Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 10:28, курсовая работа
Цель исследования: обосновать необходимость применения различных методов по формированию толерантности в школьном коллективе.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
Раскрыть сущность основных понятий «толерантность», «воспитание».
Изучить методы, формы и приемы воспитания толерантности у подростков в учебной деятельности.
Изучить уровень сформированности толерантности у подростков в отдельном взятом классе.
Введение………………………………………………………
Раздел 1. Теоретические аспекты проблемы толерантности.
1.1.Семантика и природа толерантности………………………
1.2. Виды толерантности……………………………………
1.3. Критерии толерантной и интолерантной личности……
Раздел 2. Изучение особенностей формирования толерантности…………………………………………………
2.1.Диагностика сформированности толерантности у подростков отдельно взятого класса…………………………
2.2.Организация процесса воспитания толерантности у подростков.……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………
Приложения……………………………………………………
Эти формы, методы и приемы наиболее полно обеспечивают субъективную позицию детей, развивают мышление, умение аргументировано высказывать свое мнение формируют навыки общения, уважительное отношения к людям и их суждениям, толерантность и тактичность во взаимодействии с окружающими.
Воспитание толерантности не может и не должно быть эпизодическим, оно даст хорошие всходы лишь в том случае, когда проблема воспитания толерантности будет решаться ежедневно.
Заключение
Толерантность – это сложный, многоаспектный, многокомпонентный и неоднородный феномен, который невозможно описать только в одном измерении. Отсутствие единого общепринятого определения толерантности приводит к тому, что в теоретических подходах и в ее диагностике в настоящее время используется принцип сопоставления противоположностей: толерантность и интолерантность – негативное, враждебное отношение к особенностям той или иной культуры, которое проявляется в различных формах – от обычной невежественности до умышленного уничтожения людей.
Анализ литературы показал, что изучение путей воспитания толерантности подростков особо важно, так как в настоящее время это стало одной из важнейших общественных проблем. Современное состояние общества характеризуется усилием социальной мобильности, миграции, развитием культурных контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров. При этом во всех сферах отмечается и повышение уровня межэтнической агрессии, культурной нетерпимости, религиозного и этнического экстремизма. Преодолеть эти кризисные явления возможно только при условии воспитании уже в личности подрастающего поколения толерантности, терпимости к иным способам жизни, к иным культурным формам, при условии формирования толерантного сознания как стабильной личностной характеристики.
Список литературы
1.С. К. Бондырева, Д. В.
2. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник.- Москва: МГУ, 2001.
3. Асмолов А.Г. Солдатова Г.У., Шайгерова
Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими:
4. Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе: Материалы Международной научной конференции 18-20 сент. 2003 г./Отв. ред. В.В.Гриценко. – Балашов:Изд-во «Николаев», 2003.
5. Можейкина Л.Б. Развитие толерантности у подростков в процессе обучения русскому языку: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Новосибирск , 2006.
6. Степанов П. Толерантный человек: Как его воспитать? // Народное образование. 2001. №6.
7.Кузнецова Ю.В. Психологические факторы развития толерантности в юношеском возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. Астрахань, 2006.
8.Непочатых Е.П. Социально-психологические аспекты формирования этнической толерантности учащихся городской школы: Дис. канд. психол. наук. Курск, 2004.
9.Капустина Н.Г. Психологические особенности формирования толерантности в структуре мировоззрения на ранних этапах онтогенеза: Монография. Шадринск, 2008.
10.Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П.Подласый.- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.
11. Грива О.А. Пути воспитания толерантной личности в поликультурном обществе.//Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) Ответственный редактор С.К.Бондырева Сб. науч. – метод. ст. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
12.Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Академия развития.- 2003.
13. Ссылка на интернет-ресурс http://pedsovet.intergu.ru
14. Ссылка на интернет-ресурс http://tolerance.ru
15. Новая философская
http://iph.ras.ru/elib/3028.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Утверждена
резолюцией 5.61 Генеральной конференции
ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года
Преамбула
Государства - члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции 25 октября - 16 ноября 1995 года, памятуя о том, что Устав Организации Объединенных Наций гласит: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны ... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности ... и в этих целях проявлять толерантность и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи», напоминая, что в Преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчеркивается, что «мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества»,напоминая также, что во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» (статья 18), «на свободу убеждений и на свободное выражение их» (статья 19) и что образование «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» (статья 26), принимая во внимание соответствующие международные акты, в том числе:
• Международный пакт о гражданских и политических правах;
• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
• Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации;
• Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него;
• Конвенцию о правах ребенка;
• Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области;
• Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;
• Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания;
• Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений;
• Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам;
• Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма;
• Венскую декларацию и Программу действий Всемирной конференции по правам человека;
• Декларацию и Программу действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене;
• Декларацию ЮНЕСКО
о расе и расовых предрассудках;
• Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе
с дискриминацией в области образования;
памятуя о целях
третьего Десятилетия действий по борьбе
против расизма и расовой
учитывая рекомендации
региональных конференций, проведенных в соответствии с резолюцией
27 С/5.14 Генеральной конференции ЮНЕСКО
в рамках Года Организации Объединенных
Наций, посвященного толерантности, а
также выводы и рекомендации других конференций
и совещаний, организованных государствами-членами
по программе Года Организации Объединенных
Наций, посвященного толерантности,
испытывая чувство тревоги в связи с участившимися
в последнее время актами нетерпимости,
насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного
национализма, расизма, антисемитизма,
отчуждения, маргинализации и дискриминации
по отношению к национальным, этническим,
религиозным и языковым меньшинствам,
беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам
и социально наименее защищенным группам
в обществах, а также актами насилия и
запугивания в отношении отдельных лиц,
осуществляющих свое право на свободу
мнений и выражение убеждений, представляющими
угрозу делу укрепления мира и демократии
на национальном и международном уровнях
и являющимися препятствиями на пути развития,обращая
особое внимание на обязанность государств-членов
развивать и поощрять уважение прав человека
и основных свобод для всех, без различия
по признаку расы, пола, языка, национальной
принадлежности, религии или состояния
здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости,
принимают и торжественно провозглашают
настоящую Декларацию принципов толерантности,
преисполненные решимости сделать все
необходимое для утверждения идеалов
толерантности в наших обществах, поскольку
толерантность является не только важнейшим
принципом, но и необходимым условием
мира и социально-экономического развития
всех народов, мы заявляет следующее:
Статья 1 - Понятие толерантности
1.1. Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
1.2. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
1.3. Толерантность
- это обязанность
1.4. Проявление
толерантности, которое
Статья 2 - Государственный уровень
2.1. На государственном
уровне толерантность требует
справедливого и
2.2. Для того
чтобы сделать общество более
толерантным, государствам
2.3. В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира.
2.4. Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, «все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга» (статья 1.2).
Статья 3 - Социальные аспекты
3.1. Толерантность, как никогда ранее, важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.
3.2. Толерантность
необходима в отношениях, как
между отдельными людьми, так
и на уровне семьи и общины.
В школах и университетах, в
рамках неформального образован
3.3. В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.
3.4. В интересах
решения этой глобальной
Информация о работе Воспитание толерантных черт личности у подростков