Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 10:28, курсовая работа
Цель исследования: обосновать необходимость применения различных методов по формированию толерантности в школьном коллективе.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
Раскрыть сущность основных понятий «толерантность», «воспитание».
Изучить методы, формы и приемы воспитания толерантности у подростков в учебной деятельности.
Изучить уровень сформированности толерантности у подростков в отдельном взятом классе.
Введение………………………………………………………
Раздел 1. Теоретические аспекты проблемы толерантности.
1.1.Семантика и природа толерантности………………………
1.2. Виды толерантности……………………………………
1.3. Критерии толерантной и интолерантной личности……
Раздел 2. Изучение особенностей формирования толерантности…………………………………………………
2.1.Диагностика сформированности толерантности у подростков отдельно взятого класса…………………………
2.2.Организация процесса воспитания толерантности у подростков.……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………
Приложения……………………………………………………
Статья 4 – Воспитание
4.1. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.
4.2. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.
4.3. Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
4.4. Мы заявляем
о своей готовности
Статья 5 - Готовность к действию
Мы обязуемся поощрять толерантность и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации.
Статья 6 - Международный день, посвященный толерантности
В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности.
Приложение №2
Диагностика уровня сформированности
толерантности у
Вам будет предложен ряд
2 |
сильное согласие |
(конечно, да) |
1 |
слабое согласие |
(скорее да, чем нет) |
0 |
ни да, ни нет |
|
−1 |
слабое несогласие |
(скорее нет, чем да) |
−2 |
сильное несогласие |
(конечно, нет) |
Постарайтесь быть искренними.
Свои оценки Вы можете записывать напротив
порядкового номера утверждения
анкеты. Спасибо!
Вопросы:
Обработка и интерпретация результатов:
За оценку каждого утверждения
респондент получает определенный балл.
Если он оценивает какое-либо утверждение
знаком:
«2», то получает 2 балла, «1», то 1 балл, если
«0», то 0 баллов,«-1», то -1 балл, «-2»,
то -2 балла. Результаты получаются путем
сложения баллов с учетом знака. При этом
в ответах на вопросы: 3, 7, 14, 15, 16, 18, 19, 22,
25, 27, 30, 34, 37, 38, 39, 40 знак не меняется; 1, 2,
4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 17, 20, 21, 23, 24, 26, 28, 29, 31, 32,
33, 35, 36, 41, 42, 43, 44, 45 знак меняется на противоположный.
Подсчитав баллы, можно подвести некоторые
итоги.
Баллы: от
-90 до -45 − отражают высокий уровень развития
интолерантности;
от -45 до 0 − отражают невысокий уровень
интолерантности;
от 0 до 45 − отражают невысокий уровень
толерантности;
от 45 до 90 − отражают высокий уровень толерантности.
Приложение 3
Методика диагностики
общей коммуникативной
Методика диагностики общей коммуникативной толерантности, предложенная В. В. Бойко позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения.
Пункты опросника
Инструкция: Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к Вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, где
0 — совсем неверно,
1 — верно в некоторой степени,
2 — верно в значительной
3 — верно в высшей степени.
Шкала 1. Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека.
1. Медлительные люди обычно
2. Меня раздражают суетливые, непоседливые люди.
3. Шумные детские игры я
4. Оригинальные, нестандартные, яркие
люди действуют на меня
5. Человек, который не имеет недостатков, насторожил бы меня.
Шкала 2. Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей.
6. Меня обычно выводит из
7. Меня раздражают любители погов
8. Меня затрудняет разговор с
безразличным для меня
9. Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который имеет знания ниже моих.
10. Мне трудно найти общий язык с людьми, по интеллекту отличающимся от меня.
Шкала 3. Категоричность или консерватизм в оценках других людей.
11. Современная молодежь вызывает
неприятные чувства своим
12. Так называемые «новые русские»
13. Представители некоторых
14. Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу.
15. Терпеть не могу людей с
низким профессиональным
Шкала 4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров.
16. Считаю, что на грубость надо отвечать тем же.
17. Мне трудно скрыть, если человек мне чем-то неприятен.
18. Меня раздражают люди, которые стремятся в споре настоять на своем.
19. Мне неприятны самоуверенные люди.
20. Обычно мне трудно удержаться от замечания озлобленному или нервному человеку, который толкается в транспорте.
Шкала 5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров
21. Я имею привычку поучать окружающих.
22. Невоспитанные люди возмущают меня.
23. Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать других.
24. Я по привычке постоянно делаю кому-то замечания.
25. Я люблю командовать близкими.
Шкала 6. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным».
26. Меня раздражают старики,
27. Жить в одной комнате с
посторонним человеком для
28. Когда другой не соглашается в чем-то с моим правильным мнением, то обычно это раздражает меня.
29. Я проявляю нетерпение, когда со мной спорят.
30. Меня раздражает, если другой делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется.
Шкала 7. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности
31. Обычно я надеюсь, что моим
обидчикам достанется по
32. Меня часто упрекают в
33. Я долго помню обиды,
34. Нельзя прощать друзьям и знакомым бестактные шутки.
35. Если другой нечаянно заденет мое самолюбие, я на него, тем не менее, обижусь.
Шкала 8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми.
36. Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку.
37. Внутренне я не одобряю своих знакомых, которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях.
38. Я стараюсь уходить от
39. Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг).
40. Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей.
Шкала 9. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других.
41. Как правило, мне трудно идти на уступки другим.
42. Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер.
43. Обычно я с трудом
44. Я стараюсь не поддерживать
отношения с несколько
45. Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю что другой прав.
Обработка результатов:
1-45 высокая степень толерантности
45-85 средняя степень толерантности
85-125 низкая степень толерантности
125-135 полное неприятие окружающих
Информация о работе Воспитание толерантных черт личности у подростков