Воспитание у детей старшего дошкольного возраста культуры общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга и просторечья, мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культурой общения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы проблемы воспитания культуры общения у
детей старшего дошкольного возраста…………………………………...5
1.1 Понятие и специфика общения в отечественной педагогике….………5
1.2 Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного
возраста……………………………………………………………………8
1.3 Организация работы по воспитанию культуры общения у
детей старшего дошкольного возраста………………………..………...9
1.4 Воспитание культуры межнационального общения детей
дошкольного возраста………………………….………………………..11
1.5 Культура общения как составной компонент культуры поведения…14
2 Методика воспитания культуры общения у детей старшего
дошкольного возраста………………………………...…………………18
2.1 Методика формирования культуры поведения у детей
старшего дошкольного возраста………………………………………..18
2.2 Методы и приемы развития речевого этикета………………………...20
2.3 Методики исследования культуры общения у детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………..22
Заключение…………………..……………………………………………....25
Список используемой литературы…………………………………………26

Файлы: 1 файл

Курсовая исправленная 2.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

2. Такт в общении с людьми  другой национальности.

Тактичный человек никогда не позволит себе оскорбить или унизить человека другой национальности, осмеивая традиции, обычаи его народа или используя анекдоты, шутки, поговорки о представителях другой национальности. Однако и этот принцип далеко не всегда реализуется в поведении детей дошкольного возраста.

3. Для человека любой национальности  свойственно уважительно относиться к ритуалам, обрядам, обычаям, традициям своего этноса, и такое отношение должно быть призвано естественным и единственно нормальным.

У каждого этнического коллектива есть свои специфические традиции, которые для представителей другой национальности могут быть непонятны и даже казаться абсурдными. Однако, сколько бы ни возникало видимых оснований для обсуждения целесообразности соблюдения той или иной национальной традиции или обычая, никогда не следует навязывать человеку отрицательных оценок норм и установок его этнического коллектива.

4. Вступая в обсуждение национально-этнических  проблем, необходимо четко осознавать  тот объем знаний, которым располагаешь  по данному вопросу. Чаще всего  основные знания об этнической  сфере жизни люди черпают из неадекватных источников: случайных встреч, публикаций в «желтой» прессе, рассказов других людей, а полученная таким образом информация распространяется на другую этническую группу в целом.

5. Необходимы знания об обрядах, ритуалах, обычаях той этнической группы, в среде которой проживает человек. Он сам должен освоить минимальные требования этикета, свойственные своему этническому окружению. При этом особенно важными являются знание и соблюдение запретительных норм.

Правила вежливости каждого народа – это очень сложное сочетание национальных традиций и обычаев. И где бы человек ни был, он должен уважать традиции национального окружения и вести себя в соответствии с их нормами.

Общение представителей разных стран, разных политических взглядов, религиозных воззрений и обрядов, национальных традиций и психологии, укладов жизни и культуры требует умения вести себя естественно, тактично и достойно.

6. Один из важнейших аспектов  культуры межнационального общения  – языковой. Знание языка основного  этноса, в окружении которого живет человек, - это важнейший элемент культуры межнационального общения.

Человек сам должен освоить язык народа, на территории которого проживает, хотя бы на разговорно-бытовом уровне. Очень важно поддерживать того, кто делает первые шаги в освоении незнакомого ему языка, а не смеяться над ним, подтрунивая над произношением, построением предложений.

В основе приведенных выше принципов культуры межнационального общения лежит понятие «принятия». Не надо запоминать сотни правил, следует помнить одно – необходимость уважительного отношения к другим.

Закрепление и уточнение представлений детей дошкольного возраста о культурных ценностях полиэтнической среды должно происходить в их собственной деятельности: игровой, изобразительной, театрально-инсценировочной, а также в процессе общей социализации, когда ребенок приобретает все новые знания о межэтническом сходстве и различиях.

Существуют разнообразные средства воспитания у детей этики межнационального общения: от организации прямого общения с представителями разных национальностей до создания этнических мини-музеев в дошкольных организациях.

Но эффективность использования любых средств во многом зависит от самого педагога, его профессиональной этики и нравственной культуры.

В условиях дошкольных организаций именно собственная нравственная культура воспитателя определяет уровень нравственного развития детей. Личность формируется только личностью, интеллект развивается только интеллектом.

Это означает, что и культуру межнационального общения детей дошкольного возраста невозможно сформировать без того, что бы этот процесс не превратился в личную цель самого педагога.

 

1.5 Культура общения как составной компонент культуры поведения

 

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» сформулированы задачи и содержание нравственного воспитания в целом и его составной части воспитания культуры поведения с учётом возрастных особенностей. В структуре программы также заложен ответ на вопрос о путях и средствах нравственного воспитания – оно должно осуществляться в ходе всего воспитательно-образовательного процесса. Важно помнить, что залог успеха всего воспитательного процесса – в неразрывной его связи с жизнью и трудом; постепенное включение детей в труд – обязательное условие формирования личности. [10,стр. 17].

Задачи воспитания культуры поведения в программе рассматриваются как составная часть нравственного воспитания и сформулированы они в виде вполне конкретных требований: привитие детям необходимых гигиенических навыков, культуры поступков в различных ситуациях и положительных взаимоотношений в разных видах деятельности; воспитание определённых элементов нравственного сознания и нравственных чувств; формирование начальных элементов трудового воспитания. Все задачи ориентированы по возрастам и расположены в различных разделах программы.

Такой принцип изложения программных требований позволяет воспитателю наполнить нравственным содержанием разнообразную деятельность детей, организовать их повседневное общение, целенаправленно формируя у них нравственные качества.

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту. В общении, в различных видах деятельности.

В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

Мы подробно остановимся на таком компоненте как культура общения. Рассмотрим, в чём заключается сущность культуры общения? Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребёнка надо научить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребёнок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определённый момент , в определённой обстановке такое поведение становится недопустимым, т.е поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребёнка, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. А.М. Горький считал заботу о чистоте речи важным орудием борьбы за общую культуру человека. Один из аспектов этого широкого вопроса – воспитание культуры речевого общения. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребёнок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребёнка внимательно слушать собеседника. Спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему.

При организуемых педагогом воспитательно-образовательных мероприятий поведение, вопросы и ответы детей в значительной мере регламентированы заданиями, содержанием материала и формами организации детей. Понятно, что культура общения их в таких процессах формируется быстрее и легче… но не менее важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни. В разных видах их самостоятельной деятельности. С другой стороны, овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает конфликты. [11.стр.6]

Сущность и значение речевого этикета в общении.

Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми. Как заметил в своё время средневековый философ Марк Аврелий, «если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живёшь в нём, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза». И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнение целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям. Этикет – это особый язык общения, дающий возможность, поддерживая суверенитет каждой личности, достигать взаимопонимания и взаимоуважения, а в конечном итоге формировать ту ауру человеческой культуры, в которой только и может нормально существовать и развиваться личность.

Всякий раз, когда мы обращаемся к вопросам культуры общения, невольно возникает вопрос: этикет и культура общения – это одно и то же или нет, как они связаны между собой? Отвечая на него можно сказать, что этикет – это ядро, центр культуры общения, он организует и регламентирует общение по своим законам и правилам.

Само понятие «культура общения» значительно более ёмкое понятие, чем «этикет». Этикет представляет собой образец, идеал коммуникативного поведения, а культура общения – его реальность со всеми положительными и отрицательными проявлениями. Поэтому, строго говоря, некультурного общения не, и не может быть. Есть лишь антиэтикетное и этикетное общение.

Практически вся наша жизнь – это встречи и общение со многими людьми. И от того, как протекают эти встречи, зависит и настроение, и отношение с людьми, и результаты нашей работы. [12, стр.408].

Естественно, что этикет и речь связаны теснейше. "Манера речи, стиль, разрешение или запрет говорить одно и не говорить другое, выбор языковых средств как демонстрация своей принадлежности к среде - всё это заметно в наших повседневных речевых проявлениях". [13, стр. 56].

Итак, речевой этикет: есть ли точное определение речевого этикета? Л.А. Введенская в своей книге «Русский язык и культура речи» даёт такое определение речевому этикету: "Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения".[15, стр. 165].

Н.И. Формановская даёт такое определение: "Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национального речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности". Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это, прежде всего, относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, журналистам и пр. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. [13, 239].

Соблюдение речевого этикета людьми так называемых лингвоинтенсивных профессий имеет, кроме того, воспитательное значение, способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества. Следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учреждения, предприятия создаёт благопристойное впечатление, поддерживая положительную репутацию всей организации.

Какие же факторы определяют формирование речевого этикета и его использование?

Л.А. Введенская так определяет эти факторы:

- Речевой этикет строится с  учётом особенностей партнёров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального  статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.

- Речевой этикет определяется  ситуацией, в которой происходит  общение. Это могут быть презентация, конференция, симпозиум, совещание, консультация, юбилей или другой праздник.

Основу речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от особенностей общения. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную часть. В связи с этим формулы речевого этикета разделяются на 3 основные группы:

1 речевые формулы для начала  общения,

2. речевые формулы, применяемые  в процессе общения,

3. речевые формулы для окончания общения. [15, стр. 92].

Кроме того, речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. Например, особенностью русского языка является наличие в нём двух местоимений - "ты" и "вы", которые могут восприниматься как формы второго единственного числа. Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, официальной/неофициальной обстановки. Обращаться на "ты" не принято с незнакомыми людьми; в официальной обстановке; со старшими по возрасту, чину иногда должности. В то же время на "вы" не стоит обращаться к друзьям и родственникам, одноклассникам или коллегам по работе.

Итак, учёт факторов, которые формируют и определяют речевой этикет, знание и соблюдение норм речевого этикета, создаёт благоприятный климат для взаимоотношений, способствует эффективности, результативности деловых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Методика воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

 

2.1 Методика формирования культуры  поведения у детей старшего  дошкольного возраста

Информация о работе Воспитание у детей старшего дошкольного возраста культуры общения