Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 15:09, курсовая работа
Цель исследования: изучить влияние скрытого семейного неблагополучия на формирование противоправного поведения подростков.
Ведущая идея: если установлены неблагоприятные отношения в семье между родителями и детьми, то это способствует формированию противоправного поведения у подростков
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме
2. Рассмотреть и проанализировать виды неблагополучных семей и их социально-психологические проблемы
3. Изучить виды скрытого семейного неблагополучия и его особенности
4. Рассмотреть понятие и виды противоправного поведения
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Неблагополучная семья, как фактор формирования противоправного поведения у подростков
1.1.Понятие и виды неблагополучных семей в современном обществе и их социально-психологические проблемы…………………………………………...5
1.2. Особенности скрытого семейного неблагополучия и их виды…………13
1.3. Психофизиологические особенности подросткового возраста………..20
Глава 2. Выявление влияния семьи со скрытым неблагополучием на формирование противоправного поведение у подростка
2.1 Понятие и виды противоправного поведения……………………………..27
2.2 Практическое исследование влияния семей со скрытым неблагополучием на формирование противоправного поведения у подростков……………………34
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы………………………………………….43
Ранняя сексуальная жизнь - обыденное понятие для малолетних проституток. Они не связывают ее с возможным материнством, хотя сделали по нескольку абортов. Ни отвращения, ни удовольствия от сексуальных контактов эти девочки не испытывают. У них нет сексуального влечения ни к своим сверстникам, ни к взрослым мужчинам.
Большинство малолетних проституток злоупотребляют и алкоголем, и наркотиками. У некоторых есть все признаки алкоголизма или наркомании. Они совершенно не тяготятся своей ролью, не протестуют, когда их унижают и бьют, смиряются со всеми трудностями своей «профессии», разделяют «клиентов» и сутенеров на «плохих» и «хороших», полностью зависят от своего сутенера, а иногда и влюбляются в него. Их даже не интересуют заработки. Если сутенер дает немного денег или кормит, одевает и покупает спиртное или наркотики, девочка считает, что он хороший, добрый: «не бьет», «заботится».
Внешняя «взрослость» и «опыт» малолетних проституток сочетаются с психической инфантильностью и примитивностью интересов. Как правило, у всех них есть психические отклонения или заболевания - психопатия, олигофрения в степени дебильности, органические заболевания головного мозга, шизофрения.
Дромомания - это склонность к бродяжничеству. Психиатры рассматривают ее как один из вариантов расстройства контроля над импульсивными побуждениями - обычно это неудержимое влечение к дальним странствиям.
Истинная дромомания встречается сравнительно редко, в основном при психических заболеваниях - шизофрении, эпилепсии. Побеги таких больных обычно возникают без какой-либо внешней причины, им предшествует беспричинно изменившееся настроение, и сами подростки потом не могут объяснить, что их толкнуло на побег. Нередко они сами возвращаются домой измученные и голодные.
Дромомания - это импульсивное влечение, и обусловлено оно основным психическим заболеванием. Из-за расстройства влечений такие больные могут приобщиться к употреблению спиртного или наркотиков.
Реакции компенсации и гиперкомпенсации - это такие формы поведения, с помощью которых человек старается скрыть, замаскировать свои слабые стороны. Они являются средствами психологической защиты, например, когда подросток переживает чувство неполноценности из-за своего физического или психического недостатка.
Примером реакции гиперкомпенсации может быть бравада, нелепое изменение своего внешнего вида, раннее начало курения, употребление спиртного и наркотиков у неуверенных в себе, робких подростков.
Реакции компенсации и гиперкомпенсации чаще всего свойственны детям, которым родители уделяют мало внимания и любви, сиротам, детям, растущим в неполных или деформированных семьях, а также страдающим неврозами, комплексом неполноценности.
Причинами начала употребления спиртного и наркотиков обычно является сочетание нескольких факторов, в числе которых наследственная отягощенность (алкоголизм родителей или наличие у одного из них или у обоих психического заболевания), влияние пьющих родителей, психические заболевания самого подростка, недостатки воспитания. Вследствие этого у подростка возникают различные психические отклонения, нарушения поведения, которые приводят его в группу пьющих ребят с асоциальным поведением.
Многие крайние нарушения поведения несовершеннолетних (за исключением случаев психических заболеваний) вызваны неправильным поведением родителей. Бывает, что родители не только некритичны к своим методам воспитания, но винят в этом самого ребенка или его сверстников, которые втянули его в плохую компанию. Виноваты все, кроме самих родителей: и школа “плохо воспитывает”, и ребенок “трудный”, и друзья “плохие”.
Вывод: Противоправное поведение – проступки, провинности, нарушения общественных норм поведения. Оно проявляется в различных видах реакций. Таких, как реакция протеста, реакция отказа, побеги из дома и другие. Эти действия подростки совершают по различным причинам. Например: привлечение к себе внимания, борьба за свою самостоятельность, обида и так далее.
2.2 Практическое исследование влияния семей со скрытым неблагополучием на формирование противоправного поведения у подростков
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 196 города Новосибирска.
В исследовании принимали участие 40 учащихся 6-9 классов и их семьи (36 семей).
Нашей целью было выявление семей со скрытым неблагополучием и изучение их влияния на формирование противоправного поведения подростков.
В ходе нашего исследования использовались следующие методики: опрос, беседа, анализ документов.
Для определения благополучия семьи нами были взяты следующие критерии: состав семьи, детско-родительские отношения, школьная успеваемость ребенка, санитарно-жилищные условия семьи, доход семьи, уровень социального благополучия семьи, поведение ребенка в школе, жизненные цели ребенка, эмоциональные отношения родителей с детьми.
На первом этапе мы провели опрос на выявление детско-родительских отношений. Инструментом диагностирования стал опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» автор Марковская И.И. (См приложение №1). Методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку одной стороны — родителей, — но и видение взаимодействия с другой стороны — с позиции детей. Опросник «Взаимодействие родитель— ребенок» является «зеркальным» и содержит две параллельных формы: для родителей и для детей. Кроме того, имеется два варианта опросника:
Мы взяли вариант для подростков и их родителей.
Родителям и их детям были предложены бланки с вопросами (по 60 вопросов) и регистрационные бланки для ответов. При заполнении опросника родителям и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе.
По результатам ответов было выявлено 6 семей с признаками скрытого неблагополучия. В семьях Натальи Ш. и Анастасии Т. Повышенные показатели по 1, 2, 5 шкалам. В семьях Алексея Л. и Игоря С. практически полная автономность детей, отсутствие сотрудничества. В семье Владимира П. пониженные показатели по 1, 2 шкалам. В семье Елены Б. и Олега Б. практически полная автономность детей, отсутствие сотрудничества, отвержение. Для дальнейшего исследования были взяты именно эти семьи.
На втором этапе нами были проведены беседы с классными руководителями, у которых обучаются дети из семей с признаками скрытого неблагополучия. Беседы были направлены на выявление сведений о данных семьях.
В результате бесед с классными руководителями было выявлено, что данные семьи характеризуются, как относительно благополучные. Общими критериями благополучия, с точки зрения классных руководителей, можно выделить следующее: полные семьи (наличие обоих родителей); материальное благополучие; взаимодействие родителей со школой; здоровье ребенка; санитарно-жилищные условия семьи.
Затем мы провели беседы с самими родителями и социальным педагогом. Беседы были направлены на выявление благополучия семьи, взаимоотношения родителей с детьми, поведения подростков.
В результате бесед были заполнены «Матрицы определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка» автор Олиференко Л.Я. (См приложение № 2).
По результатам матрицы составлена Таблица № 1
Таблица № 1
№ |
Имя |
Класс |
Возраст |
Социальное благополучие |
Отношения родителей с детьми |
1 |
Наталья Ш. |
9 Б |
1994 г. |
Социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы. Денег на повседневные расходы хватает, но покупка одежды вызывает трудности. |
Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям. |
2 |
Алексей Л. |
6 А |
1995 г. |
Социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы. Семья достаточно материально обеспечена. |
Для родителей первична собственная жизнь, но в отношении к детям доброжелательны. |
3 |
Владимир П. |
6 В |
1996 г. |
Социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы. Семья материально обеспечена. |
Слепая любовь - гиперопека |
4 |
Анастасия Т. |
6 Б |
1997 г. |
Социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы. Семья достаточно материально обеспечена. |
Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям |
5 |
Елена Б. |
6 А |
1997 г. |
Социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы. На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности. |
Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы. |
6 |
Олег Б. |
7 А |
1996 г. |
Социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы. На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности. |
Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы. |
7 |
Игорь С. |
8 Б |
1995 г. |
Социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы. Семья достаточно материально обеспечена. |
Для родителей первична собственная жизнь, но в отношении к детям доброжелательны. |
Также в результате беседы с социальным
педагогом, было выявлено, что одна семья
состоит на учете в социально-психолого-
На третьем этапе нашего исследования
нами были проанализированы документы
социально-психолого-
Проанализировав эти документы из выявленных нами семей с признаками скрытого неблагополучия, пять подростков состоят на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, два подростка привлекались к административной ответственности.
По результатам беседы с социальным педагогом
и анализа документов социально-психолого-
Таблица № 2
№ |
Имя |
Поведение |
1 |
Наталья Ш. |
Кража, употребление спиртных напитков, пропуски уроков без уважительной причины |
2 |
Алексей Л. |
Пропуски уроков без уважительной причины, вымогательство, вредные привычки, состоит на учете в ПДН |
3 |
Владимир П. |
Пропуски уроков без уважительной причины, вымогательство, вредные привычки, нарушение дисциплины и устава школы |
4 |
Анастасия Т. |
Пропуски уроков без уважительной причины, вредные привычки, уход из дома |
5 |
Елена Б. |
Пропуски уроков без уважительной причины, вредные привычки, хищение, состоит на учете в ПДН, внутришкольном учете |
6 |
Олег Б. |
Пропуски уроков без уважительной причины, вредные привычки, хищение, состоит на учете в ПДН, внутришкольном учете |
7 |
Игорь С. |
Бродяжничество, употребление спиртных напитков, вредные привычки |
Сравнивая критерии определения благополучия семьи, которые были взяты нами и классными руководителями, мы увидели, что такие критерии, как уровень социального благополучия семьи, жизненные цели ребенка, эмоциональные отношения родителей с детьми, классными руководителями во внимание не берутся.
Итак, мы выявили семей со скрытым неблагополучием и выяснили, что подростки из этих семей имеют противоправное поведение.
Заключение
В дипломной работе рассматривалась проблема влияния семьи со скрытым неблагополучием на формирование противоправного поведения подростков.
Мы определи, что скрытое семейное неблагополучие не менее вредно для формирования личности ребенка, чем открытые (явные) формы его проявления.
Проблема заключается в том, что на внутреннее неблагополучие в семьях почти не обращается внимание общественности, что не способствует разрешению напряженной внутрисемейной ситуации и не снижает опасности личностной деформации воспитывающихся в них детей.
Взаимоотношения детей и родителей складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих детей.
В результате исследования мы достигли цели работы, выявив, что семьи со скрытым неблагополучием способствуют формированию противоправного поведения у подростков. А также были выполнены задачи:
- была изучена психолого-
- рассмотрены и проанализированы виды неблагополучных семей и их социально-психологические проблемы
- изучены виды скрытого семейного неблагополучия и его особенности
- рассмотрены понятие и виды противоправного поведения
- были подобраны и реализованы
методы исследование влияния
семьи со скрытым
И на основе исследований сделаны следующие выводы:
Неадекватное отношение родителей к подростку обуславливает его тревожное состояние, эмоциональный психологический дискомфорт и как следствие - отклоняющее поведение ребенка.
Уровень развития личности подростка зависит и от создания условий родителями.
Негативные взаимоотношения между взрослыми и подростком формируются при неблагоприятном климате в семье, и подросток, протестуя против таких отношений, может до конца не осознавая свои поступки идет на крайние меры в виде делинквентного поведения.
Подростки совершают противоправные действия для привлечения к себе внимания родителей, чтобы замаскировать свои слабые стороны, в роли борьбы за свою самостоятельность, как следствие обиды и так далее.
На основе этих выводов можно сделать заключение о том, что наша ведущая идея о роли родительского отношения к детям получила свое подтверждение. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном равенстве.