Воспитание трудовой активности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

В концепции государственной политики в области образования указано, что школьное образование является главным средством сохранения и трансляции культуры будущим поколениям.

Содержание работы

Глава 1 Теоретические основы воспитания трудовой активности
1.1 История возникновения трудовой активности в научно-педагогической литературе
1.2 Особенности воспитания трудовой активности у младших школьников
Глава 2 Анализ опытно-экспериментальной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников
2.1 Исследование педагогического опыта по воспитанию трудовой активности у учащихся начальной школы
2.2 Выявление эффективности опытной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 65.81 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа: Воспитание трудовой активности в младших школьников

Содержание


Введение

Глава 1 Теоретические основы воспитания трудовой активности

1.1 История возникновения  трудовой активности в научно-педагогической  литературе

1.2 Особенности воспитания  трудовой активности у младших  школьников

Глава 2 Анализ опытно-экспериментальной  работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников

2.1 Исследование педагогического  опыта по воспитанию трудовой  активности у учащихся начальной  школы

2.2 Выявление эффективности  опытной работы по воспитанию  трудовой активности у младших  школьников

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

воспитание трудовая активность школьник

В концепции государственной  политики в области образования  указано, что школьное образование  является главным средством сохранения и трансляции культуры будущим поколениям.

Постепенное вхождение Казахстана в европейское образовательное  пространство, сложившаяся социально - экономическое и политическая ситуация детерминируют необходимость изменения  приоритетов в педагогическом процессе, выдвигая на первый план не только традиционную задачу повышения качества образования, но и требуя в первую очередь особых педагогических усилий от школы в  решении проблемы адаптации ребенка  в окружающем социуме. Это меняет цели, подходы, понимание воспитательных и образовательных задач педагогического  процесса.

Важнейшим социальным требованием  к школе является ориентация образования  не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых  для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке  труда.

Трудовое воспитание школьников – составная часть целостного педагогического процесса, которая  включает в себя передачу школьникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического  мышления, трудового сознания и активности.

Научить детей некоторым  трудовым приемам еще не означает сближение школы с жизнью, необходимо изменить сам учебно-воспитательный процесс, используя разнообразные  формы и методы обучения с опорой на конкретный материал, взятый из окружающей жизни и природы, на непосредственный опыт и наблюдение детей.

Воспитание трудовой активности предполагает приучение школьников к творчеству, активной деятельности, осмыслению окружающей жизни. Воспитание у школьников трудовой активности лежит  в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, составляет фундамент творческой активности и продуктивности в учебной деятельности, в физкультуре и спорте, в художественной самодеятельности.

Начальное образование имеет  свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. Задачами воспитания трудовой активности в начальной  школе является как формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии, так и развитие интереса к трудовой деятельности, творческого подхода к процессу труда. Этим характеризуется актуальность темы курсовой работы.

Воспитание у младших  школьников трудовой активности выполняет  задачу – привлечь внимание учеников к труду, пробудить у них любознательность, познавательный интерес, трулюбие. Одновременно необходимо развивать у учащихся чувства долга и ответственности, активизирующие трудовое сознание.

Научить детей некоторым  трудовым приемам еще не означает сближение школы с жизнью, необходимо изменить сам учебно-воспитательный процесс, используя разнообразные  формы и методы активизации познавательного  процесса.

Проблема воспитания трудовой активности, в силу своей практической значимости, постоянно обращала на себя внимания великих ученых. Вопросами  трудового обучения и воспитания учащихся школ занимались такие видные ученые, как К.Н. Вентцель, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинский, С.Л.Рубинштейн. Также огромный вклад в развитие теории и практики воспитания трудовой активности внесли видные просветители казахской педагогики А. Кунанбаев, И. Алтынсарин, М. Ауэзов.

Чтобы выявить наиболее результативные методы формирования у школьников трудовой активности, необходимо исследовать  как многовековой педагогический опыт, так и достижения современной  педагогики и передовой педагогической практики.

Объект исследования –  педагогический процесс в начальной  школе.

Предмет исследования разработка и апробирование комплекса мероприятий  по воспитанию трудовой активности у  младших школьников.

Цель курсовой работы –  разработка и апробирование комплекса  мероприятий по воспитанию трудовой активности у младших школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить историю возникновения  проблемы воспитания трудовой  активности в научно-педагогической  литературе.

2. Выявить особенности  формирования трудовой активности  у младших школьников.

3. Разработать и апробировать  комплекс мероприятий, способствующих  воспитанию трудовой активности  младших школьников.

4. Выявить результативность  проведенной опытно-экспериментальной  работы.

Методологическая основа – основные положения концепции  дидактического материализма, теории познания, теории личности и ее развития в деятельности, теория целостного педагогического процесса, труды  педагогов и психологов по проблеме исследования.

Методы исследования –  изучение и анализ педагогической литературы; организация целенаправленной опытно-экспериментальной  работы, включающая в себя наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, анкетирование.

Краткая структура курсовой работы:

Во введении обосновывается актуальность исследования, проводится методологический аппарат.

В первой главе рассматривается  исторический аспект проблемы воспитания трудовой активности, а также условия  воспитания трудовой активности в учебном  процессе начальной школы.

Вторая глава посвящена  выявлению наиболее эффективных  методов стимулирования трудовой активности у младших школьников, а также  разработке и проведению опытно-экспериментальной  работы по проблеме исследования.

В заключении делаются выводы о проделанной работе и даются рекомендации для учителя начальных  классов по воспитанию трудовой активности у младших школьников в педагогическом процессе.

 

Глава 1 Теоретические  основы воспитания трудовой активности

 

1.1 История возникновения  проблемы воспитания трудовой  активности в научно-педагогической  литературе

 

В настоящее время Казахстан  признан мировым сообществом  как страна с рыночной экономикой. За короткий исторический период обретения  независимости Казахстан сделал прорыв и в экономике, интегрируется  в мировую цивилизацию, использует новые прогрессивные технологии. Определены перспективы социально-экономического развития страны.

В этом контексте возрастают роль и значение современной системы  образования, человеческого капитала как критериев уровня общественного  развития, составляющих основы нового качества жизни общества и являющихся важнейшими факторами и базой  экономической мощи и национальной безопасности страны.

Важнейшим социальным требованием  к школе является ориентация образования  не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых  для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке  труда.

Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его  материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и  духовные сущностные силы, а также  нравственные качества. Трудовое воспитание школьников – составная часть  целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу школьникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического  мышления, трудового сознания и активности. (5,с.201)

Трудовое воспитание имеет  также своей задачей осуществление  начального профессионального просвещения  и ориентации, формирование нравственных черт, творческого отношения к  целям, процессу и результатам труда.

Трудовое воспитание лежит  в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, составляет фундамент творческой активности и продуктивности в учебной деятельности, в физкультуре и спорте, в художественной самодеятельности.

Проблема трудового воспитания, в силу своей практической значимости, постоянно обращала на себя внимания великих ученых. Вопросами трудового  обучения и воспитания учащихся школ занимались такие видные ученые, как  Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинский, С.Л.Рубинштейн. (12,с.72-75)

Большое значение в воспитании К.Д.Ушинский придавал выработке у  ребенка любви к труду. В работе «Труд в его психическом и  воспитательном значении» он сделал попытку дать обоснование значимости труда как фактора правильного  психического развития ребенка и  его воспитания, о необходимости  развивать идею соединения обучения с производительным трудом (30, с.119).

Макаренко.А.С. говорил: «Труд - важнейшее средство воспитания, в  процессе трудового воспитания формируется  личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд - всегда был  основой для человеческой жизни  и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых  основных элементов». (19,с.353)

Понимая огромную роль труда  в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивал Сухомлинский В.А. По словам В.А.Сухомлинского, труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь  наших воспитанников, дает радость  дружбы и товарищества, развивает  пытливость и любознательность, рождает  волнующую радость преодоление  трудностей, открывает все новую  и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское  чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. (28,с.112)

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы указывает на то, что  воспитание положительного отношения  к труду у школьников являются важнейшими сторонами воспитательного  процесса в современной школе.

Все компоненты трудового  воспитания школьников должны осуществляться в школе поэтапно, с учетом возраста, на основе принципов целостности, непрерывности  и направлены на решение основной цели: "сформировать устойчивые ориентации на трудовой образ жизни, трудовую культуру личности; обеспечить практическую и нравственно-психологическую готовность к творческому труду; воспитать нравственное отношение учащихся к трудовой деятельности, развить творческие способности школьника.

Таким образом, трудовое воспитание младших школьников ставит цель формировать  самостоятельность, инициативность, готовность творчески различать проблемные ситуации, старательно и активно  участвовать в труде.

Основная цель трудового  воспитания разбивается на две задачи:

- формирование трудового  сознания школьника;

- развитие его трудовой  активности.

Содержанием трудового сознания является производственный опыт: профессиональные знания, умения и навыки. В него входят также добросовестное отношение  к труду, понимание его роли в  жизни человека и общества, направленность к труду, понимание общественного  значения личного долга и ответственности  каждого за результаты труда, эмоциональное, нравственное и эстетическое отношение  к труду.

Развитое трудовое сознание способствует формированию в человеке трудовой активности, проявляющейся  в личной заинтересованности в труде, инициативности, творческому отношению  к нему. Трудовая активность также  включает в себя умение соотносить свои потребности и формы их удовлетворения с объемом и качеством личного  труда.

Трудовая активность –  это положительное отношение  человека к умственному и физическому  труду. Самыми важными чертами трудовой активности являются интерес к труду, желание трудиться и достигать  положительных результатов, нести  ответственность за результаты своего труда, быть бережливым.

Трудовой активности не может  быть без сформированного трудового  сознания. Трудовая активность является результатом трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной  потребностно-мотивационной сферой, глубоким осознанием большой воспитательной силы труда знания и убеждения, умением  и стремлением добросовестно  выполнять любую необходимую  работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые  встречаются в процессе трудовой деятельности.

Выдающиеся представители  педагогики обращали внимание на то, в  процессе трудового воспитания важно  не только добиться осознанного отношения  к труду, но и развить трудовую активность школьника.

Идея развития творческих способностей ребенка, его активности и самодеятельности, уважение к детской  личности и развивающей роли труда  были положены в основу созданного сторонниками «свободного воспитания», «Дома свободного ребенка». Организатором  этого воспитательного учреждения был К.Н. Вентцель, полагавший, что  воспитание и образование детей  в школах должно осуществляться в  процессе включения их в повседневную жизнь, в тесной связи с производительным творческим трудом (11,с.129).

Информация о работе Воспитание трудовой активности младших школьников