Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить основные направления и формы совместной работы детского сада и семьи в области экологического воспитания дошкольников.
Объект: экологическое воспитание дошкольников.
Предмет: объединение усилий детского сада и семьи.
В ходе исследования были определены следующие задачи:
1) анализ и систематизация литературы по взаимодействию двух социальных институтов в области экологического воспитания дошкольников;
2) ознакомление с опытом работы по данной проблеме в дошкольном учреждении в целом и в отдельно взятой группе;

Содержание работы

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы взаимодействия детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников

1.1 Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников

Этапы работы детского сада с семьей по налаживанию их взаимодействия в осуществлении экологического воспитания дошкольников

1.4 Формы и метолы работы детского сада с семьей по проблеме экологического воспитания дошкольников

ГЛАВА П. Опытно-экспериментальная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспита.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, родители станут самыми непосредственными участниками развития детской любознательности, познания окружающего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Консультация для родителей «Малыш стремится познать окружающий мир» 

     За три года жизни малыш освоил огромное количество сведений. Ребенок различает близких и чужих людей, предметы и объекты, которые окружают его дома, в детском саду, на улице. Он узнает знакомые ему звуки и запахи. У маленького человечка есть свои симпатии и антипатии, он что-то любит, к чему-то тянется, но при этом что-то отвергает, не замечает, остается к чему-то равнодушным.

     Основой мировоззрения ребенка трехлетнего возраста является предметное содержание действительности. При этом все, с чем сталкивается малыш на пути своего познания, воспринимается им как единственное в своем роде, как единичное. Постигая один предмет за другим, ребенок накапливает в сознании разрозненные, плохо связанные между собой представления о них. Он познает предметы, но не видит связи между ними. Выбрав предмет для познания, ребенок стремится взять его в руки, а получив — обследует самыми разными способами: вертит, трясет, крутит, пробует на вкус, нюхает, т.е. совершает простейшие опыты. «Насытившись» объектом, малыш принимается за другой и каждый раз действует по одной и той же схеме: стремится завладеть предметом и проделать с ним огромное количество разнообразных действий. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Такой практический способ познания для ребенка трех лет является единственным, а значит основным, он не формируется в процессе жизни, а как бы дан ему природой. Единственно доступный человеку этого возраста способ познания — непосредственное восприятие. Взрослым часто кажется, что ближайшее окружение ребенка не является таким богатым и разнообразным, что оно не может дать должного развития для познавательной сферы малыша, и они стремятся скорее загрузить его более интересной, с их точки зрения, информацией о большом мире. Однако тем самым они перетягивают ребенка в «чужой» и пока совсем непонятный ему мир, который он не может постичь. Важно помнить: истоки познания большого мира лежат в ближайшем окружении, и чем лучше ребенок разбирается и ориентируется в своем маленьком мирке, тем с большим рвением будет открывать для себя большой мир.

     Познавательные потребности ребенка четвертого года жизни можно выразить вопросами, которые он ставит перед собой и окружающими его взрослыми. Первое, что волнует малыша при столкновении с чем-то новым, — «кто это?» или «что это?». При этом взрослый должен удовлетворить интерес через прямой, простой ответ или простейший опыт. Следующий вопрос, который возникает при столкновении с новым, — «какой предмет?». Ребенка интересуют различные свойства и качества предмета. На этот вопрос малыш порой сам находит ответ, действуя и манипулируя с предметами. Любой предмет материального мира несет в себе две группы характеристик:

     1. Внешние характеристики: величина, цвет, форма, размер.

     2. Внутренние, скрытые характеристики: назначение предмета, его функция.   

      Познавательно-практическая деятельность ребенка направлена на изучение первой группы характеристик. Малыш четырех лет испытывает потребность постичь вторую группу характеристик, его интересует, для чего нужен тот или иной предмет, как им пользоваться. Самостоятельно постичь внутренние, скрытые характеристики ребенок не может, так как ему известен только один способ познания: вижу — действую. Малышу нужна помощь взрослых. Через скрытые характеристики ребенок начинает постигать скрытые связи и зависимости нашего мира. Поняв функцию и назначение предмета, дети начинают осознанно относиться к нему. В поисках новых впечатлений и ответов на вопросы ребенок начинает раздвигать рамки окружающего мира. Прибавление физической силы и энергии, ощущение себя «взрослым» вызывает у него стремление к участию в реальных делах взрослых.

     Параллельно с освоением предметного мира у малыша интенсивно формируется определенное отношение к людям, их поступкам, природе и т.д. Надо позаботиться, чтобы дети бережно относились ко всему, что наполняет этот мир. Бережное отношение проявляется в использовании предмета по назначению.

     Таким образом, через познавательно-практическую деятельность ребенок трех-четырех лет приобретает новую информацию о предметах, явлениях и событиях ближайшего непосредственного окружения. Дети смотрят на предметы как бы с разных сторон. Они начинают устанавливать связи и зависимости, осознавать роль и значение предметов в жизни человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ  ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

     Экологически культурный человек должен придерживаться следующих правил поведения:

     1. Сам не вреди природе и не давай вредить другим.

     2. Сам помогай природе и уговори товарищей ей помогать.

     3. Помогай «братьям нашим меньшим»: строй для них домики, подкармливай их в трудное для них зимнее время.

      4. Будь внимателен и терпелив к своим ближним.

      5. Не унижай ни себя, ни товарищей.

     6. Заботься о больных и старых людях.

     7. Береги здоровье смолоду: не кури, не пей, не употребляй наркотики; твоё здоровье - часть здоровья нации.

     8. Используй больше разнообразную растительную пищу, ограничь себя в употреблении мясных продуктов.

     9. Не стремись иметь все и в большом количестве; имей только то, что необходимо для здорового образа жизни,

     10. Применяй в быту упаковочные материалы многократного действия - меньше будет мусора.

     11. Экономь воду, газ и электричество - этим ты спасёшь природу от разрушения.

     12.   Сажай больше деревьев: лес — это лёгкие планеты.

     13. Не жги промышленно-бытовые отходы, при их горении образуются ядовитые газы, особенно при сжигании синтетических материалов (пакетов, сумок, смол и т.д.).

     14. Откажись от использования аэрозольных баллончиков - спасешь атмосферу.

     15. Объединяйся с другими людьми в деле защиты природы и человека.

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ

     В лесу надо вести себя очень осторожно, чтобы не  навредить растениям и животным. Поэтому необходимо   выполнять следующие правила поведения: | 
   1. Не рви цветы, не ломай деревья.

     2. Не разоряй гнёзда и муравейники.

     3. Оберегай растения и животных, занесенных в красную книгу.

 

     4. Жги костры только в специально оборудованных местах: костер должен быть удалён от деревьев, место костра очищено от травы и обложено камнями или землёй, для  дров используется сухой валежник или специально запасённые дрова; перед уходом костёр залей водой и засыпь землёй.

|

     5. Не жги весной траву, так как от неё может загореться лес.

 

     6. Не устраивай мусорных куч, все пустые банки и бутылки вместе с мусором унеси с собой из леса и выброси в специально оборудованные для этого места  или закопай.


     7. Не вырывай с корнем и не обламывай ягодные кусты.

 
     8. Устрой домики и кормушки для птиц и других животных.

 
     9. Не шуми и не тревожь обитателей леса.

 

     10. Вступи в дружину по охране и восстановлению леса.

 

 

 

 

ОГНЕННАЯ СТИХИЯ – ЗЛЕЙШИЙ ВРАГ ПРИРОДЫ!

     Для большинства диких животных и птиц лес является родным домом! Домом, в котором они живут, находят себе пищу, выращивают потомство. Жители леса: различные виды животных, птиц, рептилий, амфибий, насекомых ... дополняют красоту лесного пейзажа, наполняют неповторимыми звуками упоительный, помогают нам ощутить  красоту и полноту жизни.

     Лесные пожары уничтожают не только лесную растительность, но и «родной дом» лесных жителей и их самих.

     К сожалению, чаще всего причиной пожаров являются безответственные туристы, грибники и ягодники, которые бездумно относятся к природе.

     Бывая в лесу, помните, что, Вы являетесь гостями у жителей леса, соблюдайте элементарные правила поведения:

     1. Разводите костры только в случае необходимости и только в отведённом для этих целей местах или сами их оборудуйте. 

     2. Никогда не зажигайте костер в хвойных молодняках - это может вызвать самый страшный верховой пожар.

     3. Никогда не разводите костров на торфяниках, тлеющий торф затушить очень трудно, даже заливая его водой, тление может превратиться в губительный торфяной пожар на многие месяцы, на большой глубине.

     4. Уходя, тщательно тушите костёр, заливайте или засыпайте землёй до тех пор, пока не прекратится тление.

Не проходите мимо возможных очагов пожара, принимайте немедленные меры по их ликвидации путём затаптывания, окапывания, использования таких средств, как вода, земля, ветки деревьев и т.д. При невозможности затушить -срочно сообщите о случавшемся в ближайший сельский Совет, лесничество, милицию, общество охотников и рыболовов, в районную инспекцию природных ресурсов и охраны окружающей среды.

     Просим Вас, помогите себе сами!

     Звоните, пишите нам!

г. Солигорск, ул. Строителей, 34

Солигорская райгоринспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды

тел: 22-49-61; 22-49-89

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ОКОЛО ВОДОЕМОВ

 

     Загрязнение  водоемов вызывает болезнь и  гибель населяющих их растений, рыб, раков и других животных. Поэтому во время отдыха на  берегу водоема необходимо соблюдать  определенные правила поведения,  чтобы не загрязнять окружающую среду и не подвергать опасности свою жизнь и жизнь других людей. Следовать этим правилам совсем несложно:

  1. собери свой мусор и выброси его в мусорный контейнер, а если его поблизости нет, то унеси мусор с собой;
  2. не бросай в воду мусор, особенно острые предметы – банки, бутылки, железки, проволоку и другие, так как они могут ранить купающихся;
  3. не трави рыбу и не губи молодь;
  4. не стирай белье в водоеме;
  5. не мой машину на берегу водоема;
  6. не губи водные растения;
  7. охраняй водные растения, занесенные в Красную книгу;
  8. не тревожь и не убивай животных, живущих по берегам водоемов – бобров, выдр, водяных крыс, лягушек, змей, стрекоз и других;
  9. купайся в специально отведенных местах, в незнакомых  местах заходи в воду осторожно, так как на дне могут быть коряги, затонувшие бревна-топляки, банки, железки и другой мусор; помни народную мудрость: «Не спросясь (не зная) броду, не суйся в воду»;
  10. вступи в дружину по охране водоемов и спасению утопающих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников

 

     В  этом  параграфе мы рассмотрим вопрос  взаимодействия детского сада  и семьи в экологическом воспитании  дошкольников.

     Семья и группа  детского сада – своеобразное зеркало для малыша. В нем ребенок видит все окружающее, с его помощью входит в свет общечеловеческих ценностей, одной из которых является  жизнь в широком смысле этого слова. Понятно, что для того, чтобы эта картина света не имела искажений, семье и детскому саду необходимо наладить такое взаимодействие, чтобы, не утратив своей специфики, дополнять один одного в воспитании личности ребенка, помогать ему осознать свое экологическое «я».

     В педагогической  литературе по проблемам сочетания  семейного и общественного воспитания определяются три вида связей между семьей и детским садом, что способствует повышению эффективности воспитания детей.

     К первому виду  относятся связи, которые направлены  на то, чтобы оптимизировать влияние  семьи на подрастающее поколение через повышение педагогической культуры  родителей, оказание им помощи.  Связи такого рода определены как компенсаторные. В практике они реализуются в таких формах и методах совместной работы семьи и детского сада, как родительские собрания, консультации, лектории и т.д. сущность связей этого вида – «детский сад и семья».

     Связи второго вида  характеризуют   включение родителей  в учебно-воспитательный процесс  детского сада. Они направлены  на его усовершенствование («семья - детскому саду») и тоже носят компенсаторный характер. Практическое проявление  такие связи находят при организации помощи детскому саду со стороны родителей – в налаживании работы кружков, коллективных мероприятий (экскурсий, походов и т.д.).

     Третий вид связей  – координационные. Они возникают тогда, когда родители и педагоги становятся партнерами и  совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании ребенка. [16, с.83] 

     Таким образом, можно  сделать вывод, что в основе  взаимодействия дошкольного учреждения  и семьи лежит сотрудничество. Инициатором установления сотрудничества должен быть педагог дошкольного учреждения, поскольку он профессионально подготовлен к образовательной работе, а стало быть, понимает, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей.

Информация о работе Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей дошкольного возраста