Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 15:09, курсовая работа
Цель исследования: изучить влияние скрытого семейного неблагополучия на формирование противоправного поведения подростков.
Ведущая идея: если установлены неблагоприятные отношения в семье между родителями и детьми, то это способствует формированию противоправного поведения у подростков
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме
2. Рассмотреть и проанализировать виды неблагополучных семей и их социально-психологические проблемы
3. Изучить виды скрытого семейного неблагополучия и его особенности
4. Рассмотреть понятие и виды противоправного поведения
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Неблагополучная семья, как фактор формирования противоправного поведения у подростков
1.1.Понятие и виды неблагополучных семей в современном обществе и их социально-психологические проблемы…………………………………………...5
1.2. Особенности скрытого семейного неблагополучия и их виды…………13
1.3. Психофизиологические особенности подросткового возраста………..20
Глава 2. Выявление влияния семьи со скрытым неблагополучием на формирование противоправного поведение у подростка
2.1 Понятие и виды противоправного поведения……………………………..27
2.2 Практическое исследование влияния семей со скрытым неблагополучием на формирование противоправного поведения у подростков……………………34
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы………………………………………….43
Половые гормоны оказывают специфическое влияние на все клетки тела без исключения, в том числе на клетки головного мозга. Это влечет за собой изменения состояния, самочувствия и настроения подростка, что отражается и на его поведении в различных ситуациях.
Перестройка гормональной системы на первом этапе полового созревания (от 11 до 14 лет) может повлечь за собой резкую возбудимость, нервность, быструю утомляемость, эмоциональную неустойчивость и агрессивность. Отмечается повышенная активность подкорковых структур, усиление их влияния на кору больших полушарий, что в конечном итоге приводит к снижению адаптационных возможностей высших отделов центральной нервной системы, а также ухудшению восприятия и внимания.
Для младшего подростка (особенно мальчика) характерны и сопутствующие различной деятельности дополнительные движения рук, ног, туловища, например размахивание руками во время речи, качание на стуле, постоянные попытки на что-нибудь облокотиться, опереться. Подростку тяжело сохранять стабильную прямую позу во время стояния, сидения.
Психоэмоциональная сфера младшего подростка зачастую представляет собой комок противоречий заключается в том, что, проявляя грубость и нетерпимость, они одновременно очень ранимы. Их настроение может меняться в короткий промежуток времени от жизнерадостного до мрачного.[15,с.57]
С настроением и эмоциональным состоянием тесно связана способность подростка выполнять не только трудную, но и привычную, хорошо знакомую или любимую работу: иногда они трудятся с неиссякающим энтузиазмом, иногда — медлительны и апатичны. Поэтому младшим подросткам необходим прежде всего щадящий режим, предотвращение различных перегрузок в связи с повышенной утомляемостью и раздражительностью. Несоблюдение рационального режима жизни, чрезмерные умственные, физические нагрузки и сильные эмоциональные переживания в конечном итоге могут привести к невротизации подростка и болезненным формам поведения.
Половые различия в поведении младших подростков чаще сводятся к тому, что у девочек, несмотря на повышенную впечатлительность, наблюдается преимущественно сонливое, апатичное состояние, а у мальчиков — сравнительно более активное поведение и негативные поступки по отношению к взрослым и товарищам.
Старшие подростки менее раздражительны, чем младшие и средние, настроение у них чаще жизнерадостное, оптимистическое. На смену неуравновешенности и неуверенности в своих силах приходит повышенная, а нередко и завышенная самооценка. Эти особенности имеют под собой глубокую физиологическую основу.[10,с.55]
На втором этапе полового созревания (после 12—14 лет) половые гормоны становятся не только мощным фактором усиления обмена веществ, но и, как следствие, фактором, повышающим регуляторные возможности центральной нервной системы, ее работоспособность и уравновешенность нервных процессов. На поздних стадиях пубертата в основном складывается свойственный взрослым характер корково-подкорковых взаимоотношений, усиливается и становится более экономичной функциональная активность коры больших полушарий. У старших подростков увеличивается способность к концентрации внимания, умственным и физическим усилиям, эмоциональная устойчивость и адекватность поведенческих реакций. Поэтому старшие подростки больше нуждаются в том, чтобы их избыточная энергия находила правильный выход, и в работе с ними требуется в первую очередь правильная организация и содержательное наполнение их повседневной деятельности.
Характер течения пубертатного периода всегда определяется особенностями среды, в которой происходит развитие подростка, и при благоприятных условиях кризисы в этом возрасте совсем не обязательны. Однако нередки и отклонения в развитии различных систем (в том числе репродуктивной) организма подростка, которые могут носить не только функциональный, но и патологический характер.[15,с.64]
В течение первого этапа полового созревания ввиду несформированности взаимоотношений между центрами подкорковой регуляции (гипоталамус, гипофиз) и половыми железами, как правило, возникает повышенное возбуждение в подкорковых структурах, в том числе тех, которые осуществляют вегетативную регуляцию температуры организма, тонуса кровеносных сосудов и сердечной мышцы, пищеварения и обмена веществ и прочее. Это может привести к таким преходящим нарушениям жизнедеятельности организма подростков обоего пола, как подростково-юношеская гипер- или гипотония, вегето-сосудистая дистония, элементарное ожирение или похудание, повышенная сонливость, невротические состояния.
Вывод: Для современных подростков значимы материальные ценности. У подростков с делинквентным, аддиктивным поведением часто отсутствуют жизненные цели. Психофизиологогические особенности подросткового возраста зависят от взаимодействия центральной и эндокринной систем.
Глава 2. Выявление влияния семьи со скрытым неблагополучием на формирование противоправного поведение у подростка
2.1 Понятие и виды
Под противоправным поведением понимаются различные проступки, провинности, нарушения общественных норм поведения. Его называют делинквентным поведением. От криминальных действий делинквентное поведение отличается относительной незначительностью правонарушений и только в крайних своих проявлениях влечет за собой уголовное наказание.
Начинается обычно с прогулов занятий, затем могут быть драки, хулиганство, отнимание у младших детей или более слабых сверстников денег или вещей, угон велосипеда, мотоцикла или машины, чтобы покататься, выпрашивание денег у прохожих, мелкие кражи и многое другое.
Чаще всего к делинквентному поведению ведет употребление спиртного или наркотиков. А это, в свою очередь, приводит к более выраженным асоциальным формам поведения, и тут речь идет уже не о делинквентности, а о криминальных действиях.
Безнадзорность, отсутствие семейного контроля и внимания родителей - это основа для делинквентного поведения в подростковом возрасте.
Реакция протеста - одна из наиболее частых в подростковом возрасте. Протестные формы поведения возникают в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношением близких. Возникает психотравмирующая ситуация с отрицательно окрашенными переживаниями. Протестная реакция направлена против тех лиц, которые явились источником переживаний - чаще всего это родители.
Поссорившись с родителями или учителями, школьник убегает на улицу к приятелям. Он злится на взрослых, а сверстники и совместное употребление спиртного или наркотиков повышают настроение, дают ощущение уверенности в себе и переоценку своих способностей.
Реакция протеста подростка бывает и в тех случаях, когда в семье конфликтная обстановка. Родители ссорятся между собой, а реакция протеста ребенка направлена против них, поскольку они, по его мнению, виноваты перед ним, и он реализует свой протест в утрированной форме, совершает мелкие правонарушения - все делает назло родителям.
Причиной реакции протеста может быть равнодушное отношение родителей, несправедливое, болезненное для самолюбия ребенка наказание, запрещение чего-либо, что значимо для него, например запрет видеться с приятелями.
Протестные реакции могут быть и из-за предъявляемых родителями чрезмерных претензий, требования выдающихся успехов, когда родители пытаются сделать из ребенка вундеркинда, ставят перед ним непосильные задачи, например чтобы он стал отличником в школе или походил на кого-то из своих сверстников. Подростку проще и легче проводить время на улице со сверстниками, чем сидеть дома за учебниками или упорно заниматься музыкой, спортом, иностранным языком, чего требуют родители.
Подросток может проявить протест и при повторном браке одного из родителей, когда в семье появляются отчим или мачеха и их дети или когда в семье рождается еще один ребенок и старшему уделяется меньше внимания, чем раньше. Это и ревность, и соперничество с новым членом семьи за внимание матери.
Реакции протеста могут быть и у подростка с задержкой развития, умственной отсталостью, психопатией, из-за чего он плохо учится и его все ругают за плохую успеваемость и прогулы занятий.
Пассивная реакция протеста - это замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослого, утрата с ним прежнего эмоционального контакта, стремление избегать общения. Подросток начинает искать общения на стороне и может попасть в сложившуюся группировку, где принято выпивать или употреблять наркотики.
Реакция активного протеста проявляется в виде непослушания, грубости, вызывающего и даже агрессивного поведения, побега из дома в ответ на ссору, конфликт, жестокие методы воспитания, наказания, упреки, оскорбления.
У подростка с психопатией или органическим заболеванием головного мозга реакция активного протеста может сопровождаться двигательным возбуждением - в гневе он может проявить агрессию, ломать предметы.
Активный протест может выражаться и в стремлении делать назло, причинять прямой вред обидчику или мстить ему опосредованно собственным асоциальным поведением.
В некоторых случаях реакция протеста может закрепиться и в последующем распространяется на всех взрослых вообще.
Реакция эмансипации - это борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение. Он хочет освободиться от опеки взрослых любыми способами. Чем больше его контролируют и подавляют, тем больше он хочет избавиться от влияния взрослых. Наперекор им он начинает поступать по-своему, демонстрируя, что он уже самостоятельный. Если бы родители или учителя не принуждали его к чему-либо, он и сам мог бы это сделать.
С таким поведением нередко сталкиваются и учителя, и родители, объясняя его упрямством. На самом деле это вполне закономерная реакция для этого возраста. У психически здоровых подростков она со временем проходит. Крайние формы реакция эмансипации приобретает при неправильном поведении взрослых - если они проявляют деспотизм и требуют беспрекословного подчинения. При этом возможны побеги из дома и бродяжничество.
Реакция отказа от общения, игр, приема пищи, выполнения домашних обязанностей или посещения занятий может быть у подростков, когда родители оказывают им противодействие в общении с компанией сверстников. Так может произойти, если родители, желая оградить своего ребенка от группировки, где он выпивал или принимал наркотики, переводят его в другую школу (училище) или переезжают на новое место жительства. В этом случае подросток винит родителей в том, что они разлучили его с привычной компанией, и отказывается общаться с ними.
Побеги из дома обусловлены разными причинами, например, тем, что с подростком плохо обращаются, унижают его или бьют.
Девочки нередко убегают после сексуального насилия со стороны отчима или пьяного отца, когда мать не смогла или не захотела защитить их.
Побеги бывают формой протеста против недостаточного внимания родителей, или их чрезмерных требований и деспотизма, или против навязываемого образа жизни.
Иногда побеги совершаются из дома ради поиска развлечений и новых впечатлений, приключений и свободы. Убегают из дома и дети и подростки, склонные к фантазерству и мечтательности, начитавшись книг о знаменитых путешественниках и дальних странах.
Побег из дома может произойти и после того, как подросток совершил проступок и боится наказания взрослых, особенно часто это бывает у робких, «забитых» девочек и мальчиков, которых жестоко наказывают родители.
Обычно первый побег бывает после какой-то ссоры или психической травмы, а затем эта форма реагирования закрепляется и в дальнейшем подросток уже на любую неприятность отвечает побегом из дома.
Беглецы недовольны тем, что родители и педагоги не принимают их всерьез, игнорируют их интересы, относятся к ним, как к маленьким. Такие подростки считают учителей и родителей отсталыми, консерваторами, не понимающими и не приемлющими образа жизни молодежи.
Девочки протестуют против того, что учителя и родители запрещают им пользоваться косметикой, носить одежду, которая им нравится, что родители контролируют, с кем они проводят время и как развлекаются.
Подростки, воспитывавшиеся во внешне благополучных семьях с материальным достатком, сбежав из дома, расценивают свою новую жизнь как свободу от семьи и школы. Им нравится, что они сами добывают себе средства к существованию, могут пить и принимать наркотики, не опасаясь ни родителей, ни учителей, развлекаться так, как хотят, и приобретать опыт жизни, в том числе и сексуальный.
Убежав из дома, подростки избавляются от надоевшей опеки и контроля учителей и родителей, от всех обязанностей и принуждений, расценивая свою жизнь как легкую, веселую и свободную.
Если побег был связан с тем, что дома с ними плохо обращались, подростки категорически не хотят возвращаться. Их даже больше устраивает детский приемник, куда их обычно помещают, пока не обнаружат их родителей; и они намеренно скрывают свой адрес и фамилию, называют вымышленные данные, чтобы их не отправили домой.
Большинство «беглецов» попадает в асоциальные компании, в руки криминальных личностей. Как правило, все они начинают выпивать и принимать наркотики.
Многие девочки после побега из дома становятся малолетними проститутками. Они не имеют возможности заработать на жизнь, и их тут же подбирают сутенеры. Бывает, что психически больных девочек или девочек из неблагополучных семей взрослый мерзавец вовлекает в группу, приучает к наркотикам, пускает по рукам, а затем продает сутенерам или сам становится сутенером. Малолетние проститутки не видят для себя никакого выхода, да и не ищут его. Подчас они горюют лишь о том, что лишились группы, где они чувствовали хоть какое-то мужское внимание и были бы согласны вновь туда вернуться и всех «обслуживать».
Некоторые малолетние проститутки подверглись изнасилованию в подростковой группе, но сами они не считают это изнасилованием. Девочки рассказывают, что выпивали или принимали наркотики вместе с другими подростками, а потом «ребята стали приставать и заставили», но сожалений по этому поводу не испытывают. Многие даже не помнят своего первого сексуального партнера, говорят: «Давно это было».