Страхи детей старшего дошкольного возраста, их психокоррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 19:44, дипломная работа

Описание работы

Детские страхи, если их вовремя выявлять, правильно к ним относиться, понимать причины их появления, исчезают бесследно .Если же страхи болезненно заострены, то сохраняются длительное время, мешая ребёнку вести нормальную жизнь. Причины детских страхов имеют как биологический, так и социальный характер: неправильное поведение родителей, незнание родителями возрастных и психических особенностей ребёнка, влияют на появление детских страхов.
Родителей и педагогов волнует проблема детских страхов, где ещё не требуется лечение, а только правильный психолого-педагогический подход со стороны взрослых. Психологи констатируют: детям в силу их возрастных особенностей сложными рациональными способами снять дискомфорт, получаемый в результате возникновения страхов. Барьеры страха у детей могут быть успешно преодолены, если использовать психолого-педагогическое воздействие на ребёнка с целью успешного преодоления им факторов, вызывающих страх. Это может быть возможно через управление ребёнком отрицательными эмоциями, формирование психологических защит от факторов, вызывающих состояние страха.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ, КОНЦЕПЦИ РАЗНЫХ АВТОРОВ К ПОНИМАНИЮ СТРАХА В ПСИХОЛОГИИ……………………………....7
1.1Понятие страха в структуре личности……………………...…………7
1.2 Причины возникновения страхов……………..……………………...11
1.3 Возрастная периодизация детских страхов…………………..……...13
СТРАХИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………...........19
2.1 Возрастная характеристика детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………….….19
2.2 Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………………….…….23
2.3 Эмоциональное неблагополучие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………….………...….26
2.4 Причины возникновения страхов у детей старшего дошкольного
возраста…..............................................................................................29
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……….………….34
3.1 Выборка группы испытуемых, характеристика исследуемой
группы……………………………………………………………....34
3.2 Описание методического материала………….……….….…….........38
3.3 Описание психокоррекционной работы……….….………….……...47
3.4 Практическое исследование и результаты психологической
диагностики……………………………………….…………………....65
3.5 Математико-статистический анализ показателей………………......71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..……………………………………………........73
ЛИТЕРАТУРА…………………..…………………………………………………..76

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Анны( законченный).doc

— 491.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФИЛИАЛ  ГОУ ВПО «ИГУ» В Г. БРАТСКЕ

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

СТРАХИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИХ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ

 

 

 

  Зав. Кафедрой

  педагогики и психологии                                                  М.В. Иванова

 

  Руководитель                                                                    

  ст. преподаватель                                                               А.С. Хромова

 

  Нормоконтроль                                                                  С.Л.Снадченко

 

  Студент                                                                               А.С.Вторушина

 

 

 

 

 

 

Братск 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3

  1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ, КОНЦЕПЦИ РАЗНЫХ АВТОРОВ К   ПОНИМАНИЮ СТРАХА В ПСИХОЛОГИИ……………………………....7

  1.1Понятие страха в структуре личности……………………...…………7

  1.2 Причины возникновения страхов……………..……………………...11

  1.3 Возрастная периодизация  детских страхов…………………..……...13  

  1. СТРАХИ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………...........19

               2.1 Возрастная характеристика детей  старшего дошкольного

         возраста…………………………………………………………….….19

  2.2 Эмоциональное развитие детей  старшего дошкольного

         возраста………………………………………………………….…….23                 

  2.3 Эмоциональное неблагополучие  детей старшего дошкольного

          возраста………………………………………………….………...….26                                                                                    

  2.4 Причины возникновения страхов  у детей старшего дошкольного

                      возраста…..............................................................................................29

  1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……….………….34

             3.1 Выборка группы испытуемых, характеристика  исследуемой

             группы……………………………………………………………....34    

              3.2 Описание методического материала………….……….….…….........38

3.3 Описание психокоррекционной  работы……….….………….……...47

3.4 Практическое исследование и  результаты психологической

       диагностики……………………………………….…………………....65                                              

  3.5 Математико-статистический  анализ показателей………………......71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..……………………………………………........73

ЛИТЕРАТУРА…………………..…………………………………………………..76

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………..………………………………………........79

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Интенсивные и постоянные страхи у детей относятся к числу наиболее частых поводов обращения родителей к психологу детского сада. В последние годы количество таких обращений в нашей стране существенно увеличилось.

Детям трудно отличить реальное от воображаемого. Каждый час приносит им  новые загадки, удивления, потрясения. Переживая эти события и ситуации отдельные дети остро осознают свою беспомощность по сравнению со взрослыми. Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями детей и имеют временный характер.

Детские страхи, если их вовремя выявлять, правильно к ним относиться, понимать причины их появления, исчезают бесследно .Если же страхи болезненно заострены, то сохраняются длительное время, мешая ребёнку вести нормальную жизнь. Причины детских страхов имеют как биологический, так и социальный характер: неправильное поведение родителей, незнание родителями возрастных и психических особенностей ребёнка, влияют на появление детских страхов.

Родителей и педагогов волнует проблема детских страхов, где ещё не требуется лечение, а только правильный психолого-педагогический подход со стороны взрослых. Психологи констатируют: детям в силу их возрастных особенностей сложными рациональными способами снять дискомфорт, получаемый в результате возникновения страхов. Барьеры страха у детей могут быть успешно преодолены, если использовать психолого-педагогическое воздействие на ребёнка с целью успешного преодоления им факторов, вызывающих страх. Это может быть возможно через управление ребёнком отрицательными  эмоциями, формирование психологических защит от факторов, вызывающих состояние страха.

Периодическое мягкое управление необычно сильными детскими страхами необходимо для  эмоционального здоровья ребёнка как до шести лет, так и позже. Следует помнить, что постоянный и сильный детский страх во взрослом возрасте, может перерасти в непрекращающееся и немотивированное беспокойство.

Проблемами страха занимались многие выдающиеся психологи, педагоги и  физиологи:

Рубинштейн С.Л. высказал предположение что эмоции рождаются в действии и потому в каждом действии заключён зачаток эмоциональности.

Павлов И.П. рассматривал страх, как «психофизиологическую подкладку» к страданиям тела и души.

Захаров А.И. рассматривает причины нервно-психических нарушений и психолого-педагогические методы предупреждения отклонений у дошкольников.

Много времени посвятил страхам Речмен. Согласно его концепции травматического обуславливания , события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли .

Мясищев В.Н.  рассматривал страх как психогенное заболевание личности, где существует единство психологических и физиологических факторов.

Сухарев Е.Г. рассматривал страх, как защитный механизм ребёнка.

А.Адлер, К. Леонгард – изучали поведение родителей, провоцирующее зарождение страха в раннем детском возрасте.

Предупредить фиксацию страха в поведении детей можно уже в дошкольном возрасте, в комплексе продуманных, социальных и психолого-педагогических мероприятий. Однако воспитателю без помощи психолога трудно справиться с проблемой страхов у детей дошкольного возраста и провести те психолого-педагогические работы с дошкольниками, которые могли бы ослабить факторы страха детей, а тем более их устранить.

Целью дипломной работы является диагностика страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста, имеющие страхи.

Предметом исследования являются страхи детей старшего дошкольного возраста, их психореакция.

В процессе исследования нами выдвинута гипотеза: целенаправленная психокоррекционная работа оказывает благоприятное воздействие на эмоциональное состояние и способствует снижению страхов  детей старшего дошкольного возраста.

1. Изучение и анализ литературных  источников по заявленной теме.

2. Определение форм и методов  работы по выявлению и психокоррекции  страхов у  детей старшего дошкольного  возраста.

3. Подбор комплекта методик для  проведения исследования испытуемых.

4. Выявление детских страхов  в различной социальной , которая  окружает ребёнка – семья, детском  саду, улице.

5. Разработка и проведение психокоррекционной  работы с детей старшего дошкольного  возраста.

6. Выявление продвижения детей в результате  психокоррекции детских страхов.

Методы исследования, используемые в дипломной работе:

  • Методика «Боишься – не боишься», предложенная Захаровым А.И.;
  • Тест тревожности Филипса. Данный тест был применён  для того, чтобы выявить страхи самовыражения, ситуации проверки знаний, несоответствие ожиданиям  окружающих  в отношениях со взрослыми у детей старшего дошкольного возраста;
  • Методика «Незаконченные предложения» предложенная Захаровым А.И.;
  • Рисование детских страхов: «Что мне снится страшное ночью или чего я боюсь днём», рисунок семьи;
  • Анкета для родителей «Эмоциональное состояние вашего ребёнка».

В выборочную совокупность вошли 20 детей старшего дошкольного возраста( шести-семи лет) подготовительной группы.Исследование проводилось в ДОУ № 120 г.Братска.

Практическая значимость – разработанный материал может быть рекомендован психологам и педагогам  дошкольных учреждений для диагностики и психореакции детских страхов, а также родителям стремящимся к глубокому постижению своих детей и оказания или помощи в развитии самодостаточности, уверенности в себе и самостоятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ, КОНЦЕПЦИ РАЗНЫХ АВТОРОВ К   ПОНИМАНИЮ СТРАХА В ПСИХОЛОГИИ

 

1.1 Понятие страха в структуре личности

 

Известный физиолог Павлов И.П. считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с легким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными изменениями вегетативной нервной деятельности, отражается на частоте пульса, дыхания, показателях артериального давления, выделения желудочного сока. Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула [9].

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. Переживая эмоцию страха, человек располагает лишь вероятным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто не достаточно достоверного или преувеличенного) прогноза [26].

Одним из наиболее характерных симптомов страха является дрожание всех мышц тела, нередко оно, прежде всего, проявляется на губах. Когда страх возрастает в агонию ужаса, получается новая картина эмоциональных реакций. Сердце бьется совершенно беспорядочно, останавливается и наступает обморок; лицо покрывается мертвенной бледностью; дыхание затрудняется; взгляд устремляется на объект страха и так далее. Зрачки при этом бывают непомерно расширены. Все мышцы коченеют и начинают конвульсивно двигаться.

Наши эмоции связаны с физиологическими процессами в организме. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, и затрагивает деятельность всего организма.

Многие из этих реакций непроизвольны – нельзя заставить себя не краснеть при гневе и бледнеть при страхе. В формировании эмоций принимают участие весьма разнообразные физиологические механизмы в их очень сложном взаимодействии.

Исследования, посвященные страху, создают прекрасные основания для дальнейшего изучения этой важной эмоции. Литературы по данной теме разработано не много. Хотя проблема страхов у старших дошкольников актуальна в наше время, проблема страхов мало или вообще не используется в практике детских дошкольных учреждений. Хотя, будучи в детском саду дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своем сознании.

Проблемой страхов старшего дошкольного возраста занимались такие ученые, как Боулби, который в своих трудах  широко раскрыл причины детских страхов [2].

Много времени посвятил страхам Речмен. Согласно его «концепции травматического обуславливания»  события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли [31].

Захаров А.И. широко рассматривает причины нервно-психических нарушений и психолого-педагогичесчкие методы предупреждения отклонений в поведении дошкольников, в частности он рассматривает причины возникновения, методы и приемы профилактики и психокоррекции детских страхов. Такие как, игровая коррекция страхов: игры, рисования, индивидуальные контакты с детьми [12].

В большинстве случаев страх возникает на основе жизненного опыта. Маленький ребенок не боится высоты, и смело, перегнувшись вниз, выпадает из окна, если он не испытывал падения до этого. Лишь испытав боль при разных условиях, он начинает бояться того, что может причинить боль. То, что называется «чувством самосохранения» лишь частично является врожденным, главным же образом оно развивается в течение жизни на основе пережитой боли.

 В реакциях страха очевидно  участие адреналина. Он придает  силу моторным реакциям, он же, можно думать, участвует в рефлексе  иммобилизации («рефлекс мнимой  смерти»). Возможно, что в одном  количестве адреналин является  источником силы, в другом способствует окоченению мышц.

Различные градации страха выражаются по-разному: ужасом, паникой, боязнью, тревожностью, боязливым ожиданием, запуганностью, забитостью, связанными со страхом чувствами покорности и преданности. У человека при сильном испуге или ужасе наблюдается оцепенение, паническое желание убежать, беспорядочное диффузное мышечное возбуждение. Оцепенение, наступающее при испуге, как правило, быстро проходит и может смениться двигательным возбуждением. Например, гонимый страхом человек может совершить такой прыжок через преграду, поднять такую тяжесть, стать вдруг способным на такое напряжение, какое в обычном состоянии не мыслимо.

Страх, если он не достигает силы, тормозящей психику, может полностью поставить мышление себе на службу. Мысли прикована к одной цели: найти выход из устрашающего положения. И страх может испытываться в столь слабой степени, что человек выполняет свою обычную работу, совершается обычный ход ассоциаций, а страх кроется где-то на заднем плане, на задворках сознания.

Информация о работе Страхи детей старшего дошкольного возраста, их психокоррекция