Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 19:48, курсовая работа
Целью исследования является определение эффективных условий воспитания у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения.
Объект исследования.
Объектом исследования является культура поведения детей младшего дошкольного возраста.
Введение.
Теоретическое обоснование необходимости воспитания у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения.
1.1. Культура поведения и ее значение в жизни ребенка.
1.2. Условия и методы воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста.
Педагогическая работа по воспитанию у детей младшей группы культуры поведения.
2.1 Определение уровня культуры поведения у детей младшей группы.
2.2. Деятельность воспитателя по воспитанию у детей культуры поведения.
2.3. Выявление изменений в поведении детей после проведенной работы.
Выводы.
Список литературы.
Привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Культуру еды часто относят к культурно-гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект: поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила: нельзя класть локти на стол во время еды; есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу; бережно относиться к хлебу и другим продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами. Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, аппетитом и опрятно.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» сформулированы задачи и содержание нравственного воспитания в целом и его составной части – воспитание культуры поведения с учетом возрастных особенностей. Нравственное воспитание рассматривается в программе как одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В структуре программы также заложен ответ на вопрос о путях и средствах нравственного воспитания – оно должно осуществляться в ходе всего воспитательного процесса, во всех видах детской деятельности. Поэтому реализация задач нравственного воспитания предусмотрена во всех разделах, начиная с младших групп. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются нравственные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей. Важно помнить, что залог успеха воспитательного процесса – в неразрывной его связи с жизнью и трудом; постепенное включение детей в труд – обязательное условие формирования личности.
Задачи воспитания культуры
поведения сформулированы в виде
вполне конкретных требований: привитие
детям необходимых
Требования по воспитанию культуры поведения детей в младших группах включены в следующие разделы:
- Нравственное воспитание.
Приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь. Излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста». Приучать детей общаться спокойно, без крика.
Приучать детей не перебивать говорящего, уметь подождать, если взрослый занят.
Формировать привычку спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого.
Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевальной, умывальной комнатах, в спальной и столовой.
- Физическое воспитание: воспитание культурно-гигиенических навыков.
Учить детей мыть руки по мере загрязнения и перед едой, Учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытирать руки и лицо личным полотенцем, вешать полотенце на место.
Учить приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой горшком)
Обучать детей порядку одевания и раздевания; в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду, правильно надевать одежду, обувь.
Во время еды побуждать детей к самостоятельности. Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
- Умственное воспитание: развитие речи (звуковая культура речи).
Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Для достижения этого нужно учить детей внятно произносить в словах гласные (а,у,и,о,э) и некоторые согласные звуки, развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.
- Трудовое воспитание (самообслуживание).
Формировать у детей умение самостоятельно обслуживать себя во время умывания и еды. Одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать и вешать предметы одежды и т.д.).
Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при помощи взрослого.
Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям, после игры убирать на место игрушки, строительный материал. Приучать поддерживать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.
Психологи считают, что трудовая деятельность только начинает складываться в дошкольном возрасте, однако она оказывает существенное влияние на развитие психики ребенка, на формирование его личности.
Р.С. Буре считает, что воспитание культурных привычек у маленьких детей начинается с самого доступного, конкретного и видимого. Нельзя не учитывать, что накапливание нравственных представлений происходит у малыша медленнее, чем усвоения внешних форм поведения. Поэтому и начинать приходится с воспитания у маленького ребенка этих внешних форм культуры, одновременно создавая предпосылки для нравственного их осмысливания. Необходимо иметь ввиду взаимодействие и взаимозависимость внешних и внутренних форм поведения. Если от детей требуют соблюдения внешних форм поведения, то непременно в какой-то мере влияют и на их внутренний мир. Тем более, если мы прививаем им внутреннюю культуру, то обязаны научить их и внешним способам ее выражения, которые, даже тогда, когда еще не осмыслены малышом, все же дисциплинируют его, подтягивают, обязывают к сдержанности. Ведь если отрицательные способы поведения укореняются, то постепенно огрубляют, обедняют и его внутренний мир.
Отсюда можно сделать вывод, что, пренебрегая или запаздывая с формированием внешних форм поведения, можно упустить воспитание его внутренней культуры. Таким образом, если красивые поступки становятся для ребенка внутренней потребностью, можно считать, что у него воспитана культура поведения.
Воспитывать у дошкольников культуру поведения надо так, чтобы они легко и с интересом воспринимали эти правила и понимали их необходимость. Для этого воспитателю необходимы любовь к детям, фантазия и творчество в работе. Дошкольник уже много знает: он наблюдает за окружающим миром, задает вопросы, сам пробует совершать те или иные поведенческие действия и наглядно осознает их успешность или неудачу. Задача взрослых людей, занимающихся его воспитанием, — расширить и скорректировать детское знание о поведении, привести это знание в систему, выработанную обществом.
Эффективным средством воспитания являются правильно организованный режим, занятия, игры и разнообразная самостоятельная художественная деятельность, если воспитатель активизирует деятельность ребят, их познавательные интересы, ненавязчиво, но целенаправленно помогает им строить правильные взаимоотношения друг с другом.
Дети входят в мир общения по-разному: одни — легко и свободно, другие пугаются и чувствуют себя неуютно и скованно. Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку вписаться в социум, познать тайны человеческих взаимоотношений, приобрести поведенческие ориентиры, без которых нельзя чувствовать себя в обществе уверенно.
Обучение дошкольников правилам культурного поведения помогает процессу социализации, т. е. адаптации детей к окружающему миру. С. А. Козлова отмечает огромную роль социализации, благодаря которой маленький «человек приспосабливается к той среде, в которой растет», взаимодействует с окружающим миром и «преобразует его». Вхождение ребенка в современный мир, взаимодействие с ним и усилия по его преобразованию будут тем успешнее, чем лучше он усвоит поведенческую культуру общества.
Для формирования навыков культурного поведения детей важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о нравственной сущности этих навыков и об их необходимости.
У ребенка должно появиться желание овладеть этими навыками, т.е., важно, чтобы возникли мотивы для овладения культурных привычек.
Появление мотива влечет за собой отношение, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства.
Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и поэтому влияют на прочность складывающегося навыка.
Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении, которые позволяют проверить и подтвердить прочность формируемого навыка.
Т.о., складывается механизм воспитания культуры:
- знания и представления
- мотивы
- чувства и отношения
- навыки и привычки
- поступки и поведение.
Главная особенность этого механизма – отсутствие принципа взаимозаменяемости, т.е. каждый компонент важен и не может быть исключен или заменен.
При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность может меняться в зависимости от сложности навыка и возраста ребенка.
Формирование навыков
культурного поведения
- Ребенок должен получить
знания и представления о
- Осмысление ребенком знаний должно проявляться в его поведении, умениях и поступках.
- Ребенок должен эмоционально
переживать свое поведение, т.
Для правильной организации воспитательной работы в детском саду необходимо знание анатомо-физиологических и психологических особенностей ребенка.
К основным особенностям нервно-психической организации младшего дошкольника, накладывающим печать на его личность, следует отнести его склонность к подражанию и легкую внушаемость. Обе эти черты, родственные друг другу, играют значительную роль в процессе формирования личности ребенка и поэтому имеют значение для воспитания.
Четырехлетний ребенок не имеет прочно закрепленных представлений, недостаточно разбирается в отношениях и связях между явлениями, поэтому он легко верит всему, следует внушающей силе слова, наглядного примера. Е.А. Аркин считал, что подражательность и внушаемость ребенка – великие двигатели его развития.
Первые детские годы имеют важное, кардинальное значение для становления человека. Именно в эти годы закладываются основы нравственности, формируются первые моральные представления, чувства, привычки, отношения, определяющие дальнейшее нравственное развитие личности. Поэтому с первых жизненных шагов начинается работа взрослых по формированию у ребенка представлений о культуре поведения. Высокая восприимчивость, эмоциональная отзывчивость маленьких детей, обусловленные высокой пластичностью их нервной системы, способствуют формированию у них характера, основы которого закладываются в первые пять лет жизни.
Дошкольный возраст – период интенсивного морально-нравственного развития ребенка. Именно в этот период происходит усвоение первичных этических эталонов. Это во многом определяет личностные особенности человека и его отношение к окружающим людям. Становление внутренних этических инстанций происходит по нескольким линиям. Во-первых, это развитие морального сознания, во-вторых, становление моральной саморегуляции поведения и, в-третьих – развитие социальных, нравственных чувств.
Каждый отдельный индивид становится Человеком в процессе социализации. Существуют разные концепции, определяющие сущность социализации.
Согласно одной концепции социализация – это процесс адаптации индивида к окружающему миру. Родившись, человек сможет жить в человеческом обществе лишь при том условии, что он сумеет адаптироваться, приспособиться к нему. Процесс социализации бывает очень сложным и у разных людей проходит по-разному. Но, в конце концов, каждый человек приспосабливается к той социальной среде, в которой растет.
Согласно другой концепции социализация – это совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную полученную систему знаний, норм и ценностей, которая позволяет функционировать ему в качестве полноправного члена этого общества.
Информация о работе Воспитание у младших дошкольников культуры поведения