Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить основные направления и формы совместной работы детского сада и семьи в области экологического воспитания дошкольников.
Объект: экологическое воспитание дошкольников.
Предмет: объединение усилий детского сада и семьи.
В ходе исследования были определены следующие задачи:
1) анализ и систематизация литературы по взаимодействию двух социальных институтов в области экологического воспитания дошкольников;
2) ознакомление с опытом работы по данной проблеме в дошкольном учреждении в целом и в отдельно взятой группе;

Содержание работы

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы взаимодействия детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников

1.1 Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников

Этапы работы детского сада с семьей по налаживанию их взаимодействия в осуществлении экологического воспитания дошкольников

1.4 Формы и метолы работы детского сада с семьей по проблеме экологического воспитания дошкольников

ГЛАВА П. Опытно-экспериментальная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспита.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

     - все участники анкетирования на вопрос о том, имеете ли вы дома условия для экологического воспитания ребенка, ответили положительно. Однако на вопрос указать конкретно  какие, были  даны разнообразные ответы. Большее число родителей ответили, что содержат дома домашних животных, комнатные растения, а также  приобрели дачный участок. 3-е родителей (21%) отметили из выше перечисленных условий только  дачный участок и комнатные растения. У 3-их из 14 родителей (21%) имеются дома все условия для экологического воспитания своего ребенка. 2 родителей (14%) имеют дома энциклопедии, дидактические игры, природоведческую литературу, а также посещают вместе с детьми дачный участок.

     - проделав анализ ответов на вопрос «Какова степень участия вашего ребенка в уходе за домашними питомцами?» следует отметить, что родители стараются привлечь своих детей к уходу за растениями и домашними животными. Так 11 человек (79%) ответили, что ребенок поливает цветы, кормит и помогает ухаживать за домашними животными. И только 3 человека (21%) отметили, что ребенок не участвует в уходе за домашними питомцами. Отсюда следует, что в этих семьях детей не приобщают к заботе о животных  и растениях.

     В результате диагностики  третьего блока заданий выяснилось, что:

     - всех опрошенных родителей интересует проблема экологического воспитания, они считают необходимым знакомить детей с правилами поведения в природе. А 5 человек (36%) описали причину ознакомления с правилами поведения в природе: «Ребенок полностью копирует отношение и поведение взрослых в природе». Остальные 9 человек (64%) ответили утвердительно без пояснения причин.

     - по результатам ответов выяснилось, что практически всем родителям требуется помощь по экологическому воспитанию детей, однако по разным вопросам. 4 родителей (29%) хотели бы получить сведения о содержании природоведческих знаний, как знакомить и обучать детей правилам поведения в природе; какую практическую природоохранную деятельность можно осуществлять с детьми. 4 человека (29%) сводят роль родителей к чтению литературы на тему природы, считая, что формирование экологической культуры и сознания это обязанность воспитателя. 4 человека (29%) нуждаются в получении сведений о том, как  осуществлять экологический подход к содержанию животных и растений, как организовывать прогулки на природу, как проводить наблюдения за погодой и как правильно подобрать природоведческую литературу. Остальные родители (14%) обладают достаточно скудными знаниями в области экологического  воспитания дошкольников  и нуждаются в серьёзной подготовке по данному вопросу.

     - родители дали положительную оценку работе дошкольного учреждения по вопросу формирования экологической культуры дошкольников. Большинство родителей 10 человек (71%) отметили работу дошкольного учреждения оценкой «хорошо». 2 родителей (14%) оценили работу дошкольного учреждения на отлично. 1 человек (7%) не смог оценит работу дошкольного учреждения по данному вопросу, ответив «затрудняюсь ответить». 1 человек (7%) дал   работе дошкольного учреждения удовлетворительную оценку.

     Таким образом,  проведя диагностику уровня экологической  воспитанности родителей можно  сделать вывод о том,  что  родителям необходима помощь  в организации экологического воспитания детей.

     Во время  прохождения преддипломной практики  по специальности «Экологическое  воспитание дошкольников» для  повышения уровня экологической  воспитанности родителей спроектированы  и проведены следующие формы  работы:

     I. информационный блок. В нем можно выделить 3 формы работы с родителями:

     1) методические  рекомендации;

     2) консультации;

     3) педагогические  ширмы.

     Методические  рекомендации (см. Приложение 2)  разработаны  и проведены по вопросу организации познавательно-практической деятельности детей, в которых были даны советы как правильно направить познавательную активность в нужное русло. Например, поставить в ванной комнате миску с водой, повесить фартук и нарукавники, положить самые разнообразные предметы  и игрушки, разрешить ребенку самостоятельно или с помощью  родителей изучать их свойства (плавают или тонут, легкие или тяжелые и т.д.). Затем  подвести  малыша к необходимости сформулировать свои выводы о свойствах предметов в словесной форме. Это способствует развитию не только речи, но и мышления. Рекомендации предлагались родителям в утренний и   вечерний  отрезки времени во время утреннего приема детей и перед уходом домой.

     Также были  проведены консультации для родителей  по теме: «Малыш стремится познать окружающий мир» (см. Приложение 3), где родителям пояснялось, как удовлетворить интерес ребенка при столкновении с чем-то новым, как научить ребенка бережно  относиться к окружающему его миру, как использовать предметы по назначению. Консультации проводились с подгруппами родителей в вечернее время. 

     В уголке  для родителей  оформлен стенд  на экологическую тему: «Общие  экологические правила поведения  человека» и «Экологические правила  поведения в лесу, на лугу, около  водоемов», в котором родителям в письменном виде пояснялось как надо вести  себя на природе, чтобы не навредить ей и сохранить для  будущих поколений. Данная информация была доступна для каждого из родителей в любое удобное для них время.

     П. Развлекательно-познавательный блок. В нем  можно выделить такую форму работы с родителями как родительское собрание.

     Родительское  собрание проводилось в форме  игры-викторины: «Звездный час» (см. Приложение 4). Игра проводилась с  участием родителей и детей.  Дети были разделены на 2 команды,  родители объединились в одну. Из числа родителей и воспитателей было выбрано жюри, которое  подводило итоги после  каждого конкурса. Команде родителей были предложены следующие задания:

  1. «Назвать  растения и животных, которые  занесены в Красную книгу»;
  2. «Назвать  представленные картины и художника»;
  3. Игра-эстафета «С кочки на кочку» (кто быстрее переберется на другую сторону «болота»);
  4. «Отгадать загадки на экологическую тематику»;
  5. «Заморочки» из бочки (хитрые загадки).

      Задания  для команды детей:

  1. «Разминка для ума» (назвать одним словом);
  2. «Литературное задание» (загадки о природе);
  3. «Составь картинку о весне»;
  4. «Назвать зверей, которые зимой впадают в спячку, а весной  просыпаются» и «Назвать птиц, которые возвращаются из теплых краев»;
  5. «Эстафета гусениц» (чья команда быстрее доберется до финиша);
  6. Игра «Четвертый лишний».

     В конце  игры-викторины жюри подвело итоги  и сообщило, что победила дружба. Из этого следует, что и родители, и дети имеют достаточный уровень  знаний по экологии.

     Таким образом, опытно-экспериментальная работа в области экологического воспитания дошкольников нашла свое применение в разных формах взаимодействия детского сада и семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Этапы работы детского сада с семьей по налаживанию их взаимодействия в осуществлении экологического воспитания дошкольников

 

     В  третьем  параграфе мы подробно разберем  этапы работы детского сада  с семьей.

     Организацию  взаимодействия детского сада  и семьи можно рассматривать  как процесс, который имеет  свою динамику, этапы развития, характерные, свойственные только ему формы и методы совместной работы родителей и педагогов.

     Глубокая, эмоциональная связь между родителями  и детьми, возможность включать детей  в разную деятельность в природе – делаются основным  фактором  воспитания чувств ребенка. К сожалению, невысокая экологическая и педагогическая культура значительной части родителей не дает широко реализовывать на практике их педагогический потенциал. Эти факторы также негативно сказываются на желании взрослых членов семьи сотрудничать с воспитателями детского сада в экологическом воспитании детей.

     Все выше  сказанное приводит к основанию  о необходимости определенной  подготовленности родителей к  налаживанию усердного взаимодействия  детского сада и семьи. [17, с.109]

     Хороший  результат получают воспитатели  при трехступенчатой подготовке  родителей.

     На первом (общеподготовительном) этапе работы  с родителями воспитанников налаживались  компенсаторные связи («детский  сад - семье», «семья - детскому саду»), чтобы сформировать общую готовность родителей к будущему участию в клубной работе. Папам, мамам, бабушкам, старшим братьям и сестрам воспитанников предложили беседы об особенностях воспитания экологической культуры дошкольников, о взаимосвязи экологического и других видов воспитания, о роли семьи в воспитании ребенка, о необходимости  безусловной любви к ребенку для правильного развития его личности и другое. Беседы сопровождались магнитофонными записями голосов детей, выступлениями дошкольников, которые уже начали заниматься по  данной программе экологического воспитания и т.д.

     На этом  же этапе также изучались семьи  (анкеты, интервью, домашние визиты  и т.д.) и уровень их общей  подготовки к взаимодействию  с педагогом. [6, с.43]

     Родители осознают значительность проблемы экологического воспитания детей и собственную роль в этом процессе. Увеличивается также их экологическая культура, меняются в  лучшую сторону их отношения к воспитателю как к помощнику и советчику в семейном воспитании. Традиционные для детского сада формы работы с  семьей (индивидуальные  и групповые беседы, консультации, экологические лекции и т.д.) помогают сделать на этом этапе работы с родителями общее положительное настроение их на участие в совместной с педагогом деятельности по воспитанию гуманных отношений  к живой природе у ребенка. [16, с.85] 

     Все это  понадобилось на следующем этапе,  который также имел подготовительный, но уже не общий, а специальный  характер. Началась работа по  формированию готовности родителей к партнерским связям с воспитателем.

     С каждой  семейной группой («мама» (папа) –  ребенок) педагог проводил серию  (от 2 до 5) коротких (5-7 минут) индивидуальных  занятий (наблюдения, игры, прогулки  и др.) в детском саду и в семье. У родителей косвенно формировались умения и навыки правильного отношения к природе, навыки по организации со своим ребенком коротких, интересных, эмоциональных наблюдений (игр и др.), навыки анализировать итоги своих педагогических достижений и т.д. [16, с.85]

     Организация таких занятий требует от воспитателя глубокого знания личности каждого ребенка,  большого профессионализма и тактичности. Ему нужно придать совместным занятиям как можно больше естественности, потому что, как свидетельствует опыт, некоторая часть родителей или отрицательно относится к самой попытке поставить под сомнение их компетентность в воспитании ребенка, или считают, что воспитание ребенка, после того как они переступают порог детского сада полностью ложится на плечи воспитателя-педагога. В двух случаях родители неохотно включаются в совместные виды  воспитательной работы. Есть родители, которые с  первых дней посещения детского сада начинают активно и старательно сотрудничать с воспитателем. Но в данном случае, речь идет о семьях, которые имеют  в этом отношении некоторые проблемы. Квалифицированные проведенные кратковременные наблюдения в природе, в которых вместе с воспитателем и ребенком принимают участие и родители, пробуждают у ребенка радость и удивление, сопереживание живому. Это в свою очередь не может оставить родителей безразличными. Знание психологии каждого ребенка, особенно ориентированная модель сотрудничества с родителями и их детьми, совместно пережитая радость отношений с природой – все это стимулирует желание взрослых членов семьи, перенимать стиль и методы, каким пользуется воспитатель. Взрослые начинают лучше понимать, воспринимать своего ребенка. Постепенно, по мере овладения родителями методами и приемами воспитания гуманных отношений к природе своего ребенка, их активность возрастает. Воспитатель получает возможность переходить к групповым занятиям (5-6 родителей с детьми), а потом к косвенным (руководство  экологическим воспитанием ребенка и его родителей через домашние задания). Вначале они повторяют содержание и методику, которая уже усвоена родителями под руководством воспитателя, затем взрослые начинают проявлять своё творчество, и педагог только указывает тему задания.  [6, с.43]

     На последнем  этапе взаимодействия детского  сада и семьи возникает необходимость  в организации экологического клуба. Только почти что через десять месяцев с начала работы с родителями взаимодействие воспитателя, детей и родителей приобрело некоторые черты экологического клуба, которые получили дальнейшее развитие.

     В итоге  этой работы возрастает экологическая и педагогическая культура родителей, что помогает им установить непрекращающиеся, эмоционально окрашенные  отношения своих детей с природой на всех этапах воспитания у них гуманных отношений к живому. [1, с.45].

     Работа  с родителями будет более результативной, если строится поэтапно, исходя из следующих принципов ( по М.М.Ярмолинской):

Информация о работе Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей дошкольного возраста