Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:14, курсовая работа
В концепции государственной политики в области образования указано, что школьное образование является главным средством сохранения и трансляции культуры будущим поколениям.
Глава 1 Теоретические основы воспитания трудовой активности
1.1 История возникновения трудовой активности в научно-педагогической литературе
1.2 Особенности воспитания трудовой активности у младших школьников
Глава 2 Анализ опытно-экспериментальной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников
2.1 Исследование педагогического опыта по воспитанию трудовой активности у учащихся начальной школы
2.2 Выявление эффективности опытной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Курсовая работа: Воспитание трудовой активности в младших школьников
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические основы воспитания трудовой активности
1.1 История возникновения
трудовой активности в научно-
1.2 Особенности воспитания трудовой активности у младших школьников
Глава 2 Анализ опытно-экспериментальной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников
2.1 Исследование педагогического
опыта по воспитанию трудовой
активности у учащихся
2.2 Выявление эффективности опытной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
воспитание трудовая активность школьник
В концепции государственной политики в области образования указано, что школьное образование является главным средством сохранения и трансляции культуры будущим поколениям.
Постепенное вхождение Казахстана
в европейское образовательное
пространство, сложившаяся социально
- экономическое и политическая ситуация
детерминируют необходимость
Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Трудовое воспитание школьников
– составная часть целостного
педагогического процесса, которая
включает в себя передачу школьникам
трудовых умений и навыков, развитие
у них творческого
Научить детей некоторым трудовым приемам еще не означает сближение школы с жизнью, необходимо изменить сам учебно-воспитательный процесс, используя разнообразные формы и методы обучения с опорой на конкретный материал, взятый из окружающей жизни и природы, на непосредственный опыт и наблюдение детей.
Воспитание трудовой активности предполагает приучение школьников к творчеству, активной деятельности, осмыслению окружающей жизни. Воспитание у школьников трудовой активности лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, составляет фундамент творческой активности и продуктивности в учебной деятельности, в физкультуре и спорте, в художественной самодеятельности.
Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. Задачами воспитания трудовой активности в начальной школе является как формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии, так и развитие интереса к трудовой деятельности, творческого подхода к процессу труда. Этим характеризуется актуальность темы курсовой работы.
Воспитание у младших
школьников трудовой активности выполняет
задачу – привлечь внимание учеников
к труду, пробудить у них
Научить детей некоторым трудовым приемам еще не означает сближение школы с жизнью, необходимо изменить сам учебно-воспитательный процесс, используя разнообразные формы и методы активизации познавательного процесса.
Проблема воспитания трудовой активности, в силу своей практической значимости, постоянно обращала на себя внимания великих ученых. Вопросами трудового обучения и воспитания учащихся школ занимались такие видные ученые, как К.Н. Вентцель, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинский, С.Л.Рубинштейн. Также огромный вклад в развитие теории и практики воспитания трудовой активности внесли видные просветители казахской педагогики А. Кунанбаев, И. Алтынсарин, М. Ауэзов.
Чтобы выявить наиболее результативные методы формирования у школьников трудовой активности, необходимо исследовать как многовековой педагогический опыт, так и достижения современной педагогики и передовой педагогической практики.
Объект исследования – педагогический процесс в начальной школе.
Предмет исследования разработка
и апробирование комплекса
Цель курсовой работы – разработка и апробирование комплекса мероприятий по воспитанию трудовой активности у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить историю возникновения
проблемы воспитания трудовой
активности в научно-
2. Выявить особенности
формирования трудовой
3. Разработать и апробировать
комплекс мероприятий,
4. Выявить результативность
проведенной опытно-
Методологическая основа – основные положения концепции дидактического материализма, теории познания, теории личности и ее развития в деятельности, теория целостного педагогического процесса, труды педагогов и психологов по проблеме исследования.
Методы исследования – изучение и анализ педагогической литературы; организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы, включающая в себя наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, анкетирование.
Краткая структура курсовой работы:
Во введении обосновывается актуальность исследования, проводится методологический аппарат.
В первой главе рассматривается исторический аспект проблемы воспитания трудовой активности, а также условия воспитания трудовой активности в учебном процессе начальной школы.
Вторая глава посвящена выявлению наиболее эффективных методов стимулирования трудовой активности у младших школьников, а также разработке и проведению опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования.
В заключении делаются выводы о проделанной работе и даются рекомендации для учителя начальных классов по воспитанию трудовой активности у младших школьников в педагогическом процессе.
Глава 1 Теоретические основы воспитания трудовой активности
1.1 История возникновения
проблемы воспитания трудовой
активности в научно-
В настоящее время Казахстан
признан мировым сообществом
как страна с рыночной экономикой.
За короткий исторический период обретения
независимости Казахстан сделал
прорыв и в экономике, интегрируется
в мировую цивилизацию, использует
новые прогрессивные
В этом контексте возрастают роль и значение современной системы образования, человеческого капитала как критериев уровня общественного развития, составляющих основы нового качества жизни общества и являющихся важнейшими факторами и базой экономической мощи и национальной безопасности страны.
Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Труд есть сознательная, целесообразная,
созидательная деятельность человека,
направленная на удовлетворение его
материальных и духовных потребностей,
развивающая его физические и
духовные сущностные силы, а также
нравственные качества. Трудовое воспитание
школьников – составная часть
целостного педагогического процесса,
которая включает в себя передачу
школьникам трудовых умений и навыков,
развитие у них творческого
Трудовое воспитание имеет
также своей задачей
Трудовое воспитание лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, составляет фундамент творческой активности и продуктивности в учебной деятельности, в физкультуре и спорте, в художественной самодеятельности.
Проблема трудового воспитания, в силу своей практической значимости, постоянно обращала на себя внимания великих ученых. Вопросами трудового обучения и воспитания учащихся школ занимались такие видные ученые, как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинский, С.Л.Рубинштейн. (12,с.72-75)
Большое значение в воспитании К.Д.Ушинский придавал выработке у ребенка любви к труду. В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» он сделал попытку дать обоснование значимости труда как фактора правильного психического развития ребенка и его воспитания, о необходимости развивать идею соединения обучения с производительным трудом (30, с.119).
Макаренко.А.С. говорил: «Труд - важнейшее средство воспитания, в процессе трудового воспитания формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». (19,с.353)
Понимая огромную роль труда
в воспитании подрастающего поколения,
в своих работах часто
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы указывает на то, что воспитание положительного отношения к труду у школьников являются важнейшими сторонами воспитательного процесса в современной школе.
Все компоненты трудового воспитания школьников должны осуществляться в школе поэтапно, с учетом возраста, на основе принципов целостности, непрерывности и направлены на решение основной цели: "сформировать устойчивые ориентации на трудовой образ жизни, трудовую культуру личности; обеспечить практическую и нравственно-психологическую готовность к творческому труду; воспитать нравственное отношение учащихся к трудовой деятельности, развить творческие способности школьника.
Таким образом, трудовое воспитание младших школьников ставит цель формировать самостоятельность, инициативность, готовность творчески различать проблемные ситуации, старательно и активно участвовать в труде.
Основная цель трудового воспитания разбивается на две задачи:
- формирование трудового сознания школьника;
- развитие его трудовой активности.
Содержанием трудового сознания
является производственный опыт: профессиональные
знания, умения и навыки. В него входят
также добросовестное отношение
к труду, понимание его роли в
жизни человека и общества, направленность
к труду, понимание общественного
значения личного долга и
Развитое трудовое сознание способствует формированию в человеке трудовой активности, проявляющейся в личной заинтересованности в труде, инициативности, творческому отношению к нему. Трудовая активность также включает в себя умение соотносить свои потребности и формы их удовлетворения с объемом и качеством личного труда.
Трудовая активность – это положительное отношение человека к умственному и физическому труду. Самыми важными чертами трудовой активности являются интерес к труду, желание трудиться и достигать положительных результатов, нести ответственность за результаты своего труда, быть бережливым.
Трудовой активности не может
быть без сформированного трудового
сознания. Трудовая активность является
результатом трудового
Выдающиеся представители педагогики обращали внимание на то, в процессе трудового воспитания важно не только добиться осознанного отношения к труду, но и развить трудовую активность школьника.
Идея развития творческих
способностей ребенка, его активности
и самодеятельности, уважение к детской
личности и развивающей роли труда
были положены в основу созданного
сторонниками «свободного воспитания»,
«Дома свободного ребенка». Организатором
этого воспитательного
Информация о работе Воспитание трудовой активности младших школьников