Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 19:48, курсовая работа
Целью исследования является определение эффективных условий воспитания у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения.
Объект исследования.
Объектом исследования является культура поведения детей младшего дошкольного возраста.
Введение.
Теоретическое обоснование необходимости воспитания у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения.
1.1. Культура поведения и ее значение в жизни ребенка.
1.2. Условия и методы воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста.
Педагогическая работа по воспитанию у детей младшей группы культуры поведения.
2.1 Определение уровня культуры поведения у детей младшей группы.
2.2. Деятельность воспитателя по воспитанию у детей культуры поведения.
2.3. Выявление изменений в поведении детей после проведенной работы.
Выводы.
Список литературы.
Надо помнить одну из важных особенностей формирования навыков культурного поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя таким образом приемы правильных действия, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять.
Нужно запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнить осваиваемые действия. Это позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой.
В.Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников:
- организация практического
опыта общественного
- формирование у дошкольников
нравственных представлений,
И к первой и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.
Классификация, предложенная
В.И. Логиновой, основана на том же основании,
что и у В.Г. Нечаевой, - на активизации
механизма нравственного
Поскольку воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста происходит в процессе нравственного воспитания, то последняя классификация наиболее целесообразна, т.к. соответствует механизму формирования нравственных качеств.
Проведем практическое исследование, состоящее из нескольких этапов.
Первый констатирующий этап работы направлен на выявление уровня культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста. Это необходимо для оценки результативности педагогической работы по воспитанию культуры поведения у детей младшей группы. Для определения уровня сформированности у детей культуры поведения, разделим всех детей, участвующих в эксперименте, на 3 уровня. Распределение детей по уровням будет происходить на основе разговоров с детьми о культуре поведения, опираясь на ряд одинаковых для всех детей вопросов (разговаривать с ребенком индивидуально) и наблюдения за их поведением. Эти вопросы будут охватывать культуру общения, культуру деятельности и степень владения ими культурно-гигиеническими навыками.
К высокому уровню относить детей, которые ответили на 8 вопросов из 10 о культуре поведения и больше. Эти дети обнаруживают знание большого количества правил поведения и устойчивое их применение в повседневной жизни.
К среднему уровню относить детей, которые ответили на 5-8 вопросов. Эти дети знакомы с некоторыми правилами поведения, но применяют их на практике не всегда.
К низкому уровню относить детей, которые ответили на 5 вопросов и меньше. Это дети плохо знакомы с правилами поведения, применяют их на практике редко.
Примерные вопросы детям для определения их принадлежности к тому или иному уровню:
Данные, которые я надеюсь получить в результате будущих практических исследований в детском саду, будут использованы мною для определения динамики изменения уровня культуры поведения у детей в результате их обучения на этапе формирующего эксперимента.
2.2 Деятельность воспитателя по воспитанию у детей культуры поведения.
Второй формирующий этап работы необходим для проверки условий гипотезы. Для этого составим план работы с детьми младшей группы по повышению у них уровня культуры поведения, используя занятия, игры, упражнения.
Занятие 1:
В гостях у матрешки
Дети садятся перед демонстрационным столом на стулья, расставленные полукругом. На столе — домик-ширма. Дети с интересом его рассматривают.
Воспитатель. Интересно, кто в домике живет? Дети, вы не знаете? (Включает музыкальную запись.)
Под звон бубенчиков в расписной коляске появляется кукла Ванюша. Он выходит из коляски, стучит в окно. Оно не отворяется.
— Дети, помогите постучать, — говорит Ванюша. — Тук-тук!
Окошко отворяется. Выглядывает Матрешка.
— Здравствуй, Матрешка!
— Здравствуй, Ванюша!
— Здравствуйте, дети! — приветствуют ребят гости. Дети дружно здороваются с ними.
Ванюша. Матрешка, а где твои сестрички Маша и Таня?
Матрешка. Дети, давайте их позовем!
Дети зовут Машу и
Таню. Воспитатель открывает
Воспитатель раздает детям маленьких матрешек, дети здороваются каждый со своей матрешкой, предлагает Ване и матрешкам поиграть в прятки. По его указанию дети прячут в кулачок маленьких матрешек, он сам прячет большую матрешку, Машу и Таню. Ваня быстро находит большую матрешку, затем несколько маленьких (у детей, у воспитателя).
Игра проводится повторно, водящая — Матрешка.
Матрешка. Хорошо мы сегодня поиграли, спасибо. А теперь, сестрички, пора домой. Маша, прячь Таню.
Таня и Маша спрятались.
Ванюша. Ай-ай-ай! Дети, что Таня и Маша забыли сказать? Да, попрощаться, сказать «до свидания».
Матрешки и Ваня прощаются с детьми, дети прощаются с ними и с маленькими матрешками.
В процессе занятия дети осваивают некоторые формы общения, одновременно учатся следить за ходом общей, групповой игры.
У детей формируется привычка приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании, вежливо делая поклон головой; произносить приветствие отчетливо, бодро.
Для занятия необходима матрешка с двумя вкладышами, расписная коляска с лошадкой, кукла Ванюша, маленькие матрешки по числу детей, домик-ширма, демонстрационный стол.
Занятие 2:
Умоем куклу Машу
Раздается стук в дверь.
— Кто там стучится? — спрашивает воспитатель. (Отворяет дверь.) — Кто там? Входите, пожалуйста!
Никто не входит, но за дверью
лежит красиво упакованная «
— Спасибо, Мойдодыр! - говорит воспитатель, закончив читать письмо. — Понюхайте, ребятки, как мыло пахнет.
Все с удовольствием нюхают мыло.
— А какая же кукла у нас чумазая? Поищите ее.
Дети обнаруживают куклу Машу в кукольном уголке за столиком. Перед ней на блюдечке ягоды. Щеки и руки измазаны ягодным соком.
— Ой, какие у тебя грязные щеки и руки! Подвела ты нас, лакомка! — с укором говорит воспитатель.
По просьбе педагога все вспоминают правильные и последовательные действия умывания. Воспитатель моет куклу с такими комментариями:
— Сейчас я тебе сделаю из мыльной пены белые «перчатки». Затем смоем пену водой—вот руки и чистые. Теперь умоем лицо, чтобы тоже было чистое. Почему мы умываем куклу Машу? Верно, она испачкалась. А еще когда мы моем руки и умываемся? Правильно, по утрам, перед сном, после игр и перед едой. Вот и сейчас мы все пойдем мыть руки перед обедом. (переходят в умывальную комнату). Вспомним, как это надо делать. Вот у всех получились белые перчатки. Смоем пену - и у всех будут чистые руки.
На этом занятии воспитывается потребность мыть руки с мылом перед едой, после посещения туалета, игр с песком; детей учат умываться после сна и вечером перед сном, соблюдать последовательность действий процесса умывания, насухо вытираться полотенцем; полоскать рот после еды; формируется навык аккуратности в умывальной комнате, одновременно воспитывается интерес к действиям, желание все делать самостоятельно, аккуратно, быстро, чтобы оставалось больше времени для игр и затей.
Для занятия нужна красочная «посылка» с мылом, полотенцами, письмо, кукла Маша, тазик с водой на столе у воспитателя.
Занятие 3:
Мы едим
Занятие проводится в процессе обеда. Перед тем как дети сядут за столы, воспитатель, сев за стол, говорит:
— Посмотрите, дети, как я сижу: глубоко, на всем сиденье стула, спина прямая. Левой рукой я буду брать хлеб, придерживать тарелку, правой -держать ложку. Ноги под столом ставлю рядом. А теперь вы все сядьте так же.
Проверяет, напоминает правила спокойно и ласково. Затем говорит:
— Я набираю неполную ложку супа, чтобы не разлить. Есть удобно с широкого края ложки. (Ест несколько ложек.) Старайтесь хорошо все прожевать с закрытым ртом.
Дети приступают к еде. Воспитатель следит за тем, как они едят, делает необходимые замечания. Когда они переходят к третьему блюду, раздается стук в дверь, няня вводит Мишутку. Воспитатель принимает его, подводит к столу, предлагает стул, усаживает, спрашивает, не голоден ли он.
— Спасибо, — отвечает Мишутка, - я сыт. Я пришел к вам в гости.
— Мы очень рады тебе, Мишутка, и хотим угостить тебя. Выпей с нами компот.
Воспитатель «угощает» медвежонка. Тот что-то говорит воспитателю шепотом.
— Дети, — обращается педагог к малышам. — Мишутке очень нравится, что у нас так чисто. Он знает секрет: когда все съел, ложку надо класть на тарелку, и скатерть тогда останется чистой. Давайте скажем Мишутке спасибо. Это нам поможет. А ты посмотри, как красиво сидят наши дети: спина прямая, ноги поставили рядом.
Мишка хвалит детей, благодарит их за угощение и прощается.
На последующих занятиях «Мы едим» осуществляется показ других действий: как наклонять тарелку от себя, доедая первое, набирать кашу движением ложки к середине тарелки есть чайной ложкой фрукты из компота, осторожно сплевывать косточки в ложку, класть их в блюдце, пользоваться во время еды салфеткой, прикладывая ее к губам, и т. д.
На этом занятии воспитывается умение самостоятельно и опрятно есть; спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, правильно держать ложку между указательным и средним пальцами, придерживая сверху большим; набирать в ложку немного еды, есть с широкого края, бесшумно.
Для занятия необходимо сервировать столы. На столе воспитателя также столовый прибор.
Занятие 4:
Оденемся на прогулку
Воспитатель предлагает кому-либо из детей одеть куклу на прогулку, а другим — посмотреть, в какой последовательности тот одевает ее. Поясняет действия ребенка, заостряет внимание на важном:
— Сначала Лена взяла часть одежды, которую надо надевать в первую очередь. Аккуратно положила ее на стул. Правильно: Лена сначала надевает кукле Тане рейтузы и ботинки, а затем свитер.
После этого воспитатель предлагает всем детям самим одеться на прогулку. Наблюдает их действия, поощряет быстроту и ловкость:
— Молодцы, вы оделись быстро и правильно и теперь сможете долго гулять на свежем воздухе.
Данную игру можно проводить с усложнением: предложить одеть кукол для прогулки в разную погоду.
В заключение воспитатель говорит:
— Дети, вы уже большие и ловкие. Сегодня придете домой и увидите, что вас там ждет сюрприз. (В прихожей родители должны прикрепить крючок, на который дети сами будут вешать верхнюю одежду.)
На этом занятии воспитывается потребно
Информация о работе Воспитание у младших дошкольников культуры поведения