Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 15:09, курсовая работа
Цель исследования: изучить влияние скрытого семейного неблагополучия на формирование противоправного поведения подростков.
Ведущая идея: если установлены неблагоприятные отношения в семье между родителями и детьми, то это способствует формированию противоправного поведения у подростков
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме
2. Рассмотреть и проанализировать виды неблагополучных семей и их социально-психологические проблемы
3. Изучить виды скрытого семейного неблагополучия и его особенности
4. Рассмотреть понятие и виды противоправного поведения
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Неблагополучная семья, как фактор формирования противоправного поведения у подростков
1.1.Понятие и виды неблагополучных семей в современном обществе и их социально-психологические проблемы…………………………………………...5
1.2. Особенности скрытого семейного неблагополучия и их виды…………13
1.3. Психофизиологические особенности подросткового возраста………..20
Глава 2. Выявление влияния семьи со скрытым неблагополучием на формирование противоправного поведение у подростка
2.1 Понятие и виды противоправного поведения……………………………..27
2.2 Практическое исследование влияния семей со скрытым неблагополучием на формирование противоправного поведения у подростков……………………34
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы………………………………………….43
Ключ к опроснику ВРР для подростков и их родителей
<;TD colspan="2">1.
Баллы |
Баллы |
Баллы |
Баллы |
Баллы |
Сумма по шкале №... | |||||||||||
1 |
13 |
*** |
25 |
37 |
49 |
1. | ||||||||||
2 |
14 |
*** |
26 |
38 |
*** |
50 |
*** |
2. | ||||||||
3 |
*** |
15 |
27 |
39 |
*** |
51 |
3. | |||||||||
4 |
*** |
16 |
28 |
40 |
52 |
*** |
||||||||||
5 |
17 |
29 |
41 |
*** |
53 |
4. | ||||||||||
6 |
*** |
18 |
*** |
30 |
42 |
54 |
*** |
5. | ||||||||
7 |
*** |
19 |
*** |
31 |
*** |
43 |
*** |
55 |
||||||||
8 |
20 |
32 |
44 |
56 |
6. | |||||||||||
9 |
*** |
21 |
33 |
45 |
57 |
*** |
7. | |||||||||
10 |
*** |
22 |
*** |
34 |
*** |
46 |
*** |
58 |
*** |
8. | ||||||
11 |
23 |
35 |
47 |
59 |
9. | |||||||||||
12 |
24 |
36 |
48 |
*** |
60 |
10. |
Шкалы опросника ВРР для подростков и их родителей:
10. Удовлетворенность отношениями с ребенком (с родителем).
Приложение № 2
МАТРИЦА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБОБЩЕННОГО ПОКАЗАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА
(автор Олифиренко Л.Я.)
№ |
Социальные характеристики |
Балл |
1 |
Состав семьи ребенка |
|
Мать, отец, дедушка, бабушка |
5 | |
Только мать отец |
4 | |
Мать и отчим, отец и мачеха |
3 | |
Одна мать, один отец |
2 | |
Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники |
1 | |
2 |
Школьная успеваемость |
|
Хорошая |
5 | |
Удовлетворительная |
4 | |
Неудовлетворительная |
3 | |
Оставил школу, работает |
2 | |
Оставил школу, не работает |
1 | |
3 |
Здоровье ребенка |
|
Практически здоров |
5 | |
Часто болеет в пределах нормального развития |
4 | |
Имеет хронические болезни |
3 | |
Отставание в умственном развитии |
2 | |
Имеет врожденные патологии, нервно- психические болезни |
1 | |
4 |
Санитарно- жилищные условия семьи |
|
Благоустроенная, отдельная квартира |
5 | |
Отдельная квартира с родителями супругов |
4 | |
Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами |
3 | |
Комната в коммунальной квартире с удобствами |
2 | |
Комната в общежитии, бараке без удобств |
1 | |
5 |
Доход семьи |
|
Могут практически ни в чем себе не отказывать |
5 | |
Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг |
4 | |
На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности |
3 | |
Живут от зарплаты до зарплаты |
2 | |
Денег до зарплаты не хватает |
1 | |
6 |
Уровень социального благополучия семьи |
|
Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви |
5 | |
Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, «живут по привычки» |
4 | |
В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивкам |
3 | |
Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей |
2 | |
Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение |
1 | |
7 |
Поведение ребенка в школе |
|
Хорошее |
5 | |
Удовлетворительное |
4 | |
Неудовлетворительное |
3 | |
Неоднократно был замечен в асоциальном поведении |
2 | |
Стоит на учете в ИДН |
1 | |
8 |
Внешкольное общение ребенка |
|
На основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов |
5 | |
Не системное досуговое общение по интересом, разовые встречи для совместного проведения свободного времени |
4 | |
Общение на основе пустого время препровождения, отсутствие позитивных целей |
3 | |
Асоциальные группы с ориентацией на выпивку, мелкое хулиганство, драки. |
2 | |
Криминогенные группы, состоящие на учете в ИДН, с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики |
1 | |
9 |
Жизненные цели ребенка |
|
Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей |
5 | |
Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны |
4 | |
Отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на « авось» |
3 | |
Ориентации на цели носят, скорее, негативную окраску, примитивны и бездуховны, референтная группа- сверстники с асоциальной направленностью интересов |
2 | |
Явно негативные, асоциальные ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно полезный труд, интересы ограниченны, отмечаются правонарушения, стоит на учете в ИДН. |
1 | |
10 |
Эмоциональные отношения родителей с детьми |
|
Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия |
5 | |
Слепая любовь гиперопека |
4 | |
Для родителей первична собственная жизнь, но в отношении к детям доброжелательны, заинтересованы |
3 | |
Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы |
2 | |
Напряженно- конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям |
1 |
Инструкция по определению обобщенного показателя социального благополучия ребенка
Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации о ребенке. Матрица позволяет своевременно выявить детей группы риск для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними.
Общая сумма балов – 150
При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов:
Ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска ( чем меньше баллов, тем выше риск)
От 31 до 40 – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы
Более 40 – высокий уровень социального благополучия (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия)