Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить основные направления и формы совместной работы детского сада и семьи в области экологического воспитания дошкольников.
Объект: экологическое воспитание дошкольников.
Предмет: объединение усилий детского сада и семьи.
В ходе исследования были определены следующие задачи:
1) анализ и систематизация литературы по взаимодействию двух социальных институтов в области экологического воспитания дошкольников;
2) ознакомление с опытом работы по данной проблеме в дошкольном учреждении в целом и в отдельно взятой группе;

Содержание работы

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы взаимодействия детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников

1.1 Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников

Этапы работы детского сада с семьей по налаживанию их взаимодействия в осуществлении экологического воспитания дошкольников

1.4 Формы и метолы работы детского сада с семьей по проблеме экологического воспитания дошкольников

ГЛАВА П. Опытно-экспериментальная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспита.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

     Инициатива в установлении  взаимодействия с семьей и  квалифицированная реализация задач  этого взаимодействия определяют  направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию. [9, с.355]

     Воспитание у дошкольников  экологической культуры невозможно  без налаживания  между педагогами  и родителями  именно партнерских,  координационных связей.   Это обусловлено  целью, задачами, а также спецификой содержания и методов экологического воспитания в дошкольном возрасте, которое мы понимаем как триединство знаний об общевитальных оценках живого (будь то человек, животное или растение), эмпатии (сочувствия, сопереживания ко всему живому на Земле)  и посильной природоохранной деятельности детей (совместно со взрослыми – родителями и воспитателями детских садов).

     В формировании  каждого из составляющих этого  триединства роль семьи очень  велика. Однако узкие рамки артикула дают возможность сосредоточить внимание только на одном, наиболее значимом из них – эмпатии, воспитание которой  без влияния родителей в дошкольном возрасте очень проблематичное.

     Механизмы  ее возникновения – пример  взрослых (первее всего родителей), эмоциональное заражение, идентификация. Только семья с ее своеобразным эмоционально-насыщенным микроклиматом может, по мнению психологов, дать толчок возникновению сочувствия и сопереживания в душе ребенка.  Она обеспечивает «глубину» этих процессов,  без нее они вообще   были бы невозможны. [18, с.51]

     Детский  сад также играет значительную  роль.   Условия группы детского  сада помогают обеспечить «широту»  сопереживания.  Ребенок получает  возможность ощутить, что он  принадлежит к группе сверстников, которые разделяют его чувства по отношению к живому, а также осознает и то, что такие чувства находят поддержку за пределами семьи.

     Таким образом,  только сочетание влияний семьи  и детского сада, что достигает  уровня партнерства, дает возможность воспитать у дошкольника устойчивую эмпатию ко всему живому, без которой вообще нет экологической культуры человека любого возраста. [3, с.87]

     Рассмотрим, как достигнуть натурального  объединения усилий детского  сада и семьи, которое бы  подняло их на уровень сотрудничества и дало возможность вместе решать такие задачи воспитания, которые не под силу одолеть им по отдельности.

     Педагогические  связи между детским садом  и семьей могут выступить как  ступени процесса организации  сотрудничества этих двух институтов воспитания. Он начинает развиваться с компенсаторных связей и достигает координационных.

     Было бы  ошибочным считать, что только  количественное увеличение разнообразных  форм и методов «помощи» родителям  со стороны профессиональных педагогов приблизит их к уровню партнерства. Действительно, стихийно некоторые родители с высоким уровнем педагогической и экологической культуры и высокой ступенью готовности к сотрудничеству смогли достигнуть партнерских отношений с воспитателями.  Большинству же родителям необходима специальная подготовка, которая даст возможность включить их в воспитательный процесс детского сада таким образом, чтобы семья могла использовать свой педагогический потенциал. Необходимость такой подготовки обуславливается тем, что сам характер компенсаторных связей накладывает ограничения на возможность их широкого развития и перехода в другое качество – партнерство. [4, с.57].

     Более глубокое  изучение работы детского сада  с родителями дошкольников по  налаживанию партнерских отношений позволило отметить и более   тонкие отличия. Общей чертой  всех описанных связей между семьей и дошкольным учреждением является то, что они инициируются воспитателем. Но когда в компенсаторных связях в процессе  их усовершенствования и углубления «управляющая роль» воспитателя  остается практически неизменной на протяжении  всего периода  сотрудничества, то при партнерских отношениях прямое управление педагога постепенно уменьшается, заменяется косвенным, активность родителей возрастает. Это проявляется как в  инициации ими  педагогических переговоров  с воспитателями, другими родителями, так  и в активном участии в заседаниях семейного экологического клуба,  возрастании качества и количества игр-занятий репродуктивного и творческого характера со своими детьми и их друзьями-сверстниками с группы детского сада.

     Отмеченные  особенности партнерства явились  результатом использования широких  возможностей такого вида связей  в  плане повышения педагогической  культуры семьи. Условия были  заданы с начала эксперимента. Это – характер направленности «помощи» родителям на начальном этапе организации партнерства. Он был не безликим, рассчитанным на семью вообще, а индивидуальным, который имел ввиду каждую конкретную пару «мама (папа) - ребенок». Родителям на начальном этапе помогали повысить умения в экологическом воспитании своих детей. [10, с.58].

     Все это  не означает, что от связей  детского сада и семьи компенсаторного  типа надо отказаться из-за  их несовершенства. Эти связи  будут плодотворными там, где необходимо познакомить родителей с общепедагогическими подходами решения той или другой проблемы («детский сад - семье») или расширить возможности детского сада в воспитании детей через налаживание работы кружка («семья-детскому саду») и т.д.

    Если же воспитатель ставит цель организовать взаимодействие родителей и педагогов на основе партнерства, то ему необходимо подготовить себя к долгой, кропотливой работе с каждой семьей. [4, с.58].

     Итак, обобщим  все выше сказанное:

     - определяются три вида связей между семьей и детским садом, способствующих эффективности воспитания детей;

     - сочетание влияний детского сада  и семьи дает возможность воспитать у дошкольника устойчивую эмпатию ко всему живому, без которой вообще нет экологической культуры человека;

     - педагогические связи между детским садом и семьей могут выступить как ступени процесса организации сотрудничества этих двух институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство  образования Республики Беларусь

УО «Солигорский государственный педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ    В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ   ДОШКОЛЬНИКА

 

Курсовая работа

 

 

 

 

                Выполнила:

                                             Шипилова Юлия Сергеевна,

                                     учащаяся группы ДА-41

                                                   Руководитель – Т. А. Михневич,

                                                   преподаватель частных методик

 

 

 

Защищена _______________ 2007 года с отметкой «____________»

 

 

 

 

Солигорск, 2007

Заключение

     Работа  над курсовым проектом  дала  положительные результаты.

     Основная  идея курсовой «Взаимодействие  детского  сада и семьи в  экологическом воспитании дошкольников»:  изучить  основные направления и формы совместной работы детского сада и семьи  в области экологического воспитания дошкольников.

     Основная  задача: перспективное планирование  работы с родителями по экологическому  воспитанию дошкольников и экологическому  просвещению родителей и проведение системы работы с родителями.

     Работа  с родителями проводилась по  следующим направлениям: анкетирование,  консультации, методические рекомендации, оформление родительского уголка  и проведение родительского собрания. В итоге проведенной работы повысились знания и уровень экологической культуры детей и родителей. Работа с родителями проводилась в утренние и вечерние отрезки времени.

     Большую  помощь в работе с родителями  оказала программа «Пралеска», а  также литература по экологическому воспитанию дошкольников.

     Все задачи  курсовой работы реализованы.  Гипотеза доказана, что проведение  совместной работы детского сада  и  семьи в области экологического  воспитания способствует более  эффективному усвоению экологических  знаний.

     Опыт курсовой работы обязательно будет  использован в моей будущей профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

     ВВЕДЕНИЕ

 

     ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

    1.   Сущность  и содержание  экологического воспитания дошкольников
    2. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников
    3. Этапы работы детского сада с семьей по налаживанию их взаимодействия в осуществлении экологического воспитания дошкольников
    4. Формы и метолы работы детского сада с семьей по проблеме экологического воспитания дошкольников

 

     ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ  ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

     ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

  ГЛАВА П   Опытно-экспериментальная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

 

     Исследование  курсового проекта проводилось  на базе детского дошкольного  учреждения сада ясли №38 г. Солигорска   в средней возрастной группе.

     На первоначальном  этапе работы проведена диагностика  уровня экологической воспитанности  родителей. В качестве основной  избрана методика анкетирования.  Определена цель: уточнить уровень  экологической культуры родителей,  получить информацию о взаимодействии детского сада и семьи по экологическому воспитанию дошкольников в практике работы дошкольного учреждения.

     Цель реализуется   с помощью следующих задач:

     - разработка и оформление материалов анкетирования среди родителей;

     - диагностика экологической культуры родителей;

     - рефлексия анализа полученных фактов;

     - разработка обоснованного и конкретного плана дальнейшего педагогического взаимодействия воспитателя и родителей в целях развития экологической культуры родителей.

     В диагностике экологической культуры принимали участие 14 родителей. Диагностика экологической культуры включала 9 вопросов. Представленные в   анкетировании вопросы можно условно разделить на 3 блока:

     - первые три вопроса определяют уровень знаний анкетируемых об экологии как науке, проблемах экологии;

     - второй блок включает вопросы, уточняющие наличие созданных в семье условий для экологического воспитания ребенка.

     - вопросы третьего блока направлены на оценку родителями работы дошкольного учреждения по выше обозначенному вопросу.

     Проанализируем  полученные факты.

     Результаты  диагностики первого блока заданий  следующие:

     - знание об экологии как науке у родителей сформированы на бытовом уровне. 4 родителей, что составляет 29% от общего количества, определяют экологию как науку, которая изучает взаимосвязи и взаимодействия в живой и неживой природе, 2 человека (14%) считают, что экология является наукой о природе, 1 человек (7%) понимает экологию как науку, которая изучает проблемы загрязнения окружающей среды и то, как с ними бороться, 1 человек (7%)  подразумевает под понятием «экология» комплексную науку, изучающую структуру и функции природы, отношения организмов между собой и окружающей средой, остальные шесть родителей (43%) ответили утвердительно «да».

     - все родители   считают важным и необходимым осуществление экологического воспитания своего ребенка на современном этапе, указав в качестве основных следующие причины: 1 человек (7%) считает причиной актуальность этой проблемы в данное время, 1 человек (7%) называет следующую причину: «Моему ребенку жить в этой стране и меня интересует эта проблема, т.к. она влияет на здоровье», 1 человек (7%) указывает следующее: «Мы ежедневно сталкиваемся с факторам окружающей среды, потребляем  природные ресурсы, являемся составляющей биологической цепи в природе», остальные 11 человек (79%) на данный вопрос ответили утвердительно, не предложив полного развернутого ответа.

     При диагностике  второго блока вопросов были  получены следующие результаты:

     - все родители ответили, что их интересуют вопросы экологического воспитания своего ребенка. 13 родителей (93%) ответили на данный вопрос утвердительно, и только 1 человек (7%) написал: «В этом возрасте ребенок должен получать необходимые знания об окружающем его мире, осознать степень значимости».

Информация о работе Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей дошкольного возраста