком  в поезде или самолете, начатый  по его желанию.

9. Я бы тяготился разговорами  случайного попутчика, который  имеет знания ниже моих.

10. Мне трудно найти общий  язык с людьми, по интеллекту отличающимся от меня.

Шкала 3. Категоричность или консерватизм в оценках других людей.

11. Современная молодежь вызывает  неприятные чувства своим внешним  видом (прически, косметика, наряды).

12. Так называемые «новые русские»  обычно производят неприятное  впечатление своим бескультурьем либо жадностью.

13. Представители некоторых национальностей  в моем окружении мне несимпатичны.

14. Есть тип мужчин (женщин), который  я не выношу.

15. Терпеть не могу людей с  низким профессиональным уровнем.

Шкала 4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров.

16. Считаю, что на грубость надо  отвечать тем же.

17. Мне трудно скрыть, если человек  мне чем-то неприятен.

18. Меня раздражают люди, которые  стремятся в споре настоять на своем.

19. Мне неприятны самоуверенные  люди.

20. Обычно мне трудно удержаться  от замечания озлобленному или  нервному человеку, который толкается  в транспорте.

Шкала 5. Стремление переделать, перевоспитать  партнеров

21. Я имею привычку поучать окружающих.

22. Невоспитанные люди возмущают  меня.

23. Я часто ловлю себя на  том, что пытаюсь воспитывать  других.

24. Я по привычке постоянно  делаю кому-то замечания.

25. Я люблю командовать близкими.

Шкала 6. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным».

26. Меня раздражают старики, когда  они в час пик оказываются  в городском транспорте или  в магазинах.

27. Жить в одной комнате с  посторонним человеком для меня  просто пытка.

28. Когда другой не соглашается  в чем-то с моим правильным мнением, то обычно это раздражает меня.

29. Я проявляю нетерпение, когда  со мной спорят.

30. Меня раздражает, если другой  делает что-то по-своему, не так,  как мне того хочется.

Шкала 7. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности

31. Обычно я надеюсь, что моим  обидчикам достанется по заслугам.

32. Меня часто упрекают в ворчливости.

33. Я долго помню обиды, нанесенные  мне теми, кого я ценю или  уважаю.

34. Нельзя прощать друзьям и  знакомым бестактные шутки.

35. Если другой нечаянно заденет мое самолюбие, я на него, тем не менее, обижусь.

Шкала 8. Нетерпимость к физическому  или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми.

36. Я осуждаю людей, которые  плачутся в чужую жилетку.

37. Внутренне я не одобряю  своих знакомых, которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях.

38. Я стараюсь уходить от разговора,  когда кто-нибудь начинает жаловаться  на свою семейную жизнь.

39. Обычно я без особого внимания  выслушиваю исповеди друзей (подруг).

40. Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей.

Шкала 9. Неумение приспосабливаться  к характеру, привычкам и желаниям других.

41. Как правило, мне трудно  идти на уступки другим.

42. Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер.

43. Обычно я с трудом приспосабливаюсь  к новым людям по совместной  работе.

44. Я стараюсь не поддерживать  отношения с несколько странными  людьми.

45. Чаще всего я из принципа  настаиваю на своем, даже если  понимаю что другой прав.

Обработка результатов:  
1-45 высокая степень толерантности  
45-85 средняя степень толерантности  
85-125 низкая степень толерантности  
125-135 полное неприятие окружающих




Информация о работе Воспитание толерантных черт личности у подростков