Воспитание толерантных черт личности у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 10:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: обосновать необходимость применения различных методов по формированию толерантности в школьном коллективе.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
Раскрыть сущность основных понятий «толерантность», «воспитание».
Изучить методы, формы и приемы воспитания толерантности у подростков в учебной деятельности.
Изучить уровень сформированности толерантности у подростков в отдельном взятом классе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………
Раздел 1. Теоретические аспекты проблемы толерантности.
1.1.Семантика и природа толерантности………………………
1.2. Виды толерантности……………………………………
1.3. Критерии толерантной и интолерантной личности……
Раздел 2. Изучение особенностей формирования толерантности…………………………………………………
2.1.Диагностика сформированности толерантности у подростков отдельно взятого класса…………………………
2.2.Организация процесса воспитания толерантности у подростков.……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………
Приложения……………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсач 2013.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

2)По предмету, на который направлено  действие толерантности.

 Согласно Н.Я.Макаровой, он может быть цивилизационным, межгосударственным, этническим, социальным и индивидуальным. И.В. Крутова выделяет конфессиональную, политическую, социальную толерантность, толерантность к иным мнениям в сфере науки, толерантность, обусловленную культурной разностью человеческих сообществ, этническую толерантность [5].

Толерантность в международных  отношениях – условие сотрудничества, мирного сосуществования государств вне зависимости от их величины, экономического развития, этнической, религиозной принадлежности их населения.

Этническая толерантность –  основное средство достижения гармонии отношений в многонациональных обществах.

Социальная толерантность –  ненасильственное, уважительное отношение между различными социальными группами, которая обусловлена разностью материального положения, социального статуса, принадлежностью к субкультуре человека, людей.

Конфессиональная толерантность  – терпимость в отношении людей, придерживающихся иных религиозных убеждений, уважение к иной вере.

Политическая толерантность – готовность политических сил допускать существование инакомыслия в своих рядах; допускать деятельность оппозиции. [6];

3)По уровню, на котором проявляется  толерантность.  Выделяются: индивидуальная, межгрупповая, межличностная толерантность.

Индивидуальная толерантность является добродетелью, т. е. нормой поведения ответственной личности. Аутотолерантность – характеристика человека, который познает и признает свое Я, принимает себя таким, какой он есть, анализирует свои слова и поступки, делает выводы из своих ошибок (К. Роджерс, Дж. Бюдженталь). Способность выйти в рефлексивную позицию относительно собственных ценностей и установок (Ю.В. Кузнецова)[7].

Межгрупповая толерантность проявляется  и возникает в процессе восприятия одной группой другой.

Межличностная толерантность  – отношения между отдельными индивидами, принятие, уважение индивидуальности другой личности без утраты чувства сохранности собственного «Я»[5]

Межэтническая толерантность  –  психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры (Е.П. Непочатых); терпимость к инакомыслящим (Ю.Г. Волков) [8].

Гендерная толерантность – интегративное  личностное образование, проявляющееся в принятии самого себя и другого как представителя определенного пола, в умении устанавливать субъект-субъектные отношения [8].

Педагогическая толерантность  – устойчивость педагога к воздействию фрустрирующих факторов; профессиональное качество учителя: уважение, эмпатия, умение прощать ошибки других людей; принятие индивидуальности партнера по взаимодействию [9].

Выделяя коммуникативную толерантность, В.В. Бойко ее подразделяет ее на несколько видов:

  • ситуативную (терпимое отношение данной личности к данному конкретному человеку);
  • типологическую (терпимое отношение человека к собирательным типам личностей или группам людей);
  • профессиональную (терпимое отношение к собирательным типам людей);
  • общую коммуникативную (терпимое отношение к людям в целом; к тенденциям, обусловленным жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами, состоянием психического здоровья человека).

4)По внутренней мотивированности  и ценностному содержанию.

 А.В. Зимбули, В.А.Петрицкий  выделяют такие виды толерантности: квазитерпимость, псевдотерпимость, негативная толерантность, позитивная толерантность.

Под квазитолерантностью (от лат. kvasi  – «как будто») понимаются виды сдержанности в контактах, когнитивных, аффективных, мотивационно-ценностных и поведенческих реакциях и оценках, внешне выступающих как терпимость.

Под псевдотолерантностью (от греч. psevdos   – «ложные, притворные») – случаи проявления сдержанности в эмоциональных ситуациях с целью сознательного введения кого-либо в заблуждение.

Негативная толерантность определяет мотивы равнодушия, пассивности, безразличия, злонамеренного невмешательства, показного цинизма.

Позитивную толерантность обусловливают  мотивы внимания, понимания, симпатии [9];

5)По результатам толерантного (сдержанного)  поведения.

 В.А.Петрицкий различает нравственно-деструктивную  и нравственно-конструктивную толерантность – положительно мотивированные проявления терпимости, ведущие к негативному или позитивному результату.

6)С позиции отношения к толерантности  как к фактору устойчивости.

 Выделяются два вида толерантности  – внешняя и внутренняя.

Внешняя толерантность (к другим) – убеждение в том, что другие люди могут иметь свою позицию; характеризует культуру отношений в обществе.

Внутренняя толерантность (внутренняя устойчивость)  – способность  сохранять равновесие к различным  неожиданным ситуациям: к конфликтам, неопределенности, риску, стрессу; способность принимать решения и действовать [9].

Во внутреннюю толерантность входят  психофизиологическая и фрустрационная толерантности:

  • психофизиологическая – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности;
  • фрустрационная – способность противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации; в основе лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию и возможность предвидеть выход из ситуации [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Критерии толерантной  и интолерантной личности

Для начала следует дать определение  слову критерий.

 «Критерий» в словаре Ушакова  (греч. criterion – средство для решения). Признак, на основании которого  производится оценка, определение, классификация чего-нибудь, мерило.

Толерантность – достаточно абстрактное  понятие, оно малодоступно для наблюдения и измерения научными методами. Перечисление возможных критериев толерантности или ее социальных показателей хорошо отражает этот момент. Приведенные ниже критерии подходят для самых разных групп, начиная от семьи и школьного класса и кончая обществом в целом.[3,с.9]

Критерии толерантности:

  • равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к той или иной группе;
  • взаимоуважение членов группы, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам ( инвалидам, беженцам и др.);
  • равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
  • сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
  • охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
  • возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
  • свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
  • сотрудничество и солидарность в решении общественных проблем;
  • позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами;
  • соблюдение  научной, производственной этики независимо от иерархии.[3,с.10]

 

Позитивное понимание толерантности  достигается и через уяснение проявлений ее противоположности –  интолерантности.

Интолерантность – нетерпимость, основанная на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует. Нетерпимость проявляется в широком диапазоне: от невежливости и пренебрежительного отношения к другим – до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей. Нетерпимость породила такие понятия как «расизм», «национализм», «фашизм», «этнические чистки», «политические репрессии», «религиозные преследования.[3,с.11]

Проявления интолерантности.

  • оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
  • игнорирование;
  • негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иным культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
  • этноцентризм (оценка жизненных явлений сквозь  призму ценностей собственной группы как лучшей по сравнению с другими);
  • поиск врага (перенос вины за социальные проблемы на ту или иную группу);
  • преследования, запугивания, угрозы;
  • дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (отрицание прав человека, изоляция в обществе);
  • ксенофобия в форме этнофобии (антисемитизм, кавказофобия и т.п.), религиозных фобий, мигрантофобий;
  • национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими, в том ,что своя нация обладает большим объемом прав);
  • фашизм (реакционный антидемократический режим);
  • эксплуатация (использование чужого труда без справедливого вознаграждения);
  • осквернение религиозных и культурных символов;
  • религиозное преследование;
  • изгнание (официальное или насильственное);
  • сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий и полов);[3,с.12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Изучение особенностей формирования толерантности

2.1.Диагностика сформированности толерантности у подростков отдельно взятого класса

Экспериментальная часть исследования проводилась на базе МАОУ СОШ № 2 с углубленным изучением английского языка. В эксперименте участвовали ученики 11 «РО» класса, в классе всего 30 учеников, в исследовании принимало участие 20 из них.

Исследование  проходило в два этапа: сначала  проводилась методика диагностики  общей коммуникативной толерантности В.В.Бойко [Приложение 3], потом испытуемым была предложена методика диагностики уровня сформированности толерантности у старшеклассников [Приложение 2]. В зависимости от полученных баллов учеников можно отнести к четырем уровням развития толерантности: высокий, средний, низкий и очень низкий. Чтобы добиться честных и искренних результатов, тестирование проходило анонимно.

Сначала рассмотрим методику В.В.Бойко и полученные с ее помощью результаты [таблица 1]. 

Диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко). Дает возможность выявить у подростков способность принимать или не принимать индивидуальности встречающихся им людей, тенденцию оценивать людей, исходя из собственного «Я», в какой мере категоричны или неизменны их оценки в адрес окружающих. В какой степени они умеют скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей. Есть ли у них склонность переделывать и перевоспитывать партнера, в какой степени они склонны подгонять партнеров под себя, делать их удобными, в какой степени они терпимы к дискомфортным состояниям окружающих, каковы их адаптационные способности во взаимодействии с людьми.

 

 

Таблица 1. Результаты исследования по методике В.В.Бойко.

Уровень

Баллы

Учеников с данным уровнем

Высокий

1−45

4

Средний

45−85

14

Низкий

85−125

2

Очень низкий

125−135


 

Полученные результаты показывают нам, что среди опрошенных учеников преобладают дети с показателями среднего уровня толерантности. Очень низким уровнем обладает ни один из опрошенных. Двое по результатам тестирования получили низкий уровень, одному из них не хватило двух баллов до среднего уровня (87 баллов). Несколько опрошенных едва вошли в группу среднего уровня (79, 83, 84 баллов). Никто из этих девяти учеников не приблизился близко к высокому уровню. В группу с высоким уровнем толерантности попали четверо, среди них один едва попал в эту группу (43 балла). Самый высокий балл – 35 баллов. Самый низкий балл – 89 баллов.

Больше всего баллов (стремление к интолерантности) ребята набирали в шкалах №5(Стремление переделать, перевоспитать партнеров), №7 (Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности) и №8 (Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми), это, скорее всего, может быть связано с особенностями подросткового возраста.

Для того чтобы убедиться в достоверности полученных результатов по методике В.В.Бойко, мы прибегли к «Методике диагностики уровня сформированности толерантности у старшеклассников».

Данный опросник больше определяет уровень сформированности этнической толерантности, но по полученным данным возможно судить и об общей картине сформированности толерантных качеств личности. В опроснике условно выделяются четыре уровня сформированности толерантности: высокий, средний, низкий, очень низкий.

Информация о работе Воспитание толерантных черт личности у подростков