Воспитание трудовой активности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

В концепции государственной политики в области образования указано, что школьное образование является главным средством сохранения и трансляции культуры будущим поколениям.

Содержание работы

Глава 1 Теоретические основы воспитания трудовой активности
1.1 История возникновения трудовой активности в научно-педагогической литературе
1.2 Особенности воспитания трудовой активности у младших школьников
Глава 2 Анализ опытно-экспериментальной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников
2.1 Исследование педагогического опыта по воспитанию трудовой активности у учащихся начальной школы
2.2 Выявление эффективности опытной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 65.81 Кб (Скачать файл)

Учебно-методический комплект "Экономика и профориентация для  младших школьников" включает: тетрадь  творческих заданий для школьников (далее ТТЗ); методическое пособие  для учителя (которое, по существу, представляет собой поурочные разработки); сборник  дидактических материалов "Азбука экономики". Тетрадь творческих заданий  содержит как задания для индивидуальной творческой работы, так и материал для организации коллективной творческой деятельности школьников.

2) Познавательный интерес  к труду у младших школьников  педагог формирует в процессе  включения в учебно-познавательный  процесс на уроках труда элементов  проблемного обучения и творческого  проекта. Например, конкурс поделок  в соответствие со склонностями  и увлечениями детей «Наши  руки не для скуки».

Организация и проведение данного конкурса очень просты. Ребята дома заранее готовят поделки, кто  что умеет и приносят их в школу. Девиз конкурса произносится всеми  детьми хором перед началом выставки поделок.

«Твои работники – взгляни  –

Десяток дружных братцев.

Как славно жить,

Когда они работы не боятся». (дети поднимают руки вверх).

Жюри оценивает поделки  детей по сложности и оригинальности. Главное условие – никто не должен быть обижен. Лучше всего  придумать категории для детских  работ, например: самая сладкая, самая  вкусная, самая красивая, самая оригинальная, самая сложная и т.д.

3) Повышение направленности  к труду и выбору профессии  у младших школьников происходит  в результате систематического  вовлечения детей в игровые  задания с элементами труда.  С детьми можно обыграть следующие  игровые ситуации: «Путешествие  в профессию врача», «Наша семья  в магазине», «Мы в самолете»  и др.

Также педагог должен раскрыть талант, увлечение каждого ребенка. Например, младший школьник умеет  сосредоточенно просидеть в одной  позе большое количество времени, внимательно  разбирая и собирая что-либо. При  этом он не обладает какими-либо ярко выраженными  другими способностями. Нужно обратить его внимание на это качество, возможно из него выйдет хороший часовщик, техник, инженер и т.д. Правильная ориентация его на выбор профессии может  скорректировать его выбор в  дальнейшем.

Большое значение в активизации  трудовой деятельности школьника имеют  игровые моменты, вносящие элемент  занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и  напряжение на уроке. Занимательный  материал помогает сделать каждый трудовой день подарком для детей, подарить им радость познания. Загадки о труде (см.приложение 4) вносят элементы новшества  в урок и оживление, помогают хорошо работать, активизируют учащихся.

Загадки могут быть использованы при объяснении нового материала, во время отдыха, для снятия напряжения во время труда. Но обязательным условием для загадок является связь с  темой урока, с терминами и  различными элементами. Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей  к четкой логике, к рассуждению  и доказательству. Отгадывание загадок  можно рассматривать как процесс  творческий, а саму загадку –  как творческую задачу. После отгадки  нужно добиваться обоснованного, доказательного ответа на вопрос: «Как ты догадался? Объясни, пожалуйста». Это позволяет ребенку  еще раз выделить все признаки указанные в загадке, сопоставить  их.

4) Трудовая активность  у школьников включает в себя  инициативу к трудовой деятельности, целенаправленность и настойчивость  в труде. В традиционной педагогике  трудовая активность младших  школьников развивалась только  на уроках трудового воспитания. В предлагаемом же комплексе  трудовая активность развивается  посредством участия школьника  в экономической деятельности  класса и школы, например ярмарка.

Таким образом, нами были выбраны  оптимальные формы и методы воспитательной работы, направленные на формирование осознанного отношения к труду  и развития трудовой активности у  младших школьников.

При планировании и проведении эксперимента были учтены психофизиологические особенности детей младшего школьного  возраста.

На заключительном этапе, состоящем из контрольного эксперимента, мы исследовали результативность проведенной  системы работы. Как и на первом этапе предлагались анкеты, и изучалось  поведение детей в процессе трудовой деятельности.

Полученные результаты (Приложение 12) были систематизированы и определены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Результаты контрольного эксперимента по выявлению профессиональной ориентированности младших школьников

п/п

Показатели

%

   

В

С

Н

1

Уровень сформированности трудового  сознания

58,3

41,7

 

2

Уровень трудовой активности

66,7

25

8,3


 

Результаты, приведенные  нами в таблице, показывают, что в  целом у детей улучшились повысились показатели, характеризующие трудовую активность, что положительно характеризует  разработанный учебно-методический комплекс воспитательной работы. Динамика показателей следующая:

Количество детей с  высоким уровнем сформированности трудового сознания увеличилось  на 25%. Со средним уровнем – уменьшилось  на 8,3%. С низким уровнем – уменьшилось  на 16,7%. Таким образом, у детей  сформировались не только представления  о мире профессий, но и понятие  о необходимости труда.

Трудовая активность детей  также повышается: всего у одного ребенка (8,3%) она осталась на низком уровне, количество детей с высоким  уровнем повысилось на 41,7% и составило 8 человек против 3-х на начальном  этапе.

На основании результатов  мы пришли к выводу, что наша опытно-экспериментальная  работа оказала положительное влияние  на трудовое сознание младших школьников и воспитание у них трудовой активности путем постепенного и целенаправленного  формирования у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному осознанию своего места в обществе, а также корректировке и реализации перспектив своего развития.

Этим можно мотивировать ввод в учебно-воспитательный процесс  в СШ с. Ростовка разработанный учебно-методический комплекс.

Заключение

 

В результате исследования проблемы развития трудовой активности был получен  положительный опыт педагогов-новаторов. Можно сделать вывод, что наиболее продуктивными методами формирования трудовой активности являются: технология проблемного обучения, метод творческого  проекта. В области традиционной педагогики в трудовом воспитании младших  школьников важное место отводится  коллективным формам работы, а также  игровым методам. Соотношение материалов теоретического анализа и выводов, полученных в результате изучения педагогического  опыта, явилось отправным моментом разработки программы опытно – экспериментальной  работы.

Цель опытно-экспериментальной  работы – разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие трудовой активности у младших школьников.

Экспериментальная работа по проблеме исследования проводилась  в 3 «А» классе, в условиях естественного  педагогического процесса на базе Ростовской средней общеобразовательной школы  Карагандинской области Бухар-Жыраусского  района. В исследовании принимали  участие 12 детей.

Трудовая активность –  личностное качество младшего школьника, которое проявляется в его  отношении к содержанию и процессу труда, в стремлении его к эффективному осуществлению трудовой деятельности. Трудовая активность как качество личности не может состояться без трудового  сознания, которое является основой  потребностно-мотивационной сферы  активности.

Опытно-экспериментальная  работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Результаты констатирующего  эксперимента следующие: у большинства  детей не были сформированы представления  о необходимости трудиться, не было устойчивого отношения к труду, у многих учащихся не было осознанного  представления о будущей специальности. Таким образом, было выявлено, что  у детей слабая мотивационно-потребностная  сфера трудовой деятельности. Ввиду  полученных результатов решено было в данном экспериментальном классе провести работу по воспитанию трудовой активности.

Формирующий эксперимент  опытно-экспериментальной работы включал  в себя разработанный комплекс мероприятий  по воспитанию трудовой активности. Было предложено использовать в данной воспитательной работе основы экономического воспитания в начальной школе для формирования осознанного отношения к труду  и для активизации познавательного  интереса.

Целью разработанного комплекса  являлось воспитание у детей осознанного  отношения к труду и развитие активности в трудовой деятельности. Для активизации мотивации к  труду проводился ряд занятий  в форме бесед, экскурсий, конкурсов, игр. Также в процессе формирующего эксперимента было принято решение  интегрировать в трудовое воспитание элементы экономического воспитания.

Формирование устойчивого  познавательного интереса к труду  у младших школьников происходило  путем включения в учебно-познавательный процесс на уроках труда элементов  проблемного обучения и творческого  проекта.

Большое значение в активизации  трудовой деятельности школьника имели  игровые моменты, которые вносили  элемент занимательности в учебный  процесс, помогали снять усталость  и напряжение на уроке.

Также в предлагаемом комплексе  трудовая активность младших школьников развивалась в процессе участия  школьника в экономической деятельности класса и школы (ярмарка поделок).

Таким образом, нами были выбраны  оптимальные формы и методы воспитательной работы, направленные на формирование осознанного отношения к труду  и развития трудовой активности у  младших школьников. При планировании и проведении эксперимента были учтены психофизиологические особенности  детей младшего школьного возраста.

Контрольный эксперимент, исследовавший  результативность проведенной системы  работы, показал, что в целом у  детей улучшились повысились показатели, характеризующие трудовую активность, что положительно характеризует  разработанный учебно-методический комплекс воспитательной работы.

На основании результатов  мы пришли к выводу, что наша опытно-экспериментальная  работа оказала положительное влияние  на трудовое сознание младших школьников и воспитание у них трудовой активности путем постепенного и целенаправленного  формирования у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному осознанию своего места в обществе, а также корректировке и реализации перспектив своего развития. Этим можно  мотивировать ввод в учебно-воспитательный процесс в СШ с.Ростовка разработанный  учебно-методический комплекс. на основе проделанной работы были сформулированы принципы формирования трудового сознания и трудовой активности младших школьников:

Принципы формирования трудового  сознания и трудовой активности младших  школьников:

1. Младший школьник должен  осознавать, что его труд представляет  определенную общественную значимость, приносит пользу людям, коллективу, обществу. Это может быть труд  на пользу школе (работа на  пришкольном участке, оформление  школы, ремонт учебных пособий,  благоустройство и озеленение  школьного двора).

2. Результатом труда обязательно  должен быть полезный продукт,  имеющий определенную общественную  ценность. Школьник должен ясно, зримо видеть реальные результаты  своего труда. Здесь очень важно  на деле знакомить школьника  с общественным назначением цели  его труда, показать ученику  кому нужен его труд. Но если  школьники не видят, что их  работа приносит пользу, у них  пропадает всякое желание трудиться,  они работают по принуждению,  неохотно.

3. Труд школьника должен  быть коллективным. Коллективный  труд – это совместное выполнение  общих трудовых задач, это труд, объединенный общей целью. Только  такой труд вырабатывает умение  подчинять свое поведение в  интересах коллектива. Коллективный  труд позволяет ставить и решать  задачи, выполнение которых не  под силу каждому отдельному  человеку, дает возможность школьникам  приобрести опыт трудовой взаимопомощи  и солидарности.

4. Труд школьника должен  быть инициативным и творческим. Желательно, чтобы он предоставлял  школьникам возможность проявить  инициативу, стремиться к новому, поискам. Чем больше интеллектуальных  усилий требует труд, тем с  большей готовностью занимаются  им школьники.

5. В труде должны применяться  различные формы самоуправления, самоорганизации и самодеятельности. Самокоординация помогает развивать  самостоятельность, навыки руководства  и подчинения, творческую инициативу, чувство ответственности.

6. Труд школьников должен  быть посильным для них. Если  труд непосилен, то он угнетающе  действует на психику и ученик  может потерять веру в себя, отказываясь выполнять даже посильную  работу.

7. При возможности труд  школьников должен быть увязан  с их учебной деятельностью.  Взаимосвязь между теоретическими  знаниями школьников и их практической  трудовой деятельностью.

9. Необходимо требовать  от школьника не просто выполнения  работы, а тщательного, аккуратного,  добросовестного выполнения, бережного  отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда.

Информация о работе Воспитание трудовой активности младших школьников