Подростковый возраст - время проверки
всех членов семьи на социальную, личностную
и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами
и конфликтами.
Так начинается отделение подростка
от родителей, противостояние им. Ребенок
может стать грубым, резким, критиковать
родителей и других взрослых. Происходит
это потому, что в глазах подростка мать
и отец остаются источником эмоционального
тепла, без которого он чувствует себя
беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся
наказаниями и поощрениями, и примером
для подражания, воплощающим в себе лучшие
человеческие качества, и старшим другом,
которому можно доверить все.
В связи с этим в семьях, как с открытой,
так и скрытой формой неблагополучия возникает
определенная сложность общения с подростками.
Взрослые должны всегда помнить, что
подросткам хочется видеть в родителях
друзей, которые помогут решить проблемы
самосознания и самоопределения. Самому
сделать это бывает не под силу, появляется
чувство безысходности, и не от отсутствия
информации, а от отсутствия взаимопонимания,
сочувствия.
Список литературы
- Алексеева Л.С. Зависимость отклоняющегося
поведения школьников от типа неблагополучной
семьи - М., 1979
- Афанасьев Т.М. Семейные портреты. М.,
1980
- Беличева. А. Основы превентивной психологии./ C.А.Беличева - М.: Просвещение , 1993- 241с.
- Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной
семьи: Записки детского психиатра./М.И.Буянова-
М.: Просвещение, 1988- 154с.
- Варга А. Я. Системная семейная психотерапия.
Курс лекций./А.Я.Варга - СПбю:АРГУС, 2001-
252с.
- Вахромов Е. Побег подростков из дома:
Психологическая коррекция аномального
поведения // Школьный психолог прилож.
к "ПС". - М., 2001 № 28(июль).
- Гаврилова Т. Детские кражи: причины и следствия // Директор школы. 2001 №3.
- Галагузова М.А. Социальная педагогика.
- М., 1995.
- Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида
/ Я.И.Гилинский // Человек и общество.- Вып.9.-
2002 – 67с
- Головей Л. А. Практикум по возрастной
психологии // Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко.-
СПб.: Питер, 2001 - 148с.
- Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т.Гончарова // Народное образование. 2002 – 98с
- Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. / Н.Ф.Дивицына - Ростов на Дону.: Бином , 2005 - 274с
- Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных
факторов на формирование индивидуальности
// Вопросы психологии. 1991. № 1.
- Ковалев С.В. Психология современной
семьи. М., 1988.
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия. -
М., 1996.
- Макаренкова И.В.. Социальная дезадаптация
детей и подростков (психолого - педагогические
основы коррекционно - профилактической
работы)/ И.В.Макаренкова, А.В.Мисько - М.:АРГУС,
2004 - 267с.
- Макеев Г. А. Семейная жизнь и дети./ Г.А.Макеев.-
Волгоград.: Просвещение, 1987 - 253с.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика./ А.В.Мудрик
- М. , 2002 - 378c
- Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко. – М.: Издательство Академия, 2004 – 256с.
- Овчарова
Р.В. Психологическое сопровождение родительства./
Р.В.Овчарова - М.: Мысль 2003 - 268с.
- Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт./.Н. Пезешкиан.: М.: Просвещение, 1993 – 306с.
- Пиаже
Ж. Избранные психологические труды. -
М.: Просвещение, 1994 - 345с
- Самоукина
Н.В. Социально-психологические проблемы
семейного кризиса в условиях современной
России // Семейная психология и семейная
терапия. 1998. № 1.
- Смирнова Е. О.. Структура и динамика родительского отношения/ Е.О. Смирнова Е. О..// Вопросы психологии.- 2000 - № 3-
67с
- Социальная педагогика: Курс лекций/под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000
- 276с.
- Социальная психология // под ред. Петровского А.В. - М.:Просвещение, 1987 - С.364с
- Степанов В.Г. Семья и проблемы «трудных» детей // Индивидуальный подход к трудным школьникам: Психолого-педагогические проблемы. М., 1995.
- Титова С.В. Дети группы риска в общеобразовательной школе./Под. – СПб. Питер, 2008
- Харчев А.Г. Нравственность и семья. М.,
1981.
- Харчев А.Г. Современная семья и ее проблемы. М., 1978
- Целуйко В.М. Современная семья: Информационно-методические материалы. Волгоград, 1999.
- Целуйко
В.М. Психология неблагополучной семьи:
Книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство
ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004 - 272 с
- Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М., 2000
- Эйдемиллер
Э.Г. и др.. Семейный диагноз и семейная
психотерапия. Учебное пособие для врачей
и психологов./ Э.Г. Эйдемиллер И.В. Добряков,
И.Н.Никольская. - СПб.: Питер, 2003 - 275с.
- Эйдемиллер Э.Г.Психология и психотерапия семьи. / Э.Г. Эйдемиллер , В.Юстицкий - СПб.: Питер, 1999 - 307с.
Приложения
Приложение № 1
ОПРОСНИК «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЬ
— РЕБЕНОК»
(автор
Марковская И. М.)
Назначение методики. Методика предназначена
для диагностики особенностей взаимодействия
родителей и детей. Опросник позволяет
выяснить не только оценку одной стороны
— родителей, — но и видение взаимодействия
с другой стороны — с позиции детей.
Описание методики. Опросник «Взаимодействие
родитель— ребенок» является «зеркальным»
и содержит две параллельных формы: для
родителей и для детей. Кроме того, имеется
два варианта опросника:
- Вариант для подростков и их родителей.
- Вариант для родителей дошкольников
и младших школьников.
Таким образом, опросник имеет три формы:
одну детскую и две взрослые. по 60 вопросов
в каждой.
Текст опросника включает 10 шкал — критериев
для оценки взаимодействия родителей
с детьми. На каждую шкалу варианта опросника
для подростков приходится равное количество
вопросов, кроме двух, которые выделяет
большинство исследователей и которые
могут считаться базовыми в родительско-детских
отношениях. Это шкалы «Автономия — контроль»
и «Отвержение — принятие», в них вошло
по 10 утверждений, а в остальные шкалы
— по 5 утверждений.
Взрослый вариант опросника для родителей
подростков тоже включает 60 вопросов и
имеет аналогичную детскому варианту
структуру.
При заполнении опросника родителям
и детям предлагается оценить степень
согласия с каждым утверждением по 5-балльной
системе:
1 балл — «совершенно не согласен,
это утверждение совсем не
подходит.:
;
5 баллов — «совершенно согласен,
это утверждение абсолютно подходит-
Шкалы опросника
«Взаимодействие родитель — ребенок»
(ВРР)
В опроснике «Взаимодействие "родитель
— ребенок"» для подростков и их родителей
представлены следующие 10 шкал.
- шкала — 'Нетребовательность — требовательность
родителя». Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности
родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком.
Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен
родитель, тем больше ожидает он высокого
уровня ответственности от ребенка.
- шкала — «Мягкость — строгость
родителя». По результатам этой шкалы можно судить
о суровости, строгости мер, применяемых
к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых
во взаимоотношениях между родителями
и детьми, о степени принуждения детей
к чему-либо.
- шкала — «Автономность — контроль
по отношению к ребенку». Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено
контролирующее поведение по отношению
к ребенку. Высокий контроль может проявляться
в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности;
низкий контроль может приводить к полной
автономии ребенка, к вседозволенности,
которая может быть следствием либо безразличного
отношения к ребенку, либо следствием
любования. Возможно также, что низкий
контроль связан с проявлением доверия
к ребенку или стремлением родителя привить
ему самостоятельность.
- шкала — «Эмоциональная дистанция
— эмоциональная близость ребенка к родителю». Следует обратить специальное внимание,
что эта шкала отражает представление
родителя о близости к нему ребенка. Такая
трактовка этой шкалы вызвана зеркальной
формой опросника, по которой дети оценивают свою близость
к родителям, свое желание делиться самым
сокровенным и важным с родителем. Сравнивая
данные родителя и данные ребенка, можно судить о
точности представлений родителей, о переоценке
или недооценке близости к нему ребенка.
- шкала — «Отвержение
— принятие ребенка родителем». Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку,
его принятие или отвержение личностных качеств
и поведенческих проявлений ребенка. Принятие
ребенка как личности является важным
условием благоприятного развития ребенка,
его самооценки. Поведение родителей может
восприниматься ребенком как принимающее или
отвергающее.
- шкала — 'Отсутствие сотрудничества
— сотрудничество: Наличие сотрудничества между родителями и детьми как
нельзя лучше отражает характер взаимодействия.
Сотрудничество является следствием включенности
ребенка во взаимодействие, признания
его прав и достоинств. Оно отражает равенство
и партнерство в отношениях родителей
и детей. Отсутствие такового может быть
результатом нарушенных отношений, авторитарного,
безразличного или попустительского стиля воспитания.
- шкала — «Несогласие — согласие
между ребенком и родителем». Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия
между родителем и ребенком и отражает частоту
и степень согласия между ними в различных
жизненных ситуациях. Используя две формы
опросника (детскую и взрослую), можно
оценить степень согласия не только по этой шкале, но
и по всем остальным шкалам, так как расхождения
между ними тоже позволяют судить о различиях
во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию
в семье.
- шкала — «Непоследовательность — последовательность
родителя». Последовательность родителя является важным
параметром взаимодействия, в этой шкале
отражается, насколько последователен
и постоянен родитель в своих требованиях, в
своем отношении к ребенку, в применении
наказаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя
может быть следствием эмоциональной неуравновешенности,
воспитательной неуверенности, отвергающего
отношения
к ребенку и т.п.
- шкала — «Авторитетность
родителя». Результаты этой шкалы отражают
самооценку
родителя в сфере его влияния на ребенка,
насколько его мнения, поступки, действия
являются авторитетными для ребенка, какова
их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяют
судить о степени расхождения оценок родительского
авторитета. Когда дети дают высокую оценку
авторитетности родителя, то чаще всего это означает
выраженное положительное отношение к родителю
в целом, поэтому показатели по этой шкале
очень важны для диагностики позитивности
— негативности отношений ребенка к родителю,
как и показатели по следующей, 10-й шкале.
10 шкала — «Удовлетворенность отношениями
ребенка с родителем». По данным десятой шкалы можно судить
об общей степени удовлетворенности отношениями
между родителями и детьми как с той, так
и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности
может свидетельствовать о нарушениях
в структуре родительско-детских отношений,
возможных конфликтах или об обеспокоенности
сложившейся семейной ситуацией.
Опросник «Взаимодействие
родителя с ребенком» (ВРР)
Подростковый
вариант
Инструкция: «Отметьте степень согласия со следующими
утверждениями по 5-балльной системе. Оцените
утверждения отдельно для каждого родителя
в бланке ответов: под буквой "М"
— для матери, под буквой "О" — для
отца».
5 — несомненно, да (полное согласие);
4 — в общем, да;
3 — и да, и нет;
2 — скорее нет, чем да;
1 — нет (абсолютное несогласие).
Вопросы:
- Если уж он(а) чего-то требует от меня,
то обязательно добьется этого.
- Он(а) всегда наказывает меня за мои плохие
поступки.
- Я редко говорю ему (ей), куда иду и когда
вернусь.
- Он(а) считает меня вполне самостоятельным
человеком.
- Могу рассказать ему (ей) обо всем, что
со мной происходит.
- Он(а) думает, что я ничего не добьюсь
в жизни.
- Он(а) чаще замечает во мне недостатки,
чем достоинства.
- Он(а) часто поручает мне важные и трудные
дела.
- Нам трудно достичь взаимного согласия.
- Иногда он(а) может разрешить то, что еще
вчера запрещал(а).
- Я всегда учитываю его (ее) точку зрения
- Я бы хотел(а), чтобы мои будущие дети
относились ко мне так же, как к нему (к
ней).
- Я редко делаю с первого раза то, о чем
он(а) меня просит.
- Он(а) меня редко ругает.
- Он(а) старается контролировать все мои
действия и поступки.
- Считает, что главное — это слушаться
его (ее).
- Если у меня случается несчастье, в первую
очередь я делюсь с ним (ней).
- Он(а) не разделяет моих увлечений.
- Он(а) не считает меня таким
умным и способным, как ему (ей) хотелось
бы.
- Он(а) может признать свою неправоту и
извиниться передо мной.
- Он(а) часто идет у меня на поводу.
- Никогда не скажешь наверняка, как он(а)
отнесется к моим словам.
- Могу сказать, что он(а) для меня авторитетный
человек.
- Мне нравятся наши с ним (ней) отношения.
- Дома он(а) дает мне больше заданий, чем
их дают в семьях большинства моих друзей.
- Бывает, что он(а) применяет ко мне физические
наказания.
- Даже если я не хочу, мне приходится поступать
так, как желает он(а).
- Считает, что он(а) лучше знает, что мне
нужно.
- Он(а) всегда мне сочувствует.
- Мне кажется он(а) меня понимает.
- Он(а) хотел(а) бы во мне многое изменить.
- При принятии семейных решений он(а) всегда
учитывает мое мнение.
- Он(а) всегда соглашается с моими идеями
и предложениями.
- Никогда не знаешь, что от него (нее) ожидать.
- Он(а) является для меня эталоном и примером
во всем.
- Я считаю, что он(а) правильно воспитывает
меня.
- Он(а) предъявляет ко мне много требований.
- По характеру он(а) мягкий человек.
- Обычно он(а) мне позволяет возвращаться
домой, когда я захочу.
- Он(а) стремится оградить меня от трудностей
и неприятностей жизни.
- Он(а) не допускает, чтобы я подмечал его
(ее) слабости и недостатки.
- Я чувствую, что ему (ей) нравится мой
характер.
- Он(а) часто критикует меня по мелочам.
- Он(а) всегда с готовностью меня выслушивает.
- Мы расходимся с ним (ней) по очень многим
вопросам.
- Он(а) наказывает меня за такие поступки,
какие совершает сам(а).
- Я разделяю большинство его (ее) взглядов.
- Я устаю от повседневного общения с ним
(ней).
- Он(а) часто заставляет меня делать то,
что мне не хочется.
- Он(а) прощает мне то, за что другие наказали
бы.
- Он(а) хочет знать обо мне все: о чем я
думаю, как отношусь к своим друзьям и
т.п.
- Я не советуюсь с ним (ней), с кем мне дружить.
- Могу сказать, что он(а) — самый близкий
мне человек.
- Он(а) все время высказывает недовольство
мной.
- Думаю, он(а) приветствует мое поведение.
- Он(а) принимает участие в делах, которые
придумываю я.
- Мы по-разному с ним (ней) представляем
мою будущую жизнь.
- Одинаковые мои поступки могут вызвать
у него (нее) то упреки, то похвалу.
- Мне хотелось бы быть похожим на него
(нее).
- Я хочу, чтобы он(а) всегда относился(лась)
ко мне так же, как сейчас.
Регистрационный бланк
Ф. И. О._____________возраст________класс_________________________
№ п/п |
М |
0 |
|
М |
0 |
|
М |
0 |
|
М |
0 |
|
м |
0 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
13 |
|
|
25 |
|
|
37 |
|
|
49 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
14 |
|
|
26 |
|
|
38 |
|
|
50 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
15 |
|
|
27 |
|
|
39 |
|
|
51 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
16 |
|
|
28 |
|
|
40 |
|
|
52 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
17 |
|
|
29 |
|
|
41 |
|
|
53 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
18 |
|
|
30 |
|
|
42 |
|
|
54 |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
19 |
|
|
31 |
|
|
43 |
|
|
55 |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
20 |
|
|
32 |
|
|
44 |
|
|
56 |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
21 |
|
|
33 |
|
|
45 |
|
|
57 |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
22 |
|
|
34 |
|
|
46 |
|
|
58 |
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
23 |
|
|
35 |
|
|
47 |
|
|
59 |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
24 |
|
|
36 |
|
|
48 |
|
|
60 |
|
|
|
|
|
|
|
М — оценка матери; О — оценка отца.
Вариант для родителей подростков
Инструкция: «Отметьте степень согласия со следующими
утверждениями по 5-балльной системе. Оцените
утверждения отдельно для каждого ребенка
в бланке ответов».
5 — несомненно, да (полное согласие);
4 — в общем, да;
3 — и да, и нет;
2 — скорее нет, чем да;
1 — нет (абсолютное несогласие).
Вопросы:
- Если уж я чего-то требую от него (нее),
то обязательно добьюсь этого.
- Я всегда наказываю его (ее) за плохие
поступки.
- Он(а) редко говорит мне, куда идет и когда
вернется.
- Я считаю его (ее) вполне самостоятельным
человеком.
- Сын (дочь) может рассказать мне обо всем,
что с ним (ней) происходит.
- Думаю, что он(а) ничего не добьется в
жизни.
- Я говорю ему (ей) чаще о его (ее) недостатках,
чем достоинствах.
- Часто поручаю ему (ей) важные и трудные
дела.
- Нам трудно достичь взаимного согласия.
- Бывает, что разрешаю ему (ей) то, что еще
вчера запрещал(а).
- Сын (дочь) всегда учитывает мою точку
зрения.
- Я бы хотел(а), чтобы он(а) относился(лась)
к своим детям так же, как я к нему (к ней).
- Он(а) редко делает с первого раза то,
о чем я прошу.
- Я его (ее) очень редко ругаю.
- Я стараюсь контролировать все его (ее)
действия и поступки.
- Считаю, что для него (нее) главное — это
слушаться меня.
- Если у него (нее) случается несчастье,
в первую очередь он(а) делится со мной.
- Я не разделяю его (ее) увлечений.
- Я не считаю его (ее) таким умным(ой) и
способным(ой), как мне хотелось бы.
- Могу признать свою неправоту и извиниться
перед ним (ней).
- Я часто иду у него (нее) на поводу.
- Мне трудно бывает предсказать свое поведение
по отношению к нему (ней).
- Думаю, что я для него (нее) авторитетный
человек.
- Мне нравятся наши с ним (ней) отношения.
- Дома у него (нее) больше обязанностей,
чем у большинства его друзей.
- Приходится применять к нему (ней) физические
наказания.
- Ему (ей) приходится поступать так, как
я говорю, даже если он(а) не хочет.
- Думаю, я лучше знаю, что ему (ей) нужно.
- Я всегда сочувствую своему ребенку.
- Мне кажется, я его (ее) понимаю.
- Я хотел(а) бы в нем (ней) многое изменить.
- При принятии семейных решений всегда
учитываю его (ее) мнение.
- Я всегда соглашаюсь с его (ее) идеями
и предложениями.
- Мое поведение часто бывает для него
(нее) неожиданным.
- Я являюсь для него (нее) эталоном и примером
во всем.
- Считаю, что в целом правильно воспитываю
своего сына (дочь).
- Я предъявляю к нему (ней) много требований.
- По характеру я мягкий человек.
- Я позволяю ему (ей) возвращаться домой,
когда он(а) хочет.
- Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей
и неприятностей жизни.
- Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а)
мои слабости и недостатки.
- Мне нравится его (ее) характер.
- Я часто критикую его (ее) по мелочам.
- Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.
- Мы расходимся с ним (с ней) по очень многим
вопросам.
- Я наказываю его (ее) за такие поступки,
которые совершаю сама.
- Он(а) разделяет большинство моих взглядов.
- Я устаю от повседневного общения с ним
(ней).
- Мне приходится заставлять его (ее) делать
то, что он (она) не хочет.
- Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали
бы.
- Мне бы хотелось знать о нем все: о чем
он(а) думает, как относится к своим друзьям
и т. д.
- Он(а) не советуется со мной, с кем ему
(ей) дружить.
- Думаю, что для него (нее) я самый близкий
человек.
- Я часто высказываю свое недовольство
им (ей).
- Я приветствую его (ее) поведение.
- Принимаю участие в делах, которые придумывает
он(а).
- Мы по-разному представляем с ним (ней)
его (ее) будущую жизнь.
- Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в
сущности, за одно и то же.
- Думаю, ему (ей) хотелось бы походить на
меня.
- Я хочу, чтобы он(а) всегда относился(лась)
ко мне так же, как сейчас.