Воспитание трудовой активности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

В концепции государственной политики в области образования указано, что школьное образование является главным средством сохранения и трансляции культуры будущим поколениям.

Содержание работы

Глава 1 Теоретические основы воспитания трудовой активности
1.1 История возникновения трудовой активности в научно-педагогической литературе
1.2 Особенности воспитания трудовой активности у младших школьников
Глава 2 Анализ опытно-экспериментальной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников
2.1 Исследование педагогического опыта по воспитанию трудовой активности у учащихся начальной школы
2.2 Выявление эффективности опытной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 65.81 Кб (Скачать файл)

Таким образом, рассмотрев опыт педагогов в области трудового  воспитания младших школьников, можно  сделать вывод, что наиболее продуктивными  методами формирования трудовой активности являются: технология проблемного обучения, метод творческого проекта. В  области традиционной педагогики в  трудовом воспитании младших школьников важное место отводится коллективным формам работы, а также игровым  методам.

 

2.2 Выявление эффективности  опытной работы по воспитанию  трудовой активности у младших  школьников

 

Рассматривая состояние  теории и практики по исследуемой  проблеме, был получен положительный  опыт по организации воспитания трудовой активности младших школьников. Соотношение  материалов теоретического анализа  и выводов, полученных в результате изучения педагогического опыта, явилось  отправным моментом разработки программы  опытно – экспериментальной работы по ее совершенствованию.

Цель опытно-экспериментальной  работы – разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие трудовой активности у младших школьников.

Экспериментальная работа по проблеме исследования проводилась  в 3 «А» классе, в условиях естественного  педагогического процесса на базе Ростовской средней общеобразовательной школы  Карагандинской области Бухар-Жыраусского  района. В исследовании принимали  участие 12 детей.

Экспериментально-практическая работа по воспитанию у младших школьников трудовой активности включала в себя:

Изучение становление  проблемы воспитания трудовой активности в педагогической науке.

Подборка критериев и  формирование критериального аппарата.

Подготовка и проведение эксперимента и выявление его  результатов.

Разработка и апробирование  системы мероприятий, по формированию и развитию у младших школьников трудовой активности.

Формирование выводов  и рекомендаций по проблеме исследования.

Трудовая активность –  личностное качество младшего школьника, которое проявляется в его  отношении к содержанию и процессу труда, в стремлении его к эффективному осуществлению трудовой деятельности. Трудовая активность как качество личности не может состояться без трудового  сознания, которое является основой  потребностно-мотивационной сферы  активности.

Трудовую активность как  свойство личности можно охарактеризовать следующими показателями:

1) Познавательный интерес  – это свойство личности, обеспечивающее  состояние готовности и постоянство  стремлений младшего школьника  к освоению новых видов трудовой  деятельности.

Интерес – это форма  проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более  полному и глубокому отражению  действительности (по Петровскому).

Однако интерес не всегда побуждает личность к активной деятельности. Эти интересы только тогда превращаются в необходимую жажду познания, поднимаются на уровень духовной потребности, когда они включаются в общую систему мотивов, определяющих жизненные позиции личности, ее направленность. Таким образом, для определения  трудовой активности необходим еще  один показатель – направленность к трудовой деятельности.

2) Направленность к трудовым  действиям - это:

- понимание младшими школьниками  цели трудового действия, которую  необходимо достигнуть и готовность  подчинять свои действия данной  цели.

- определение путей, средств,  способов и приемов достижения  цели трудового действия.

3) Настойчивость – это  умение личности преодолевать  препятствия, решать возникающие  проблемы, выполнять малопривлекательную,  часто скучную, но необходимую  для достижения цели работу. В  составе трудовой активности  настойчивость выполняет "несущую"  функцию, являясь своеобразным  стержнем активных стремлений.

Таким образом, критериальный  аппарат по проблеме исследования включает в себя следующие критерии:

- уровень сформированности  трудового сознания;

- уровень трудовой активности.

Сформированность трудового  сознания характеризуется наличием у младшего школьника представлений  о мире профессий, понятия о необходимости  труда, о необходимость работы, о  связи между экономическим благосостоянием  семьи, общества.

Данный показатель разбивается  на следующие уровни:

А) Высокий – младший  школьник имеет представление о  труде, существующих профессиях, имеет  устойчивые интересы к какой-либо трудовой деятельности, понимает необходимость  труда;

Б) Средний – младший  школьник имеет представление о  мире профессий, но у него нет каких-либо увлечений и мотивации к труду.

В) Низкий уровень характеризуется  полным отсутствие у младшего школьника  представлений о трудовой деятельности.

Методика определения  данного показателя представлена в  Приложении 1.

Уровень трудовой активности разбивается по степени сформированности качества на высокий, средний, низкий.

Высокий – проявляет устойчивый познавательный интерес и направленность к труду, инициативен в выполнении работы, а также может мобилизовать свои силы для относительно длительной работы над заданием;

Средний – познавательный интерес имеется, но неустойчивый, ребенок  как будто действует по указке, работу над заданием начинает самостоятельно, но не доводит до конца.

Низкий – школьник безразличен  к трудовым действиям, предпочитает «отсидеться», настойчивости не проявляет  вообще.

Данные для определения  уровня трудовой активности воспитатель  собирает в ходе их трудовых и игровых  действий, отмечая для себя их интерес, инициативность и настойчивость. Учитываются  также суждения детей, высказывания, полученные в ходе работы, игры.

В процессе исследовательской  работы на этапе констатирующего  эксперимента по выявлению уровня сформированности трудовой активности младших школьников были получены результаты (Приложение 4), которые мы определили в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 – Результаты констатирующего  эксперимента по выявлению трудовой активности младших школьников

п/п

Показатели

%

   

В

С

Н

1

Уровень сформированности трудового  сознания

33,3

50

16,7

2

Уровень трудовой активности

25

66,7

58,3


 

Таким образом, было выявлено, что у большинства младших  школьников не сформировано осознанное отношение к труду.

Анализируя результаты анкетирования  младших школьников мы получили следующие  данные. На вопрос «Кем ты хочешь стать  после окончания средней школы?»  были получены следующие ответы: 22% мальчиков хотели связать свою будущую  профессию с техникой (чинить машины, конструировать); 8 % хотели бы связать  свою будущую профессию с вычислительной техникой; 42% учащихся отметили, что такую же как у папы, 28 % не имеют никакого представления о будущей профессии. У девочек: с природой хотят связать свое будущее 5 %, в системе «человек-человек» (врачи, учителя, продавцы) хотят себя видеть 20% девочек, остальные не ответили на вопрос (ответы типа «не знаю», «пока еще не думала», «наверное как мама» и др.).

На вопрос «Какие учебные  предметы ты любишь больше других?»  выбрали труд 36%, музыку 22%, физкультуру 16%, остальные предметы составляют в  общей сложности 26 %.

На вопрос «Что ты читаешь?» 18% ответили «Журналы», «разные книги» - 13%, «сказки» - 24%, «не читаю» - 4%, некоторые  не ответили на данный вопрос.

Самое любимое занятие  в школе в основном ассоциируется  с трудовым обучением и дежурством, играми со сверстниками. Любимые занятия  дома не так разнообразны, как в  экспериментальной группе – лепка, рисование и конструирование (12%), походы в театр, кино, парк, цирк (18%), , различные виды спорта (12%), помощь по дому (16%). Основная проблема этих детей  дома – подготовка домашнего задания.

На вопрос «Что ты считаешь самым интересным и важным в жизни?»  большинство из них также ответило: «что необходимо хорошо учиться в  школе».

Итак, проведя анализ ответов  детей мы увидели, что у большинства  детей не сформированы представления  о необходимости трудиться, нет  устойчивого отношения к труду, мотивы выбора будущей профессии  в основном престижные или вообще нет осознанного представления  о будущей специальности.

Многих детей привлекают профессии легкого содержания, не требующие большого умственного  и физического напряжения. Но в  основном дети много читают, почти  у всех имеются постоянные интересы и увлечения. Таким образом, очевидно, что у детей слабая мотивационно-потребностная  сфера трудовой деятельности и с  ними необходимо проводить определенную работу.

Наблюдения за реальным поведением ребенка в процессе выполнения трудовой деятельности показывают, что далеко не все дети действуют достаточно самостоятельно и инициативно, несколько  детей крайне небрежно относятся  к своим ежедневным обязанностям, не умеют ухаживать за своими личными  вещами, поддерживать порядок на своем  столе. Отмечено также и то, что  и в игровой деятельности некоторые  дети действуют чисто механически, безынициативно, в основном под нажимом  учителя, т.е. не проявляют трудовую активность.

Ввиду полученных результатов  решено было в данном экспериментальном  классе провести работу по воспитанию трудовой активности.

Формирующий эксперимент  опытно-экспериментальной работы включает в себя разработанный комплекс мероприятий  по воспитанию трудовой активности. Было предложено использовать в данной воспитательной работе основы экономического воспитания в начальной школе для формирования осознанного отношения к труду  и для активизации познавательного  интереса.

Цель разработанного комплекса  – воспитать у детей осознанное отношение к труду и развивать  активность в трудовой деятельности. Данная цель разбивается на ряд задач:

1) Сформировать осознанное  отношение к трудовым действиям;

2) Развить устойчивый познавательный  интерес к трудовой деятельности;

3) Выявить склонности, интересы  и увлечения каждого младшего  школьника;

4) Развить трудовую активность  у младших школьников.

Как видно, начальным этапом профориентационной работы является формирование трудового сознания, которое зависит  от развития мотивационно-потребностной  сферы ребенка.

Для активизации мотивации  к труду проводится ряд занятий. Занятия могут проводиться в  виде беседы с детьми, экскурсий, конкурсов, игр. (Приложения 5-8) В процессе формирования трудового сознания младшего школьника  можно использовать игру «Какие есть пословицы о труде». (Приложение 3) Также можно пригласить на беседу с детьми работников самых разнообразных, лучше всего сложных или непрестижных профессий.

Роль экономического воспитания в формировании мотивационно-потребностной  сферы ребенка сводится к следующему: дети узнают о результативности трудовых действий, т.е. о вознаграждении за труд. Здесь не обойтись без базовых  экономических сведений.

Выделенная система базовых  понятий начального курса профориентации и экономики в средней школе  с.Ростовка может быть охарактеризована следующим образом:

1. Потребности, ресурсы, выбор, ограниченность. Начиная с 1-го класса дети на доступном им уровне знакомятся с различными видами ресурсов (природными, экономическими, финансовыми и др.) и потребностей: физиологическими (в пище, воде, сне, воздухе, тепле), в безопасности и сохранении здоровья, в образовании, в общении и уважении, в проявлении интересов, в самореализации (наивысшими в данной иерархии). При этом второклассники знакомятся с потребностями, ресурсами и проблемами выбора, существующими в семье; третьеклассники – в школе; четвероклассники рассматривают данные понятия в разрезе своего региона.

Рассматривая проблему ограниченности ресурсов, дети осознают невозможность  удовлетворения всех потребностей человека и необходимость выбора при определении  приоритетов и очередности. Развитию экономического мышления детей способствуют математические задачи на оптимизацию  с вопросами "Хватит ли?", "Что  выгоднее?" и т.п. (Приложение 9)

2. Труд, профессия. С ними школьник имеет дело с 1-го класса, постепенно углубляя свое представление. Так, если в 1-м классе ребенку достаточно назвать профессии, изображенные на картинках, а во 2–3-м классах ему предлагается имитировать действия некоторых профессионалов, то к 4-му классу он уже способен исследовать мир профессий своего родного города (края). Знания о мире труда, разделении труда, экономике ближайшего окружения (школы, города, края) – также важнейшая составляющая данных понятий. (Приложение 10)

При этом в процессе профориентационной подготовки школьников важно не только увеличивать количество известных  школьникам названий профессий, но и  обеспечить более глубокое их изучение:

- содержание профессии,  ее престижность, условия труда  и т.д.;

- классификация профессий  по группам, основанная на развитии  умений выделять общее и особенное  в профессиях;

- определение профессионально  важных качеств представителей  известных профессий.

3. Доход, расход, бюджет, собственность, богатство. Эти понятия вводятся начиная со 2-го класса. При их изучении у детей формируется взгляд на труд людей как основной источник доходов семьи, предприятия, государства, развиваются умения анализировать источники доходов и основные направления расходов. Важно показать детям, каким образом они могут участвовать в увеличении доходов семьи и школьных подразделений и экономить имеющиеся ресурсы. Необходимо формировать представления о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в богатстве природы, искусства, в результатах труда людей. Говоря о собственности, важно акцентировать внимание на таких понятиях, связанных с собственностью, как "мое", "наше", "чужое". (Приложение 11)

Информация о работе Воспитание трудовой активности младших школьников