Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 20:14, курсовая работа
В концепции государственной политики в области образования указано, что школьное образование является главным средством сохранения и трансляции культуры будущим поколениям.
Глава 1 Теоретические основы воспитания трудовой активности
1.1 История возникновения трудовой активности в научно-педагогической литературе
1.2 Особенности воспитания трудовой активности у младших школьников
Глава 2 Анализ опытно-экспериментальной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников
2.1 Исследование педагогического опыта по воспитанию трудовой активности у учащихся начальной школы
2.2 Выявление эффективности опытной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников
Заключение
Список использованной литературы
Таким образом, рассмотрев опыт педагогов в области трудового воспитания младших школьников, можно сделать вывод, что наиболее продуктивными методами формирования трудовой активности являются: технология проблемного обучения, метод творческого проекта. В области традиционной педагогики в трудовом воспитании младших школьников важное место отводится коллективным формам работы, а также игровым методам.
2.2 Выявление эффективности опытной работы по воспитанию трудовой активности у младших школьников
Рассматривая состояние теории и практики по исследуемой проблеме, был получен положительный опыт по организации воспитания трудовой активности младших школьников. Соотношение материалов теоретического анализа и выводов, полученных в результате изучения педагогического опыта, явилось отправным моментом разработки программы опытно – экспериментальной работы по ее совершенствованию.
Цель опытно-экспериментальной работы – разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие трудовой активности у младших школьников.
Экспериментальная работа по
проблеме исследования проводилась
в 3 «А» классе, в условиях естественного
педагогического процесса на базе Ростовской
средней общеобразовательной
Экспериментально-практическая работа по воспитанию у младших школьников трудовой активности включала в себя:
Изучение становление проблемы воспитания трудовой активности в педагогической науке.
Подборка критериев и формирование критериального аппарата.
Подготовка и проведение эксперимента и выявление его результатов.
Разработка и апробирование системы мероприятий, по формированию и развитию у младших школьников трудовой активности.
Формирование выводов и рекомендаций по проблеме исследования.
Трудовая активность –
личностное качество младшего школьника,
которое проявляется в его
отношении к содержанию и процессу
труда, в стремлении его к эффективному
осуществлению трудовой деятельности.
Трудовая активность как качество личности
не может состояться без трудового
сознания, которое является основой
потребностно-мотивационной
Трудовую активность как свойство личности можно охарактеризовать следующими показателями:
1) Познавательный интерес
– это свойство личности, обеспечивающее
состояние готовности и
Интерес – это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности (по Петровскому).
Однако интерес не всегда побуждает личность к активной деятельности. Эти интересы только тогда превращаются в необходимую жажду познания, поднимаются на уровень духовной потребности, когда они включаются в общую систему мотивов, определяющих жизненные позиции личности, ее направленность. Таким образом, для определения трудовой активности необходим еще один показатель – направленность к трудовой деятельности.
2) Направленность к трудовым действиям - это:
- понимание младшими
- определение путей, средств, способов и приемов достижения цели трудового действия.
3) Настойчивость – это
умение личности преодолевать
препятствия, решать
Таким образом, критериальный аппарат по проблеме исследования включает в себя следующие критерии:
- уровень сформированности трудового сознания;
- уровень трудовой активности.
Сформированность трудового
сознания характеризуется наличием
у младшего школьника представлений
о мире профессий, понятия о необходимости
труда, о необходимость работы, о
связи между экономическим
Данный показатель разбивается на следующие уровни:
А) Высокий – младший школьник имеет представление о труде, существующих профессиях, имеет устойчивые интересы к какой-либо трудовой деятельности, понимает необходимость труда;
Б) Средний – младший школьник имеет представление о мире профессий, но у него нет каких-либо увлечений и мотивации к труду.
В) Низкий уровень характеризуется полным отсутствие у младшего школьника представлений о трудовой деятельности.
Методика определения данного показателя представлена в Приложении 1.
Уровень трудовой активности разбивается по степени сформированности качества на высокий, средний, низкий.
Высокий – проявляет устойчивый познавательный интерес и направленность к труду, инициативен в выполнении работы, а также может мобилизовать свои силы для относительно длительной работы над заданием;
Средний – познавательный интерес имеется, но неустойчивый, ребенок как будто действует по указке, работу над заданием начинает самостоятельно, но не доводит до конца.
Низкий – школьник безразличен к трудовым действиям, предпочитает «отсидеться», настойчивости не проявляет вообще.
Данные для определения уровня трудовой активности воспитатель собирает в ходе их трудовых и игровых действий, отмечая для себя их интерес, инициативность и настойчивость. Учитываются также суждения детей, высказывания, полученные в ходе работы, игры.
В процессе исследовательской работы на этапе констатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированности трудовой активности младших школьников были получены результаты (Приложение 4), которые мы определили в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 – Результаты констатирующего эксперимента по выявлению трудовой активности младших школьников
№ п/п |
Показатели |
% | ||
В |
С |
Н | ||
1 |
Уровень сформированности трудового сознания |
33,3 |
50 |
16,7 |
2 |
Уровень трудовой активности |
25 |
66,7 |
58,3 |
Таким образом, было выявлено, что у большинства младших школьников не сформировано осознанное отношение к труду.
Анализируя результаты анкетирования
младших школьников мы получили следующие
данные. На вопрос «Кем ты хочешь стать
после окончания средней школы?
На вопрос «Какие учебные предметы ты любишь больше других?» выбрали труд 36%, музыку 22%, физкультуру 16%, остальные предметы составляют в общей сложности 26 %.
На вопрос «Что ты читаешь?» 18% ответили «Журналы», «разные книги» - 13%, «сказки» - 24%, «не читаю» - 4%, некоторые не ответили на данный вопрос.
Самое любимое занятие в школе в основном ассоциируется с трудовым обучением и дежурством, играми со сверстниками. Любимые занятия дома не так разнообразны, как в экспериментальной группе – лепка, рисование и конструирование (12%), походы в театр, кино, парк, цирк (18%), , различные виды спорта (12%), помощь по дому (16%). Основная проблема этих детей дома – подготовка домашнего задания.
На вопрос «Что ты считаешь самым интересным и важным в жизни?» большинство из них также ответило: «что необходимо хорошо учиться в школе».
Итак, проведя анализ ответов детей мы увидели, что у большинства детей не сформированы представления о необходимости трудиться, нет устойчивого отношения к труду, мотивы выбора будущей профессии в основном престижные или вообще нет осознанного представления о будущей специальности.
Многих детей привлекают профессии легкого содержания, не требующие большого умственного и физического напряжения. Но в основном дети много читают, почти у всех имеются постоянные интересы и увлечения. Таким образом, очевидно, что у детей слабая мотивационно-потребностная сфера трудовой деятельности и с ними необходимо проводить определенную работу.
Наблюдения за реальным поведением ребенка в процессе выполнения трудовой деятельности показывают, что далеко не все дети действуют достаточно самостоятельно и инициативно, несколько детей крайне небрежно относятся к своим ежедневным обязанностям, не умеют ухаживать за своими личными вещами, поддерживать порядок на своем столе. Отмечено также и то, что и в игровой деятельности некоторые дети действуют чисто механически, безынициативно, в основном под нажимом учителя, т.е. не проявляют трудовую активность.
Ввиду полученных результатов решено было в данном экспериментальном классе провести работу по воспитанию трудовой активности.
Формирующий эксперимент
опытно-экспериментальной
Цель разработанного комплекса – воспитать у детей осознанное отношение к труду и развивать активность в трудовой деятельности. Данная цель разбивается на ряд задач:
1) Сформировать осознанное
отношение к трудовым
2) Развить устойчивый
3) Выявить склонности, интересы и увлечения каждого младшего школьника;
4) Развить трудовую активность у младших школьников.
Как видно, начальным этапом профориентационной работы является формирование трудового сознания, которое зависит от развития мотивационно-потребностной сферы ребенка.
Для активизации мотивации
к труду проводится ряд занятий.
Занятия могут проводиться в
виде беседы с детьми, экскурсий, конкурсов,
игр. (Приложения 5-8) В процессе формирования
трудового сознания младшего школьника
можно использовать игру «Какие есть
пословицы о труде». (Приложение
3) Также можно пригласить на беседу
с детьми работников самых разнообразных,
лучше всего сложных или
Роль экономического воспитания в формировании мотивационно-потребностной сферы ребенка сводится к следующему: дети узнают о результативности трудовых действий, т.е. о вознаграждении за труд. Здесь не обойтись без базовых экономических сведений.
Выделенная система базовых понятий начального курса профориентации и экономики в средней школе с.Ростовка может быть охарактеризована следующим образом:
1. Потребности, ресурсы, выбор, ограниченность. Начиная с 1-го класса дети на доступном им уровне знакомятся с различными видами ресурсов (природными, экономическими, финансовыми и др.) и потребностей: физиологическими (в пище, воде, сне, воздухе, тепле), в безопасности и сохранении здоровья, в образовании, в общении и уважении, в проявлении интересов, в самореализации (наивысшими в данной иерархии). При этом второклассники знакомятся с потребностями, ресурсами и проблемами выбора, существующими в семье; третьеклассники – в школе; четвероклассники рассматривают данные понятия в разрезе своего региона.
Рассматривая проблему ограниченности ресурсов, дети осознают невозможность удовлетворения всех потребностей человека и необходимость выбора при определении приоритетов и очередности. Развитию экономического мышления детей способствуют математические задачи на оптимизацию с вопросами "Хватит ли?", "Что выгоднее?" и т.п. (Приложение 9)
2. Труд, профессия. С ними школьник имеет дело с 1-го класса, постепенно углубляя свое представление. Так, если в 1-м классе ребенку достаточно назвать профессии, изображенные на картинках, а во 2–3-м классах ему предлагается имитировать действия некоторых профессионалов, то к 4-му классу он уже способен исследовать мир профессий своего родного города (края). Знания о мире труда, разделении труда, экономике ближайшего окружения (школы, города, края) – также важнейшая составляющая данных понятий. (Приложение 10)
При этом в процессе профориентационной подготовки школьников важно не только увеличивать количество известных школьникам названий профессий, но и обеспечить более глубокое их изучение:
- содержание профессии, ее престижность, условия труда и т.д.;
- классификация профессий
по группам, основанная на
- определение профессионально важных качеств представителей известных профессий.
3. Доход, расход, бюджет, собственность, богатство. Эти понятия вводятся начиная со 2-го класса. При их изучении у детей формируется взгляд на труд людей как основной источник доходов семьи, предприятия, государства, развиваются умения анализировать источники доходов и основные направления расходов. Важно показать детям, каким образом они могут участвовать в увеличении доходов семьи и школьных подразделений и экономить имеющиеся ресурсы. Необходимо формировать представления о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в богатстве природы, искусства, в результатах труда людей. Говоря о собственности, важно акцентировать внимание на таких понятиях, связанных с собственностью, как "мое", "наше", "чужое". (Приложение 11)
Информация о работе Воспитание трудовой активности младших школьников