Воспитание у младших дошкольников культуры поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение эффективных условий воспитания у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения.

Объект исследования.

Объектом исследования является культура поведения детей младшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение.

Теоретическое обоснование необходимости воспитания у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения.


1.1. Культура поведения и ее значение в жизни ребенка.
1.2. Условия и методы воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста.


Педагогическая работа по воспитанию у детей младшей группы культуры поведения.

2.1 Определение уровня культуры поведения у детей младшей группы.
2.2. Деятельность воспитателя по воспитанию у детей культуры поведения.
2.3. Выявление изменений в поведении детей после проведенной работы.

Выводы.

Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - 5.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

Третья точка зрения: социализация – это процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром.

«Но у всех этих точек  зрения есть общее: человек взаимодействует  с  социальной действительностью, и  результатом этого взаимодействия становится формирование  человеческого существа…приобщение к социальной жизни оказывает влияние на разные стороны развивающейся личности ребенка» [4; стр. 12]

С этих точек зрения необходимость обучения ребенка навыкам культуры поведения очевидна, поскольку знание ребенком правил культурного поведения есть составная  часть его социализации в окружающем мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Условия и методы воспитания у детей младшего дошкольного возраста культуры поведения.

 

 

В культурно-исторической концепции Л.С. Выготского взрослый играет особую роль. Социальный мир и окружающие взрослые не перестраивают природу ребенка, а являются органически необходимым условием его человеческого развития. Общество и окружающие люди не противостоят ребенку, а составляют главный источник формирования его внутренней жизни. Ребенок не может жить и развиваться вне общества. Он изначально включен в общественные отношения, а не входит в них в процессе адаптации. Собственная деятельность ребенка, его человеческие потребности и способности возникают в результате присвоения образцов человеческой культуры. Психическое развитие человека есть, прежде всего, культурное развитие. Носителями этой культуры для ребенка могут быть только взрослые, и только они могут передать ее ребенку. Стать человеком ребенок может только вместе со взрослыми, в процессе совместной жизнедеятельности с ними.

Суть и содержание культурного  развития поведения – глубокие изменения  высших психических функций, которые  произошли в филогенезе человека. Культура создает особые формы поведения, она видоизменяет деятельность психических функций. В процессе общественный человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции, вырабатывает и создает новые формы поведения – специфически культурные.

Важнейший закон развития высших психических функций,  открытый Л.С. Выготским, заключается в следующем. Всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает в процессе взаимодействия со взрослым и существует не в индивидуальном сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их взаимоотношений, поэтому она имеет интерпсихическую форму. Впоследствии она переходит во внутренний мир ребенка, интериоризируется, т.е., становится его индивидуальным достоянием, приобретает интрапсихическую форму. Закон перехода от интер- к интрапсихическим процессам имеет фундаментальное значение для детской психологии.

В общих чертах интериоризация проходит три этапа. Сначала взрослый воздействует на ребенка, побуждая его что-то сделать, обращая внимание на что-то или просто обращаясь к нему. На втором этапе ребенок, перенимая от взрослого способ обращения, сам воздействует на взрослого. И, наконец, на третьем  этапе ребенок обращает те же средства и те же воздействия на самого себя, т.е., обращается к самому себе во внутреннем плане.

 

Одна из задач нравственного  воспитания детей младшего дошкольного  возраста – формирование у них  предпосылок  нравственного поведения  и культурно-гигиенических навыков. Дети, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем  воспитанности, владения различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке.

В работах В.Г Нечаевой и Т.А. Марковой  отмечалось, что в процессе наблюдения за воспитанниками своей  группы, воспитатели убеждаются в  том,  что уровень их нравственного  развития  неоднороден. В любой возрастной группе есть дети, которые радуют взрослых своим доброжелательством, дисциплинированностью, интересом к труду и трудолюбием. У них отмечается определенная устойчивость поведения, представлений и чувств; дети стремятся поступать хорошо по собственному побуждению и т.д.

Всегда есть дети как бы «середнячки». Их поведение и отношения неустойчивы, ситуативны, нравственные представления бедны, поверхностны.

А часть ребят беспокоит  педагогов и родителей рядом  отрицательных проявлений самого разнообразного характера, например: грубость во взаимоотношениях со сверстниками, неуважительное отношение  к старшим, эгоизм.

Поэтому особое значение  в работе с малышами приобретает  индивидуальный подход к каждому ребенку.

Прежде всего,  педагогу необходимо добиться доверия ребенка, т.к. решающим методом воспитания малышей служит непосредственное общение с ним воспитателя. Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах со взрослым. От того как сложатся и будут развиваться контакты малыша со взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей.

В воспитании культуры поведения  первостепенное значение имеет пример воспитателя. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, и прежде всего к детям, - важный и действенный пример для подражания.  Однако личным примером всех вопросов воспитания не решить.

При воспитании у детей  младшего дошкольного возраста культуры поведения необходимо придерживаться принципов единства и целостности  воспитательного процесса, т.е., взаимосвязи  задач, методов и средств воспитания: последовательности и систематичности педагогического воздействия в воспитании; повторности упражнений  в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений во времени. Недооценка педагогом этого условия может привести к потере детьми уже начавших появляться полезных навыков. Благоприятные возможности для воспитания культуры поведения предоставляют, например,  режимные процессы: умывание, одевание, сон, питание и т.д. Повторяясь многократно, они позволяют закрепить навыки культурного поведения.

Процесс воспитания культуры поведения очень сложен и предполагает сознательное и гибкое применение педагогом  богатого арсенала различных методов. Необходима также подвижность средств  воспитания, их постоянная корректировка. Нередко бывает, что проверенный практикой метод вдруг перестает быть эффективным. Педагог должен внимательно следить за тем, как каждый из его воспитанников  воспринимает воспитательные  воздействия и влияния. Нужно как можно раньше определить уровень нравственной воспитанности каждого из детей. Наблюдения позволяют выявить у каждого ребенка присущие ему особенности поступков, интересов, отношений с окружающими, трудности в освоении навыков культуры поведения. Это, в свою очередь, служит основой для оценки динамики развития ребенка и корректировки дальнейшего процесса воспитания.

Воспитание культуры поведения у дошкольника не может  рассматриваться только в рамках  детского сада. Оно предусматривает совместную работу родителей и воспитателей, обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей. Воспитатель направляет деятельность родителей по воспитанию у детей культуры поведения. С этой целью используются общие и групповые родительские собрания, консультации, посещение педагогом  семей своих воспитанников.

Процесс нравственного  воспитания родители могут видеть и  непосредственно в детском саду – для этого организуются «дни открытых дверей».  Детальное ознакомление родителей с условиями жизни  их ребенка в детском саду играет важную роль в создании у них доверия к детскому саду, к воспитателям. Кроме того, познакомившись со сверстниками  своего ребенка, родители не остаются безразличными к тому, как проявляется культура общения их ребенка с товарищами. Они начинают придавать этой проблеме то большое значение, которое она заслуживает. Воспитатель работает  со всем детским коллективом, а родитель работает с одним ребенком, воспитывая и подправляя его действия, ежедневно практически организует и контролирует его. Поэтому понимание родителями задач воспитания культуры поведения – важное условие успешного воспитания культуры поведения у детей.

 

Методы воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста  можно классифицировать по основным источникам передачи и восприятия информации (А.П. Усова, Д.О. Лордкипанидзе). Тогда методы объединяются в следующие группы:

- словесные

- наглядные

- практические.

 

Разнообразие словесных методов, среди которых значительное место занимают рассказ, разъяснение, беседа, помогает осознанному изучению поведенческих правил. Но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотаций. Реальная или сказочная история создает условия для эмоционального восприятия поведенческих правил. Ребенок переживает поведение героя, видит его хорошие или плохие поступки и узнает о том, к чему они могут привести. Для дошкольника немаловажное значение имеет позитивный конец сказки: поссорившиеся герои помирились, неумейки научились что-то делать, незнайка многое узнал и понял, нарушители исправились.

Поскольку социальный опыт дошкольника очень мал, ему необходимо разъяснять, как и почему следует поступать в той или иной ситуации, какой поступок мы считаем правильным, хорошим, красивым, а какой предпочитаем не совершать и почему.

Этическая беседа с детьми помогает выяснить, знают ли и понимают ли они нормы и правила поведения. Такую беседу разумнее проводить с небольшой группой в 5—8 детей, чтобы каждый ребенок мог высказать свое мнение. Мастерство педагога проявляется в том, насколько он знает возможности детей для ведения беседы по нравственно-поведенческим вопросам: их взгляды, убеждения, привычки, стремление к искренним ответам или умение подладиться под ожидания взрослого. Это знание поможет воспитателю правильно построить этическую беседу. Но этот метод можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста, т.к. маленькие дети еще не обладают достаточным количеством социального опыта и не всегда могут выразить свою мысль.

Однако чисто словесные  методы в обучении дошкольников имеют  ограниченное значение. Особенно в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда формируются лишь первоначальные  представления о предмете или понятии, бывает недостаточно только почитать, рассказать, лишь назвать предмет или его изображение. Необходимо показать предмет, действие, способы их использования.

К наглядным методам  относятся наблюдение и демонстрация. Но при использовании наглядных методов, детям, как правило, бывает  недостаточно только показать предмет или действие. Это должно сопровождаться объяснением, разъяснением педагога. Например, показывая столовый прибор, необходимо назвать его, рассказать о его назначении, показать способы использования, рассказать о материале, из которого он изготовлен и т.д.

Практические методы позволяют ребенку получить навыки  выполнения определенных действий. Учитывая возраст детей, наиболее эффективным практическим методом воспитания культуры поведения будут подражательные упражнения. Например, взять в руки нож и вилку, сказать приветствие и т.д.

 

Другой, также весьма эффективный способ воспитания культуры поведения – использование игр. Психологами доказано, что основной вид деятельности дошкольника – игра. И в игре ребенок получает и большое количество новых знаний, и упражняется в различных умениях, шлифует имеющиеся у него навыки. При появлении появившегося интереса ребенка к новым для него действиям, при неоднократном их выполнении навык становится прочным. В то же время игры позволяют детям добиваться более рациональных действий во время режимных процессов. Для укрепления навыка следует  также использовать  поощрение малыша за удачно выполненные задания.

Игровые приемы, используемые воспитателем и вызывающие у малышей положительные эмоции, обеспечивают более высокую восприимчивость ребенком нравственных правил поведения. Педагог ненавязчиво вырабатывает интеллектуально-эмоциональное отношение детей  к конкретным правилам общественного поведения, закрепляет их в опыте, побуждает малышей к доброжелательным действиям. При этом процесс воспитания получается очень естественным, ребенок не ощущает себя его объектом.

Для освоения детьми наиболее трудных правил культурного поведения  целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. Они помогают воспитателю  выравнивать  уровень овладения навыками каждым ребенком группы.

Через игры-занятия воспитатель  может в увлекательной форме  не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с  конкретными поступками малыша, что  дает возможность закрепить положительное  отношение к их выполнению в повседневной жизни.

Проводятся такие игры и в первой и во второй половине дня, в зависимости от содержания. Например, игру-занятие «Мы умываемся» можно проводить после дневного сна, непосредственно перед умыванием. Длительность игр-занятий определяется их задачами и содержанием. Местом проведения занятий могут быть групповая, умывальная, раздевальная комнаты.

Игры-занятия и игры-упражнения целесообразнее проводить с подгруппами детей – 10-12 человек, т.к. работа со всей группой одновременно не дает желаемого результата: малыши отвлекаются, они еще не умеют слушать речь воспитателя, обращенную ко всем.

Учитывая особенности  в работе с детьми младшего дошкольного  возраста, занятиям следует придавать  максимальную значимость, что обеспечивает  хорошую активность малышей.

В игры-занятия можно  включить разнообразные игрушки, предметы: расчески, носовые платки, посуду, столовые приборы, щетки и подставки для  обуви, зеркало, картинки, диафильмы, фотографии и т.д. Это способствует активизации  одновременно зрительного и двигательного анализаторов ребенка. Предмет, действие воспитатель показывает каждому малышу, например, как следует держать ложку. Дети тут же упражняются в правильном действии ложкой. Такие имитирующие действия с реальными предметами в воображаемой ситуации  помогают малышам в освоении практических действий в жизненно важных режимных процессах.

Показанные и усвоенные  на занятиях действия в результате упражнений  в повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки культурного поведения. В дальнейшем эти навыки дети начинают использовать в самых разнообразных ситуациях. В игры-занятия можно включить содержание различных событий из жизни детей и их поступков в этих событиях.

Информация о работе Воспитание у младших дошкольников культуры поведения