Воспитание трудовой активности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

В концепции государственной политики в области образования указано, что школьное образование является главным средством сохранения и трансляции культуры будущим поколениям.

Содержание работы

Глава 1 Теоретические основы воспитания трудовой активности
1.1 История возникновения трудовой активности в научно-педагогической литературе
1.2 Особенности воспитания трудовой активности у младших школьников
Глава 2 Анализ опытно-экспериментальной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников
2.1 Исследование педагогического опыта по воспитанию трудовой активности у учащихся начальной школы
2.2 Выявление эффективности опытной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 65.81 Кб (Скачать файл)

Для развития трудовой активности также можно использовать экскурсии. Им принадлежит одно из ведущих мест в работе по ознакомлению учащихся с трудом взрослых. Младшие школьники  во время экскурсий в самом  общем виде знакомятся с технологией  изготовления той или иной продукции, с орудиями труда, имеют возможность  непосредственного общения с  людьми, занятыми в конкретной сфере  производства.

Эффективность экскурсии  зависит от тщательности ее подготовки и планирования. Для детей младшего школьного возраста важно увидеть, как производится та или иная продукция, а также и иметь возможность  потрогать ее руками, ощутить запахи, связанные с особенностями производства. Желательно, чтобы за экскурсией следовала  беседа, закрепляющая знания и позволяющая  сформировать более общие представления  и понятия. Так, например, с учениками  второго класса после экскурсий  в булочную, в столярные и слесарные  школьные мастерские, можно провести беседу «Чем пахнут ремесла», лейтмотивом  которой будет содержание стихотворения  Джанни Родари. В ходе такой беседы следует задавать вопросы, которые  бы заставляли детей вспоминать те ощущения, запахи и впечатления, которые  они испытали на экскурсии. Это способствует не только развитию образной памяти у  детей младшего школьного возраста, но и формирует положительную  направленность к труду.

Знания становятся полнее и прочнее, если они находят применение в практической деятельности, которая  в начальной школе реализуется  в форме рисунков и поделок. Организация  конкурсов, выставок, соревнований увлекает детей и создает условия для формирования направленности к трудовой деятельности, а также развития творческих способностей и познавательных интересов.

Анализ программ и учебных  пособий, подготовленных для начальной  школы, указывает на то, что учебно-воспитательный процесс содержит большие возможности  для воспитания трудовой активности. Поэтому учителям начальных классов  следует широко и многоаспектно  использовать все элементы воспитательных воздействий на формирование трудовой активности.

Глава 2 Анализ опытно-экспериментальной  работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников

 

2.1 Исследование  педагогического опыта по воспитанию  трудовой активности у учащихся  начальной школы

 

Педагогическая наука  должна всесторонне разрабатывать  такую систему трудового воспитания школьников, которая обеспечивает успех  в подготовке подрастающего поколения  к трудовой деятельности. В связи  с этим педагогические работники  направляют свои силы на научное обоснование  содержания и выработку наиболее эффективных методов трудового  воспитания. При этом большое внимание уделяется такому важному вопросу  как развитие трудовой активности учащихся.

Педагогикой накоплены многочисленные приемы и способы стимулирования трудовой активности, разработаны специальные  методы стимулирования.

Стимулирование трудовой активности выполняет задачу – привлечь внимание учеников к труду, пробудить  у них любознательность, познавательный интерес, трулюбие. Одновременно необходимо развивать у учащихся чувства  долга и ответственности, активизирующие трудовое сознание.

Анализ педагогический литературы по проблемам трудового воспитания позволил обозначить основные методы стимулирования трудовой активности. К ним относятся:

- метод проблемного обучения;

- метод творческого проекта.

Рассмотрим подробнее  педагогический опыт по применению данных методов в воспитательной работе по развитию трудовой активности.

1. Метод проблемного обучения

Наиболее интересное направление  связано с вопросами применения на уроке труда методов и приемов  проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения  трудовой активности учащихся.

Проблемное обучение заключается  в создании проблемных ситуаций, в  осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной  самостоятельности первых и под  общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися  в процессе такой деятельности обобщенными  знаниями и общими принципами решения  проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс  обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления.

Проблемное обучение (как  и любое другое обучение) может  способствовать реализации двух целей:

Первая цель — сформировать у учащихся необходимую систему  знаний, умений и навыков.

Вторая цель — достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом  именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала  происходит в ходе активной поисковой  деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.

Таковы основные методические принципы и требования, с учетом которых организуется трудовое воспитание младших школьников по методу проблемного  обучения.

В средней школе №174 г.Самары уроки труда организуются путем  создания под руководством учителя  проблемных ситуаций. Такие уроки  стимулируют творческую и трудовую активность младших школьников в  процессе разрешения проблемных ситуаций. Педагог создает проблемную ситуацию по следующей тематике:

1) На общетрудовые темы: «Наш сад», «Ухаживаем за больной  бабушкой», «На даче».

2) На профессиональные  сюжеты: «Почта», «Магазин», «Стройка»  и т.д.

3) На техническую смекалку, творческие способности и воображение:  «Я – конструктор», «Я – дизайнер»  и т.д.

Темы могут задаваться педагогом как на уроке труда  – для выполнения какой-либо работы, так и в качестве домашнего  задания, чтобы ребенок самостоятельно осуществил поисковую деятельность и к следующему уроку имел определенные знания, умения и навыки.

В качестве средства дополнительного  внеурочного воспитания трудового  сознания и активности младших школьников педагоги СШ №174 г.Самары предлагают использовать на классных часах третьеклассников метод «профессиональный портфолио».

В своих портфолио школьники  собирают сведения о различных профессиях, наблюдения за работой специалистов и вырезки из газет и журналов. Сразу не все регулярно пополняют  содержимое этих папок. В какой-то момент педагог проявляет требовательность, но по прошествии 5–6 занятий, в течение  которых портфолио будут наполняться  реальными результатами их деятельности, эти папки с файлами-накопителями приобретут для школьников личностное значение. Им будет интересно возвращаться к материалам, смотреть, как менялось их мнение по поводу тех или иных профессий.

Также в процессе проблемного  обучения используются занимательные  игры, расширяющие кругозор детей  о труде, профессиях, технике, орудиях  труда, условиях работы: Посадка и  уборка картофеля, Полное лукошко грибов, Карнавал профессий и др.

Так, при организации и  проведении с учащимися подготовительного  класса игры «Карнавал профессий», дети, играя, получают знания о разных профессиях, о важности любого труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей  разных профессий. При этом у ребят  формируется желание работать для  других людей.

Проведение игры «Посадка и уборка картофеля» может осуществляться по следующему сценарию. В игре участвуют  две команды. Число участников в  каждой команде – от 6 до 20. Место  проведения игры – большая площадка или спортивный зал. Пособия –  два мешочка с картофелем. Число  картофелин в каждом мешочке должно соответствовать числу участников в команде. Команды выстраиваются  шеренгами. На расстоянии 10–15 метров напротив каждой команды учитель рисует круги (лунки) по числу картофелин. Расстояние между лунками – 40–50 сантиметров. По сигналу ведущего ученики, стоящие  в шеренгах первыми, бегут к лункам с мешочками, «высаживают» картофель  и возвращаются назад. Следующие  участники принимают от прибежавших  мешочки и бегут «собирать» урожай. Мешочки с картофелем передаются далее по очереди. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет и  посадит картофель.

В предновогодни дни в  школе проводится ролевая игра «Фабрика». Школьники распределяют между собой  роли: одним поручается подготовить  оформление помещения к новогоднему  вечеру, другим – организовать выставку юмористических рисунков, третьим –  навести порядок и чистоту  в школе, четвертым – изготовить кормушки и домики для птиц и т.д. В результате все заняты конкретными  делами, в школе поддерживается бодрое трудовое настроение, дети с охотой выполняют свои обязанности, расширяется  сфера их потребностей в новых  видах труда и практической деятельности.

Таким образом, сущность проблемного  обучения сводится к тому, что в  процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к  развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным  признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.

2. Метод творческого проекта.

В современном подходе  к обучению особое место занимает метод проектов. Это самостоятельная  творческая работа учащихся – от выдвижения идеи до воплощения её в готовом  изделии – выполняется или  под контролем и при непосредственной консультативной помощи преподавателя. Педагоги школы №439 г.Москвы используют метод творческого проекта на уроках трудового обучения, начиная  со II класса .

Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающей  личности, развитие воли, находчивости, целеустремленности.

Выполнение творческого  проекта – работа сложная и  объемная. Защита проектов проходит перед  всей группой. Учащиеся демонстрируют  готовые изделия. Это мероприятие  формирует у них чувство ответственности, навыки самооценки и взаимооценки, развивает способности учащихся, вносит в учебный процесс дух  соревнования. В процессе подготовки творческих проектов учащиеся знакомятся с общими и специальными требованиями к работникам различных профессий, условиям труда, возможностями профессионального  роста.

Проектирование как метод  активизации трудовой деятельности младших школьников позволяет усилить  индивидуализацию обучения на основе личностноориентированного подхода. Наряду с этим большое значение имеют  трудовые умения и навыки, которые  формируются у обучающихся в  процессе освоения или специальных  упражнений, тренировочных заданий  и их востребованность в процессе выполнения творческих проектов.

В российских школах метод  проектов становится не только популярным, но и «модным». В Казахстане метод  творческих проектов введен совсем недавно, и полностью еще не исследован. По данной проблеме в гимназии №38 г. Караганды работает учитель начальных  классов Гаврилова Т.М. В своей  работе она использует данный метод  для развития как эстетических и  творческих способностей младших школьников, так и для активизации учебно-познавательного  процесса.

В качестве примера можно  привести творческий проект «Наурыз». Поскольку праздник Наурыз отмечается в марте, на выполнение творческого  проекта у детей имеется почти 3 месяца. На первоначальном этапе педагог  формирует у детей представление  о быте казахского народа, о предметах  и животных, окружающих быт казахского народа.

На втором этапе дети должны выбрать объект труда в зависимости  от сформированности умений и навыков  младших школьников. На каждом возрастном этапе объект труда все усложняется, а тема может оставаться. В качестве объекта труда девочки могут  выбрать: аппликации орнамента на бумаге – это будет ковер в юрте, вышивку орнамента на материале  – это покрывало или одеяло, мальчики – лепка из глины, гипса  и пластилина верблюда, овечку, лошадь, а также юрта из бумаги или картона. Дети работают на уроках труда и  дома. Педагог по мере работы помогает детям, развивает умения и навыки (лепка, рисование, вышивка, вырезание  деталей), показывает как аккуратней выполнить работу, подбирает материал. На последнем этапе дети должны защитить свой проект. Процесс защиты включает в себя короткий доклад о выполнении работы, об использованном материале, о возможных ошибках и т.д.

Трудовую активность младших  школьников повышают смотры, выставки, конкурсы на изготовление лучшего проекта.

Для того чтобы пробудить  интерес к трудовой деятельности, необходим и коллективный подход: поставить перед классом цель, познавательную задачу, создать поисковую  ситуацию, раскрыть важность поиска и  помочь каждому включиться в труд.

Приветствуется выполнение творческого проекта коллективом  детей. Например, «Юрта и вокруг животные», «Убранство юрты и ее меблировка»  и т.д. Кроме всего прочему, в  коллективной деятельности у детей  формируются навыки общения и  активного сотрудничества.

Наблюдения показывают, что  не сразу все учащиеся начинают проявлять  интерес к новому, включаются в  активную трудовую деятельность. Некоторым  детям необходима индивидуальная помощь. Если сразу не обратить внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего выполнения творческого  проекта.

Совершенно очевидно, что  метод творческого проекта на уроках трудового обучения открывает  перед каждым школьником возможности  проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую профессиональную деятельность. Проще говоря, школьнику  предоставляются возможности самому попробовать и испытать себя в  разных сферах, выявить что-то более  близкое и интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволяет включить в учебный  процесс самое важное: трудовую активность, интерес и сознательную самореализацию главного участника — обучаемого.

Информация о работе Воспитание трудовой активности младших школьников