Воспитание у младших дошкольников культуры поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение эффективных условий воспитания у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения.

Объект исследования.

Объектом исследования является культура поведения детей младшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение.

Теоретическое обоснование необходимости воспитания у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения.


1.1. Культура поведения и ее значение в жизни ребенка.
1.2. Условия и методы воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста.


Педагогическая работа по воспитанию у детей младшей группы культуры поведения.

2.1 Определение уровня культуры поведения у детей младшей группы.
2.2. Деятельность воспитателя по воспитанию у детей культуры поведения.
2.3. Выявление изменений в поведении детей после проведенной работы.

Выводы.

Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - 5.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

Надо помнить одну из важных особенностей формирования навыков культурного поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя таким образом приемы правильных действия, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять.

Нужно запомнить: на начальном  этапе усвоения навыка торопить детей  ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнить осваиваемые действия. Это позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой.

 

В.Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного  воспитания дошкольников:

- организация практического  опыта  общественного поведения  (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности);

- формирование у дошкольников  нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных  произведений, рассматривание и  обсуждение картин, иллюстраций).

И к  первой и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.

Классификация, предложенная В.И. Логиновой, основана на том же основании, что и у В.Г. Нечаевой, - на активизации  механизма нравственного воспитания, - но она полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы:

    1. Методы формирования нравственного поведения: приучение, упражнение, руководство деятельностью;
    2. Методы формирования нравственного сознания: убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа;
    3. Методы стимулирования чувств и отношений: пример, поощрения, наказания.

Поскольку воспитание культуры поведения детей дошкольного  возраста происходит в процессе нравственного  воспитания, то последняя классификация  наиболее целесообразна, т.к. соответствует  механизму формирования нравственных качеств.

 

 

 

 

 

    1. Педагогическая работа по воспитанию у детей младшей группы культуры поведения.

 

    1. Определение уровня культуры поведения детей младшей группы.

 

 

Проведем практическое исследование, состоящее из нескольких этапов.

Первый констатирующий этап работы направлен на выявление уровня культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста. Это необходимо для оценки результативности педагогической работы по воспитанию культуры поведения у детей младшей группы.  Для определения уровня сформированности у детей культуры поведения, разделим всех детей, участвующих в эксперименте, на 3 уровня. Распределение детей по уровням будет происходить на основе разговоров с детьми о культуре поведения, опираясь на ряд одинаковых для всех детей вопросов (разговаривать с ребенком индивидуально) и наблюдения за  их поведением. Эти вопросы будут охватывать культуру общения, культуру деятельности и степень владения ими культурно-гигиеническими навыками.

К высокому уровню относить детей, которые ответили на 8 вопросов из 10 о культуре поведения и больше. Эти дети обнаруживают знание большого количества правил поведения и устойчивое их применение в повседневной жизни.

К среднему уровню относить детей, которые ответили на 5-8 вопросов. Эти дети знакомы с некоторыми правилами поведения, но применяют их на практике не всегда.

К низкому уровню относить детей, которые ответили на 5 вопросов и меньше. Это дети плохо знакомы с правилами поведения, применяют их на практике редко.

Примерные вопросы детям  для определения их принадлежности к тому или иному уровню:

    1. Какие вежливые слова ты знаешь?
    2. Что нужно сделать перед едой?
    3. Что нужно сделать с фантиком, после того, как съешь конфету?
    4. Что ты сделаешь, если Миша упал?
    5. Ты хочешь попросить у Сережи игрушку. Какие слова ты скажешь Сереже?
    6. Бабушка приготовила вкусный обед. Что ты скажешь бабушке, когда поешь, и будешь выходить из-за стола?
    7. Тебе подарили игрушку. Что нужно сказать?
    8. Ты пришел с прогулки. Что ты сделаешь со своей одеждой?
    9. Каким столовым прибором нужно есть суп?
    10. Что нужно сделать с игрушками после того, как закончил игру?

 

Данные, которые я надеюсь  получить в результате будущих практических исследований в детском саду, будут использованы мною для  определения динамики изменения уровня  культуры поведения у детей в результате их обучения на этапе формирующего эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Деятельность воспитателя по воспитанию у детей культуры поведения.

 

Второй формирующий  этап работы необходим для проверки условий гипотезы. Для этого составим план работы с детьми младшей группы по повышению у них уровня культуры поведения, используя занятия, игры, упражнения.

 

Занятие 1:

В гостях у  матрешки

 

Дети садятся перед  демонстрационным столом на стулья, расставленные  полукругом. На столе — домик-ширма. Дети с интересом его рассматривают.

Воспитатель. Интересно, кто в домике живет? Дети, вы не знаете? (Включает музыкальную запись.)

Под звон бубенчиков в расписной коляске появляется кукла Ванюша. Он выходит из коляски, стучит в окно. Оно не отворяется.

—  Дети,    помогите    постучать, — говорит    Ванюша. — Тук-тук!

Окошко отворяется. Выглядывает  Матрешка.

—  Здравствуй, Матрешка!

—  Здравствуй, Ванюша!

— Здравствуйте, дети! —  приветствуют ребят гости. Дети дружно здороваются с ними.

Ванюша. Матрешка, а где твои сестрички Маша и Таня?

Матрешка. Дети, давайте их позовем!

Дети зовут Машу и  Таню. Воспитатель открывает матрешку, из нее появляются Маша и Таня, здороваются с ребятами.

Воспитатель раздает  детям маленьких матрешек, дети здороваются каждый со своей матрешкой, предлагает Ване и матрешкам поиграть в прятки. По его указанию дети прячут в кулачок маленьких матрешек, он сам прячет большую матрешку, Машу и Таню. Ваня быстро находит большую матрешку, затем  несколько  маленьких   (у детей, у воспитателя).

Игра  проводится  повторно, водящая — Матрешка.

Матрешка. Хорошо мы сегодня поиграли, спасибо. А теперь, сестрички, пора домой. Маша, прячь Таню.

Таня и Маша спрятались.

Ванюша. Ай-ай-ай! Дети, что Таня и Маша забыли сказать? Да, попрощаться, сказать «до свидания».

Матрешки и Ваня прощаются  с детьми, дети прощаются с ними и с маленькими матрешками.

 

В процессе занятия дети осваивают некоторые формы общения, одновременно учатся следить за ходом общей, групповой игры.

У детей формируется привычка приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании, вежливо делая поклон головой; произносить приветствие отчетливо, бодро.

Для занятия необходима матрешка с двумя вкладышами, расписная коляска с лошадкой, кукла Ванюша, маленькие матрешки по числу детей, домик-ширма, демонстрационный стол.

 

Занятие 2:

Умоем куклу  Машу

Раздается стук в дверь.

—  Кто там стучится? — спрашивает воспитатель.  (Отворяет дверь.) — Кто там? Входите, пожалуйста!

Никто не входит, но за дверью лежит красиво упакованная «посылка». Воспитатель вносит ее в группу, дети рассматривают, предлагают открыть. Достают письмо от Мойдодыра: «Дорогие ребята! Вчера на прогулке я встретил девочку, которая мне рассказала, что в вашем детском саду есть кукла, у которой лицо и руки чумазые. Вот я и решил попросить вас показать ей, как надо умываться. Посылаю в подарок «мыло душистое и полотенце пушистое». До свидания. Ваш друг Мойдодыр».

—  Спасибо,  Мойдодыр! - говорит    воспитатель, закончив читать письмо. — Понюхайте, ребятки, как мыло пахнет.

Все с удовольствием  нюхают мыло.

—  А какая же кукла  у нас чумазая? Поищите ее.

Дети обнаруживают куклу Машу в кукольном уголке за столиком. Перед ней на блюдечке ягоды. Щеки и руки измазаны ягодным соком.

— Ой, какие у тебя грязные щеки и руки! Подвела ты нас, лакомка! — с укором говорит  воспитатель.

По просьбе педагога все вспоминают правильные и последовательные действия умывания. Воспитатель моет куклу с такими комментариями:

—  Сейчас я тебе сделаю из мыльной пены белые «перчатки». Затем смоем пену водой—вот руки и чистые. Теперь умоем лицо, чтобы тоже было чистое. Почему мы умываем куклу Машу? Верно, она испачкалась. А еще когда мы моем руки и умываемся? Правильно, по утрам, перед сном, после игр и перед едой. Вот и сейчас мы все пойдем мыть руки перед обедом. (переходят в умывальную комнату). Вспомним, как это надо делать. Вот у всех получились белые перчатки. Смоем пену - и у всех будут чистые руки.

 

На этом занятии воспитывается потребность мыть руки с мылом перед едой, после посещения туалета, игр с песком; детей учат умываться после сна и вечером перед сном, соблюдать последовательность действий процесса умывания, насухо вытираться полотенцем; полоскать рот после еды; формируется навык аккуратности в умывальной комнате, одновременно воспитывается интерес к действиям, желание все делать самостоятельно, аккуратно, быстро, чтобы оставалось больше времени для игр и затей.

Для занятия нужна  красочная «посылка» с мылом, полотенцами, письмо, кукла Маша, тазик с водой на столе у воспитателя.

 

Занятие 3:

Мы едим

Занятие проводится в процессе обеда. Перед тем как дети сядут за столы, воспитатель, сев за стол, говорит:

—  Посмотрите, дети, как я сижу: глубоко, на всем сиденье стула, спина прямая. Левой рукой я буду брать хлеб, придерживать тарелку, правой -держать ложку.    Ноги под столом ставлю рядом. А теперь вы все сядьте так же.

Проверяет, напоминает правила  спокойно и ласково. Затем говорит:

—  Я набираю неполную    ложку супа, чтобы    не разлить. Есть удобно с широкого края ложки.  (Ест несколько ложек.) Старайтесь хорошо все прожевать с закрытым ртом.

Дети приступают к  еде. Воспитатель следит за тем, как  они едят, делает необходимые замечания. Когда они переходят к третьему блюду, раздается стук в дверь, няня вводит Мишутку. Воспитатель принимает его, подводит к столу, предлагает стул, усаживает, спрашивает, не голоден ли он.

—  Спасибо, — отвечает Мишутка, - я сыт. Я пришел к вам в гости.

—  Мы очень рады тебе, Мишутка, и  хотим  угостить  тебя. Выпей с нами компот.

Воспитатель «угощает»  медвежонка. Тот что-то говорит воспитателю  шепотом.

—  Дети, — обращается     педагог     к   малышам. — Мишутке очень нравится, что у нас так чисто. Он знает   секрет: когда все съел, ложку надо класть на тарелку, и скатерть тогда останется чистой. Давайте скажем Мишутке спасибо.    Это нам поможет. А ты посмотри, как красиво сидят наши дети: спина прямая, ноги поставили рядом.

Мишка хвалит детей, благодарит их за угощение и прощается.

На последующих занятиях «Мы едим» осуществляется показ других действий: как наклонять тарелку от себя, доедая первое, набирать кашу движением ложки к середине тарелки есть чайной ложкой фрукты из компота, осторожно сплевывать косточки в ложку, класть их в блюдце, пользоваться во время еды салфеткой, прикладывая ее к губам, и т. д.

 

На этом занятии воспитывается умение самостоятельно и опрятно есть; спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, правильно держать ложку между указательным и средним пальцами, придерживая сверху большим; набирать в ложку немного еды, есть с широкого края, бесшумно.

Для занятия необходимо сервировать столы. На столе воспитателя также столовый прибор.

 

Занятие 4:

Оденемся на прогулку

Воспитатель предлагает кому-либо из детей одеть куклу  на прогулку, а другим — посмотреть, в какой последовательности тот одевает ее. Поясняет действия ребенка, заостряет внимание на важном:

—  Сначала Лена взяла  часть одежды, которую надо надевать в первую очередь. Аккуратно положила ее на стул. Правильно: Лена сначала надевает кукле Тане рейтузы и ботинки, а затем свитер.

После этого воспитатель  предлагает всем детям самим одеться  на прогулку. Наблюдает их действия, поощряет быстроту и ловкость:

— Молодцы, вы оделись  быстро и правильно и теперь сможете долго гулять на свежем воздухе.

Данную игру можно  проводить с усложнением: предложить одеть кукол для прогулки в  разную погоду.

В заключение воспитатель  говорит:

—  Дети, вы уже большие и ловкие. Сегодня придете домой и увидите, что вас там ждет сюрприз.  (В прихожей родители должны прикрепить крючок, на который дети сами будут вешать верхнюю одежду.)

На этом занятии воспитывается потребность в аккуратности и порядке, бережное отношение к одежде. Формируется навык последовательных действий одевания и раздевания, умение складывать, вешать вещи в свой шкаф.

Информация о работе Воспитание у младших дошкольников культуры поведения