Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломного исследования: сравнительный анализ традиционных и инновационных психолого-педагогических условий и средств формирования психологической готовности к учению у старших дошкольников.
Объект исследования: психолого-педагогические условия, обеспечивающие подготовку старшего дошкольника к учебной деятельности школьного типа.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.
1.1 Творческие способности детей старшего дошкольного возраста и их развитие
1.2 Развитие навыков учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста
1.3 Формирование интереса к чтению детей старшего дошкольного возраста
1.4 Речевая готовность ребенка к школе
1.5 Математические способности детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.
1.1. Анализ исследований по проблеме психологической готовности детей к учению в психолого-педагогической литературе.
1.2. Содержание и структура психологической готовности детей к обучению.
1.3. Особенности психического развития ребенка при переходе из старшего дошкольного в младший школьный возраст.
ГЛАВА IIΙ. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ.
3.1 Задачи и методики исследования.
3.2 Содержание и анализ результатов исследования.
3.3 Краткий обзор существующих форм подготовки детей к школьному обучению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

познавательные процессы.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.

1.1 Творческие способности детей старшего дошкольного возраста и их развитие

1.2  Развитие навыков  учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста

1.3 Формирование интереса к чтению детей старшего дошкольного возраста

1.4  Речевая готовность  ребенка к школе

1.5  Математические  способности детей старшего дошкольного возраста

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.

1.1. Анализ исследований  по проблеме психологической  готовности детей к учению  в психолого-педагогической литературе.

1.2. Содержание и структура  психологической готовности детей  к обучению.

1.3. Особенности психического развития ребенка при переходе из старшего дошкольного в младший школьный возраст.

ГЛАВА IIΙ. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ.

3.1 Задачи и методики исследования.

3.2 Содержание и анализ результатов исследования.

3.3 Краткий обзор существующих форм подготовки детей к школьному обучению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В течение последних  лет в педагогической психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме психологической готовности к обучению детей старшего дошкольного возраста. Растущие требования к организации воспитания и обучения дошкольников и младших школьников требуют поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие со спецификой психического развития данного возраста. В этом контексте изучение психологической готовности детей к учению в школе приобретает особую научную новизну и социальную актуальность.

Активное использование  в педагогической практике новых  обучающих технологий еще до школы, с одной стороны, актуализирует  потенциальные возможности психики  детей этого возраста, с другой, - делает необходимым специальное дифференцированное и индивидуализированное изучение развития психологической готовности детей дошкольного возраста к учению в тех или иных образовательных условиях. Обращение к данным практической психологии, направленным на анализ проявлений школьной начальной неуспеваемости, психологических факторов, порождающих тяжелые переживания неуспеха у младших школьников в процессе обучения, с особой остротой обнаруживает необходимость и актуальность изучения проблемы помощи детям еще до школы.

Несмотря на широкий  спектр научных работ, рассматривающих проблему психологической готовности детей к учению, многие вопросы остались за пределами специального изучения. На наш взгляд, исходное понятие психологической готовности ребенка к учению нуждается в уточнении, прежде всего, с точки зрения его психологической структуры, критериев оценивания возможных уровней развития и психолого-педагогических условий продуктивного формирования его важнейших компонентов у ребенка в старшем дошкольном возрасте. В этом ключе выполнен ряд ценных теоретико-прикладных исследований, однако их внедрение затруднено современными проблемами дошкольного образования: значительная часть детей поступает в первые классы, минуя детский сад, то есть без какой-либо специальной психологической подготовки. Дети, которых в канун поступления в школу «обслуживают» краткосрочные школьные подготовительные курсы, проверяются, главным образом, на умение считать, писать, читать. Характеризуя существующее в настоящее время обучение в дошкольном возрасте, Л.Ф.Обухова определяет его как исключительно интеллектуалистическое - обучение чтению, письму, счету. Возникает острая необходимость в создании для будущих первоклассников особых психоло-педагогических условий.

Цель дипломного исследования: сравнительный анализ традиционных и инновационных психолого-педагогических условий и средств формирования психологической готовности к учению у старших дошкольников.

Объект исследования: психолого-педагогические условия, обеспечивающие подготовку старшего дошкольника к  учебной деятельности школьного типа.

Предмет исследования: разработка и проведение комплексного анализа психолого-педагогических условий и средств, обеспечивающих детям старшего дошкольного возраста дифференцированную и индивидуализированную психологическую (гностическую и личностную) готовность к учению в школе как особому виду деятельности.

Гипотеза исследования: В дипломном исследовании будет изучено предположение о том, что дети, обучающиеся в дошкольных образовательных учреждениях, наиболее подготовлены к школе, нежели дети, проходящие подготовку на дому.

Не смотря на то, что  в социально-экономических условиях современного российского общества, широко используются инновационные методы обучения в дошкольных образовательных учреждениях, все же  отсутствует целенаправленная психологическая подготовка старших дошкольников к обучению как особому виду познавательной деятельности.

В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Теоретическое осмысление  и анализ психолого-педагогической литературы и современной образовательной практики по исследуемой проблеме. Уточнение содержания понятия психологической готовности к учению у старших дошкольников с позиций достижений современной психологической науки и особенностей решения этой проблемы в практической работе с детьми.

2. Изучение индивидуальных (актуальных и потенциальных)  особенностей психологической готовности  к учению старших дошкольников  как субъектов познавательной  деятельности, сформированной в  традиционных условиях их подготовки к школе.

3. Изучение динамики развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста и пути их развития.

4. Разработка рекомендаций взаимодействия практического психолога, учителя начальной школы, родителей в образовательных учреждениях с целью оказания эффективной помощи детям в подготовке к учению в школе, их позитивного личностного развития.

Методологические основы исследования были определены на основе достижений современной психологической  науки, в частности: идеи о социально-исторической природе психики человека и закономерностях психического развития ребенка: Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Ж.Пиаже, Д.Б.Эльконин, Э.Эриксон и др.; положения о развитии психики ребенка в деятельности и роли субъективного фактора в этом процессе: Л.С.Выготский, А.НЛеонтьев, СЛ.Рубинштейн, В.В.Рубцов, У.В.Ульенкова и др.; положения о системно-деятельностной характеристике учебной деятельности: П.Я.Гальперин, Б.Ф.Ломов, Л.Ф.Обухова, Н.Ф.Талызина и др.; идеи развивающего обучения: В.В.Давыдов, К.Роджерс, И.С.Якиманская и др.

В дипломном исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ исследований, выполненных в области возрастной и педагогической психологии; теоретико-прикладное моделирование программы изучения и развития психологической готовности детей к учению в специально созданных инновационных психолого-педагогических условиях; констатирующий эксперимент, направленный на диагностику индивидуальных особенностей развития психологической готовности к учению у старших дошкольников в традиционных условиях их подготовки к школе; формирующий эксперимент, выявляющий возможности в развитии структурных компонентов психологической готовности к учению старших дошкольников информированности каждого из них как субъекта учебной деятельности дошкольного типа. В качестве дополнительных методов использовались: беседа с детьми и родителями, изучение состава семьи, состояния здоровья дошкольников, продуктов их познавательной деятельности; методы математической статистики.

Теоретическая значимость и научная новизна исследования:

- определены и систематизированы  теоретико-методологические подходы  к исследованию проблемы психологической  готовности детей старшего дошкольного  возраста к обучению; уточнено исходное понятие психологической готовности старшего дошкольника к обучению с включением не только гностического, но и личностного компонента;

- конкретизирована применительно  к инновационной форме подготовки  старших дошкольников к учению  в школе концепция формирования  ребенка как субъекта познавательной деятельности дошкольного типа (У.В.Ульенкова, НЛ.Росина, В.В.Кисова, Ю.Л.Левицкая и др.);

- осуществлено теоретико-прикладное  моделирование программы констатирующего  эксперимента на основе разработки  оценочных критериев и уровней  сформированности психологической готовности старших дошкольников к учению, а также программы, направленной на развитие ребенка как субъекта будущей учебной деятельности школьного типа;

- в исследовании изучена  и установлена взаимосвязь сформированности  ребенка как субъекта учебной деятельности дошкольного и школьного типа;

Практическая значимость дипломного исследования: результаты исследования могут быть использованы в практике изучения и развития детей старшего дошкольного возраста в период их подготовки к обучению в школе, а также младших школьников в период их обучения в начальной школе. Предлагаемая диагностическая программа, выделенные критериально - ориентированные уровни развития психологической готовности могут быть использованы педагогами и практическими психологами образования в целях изучения особенностей психического развития детей на пороге школы, а также в период обучения в начальных классах.

Материалы работы внедрены в практику работы с детьми на этапе  их подготовки к школе в Муниципальном общеобразовательном учреждении дополнительного образования детей Дом детского творчества, где создана группа кратковременного пребывания «Любознайка» для детей старшего дошкольного возраста с целью подготовки детей к школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

    1. Творческие способности детей старшего школьного возраста и их развитие

 

Одарённость ребёнка, как  и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде. Врождённые задатки – только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально-психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности.

О признаках одарённости  нельзя судить лишь на основании результатов стандартизированных испытаний. Одарённость детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребёнком той или иной содержательной деятельности. При этом ранние проявления одарённости ещё не определяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одарённости. Выявлению и развитию одарённости у детей содействуют специальные школы, разнообразные кружки и студии, проведение олимпиад школьников, конкурсов детской художественной самодеятельности и т.д. Забота об общей одарённости предполагает сочетание развития специальных способностей с широкой общеобразовательной подготовкой и всесторонним развитием личности. Именно развитие творческих способностей и одаренностей детей влечет в дальнейшем к большей психологической готовности детей к обучению в школе.

Творческие способности (творчество) означает созидание нового, под которым могут подразумеваться  как преобразования в сознании и  поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдаёт другим. Согласно такому пониманию, не только созданные картины, машины, теории, но и все факты личностного роста человека могут рассматриваться как творческие. Некоторые исследователи, напротив, сужают термин «творчество», включая в него только познавательную деятельность, которая ведёт к новому или необычному видению проблемы или ситуации.

Креативностью называются творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться  в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности. Они характеризуют личность в целом и её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.

Творческая деятельность детей возникает не сразу, а медленно и постепенно, развиваясь из более простых форм. На каждой возрастной ступени она имеет своё выражение, каждому периоду детства свойственна своя её форма. С этой точки зрения творчество – не исключительный процесс, касающийся только отдельных личностей, оно пронизывает жизнь каждого человека, особенно в детстве.

В норме воображение активируется в трёхлетнем возрасте, остаётся активным в детстве, отрочестве и юности, а во взрослом состоянии сохраняется у небольшого числа особенно одарённых людей. Воображение – это способность создавать новые чувственные или мыслительные образы. Формировать такие образы способны не только фантазия, но и восприятие, представление, мышление. Воображение есть процесс преобразующего отражения действительности. Это не придумывание из ничего. Уже говорилось, что новое создаётся только из материала внешней действительности или внутреннего мира ребёнка в процессе деятельности.

Информация о работе Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста