Выявление влияния семьи со скрытым неблагополучием на формирование противоправного поведение у подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить влияние скрытого семейного неблагополучия на формирование противоправного поведения подростков.
Ведущая идея: если установлены неблагоприятные отношения в семье между родителями и детьми, то это способствует формированию противоправного поведения у подростков
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме
2. Рассмотреть и проанализировать виды неблагополучных семей и их социально-психологические проблемы
3. Изучить виды скрытого семейного неблагополучия и его особенности
4. Рассмотреть понятие и виды противоправного поведения

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Неблагополучная семья, как фактор формирования противоправного поведения у подростков
1.1.Понятие и виды неблагополучных семей в современном обществе и их социально-психологические проблемы…………………………………………...5
1.2. Особенности скрытого семейного неблагополучия и их виды…………13
1.3. Психофизиологические особенности подросткового возраста………..20
Глава 2. Выявление влияния семьи со скрытым неблагополучием на формирование противоправного поведение у подростка
2.1 Понятие и виды противоправного поведения……………………………..27
2.2 Практическое исследование влияния семей со скрытым неблагополучием на формирование противоправного поведения у подростков……………………34
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы………………………………………….43

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 100.26 Кб (Скачать файл)

Ключ к опроснику ВРР для подростков и их родителей

 
<;TD colspan="2">1.

 

Баллы

 

Баллы

 

Баллы

 

Баллы

 

Баллы

Сумма по шкале №...

1

 

13

***

25

 

37

 

49

   

1.

2

 

14

***

26

 

38

***

50

***

2.

3

***

15

 

27

 

39

***

51

 

3. 
       /2

4

***

16

 

28

 

40

 

52

***

 

5

 

17

 

29

 

41

***

53

 

4.

6

***

18

***

30

 

42

 

54

***

5. 
       /2

7

***

19

***

31

***

43

***

55

   

8

 

20

 

32

 

44

 

56

 

6.

9

***

21

 

33

 

45

 

57

***

7.

10

***

22

***

34

***

46

***

58

***

8.

11

 

23

 

35

 

47

 

59

 

9.

12

 

24

 

36

 

48

***

60

 

10.


 

 

Шкалы опросника ВРР для подростков и их родителей:

  1. Нетребовательность — требовательность.
  2. Мягкость — строгость.
  3. Автономность — контроль.
  4. Эмоциональная дистанция — близость.
  5. Отвержение — принятие.
  6. Отсутствие сотрудничества — сотрудничество.
  7. Несогласие — согласие.
  8. Непоследовательность — последовательность.
  9. Авторитетность родителя.

10.    Удовлетворенность отношениями с ребенком (с родителем).

 

 

Приложение № 2

МАТРИЦА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБОБЩЕННОГО ПОКАЗАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА

(автор  Олифиренко Л.Я.)

 

Социальные характеристики

Балл

1

Состав семьи ребенка

 
 

Мать, отец,  дедушка, бабушка

5

 

Только мать  отец

4

 

Мать и отчим, отец и мачеха

3

 

Одна мать, один отец

2

 

Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники

1

2

Школьная успеваемость

 
 

Хорошая

5

 

Удовлетворительная

4

 

Неудовлетворительная

3

 

Оставил школу, работает

2

 

Оставил школу, не работает

1

3

Здоровье ребенка

 
 

Практически здоров

5

 

Часто болеет в пределах нормального развития

4

 

Имеет хронические болезни

3

 

Отставание в умственном развитии

2

 

Имеет врожденные патологии, нервно- психические болезни

1

4

Санитарно- жилищные условия семьи

 
 

Благоустроенная, отдельная квартира

5

 

Отдельная квартира с родителями супругов

4

 

Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами

3

 

Комната в коммунальной квартире с удобствами

2

 

Комната в общежитии, бараке без удобств

1

5

Доход семьи

 
 

Могут практически ни в чем себе  не отказывать

5

 

Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг

4

 

На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности

3

 

Живут от зарплаты до зарплаты

2

 

Денег до зарплаты не хватает

1

6

Уровень социального благополучия семьи

 
 

Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви

5

 

Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, «живут по привычки»

4

 

В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивкам

3

 

Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей

2

 

Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение

1

7

Поведение ребенка в школе

 
 

Хорошее

5

 

Удовлетворительное

4

 

Неудовлетворительное

3

 

Неоднократно был замечен в асоциальном поведении

2

 

Стоит на учете в ИДН

1

8

Внешкольное общение ребенка

 
 

На основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов

5

 

Не системное досуговое общение по интересом, разовые встречи для совместного проведения свободного времени

4

 

Общение на основе пустого время препровождения, отсутствие позитивных целей

3

 

Асоциальные группы с ориентацией на выпивку, мелкое хулиганство, драки.

2

 

Криминогенные группы, состоящие на учете в ИДН, с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики

1

9

Жизненные цели ребенка

 
 

Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей

5

 

Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны

4

 

Отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на « авось»

3

 

Ориентации на цели носят, скорее, негативную окраску, примитивны  и бездуховны, референтная группа- сверстники с асоциальной направленностью интересов

2

 

Явно негативные, асоциальные ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно полезный труд, интересы ограниченны, отмечаются правонарушения, стоит на учете в ИДН.

1

10

Эмоциональные отношения родителей с детьми

 
 

Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия

5

 

Слепая любовь гиперопека

4

 

Для родителей первична собственная жизнь, но в отношении к детям доброжелательны, заинтересованы

3

 

Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы

2

 

Напряженно- конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям

1


 

Инструкция по определению обобщенного показателя социального благополучия ребенка

Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации о ребенке. Матрица позволяет своевременно выявить детей группы риск для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними.

Общая сумма балов – 150

При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов:

Ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска ( чем  меньше баллов, тем выше риск)

От 31 до 40 – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы

Более 40 – высокий уровень социального благополучия (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия)

 

 

 


 



Информация о работе Выявление влияния семьи со скрытым неблагополучием на формирование противоправного поведение у подростка