Выявление влияния семьи со скрытым неблагополучием на формирование противоправного поведение у подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить влияние скрытого семейного неблагополучия на формирование противоправного поведения подростков.
Ведущая идея: если установлены неблагоприятные отношения в семье между родителями и детьми, то это способствует формированию противоправного поведения у подростков
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме
2. Рассмотреть и проанализировать виды неблагополучных семей и их социально-психологические проблемы
3. Изучить виды скрытого семейного неблагополучия и его особенности
4. Рассмотреть понятие и виды противоправного поведения

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Неблагополучная семья, как фактор формирования противоправного поведения у подростков
1.1.Понятие и виды неблагополучных семей в современном обществе и их социально-психологические проблемы…………………………………………...5
1.2. Особенности скрытого семейного неблагополучия и их виды…………13
1.3. Психофизиологические особенности подросткового возраста………..20
Глава 2. Выявление влияния семьи со скрытым неблагополучием на формирование противоправного поведение у подростка
2.1 Понятие и виды противоправного поведения……………………………..27
2.2 Практическое исследование влияния семей со скрытым неблагополучием на формирование противоправного поведения у подростков……………………34
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы………………………………………….43

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 100.26 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Неблагополучная семья, как фактор формирования противоправного поведения у подростков

1.1.Понятие и виды неблагополучных  семей в современном обществе  и их социально-психологические  проблемы…………………………………………...5

1.2. Особенности скрытого семейного  неблагополучия и их виды…………13

1.3. Психофизиологические особенности подросткового возраста………..20

Глава 2. Выявление влияния семьи со скрытым неблагополучием на формирование противоправного поведение у подростка

2.1 Понятие и виды противоправного  поведения……………………………..27

2.2 Практическое исследование влияния семей со скрытым неблагополучием на формирование противоправного поведения у подростков……………………34

Заключение……………………………………………………………………….41

Список использованной литературы………………………………………….43

Приложения…………………………………………………………………….46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью. И только разрушив этот очаг относительного жизненного благополучия, мы начинаем по-настоящему задумываться о том, где и какие ошибки были допущены, почему не удалось сберечь то, что мы так легко потеряли и вряд ли можем воссоздать в том же виде. Хотя взрослый человек более или менее отчетливо понимает, что его семейное счастье находится в его руках, очень немногие задумываются о счастье и благополучии воспитывающихся в семье детей, если, конечно, это не касается их собственных чад, да и то не всегда. И последствия подобного отношения к детям незамедлительно сказываются в виде тех или иных отклонений в их поведении и личностном развитии.

 Если при явном семейном  неблагополучии не возникает сомнения ни у педагогов, ни у общественности относительно того, что такие семьи не могут успешно справляться со своими основными функциями, прежде всего с воспитательными задачами, оказывают десоциализирующее влияние на детей, то его скрытые формы не вызывают особой тревоги и обеспокоенности. Внешне респектабельные семьи со скрытым неблагополучием демонстрируют двойную мораль, которую дети довольно быстро усваивают и делают законом своей жизни.

Если говорить о причинах семейного неблагополучия, то и здесь все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Резкие перемены в экономике, политике и социальной сфере России негативно отразились не только на материальной стороне семьи, но и на взаимоотношениях между ее членами, и прежде всего между родителями и детьми. Увеличился разрыв между жизненными ценностями разных поколений, возрос уровень притязаний со стороны родителей к своим детям в условиях разноуровневого обучения в образовательных школах, гимназиях, лицеях, наблюдается воздействие завышенных социальных требований.

Вследствие этого возросла напряженность в общении родителей с детьми, резко увеличился уровень тревожности уже в начальной школе. С одной стороны, родители не располагают достаточным временем для выполнения воспитательной функции в необходимом объеме из-за дополнительной нагрузки на работе. С другой стороны, многие родители не обладают знаниями, позволяющими решить ту или иную конкретную проблему, часто неожиданно возникшую в семейных отношениях.

Роль скрытого семейного неблагополучия, на наш взгляд вызывает наибольший интерес. Вышесказанное и определило актуальность данного исследования.

Объект: скрытое семейное неблагополучие

Предмет: процесс влияния скрытого семейного неблагополучия на формирование противоправного поведения подростков

Цель исследования: изучить влияние скрытого семейного неблагополучия на формирование противоправного поведения подростков.

Ведущая идея: если установлены неблагоприятные отношения в семье между родителями и детьми, то это способствует формированию противоправного поведения у подростков

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую  литературу по проблеме

2. Рассмотреть и проанализировать  виды неблагополучных семей и  их социально-психологические проблемы

3. Изучить виды скрытого семейного неблагополучия и его особенности

4. Рассмотреть понятие и виды противоправного поведения

5. Подобрать и реализовать методы исследования влияния семьи со скрытым неблагополучием на формирование противоправного поведения у подростков

Методы исследования:

- Опрос 

- Беседа

- Анализ документов

Глава 1. Неблагополучная семья, как фактор формирования отклоняющего поведения у подростков.

1.1.Понятие и виды неблагополучных  семей в современном обществе  и их социально-психологические  проблемы.

Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой - либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.

В этой работе под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются "трудные дети" [12,с.67].  

Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей.

Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является алкоголизм родителей. Оно может отрицательно влиять не только в момент зачатья и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.

Семьи с алкогольной зависимостью. Взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в "алкогольную субкультуру", что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально и психологически неблагополучными.

Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях [12,с. 32].

Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, что называется созависимость.

Важнейшие особенности процесса взросления детей из "алкогольных" семей заключаются в том, что дети вырастают с убеждением, что мир - это небезопасное место и доверять людям нельзя.

Дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто, проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях.

Родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее собственной ценностью, считают, что ребенок должен чувствовать, выглядеть и делать то же, что и они.

Среди неблагополучных семей большую группу составляют семьи с нарушением детско-родительских отношений. В них десоциализирующее влияние на детей проявляется не прямо через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в "алкогольных" семьях, а косвенно, вследствие хронических осложненных, нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия.

«Конфликтными супружескими союзами, - отмечается в одном из справочников по проблемам семьи, - называются такие семьи, в которых постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи (супругов, детей, других родственников, проживающих совместно), порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь супругов друг к другу. Конфликт - хроническое состояние такой семьи». [4, с.25]

В конфликтных семьях часто отсутствует моральная, психологическая поддержка. Характерной особенностью конфликтных семей является так же нарушение общения между ее членами. Как правило, за затяжным, неразрешенным конфликтом или ссорой скрывается неумение общаться.

Конфликтные семьи более «молчаливы», чем бесконфликтные, в них супруги реже обмениваются информацией, избегают лишних разговоров. В таких семьях практически никогда не говорят «мы», предпочитая говорить только «я», что свидетельствует о психологической изолированности брачных партнеров, их эмоциональной разобщенности. И, наконец, в проблемных, вечно ссорящихся семьях общение друг с другом строится в режиме монолога, напоминая разговор глухих: каждый говорит свое, самое важное, наболевшее, но никто его не слышит; в ответ звучит такой же монолог. [11,с.64]

Независимо от того является ли конфликтная семья шумной, скандальной, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, или тихая, где супружеские отношения отмечены полным отчуждение, стремление избегать всякого взаимодействия, она отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения.[5, с.32]

Дети, пережившие ссоры между родителями, получают неблагоприятный опыт в жизни. Негативные образы детства очень вредны, они обуславливают мышление, чувства и поступки уже в зрелом возрасте. Поэтому, родители, не умеющие найти взаимопонимания друг с другом, обязаны всегда помнить о том, что даже при неудачном браке в семейные конфликты не должны втягиваться дети. О проблемах ребенка следует думать, по крайне мере, столько же, сколько о своих собственных.[11,с.78]

Своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия оказывается поведение ребенка. Корни неблагополучия в поведении детей разглядеть легко, если дети вырастают в семьях явно неблагополучных. В отличии от детей из благополучных семей. И только пристальное наблюдение за жизнью ребенка, попавшего в "группу риска", позволяет выяснить, что благополучие было относительным. Внешне хорошие отношения в семьях часто являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения как на уровне супружеских, так и детско-родительских отношений. Дети нередко испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания из - за служебной или личной занятости супругов.

Перечисленные формами не исчерпываются разновидности семейного неблагополучия. При этом каждый из взрослых сознательно или неосознанно стремится использовать детей в выгодной для себя функции. Дети, по мере взросления и осознания семейной ситуации, начинают играть со взрослыми в игры, правила которых им были навязаны. Особенно отчетливо непростое положение детей в семьях с теми или иными формами психологического неблагополучия проявляется в ролях, которые они вынуждены принимать на себя по инициативе взрослых. Какая бы ни была роль - положительная или отрицательная - она в равной степени негативно сказывается на формировании личности ребенка, что не замедлительно отразиться на его самоощущении и на взаимоотношениях с окружающими не только в детском возрасте, но и во взрослом состоянии.[10,с.112]

Кроме того, семейное благополучие явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия.

Внутрисемейные процессы могут выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания, которые влияют на формирование личности и поведения ребенка.

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в большой мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны.

Информация о работе Выявление влияния семьи со скрытым неблагополучием на формирование противоправного поведение у подростка