Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:14, курсовая работа
В концепции государственной политики в области образования указано, что школьное образование является главным средством сохранения и трансляции культуры будущим поколениям.
Глава 1 Теоретические основы воспитания трудовой активности
1.1 История возникновения трудовой активности в научно-педагогической литературе
1.2 Особенности воспитания трудовой активности у младших школьников
Глава 2 Анализ опытно-экспериментальной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников
2.1 Исследование педагогического опыта по воспитанию трудовой активности у учащихся начальной школы
2.2 Выявление эффективности опытной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Учебно-методический комплект "Экономика и профориентация для младших школьников" включает: тетрадь творческих заданий для школьников (далее ТТЗ); методическое пособие для учителя (которое, по существу, представляет собой поурочные разработки); сборник дидактических материалов "Азбука экономики". Тетрадь творческих заданий содержит как задания для индивидуальной творческой работы, так и материал для организации коллективной творческой деятельности школьников.
2) Познавательный интерес
к труду у младших школьников
педагог формирует в процессе
включения в учебно-
Организация и проведение данного конкурса очень просты. Ребята дома заранее готовят поделки, кто что умеет и приносят их в школу. Девиз конкурса произносится всеми детьми хором перед началом выставки поделок.
«Твои работники – взгляни –
Десяток дружных братцев.
Как славно жить,
Когда они работы не боятся». (дети поднимают руки вверх).
Жюри оценивает поделки
детей по сложности и оригинальности.
Главное условие – никто не
должен быть обижен. Лучше всего
придумать категории для
3) Повышение направленности
к труду и выбору профессии
у младших школьников
Также педагог должен раскрыть талант, увлечение каждого ребенка. Например, младший школьник умеет сосредоточенно просидеть в одной позе большое количество времени, внимательно разбирая и собирая что-либо. При этом он не обладает какими-либо ярко выраженными другими способностями. Нужно обратить его внимание на это качество, возможно из него выйдет хороший часовщик, техник, инженер и т.д. Правильная ориентация его на выбор профессии может скорректировать его выбор в дальнейшем.
Большое значение в активизации
трудовой деятельности школьника имеют
игровые моменты, вносящие элемент
занимательности в учебный
Загадки могут быть использованы
при объяснении нового материала, во
время отдыха, для снятия напряжения
во время труда. Но обязательным условием
для загадок является связь с
темой урока, с терминами и
различными элементами. Процесс отгадывания,
по мнению современных педагогов, является
своеобразной гимнастикой, мобилизирующей
и тренирующей умственные силы ребенка.
Отгадывание загадок оттачивает
и дисциплинирует ум, приучая детей
к четкой логике, к рассуждению
и доказательству. Отгадывание загадок
можно рассматривать как
4) Трудовая активность
у школьников включает в себя
инициативу к трудовой
Таким образом, нами были выбраны оптимальные формы и методы воспитательной работы, направленные на формирование осознанного отношения к труду и развития трудовой активности у младших школьников.
При планировании и проведении эксперимента были учтены психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.
На заключительном этапе, состоящем из контрольного эксперимента, мы исследовали результативность проведенной системы работы. Как и на первом этапе предлагались анкеты, и изучалось поведение детей в процессе трудовой деятельности.
Полученные результаты (Приложение 12) были систематизированы и определены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты контрольного
эксперимента по выявлению профессиональной
ориентированности младших
№ п/п |
Показатели |
% | ||
В |
С |
Н | ||
1 |
Уровень сформированности трудового сознания |
58,3 |
41,7 |
|
2 |
Уровень трудовой активности |
66,7 |
25 |
8,3 |
Результаты, приведенные
нами в таблице, показывают, что в
целом у детей улучшились повысились
показатели, характеризующие трудовую
активность, что положительно характеризует
разработанный учебно-
Количество детей с
высоким уровнем
Трудовая активность детей также повышается: всего у одного ребенка (8,3%) она осталась на низком уровне, количество детей с высоким уровнем повысилось на 41,7% и составило 8 человек против 3-х на начальном этапе.
На основании результатов
мы пришли к выводу, что наша опытно-экспериментальная
работа оказала положительное влияние
на трудовое сознание младших школьников
и воспитание у них трудовой активности
путем постепенного и целенаправленного
формирования у школьника внутренней
готовности к осознанному и
Этим можно мотивировать
ввод в учебно-воспитательный процесс
в СШ с. Ростовка разработанный учебно-
Заключение
В результате исследования проблемы развития трудовой активности был получен положительный опыт педагогов-новаторов. Можно сделать вывод, что наиболее продуктивными методами формирования трудовой активности являются: технология проблемного обучения, метод творческого проекта. В области традиционной педагогики в трудовом воспитании младших школьников важное место отводится коллективным формам работы, а также игровым методам. Соотношение материалов теоретического анализа и выводов, полученных в результате изучения педагогического опыта, явилось отправным моментом разработки программы опытно – экспериментальной работы.
Цель опытно-экспериментальной работы – разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие трудовой активности у младших школьников.
Экспериментальная работа по
проблеме исследования проводилась
в 3 «А» классе, в условиях естественного
педагогического процесса на базе Ростовской
средней общеобразовательной
Трудовая активность –
личностное качество младшего школьника,
которое проявляется в его
отношении к содержанию и процессу
труда, в стремлении его к эффективному
осуществлению трудовой деятельности.
Трудовая активность как качество личности
не может состояться без трудового
сознания, которое является основой
потребностно-мотивационной
Опытно-экспериментальная
работа включала в себя констатирующий,
формирующий и контрольный
Результаты констатирующего
эксперимента следующие: у большинства
детей не были сформированы представления
о необходимости трудиться, не было
устойчивого отношения к труду,
у многих учащихся не было осознанного
представления о будущей
Формирующий эксперимент
опытно-экспериментальной
Целью разработанного комплекса являлось воспитание у детей осознанного отношения к труду и развитие активности в трудовой деятельности. Для активизации мотивации к труду проводился ряд занятий в форме бесед, экскурсий, конкурсов, игр. Также в процессе формирующего эксперимента было принято решение интегрировать в трудовое воспитание элементы экономического воспитания.
Формирование устойчивого
познавательного интереса к труду
у младших школьников происходило
путем включения в учебно-
Большое значение в активизации
трудовой деятельности школьника имели
игровые моменты, которые вносили
элемент занимательности в
Также в предлагаемом комплексе
трудовая активность младших школьников
развивалась в процессе участия
школьника в экономической
Таким образом, нами были выбраны оптимальные формы и методы воспитательной работы, направленные на формирование осознанного отношения к труду и развития трудовой активности у младших школьников. При планировании и проведении эксперимента были учтены психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.
Контрольный эксперимент, исследовавший
результативность проведенной системы
работы, показал, что в целом у
детей улучшились повысились показатели,
характеризующие трудовую активность,
что положительно характеризует
разработанный учебно-
На основании результатов
мы пришли к выводу, что наша опытно-экспериментальная
работа оказала положительное влияние
на трудовое сознание младших школьников
и воспитание у них трудовой активности
путем постепенного и целенаправленного
формирования у школьника внутренней
готовности к осознанному и
Принципы формирования трудового сознания и трудовой активности младших школьников:
1. Младший школьник должен
осознавать, что его труд представляет
определенную общественную
2. Результатом труда обязательно
должен быть полезный продукт,
имеющий определенную
3. Труд школьника должен
быть коллективным. Коллективный
труд – это совместное
4. Труд школьника должен
быть инициативным и
5. В труде должны применяться
различные формы
6. Труд школьников должен
быть посильным для них. Если
труд непосилен, то он
7. При возможности труд
школьников должен быть увязан
с их учебной деятельностью.
Взаимосвязь между
9. Необходимо требовать
от школьника не просто
Информация о работе Воспитание трудовой активности младших школьников