Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 23:05, курсовая работа
Цель: изучить основные направления и формы совместной работы детского сада и семьи в области экологического воспитания дошкольников.
Объект: экологическое воспитание дошкольников.
Предмет: объединение усилий детского сада и семьи.
В ходе исследования были определены следующие задачи:
1) анализ и систематизация литературы по взаимодействию двух социальных институтов в области экологического воспитания дошкольников;
2) ознакомление с опытом работы по данной проблеме в дошкольном учреждении в целом и в отдельно взятой группе;
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы взаимодействия детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников
1.1 Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников
Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников
Этапы работы детского сада с семьей по налаживанию их взаимодействия в осуществлении экологического воспитания дошкольников
1.4 Формы и метолы работы детского сада с семьей по проблеме экологического воспитания дошкольников
ГЛАВА П. Опытно-экспериментальная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников
Заключение
Список использованной литературы
Инициатива в установлении
взаимодействия с семьей и
квалифицированная реализация
Воспитание у дошкольников
экологической культуры
В формировании каждого из составляющих этого триединства роль семьи очень велика. Однако узкие рамки артикула дают возможность сосредоточить внимание только на одном, наиболее значимом из них – эмпатии, воспитание которой без влияния родителей в дошкольном возрасте очень проблематичное.
Механизмы ее возникновения – пример взрослых (первее всего родителей), эмоциональное заражение, идентификация. Только семья с ее своеобразным эмоционально-насыщенным микроклиматом может, по мнению психологов, дать толчок возникновению сочувствия и сопереживания в душе ребенка. Она обеспечивает «глубину» этих процессов, без нее они вообще были бы невозможны. [18, с.51]
Детский
сад также играет значительную
роль. Условия группы детского
сада помогают обеспечить «
Таким образом,
только сочетание влияний
Рассмотрим, как достигнуть натурального объединения усилий детского сада и семьи, которое бы подняло их на уровень сотрудничества и дало возможность вместе решать такие задачи воспитания, которые не под силу одолеть им по отдельности.
Педагогические связи между детским садом и семьей могут выступить как ступени процесса организации сотрудничества этих двух институтов воспитания. Он начинает развиваться с компенсаторных связей и достигает координационных.
Было бы
ошибочным считать, что только
количественное увеличение
Более глубокое изучение работы детского сада с родителями дошкольников по налаживанию партнерских отношений позволило отметить и более тонкие отличия. Общей чертой всех описанных связей между семьей и дошкольным учреждением является то, что они инициируются воспитателем. Но когда в компенсаторных связях в процессе их усовершенствования и углубления «управляющая роль» воспитателя остается практически неизменной на протяжении всего периода сотрудничества, то при партнерских отношениях прямое управление педагога постепенно уменьшается, заменяется косвенным, активность родителей возрастает. Это проявляется как в инициации ими педагогических переговоров с воспитателями, другими родителями, так и в активном участии в заседаниях семейного экологического клуба, возрастании качества и количества игр-занятий репродуктивного и творческого характера со своими детьми и их друзьями-сверстниками с группы детского сада.
Отмеченные
особенности партнерства
Все это
не означает, что от связей
детского сада и семьи
Если же воспитатель ставит цель организовать взаимодействие родителей и педагогов на основе партнерства, то ему необходимо подготовить себя к долгой, кропотливой работе с каждой семьей. [4, с.58].
Итак, обобщим все выше сказанное:
- определяются три вида связей между семьей и детским садом, способствующих эффективности воспитания детей;
- сочетание влияний детского сада и семьи дает возможность воспитать у дошкольника устойчивую эмпатию ко всему живому, без которой вообще нет экологической культуры человека;
- педагогические связи между детским садом и семьей могут выступить как ступени процесса организации сотрудничества этих двух институтов.
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Солигорский государственный педагогический колледж»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА
Курсовая работа
Выполнила:
учащаяся группы ДА-41
Руководитель – Т. А. Михневич,
Защищена _______________ 2007 года с отметкой «____________»
Солигорск, 2007
Заключение
Работа над курсовым проектом дала положительные результаты.
Основная
идея курсовой «Взаимодействие
детского сада и семьи в
экологическом воспитании
Основная
задача: перспективное планирование
работы с родителями по
Работа
с родителями проводилась по
следующим направлениям: анкетирование,
консультации, методические рекомендации,
оформление родительского
Большую
помощь в работе с родителями
оказала программа «Пралеска», а
также литература по
Все задачи
курсовой работы реализованы.
Гипотеза доказана, что проведение
совместной работы детского
Опыт курсовой работы обязательно будет использован в моей будущей профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА П Опытно-экспериментальная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников
Исследование курсового проекта проводилось на базе детского дошкольного учреждения сада ясли №38 г. Солигорска в средней возрастной группе.
На первоначальном
этапе работы проведена
Цель реализуется с помощью следующих задач:
- разработка и оформление материалов анкетирования среди родителей;
- диагностика экологической культуры родителей;
- рефлексия анализа полученных фактов;
- разработка обоснованного и конкретного плана дальнейшего педагогического взаимодействия воспитателя и родителей в целях развития экологической культуры родителей.
В диагностике экологической культуры принимали участие 14 родителей. Диагностика экологической культуры включала 9 вопросов. Представленные в анкетировании вопросы можно условно разделить на 3 блока:
- первые три вопроса определяют уровень знаний анкетируемых об экологии как науке, проблемах экологии;
- второй блок включает вопросы, уточняющие наличие созданных в семье условий для экологического воспитания ребенка.
- вопросы третьего блока направлены на оценку родителями работы дошкольного учреждения по выше обозначенному вопросу.
Проанализируем полученные факты.
Результаты
диагностики первого блока
- знание об экологии как науке у родителей сформированы на бытовом уровне. 4 родителей, что составляет 29% от общего количества, определяют экологию как науку, которая изучает взаимосвязи и взаимодействия в живой и неживой природе, 2 человека (14%) считают, что экология является наукой о природе, 1 человек (7%) понимает экологию как науку, которая изучает проблемы загрязнения окружающей среды и то, как с ними бороться, 1 человек (7%) подразумевает под понятием «экология» комплексную науку, изучающую структуру и функции природы, отношения организмов между собой и окружающей средой, остальные шесть родителей (43%) ответили утвердительно «да».
- все родители считают важным и необходимым осуществление экологического воспитания своего ребенка на современном этапе, указав в качестве основных следующие причины: 1 человек (7%) считает причиной актуальность этой проблемы в данное время, 1 человек (7%) называет следующую причину: «Моему ребенку жить в этой стране и меня интересует эта проблема, т.к. она влияет на здоровье», 1 человек (7%) указывает следующее: «Мы ежедневно сталкиваемся с факторам окружающей среды, потребляем природные ресурсы, являемся составляющей биологической цепи в природе», остальные 11 человек (79%) на данный вопрос ответили утвердительно, не предложив полного развернутого ответа.
При диагностике второго блока вопросов были получены следующие результаты:
- все родители ответили, что их интересуют вопросы экологического воспитания своего ребенка. 13 родителей (93%) ответили на данный вопрос утвердительно, и только 1 человек (7%) написал: «В этом возрасте ребенок должен получать необходимые знания об окружающем его мире, осознать степень значимости».