- доверительность отношений. Этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность и доброжелательность воспитателя, его умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания;
- личностная заинтересованность родителей. Определяя этот принцип, мы исходим из педагогической деятельности, согласно которой «никого ничему нельзя заставить научиться, человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться», т.е. в своем педагогическом образовании родители должны увидеть личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, подвижной и прогностической.
- подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам процесса взаимодействия.
Во-первых,
определяя содержание формы работы
с родителями, необходимо исходить
из того факта, что именно
последние являются для нас социальными
заказчиками.
Во-вторых,
они для нас не ученики, а
партнеры, а мы помогаем, а не
учим воспитывать их собственных
детей и то, что мы им предлагали
должно быть интересно и полезно.
4) утверждение
самоценности родителей. Только уважающие себя родители
могут воспитывать здоровую и свободную
личность. Этот принцип предполагает:
- проявление предельного уважения к каждому родителю, признание его индивидуальности и неповторимости, права на ошибки и заблуждения;
- отказ от позиции по отношению к ним, оказание им поддержки;
- создание условий, при которых родители смогут наиболее максимально и плодотворно проявлять свои положительные качествам и способности.
5) эмансипация
родителей. Этот принцип предполагает:
- освобождение родителей от прежних взглядов, установок на воспитание и самого ребенка, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить;
- пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге помогает им лучше понять своих детей. [18, с.39]
Таким образом,
система работы с родителями
может рассматриваться как один
из возможных путей поиска
эффективных средств включения
родителей в воспитательный процесс
детского сада и приближение
профессионального педагога к семьям его воспитанников. [15, с.62]
Попробуем
обобщить все выше сказанное:
- хороший результат получают воспитатели при трехступенчатой подготовке родителей;
- в итоге этой работы возрастает экологическая и педагогическая культура родителей, что помогает им установить хорошие отношения своих детей с природой на всех этапах воспитания у них гуманных отношений к живому;
- работа с родителями становится более результативной, если строится поэтапно, исходя из пяти принципов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТЫ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ФОТОСЕССИЯ
ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
1.4. Формы и методы работы детского
сада с семьей по проблеме экологического
воспитания дошкольников
Сконцентрируем внимание на формах
и методах работы детского сада с семьей
по проблеме экологического воспитания
дошкольников.
Работа
с родителями по экологическому
воспитанию дошкольников является
одной из составных частей
работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только
совместными усилиями мы можем решить
главную нашу задачу – воспитание человека
с большой буквы, человека экологически
грамотного, человека, который будет жить
в ХХI веке.
В наше
время проблемы экологического воспитания вышли на первый план,
и им уделяют все больше внимания. Причина
– в деятельности человека в природе,
часто безграмотная, неправильная с экологической
точки зрения, расточительная, ведущая
к нарушению экологического равновесия.
Каждый
из тех, кто принес и приносит вред природе,
когда-то был ребенком. Вот почему так
велика роль дошкольных учреждений в экологическом
воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Задача педагога – показать родителям
необходимость воспитания у детей экологической
культуры. Экологическая культура – это
знания, практические навыки, эстетические
переживания – эмоциональное отношение
и практические поступки и поведение
детей (сопереживание, сочувствие, интерес
и желание оказать помощь природе и т.д.).
[7, с.58]
В работе
с родителями по экологическому
воспитанию детей необходимо
использовать как традиционные
формы (родительские собрания, конференции,
беседы, консультации), так и нетрадиционные
(деловые игры, бюро педагогических
услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны
основываться на педагогике сотрудничества.
Работу следует проводить в двух направлениях:
- педагог – родитель;
- педагог – ребенок – родитель.
Прежде
чем выстраивать работу, надо
понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень
родителей, психологическое состояние
семьи, ее микроклимат). Важно проводить
работу дифференцированно, объединив
родителей в подгруппы. [6, с.58]
При выборе
форм общения с родителями
надо помнить: следует отказаться от назиданий, надо привлекать
родителей к решению важных проблем, нахождению
общих правильных ответов. Например, при
организации родительского собрания на
тему «Задачи экологического воспитания»
воспитатель может провести предварительное
анкетирование родителей с целью выяснения
их понимания связанных с экологическим
воспитанием проблем. Родительское собрание
можно начать с КВН между командой детей
и родителей, проанализировать вместе
с родителями данное мероприятие, сделать
выводы:
- основы экологического воспитания направлены
на формирование ответственного отношения
к окружающей среде;
- одно дошкольное учреждение без помощи
семьи ничего не сможет сделать: общеизвестно,
что 80% черт характера ребенка закладывается
в семье [5, с.45]
Для формирования экологической культуры
нужно дать детям элементарные научные
знания о природе, поддерживать интерес
к познанию окружающего мира, научить
видеть в обыденном чудесное, в привычном
необычное, вызывать эстетические переживания,
сопереживать живым существам. Следовательно,
педагоги должны закладывать в сознании
детей ощущение окружающего мира как дома.
Поэтому можно предложить родителям серию
наблюдений в природе и специальных заданий
типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться
красками заката…
Чувство
природы является основой экологического
– и эстетического – сознания
человека. Для этого детей необходимо
не только просвещать, но учить
тому, как вести себя в природе.
Нормы поведения в природе
должны быть усвоены каждым
ребенком как таблица умножения. Можно предложить родителям
совместно с педагогами составить правила
поведения в природе.
Важно с
раннего детства воспитывать
у детей чувство непримиримости
к фактам безответственного поведения
людей, например не затушенным
кострам, оставленному мусору. Им целесообразно
противопоставить правильные практические
действия: уборка мусора, расчистка родников
и т.д. особое внимание надо уделить искоренению
в некоторых детях стремления мучить животных,
убивать их. Для приобретения опыта поведения
в природной среде можно использовать
экологические ситуации. Например, дети
нашли в лесу ёжика и принесли его домой.
Хорошо ли это для ежа? (В чужой среде он
погибнет: человек не сможет обеспечить
ему необходимые для жизни условия. Дикое
животное должно жить на воде; значит,
ежа надо вернуть в лес. Животные в природе
не потерянные и не брошенные: они живут
своей жизнью). [6, с.59]
Можно использовать
и словесные ситуации, которые
хорошо предложить родителям
обсудить дома с детьми.
В итоге
вместе с родителями надо сделать вывод:
показателями эффективности экологической
образованности и воспитанности являются
не только знания и поведение ребенка
в природе, но и его участие в улучшении
природного окружения своей местности.
В этом велика роль взрослого, который
своим отношением к природе, своим поведением
оказывает сильное воздействие на личность
ребенка. [5, с.45]
Остановимся
и подробнее рассмотрим формы
работы с родителями. Эффективной
формой работы с родителями
является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе».
Начать
можно с прослушивания магнитофонной
записи рассказов детей о своих
питомцах. Для родителей, дети
которых проявляют равнодушие, цель
беседы – заинтересовать. Для
родителей, дети которых проявляют
жесткость к животным, цель – не навреди. Поэтому для
каждой подгруппы родителей целесообразно
организовать отдельную беседу.
Еще одна
форма работы с семьей –
педагогические ширмы, в которых
родителям необходимо давать
четкие, конкретные, практические советы
по узкой теме. При этом родители должны получать
ответы на интересующие их вопросы. Например:
что рассказать ребенку, чему научить
его, на что обратить внимание. Здесь же
воспитатель может предлагать родителям
серию вопросов, которые они будут решать
вместе с ребенком дома, на природе. В ширме
хорошо помещать и логические задачи,
решать которые дети могут самостоятельно
или с помощью взрослого. Например, на
асфальт после сильного дождя выползло
много дождевых червей? Почему? Что ты
будешь делать?
Через ширмы
можно знакомить детей и родителей с народными
приметами, но обязательно с заданием:
почему так говорят? Например, проверьте
свои наблюдения и расскажите детям: «Природа
не храм, а мастерская, и человек в ней
работник». Объясните.
Такую форму
работы, как консультации, например, «Использование
художественной литературы в экологическом
воспитании дошкольников в семье», можно
начать с просмотра выставки книг по природе
для детей. Здесь важно напомнить родителям:
прежде чем читать книгу детям, необходимо,
чтобы сами родители вначале прочитали
её. Можно на консультации показать родителям
сценку, например, «Лесные уроки вежливости».
В которой сказочные персонажи расскажут
о том, как надо вести себя в природе. После
просмотра воспитатель может побеседовать
с родителями, дать им конкретные советы,
порекомендовать детям дома сделать зарисовки
о природе, рассматривать
картины и иллюстрации о природе, посмотреть
какие-то телевизионные передачи и т.д.
[12, с.19]
Такие формы
работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие
знания о природе есть у детей, показать,
что эти знания необходимы для формирования
основ экологической культуры.
Итак, в
заключении следует отметить
следующее:
- в работе с родителями по экологическому воспитанию дошкольников необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, конференции, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, прямой телефон и т.д.).
- задача педагога – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры;
- работу следует проводить в двух направлениях:
- педагог – родитель;
- педагог – ребенок
– родитель.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. //Дошкольное воспитание – 2000. - №2 – с.44-49.
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология – Ростов – на – Дону: Феникс, 1996.
- Доронова Т.О. Взаимодействие детского образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства – в отрочество». //Дошкольное воспитание – 2000. - №3 – с.87-91.
- Дуброва В.Г. Теорико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи – Мн: Нар.асвета, 1997.
- Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников. //Дошкольное воспитание – 1998. - №7 – с.45-49.
- Зенина Т.А. Работаем по программе «Юный эколог». Из опыта работы по экологическому воспитанию. //Дошкольное воспитание – 1996. - №7 – с.42-46.
- Зенина Т.А. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. //Дошкольное воспитание – 2000. - №7 – с.58-63.
- Зерщикова Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим. //Дошкольное воспитание – 2005. - №7 – с.3-9.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – М.: Академия, 1998.
- Ляшко Т. Нас объединяют дети. //Дошкольное воспитание – 1998. - №10 – с.54-59.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Академия, 2001.
- Николаева С.Н. Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры детей и взрослых. //Дошкольное воспитание – 2000. - №6 – с.19-30.
- Николаева СН. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.
- Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2003.
- Новикова Л.И. Школа и среда. – Мн.: Нар.асвета, 1985.
- Петрыкевіч А.А. Стаць сапраўднымі партнёрамі: узаемадзеянне педагогаў і бацькоў у экалагічным выхаванні дашкольнікаў. //Адукацыя і выхаванне – 1994. - №9 – с.83-86.
- Петрыкевіч А.А. Сям”я і дашкольныя ўустановы. Агляд сучаснай англа-амерыканскай педагагчнай літаратуры. //Адукацыя і выхаванне – 1993. - №3 – с.108-113.
- Ярмолинская М.М. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе экологического воспитания дошкольников. //Экопедагогика: состояние, проблемы. перспективы – 1995. - №5 – с.39-43.