Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:16, курсовая работа
Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга и просторечья, мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культурой общения.
Введение………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы проблемы воспитания культуры общения у
детей старшего дошкольного возраста…………………………………...5
1.1 Понятие и специфика общения в отечественной педагогике….………5
1.2 Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного
возраста……………………………………………………………………8
1.3 Организация работы по воспитанию культуры общения у
детей старшего дошкольного возраста………………………..………...9
1.4 Воспитание культуры межнационального общения детей
дошкольного возраста………………………….………………………..11
1.5 Культура общения как составной компонент культуры поведения…14
2 Методика воспитания культуры общения у детей старшего
дошкольного возраста………………………………...…………………18
2.1 Методика формирования культуры поведения у детей
старшего дошкольного возраста………………………………………..18
2.2 Методы и приемы развития речевого этикета………………………...20
2.3 Методики исследования культуры общения у детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………………..22
Заключение…………………..……………………………………………....25
Список используемой литературы…………………………………………26
Испытуемый, получивший оценки 3, стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.
Испытуемый, получивший оценки 4, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации.
Испытуемый, получивший оценки 5, активно стремится к общению, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в трудных ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в общении.
Методика констатирует лишь наличный уровень культуры общения в данный период развития личности. Они не останутся неизменными в процессе дальнейшего развития детей. При наличии мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности уровень культуры общения ребенка может развиваться.
3. Методика уточнения
систематизации нравственных
Испытуемым читают в слух
ряд слов, к каждому из них
следует подобрать нужный
Количество правильно воспроизведенных слов является показателем уточнения систематизации нравственных представлений.
При подборе слов и картинок нужно сохранить одинаковыми все формальные их свойства.
4. Метод ранжирования
Дети старшего дошкольного возраста получили анкету с заданием: «Пронумеруй по порядку те качества человека, которые ты оцениваешь выше: веселый, модный, нарядный, честный, справедливый, умный, культурный» (см. рис. № 4).
Заключение
Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. При недостаточном общении темп формирования психических процессов замедляется.
Раннее коррекционное вмешательство может изменить весь ход психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное воспитание культуры общения ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей с взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.
Формирование культуры общения у детей старшего возраста может осуществляться во всех видах деятельности: игровой, трудовой, практической, на занятиях, в свободной бытовой деятельности.
Результаты экспериментов показывают, что система всех видов деятельности, оформленная в виде проекта, является эффективным средством. Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности дошкольников, наибольшей эффективности приобретает ролево-игровой метод, с помощью которого старшие дошкольники побуждаются к использованию речевых и неречевых средств общения, соответствующих этическим требованиям.
Также было подтверждено предположение, что групповой ролево-игровой метод является эффективным средством формирования культуры общения при соблюдении следующих педагогических условий:
- создание окружающей среды в группе и дома;
- наличие педагогического такта;
- организация воспитательно-
- обогащение словаря речевыми оборотами, соответствующими культуре общения;
- включение детей во все виды деятельности;
- интеграция знаний и умений детей в социальное окружение.
Таким образом, можно говорить о необходимости использования группового ролево-игрового метода в формировании культуры общения детей старшего дошкольного возраста и интеграцию знаний и умений в социально-бытовое окружение.
Можно рекомендовать шире использовать проектную деятельность в системе воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях.
Список используемой литературы
1. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] /Л.Р.Болотина. – М.: Академия, 1997. – 232с.
2. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Современность, 1999. – 363с.
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе М / В.В.Гербова // Дошкольное воспитание. – 2000. - №3. – с. 78-80.
4. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно [Текст] /Г.А.Глинка. – СПб.; М.; Харьков, Минск: Питер, 1998. – 221с.
5. Горшкова Е. Учите детей общаться [Текст] / Е.Горшкова// Дошкольное воспитание. – 2000. - №12. – с. 91-93.
6. Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. науч. трудов. – Свердловск: СГПИ, 1989. – 109с.
7. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет [Текст] / В.В.Гербова. – М.: Просвещение, 1993. – 127с.
8. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. – М.: АПО, 1994. – 63с.
9. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить [Текст] /В.В.Ветрова, Е.О.Смирнова. – М.: Знание, 1988. – 94с.
10. Программа воспитания и обучения в детском саду. /под ред. Васильевой. – М., Просвещение.
11. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей в детском саду, - М.,1986.
12. Лихачёва Л.С. Школа этикета./Поучения на всякий случай, - Екатеринбург, Сред – Урал, кн. Изд-во, 1998.
13. Формановская А.И. Речевой этикет и культура общения. – М., Высшая школа,1989г.
14. Добрович А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения, - М., 1987г.
15. Мир детства. Дошкольник. /под ред. Хрипковой А. Г., - М., Педагогика, 2-е изд., 1987г.
16. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками [Текст] /А.Арушанова// Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. – с. 51-61.
17. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога [Текст] / А.Арушанова, Е.Рычагова, Н.Дурова// Дошкольное воспитание. – 2002. - №10. – с. 82-90.
18. Грецик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи [Текст] / Т.Грецик// Дошкольное воспитание. – 2000. - №6. – с. 54-56.
19. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – М.: Академия, 2000. – 416с.
20. Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи [Текст] / Э.Л.Короткова// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.201-202.
21. Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей [Текст] /Н.М.Крылова// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.204-208.
22. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ [Текст] /Т.П.Колодяжная, Л.А.Колунова.- Ростов – н/Д: ТЦ "Учитель", 2002. – 32с.
23. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] /Г.М.Лямина// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.49-52.
24. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей [Текст] /Н.В.Новотворцева. – Ярославль: Гринго, 1995. – 236с.
25. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.: Издательство института психотерапии, 2001. – 223с.
26. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. Сб. науч. трудов. Редкол. Ф. А. Сохин. – М.: АПН СССР, 1987. – 120с.
27. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. трудов / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: АПН СССР, 1990. - 137с.
28. Радина К. К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада [Текст] /К.К.Радина// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.221-229.
29. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника [Текст] /О.С.Ушакова. – М.: Изд-во института психотерапии. - 2001. – 237с.
30. Флерина Е. А. Разговорная речь в детском саду [Текст] / Е.А.Флерина// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.210-115.
31. Р.Башарулы. Методология развития поликультурного образования в Казахстане. Монография. - Алматы. Научно-исследовательский центр «Ғылым», 2002. - 236с.
32. Б.Кадырбаев. Проблемы межэтнического взаимодействия и интеграции в контексте подвижности населения // Саясат, 2004, №2, с.8-10.
33. М.М. Есжанова. Воспитание толерантности.//Воспитание школьника 2006, №4
34. И. Петрова «Знаем ли мы друг друга?»//Дошкольное образование №10 2001, с. 2.
35. Т.Г. Стефаненко. Этнопсихология: Учебник для вузов.-3-е изд., испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2004. - 368 с.
Интернет-источники
36. claw.ru
37. bibliofond.ru
38. bestreferat.ru
39. festival.1september.ru
40. zadachi.org.ru
Информация о работе Воспитание у детей старшего дошкольного возраста культуры общения