Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить основные направления и формы совместной работы детского сада и семьи в области экологического воспитания дошкольников.
Объект: экологическое воспитание дошкольников.
Предмет: объединение усилий детского сада и семьи.
В ходе исследования были определены следующие задачи:
1) анализ и систематизация литературы по взаимодействию двух социальных институтов в области экологического воспитания дошкольников;
2) ознакомление с опытом работы по данной проблеме в дошкольном учреждении в целом и в отдельно взятой группе;

Содержание работы

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы взаимодействия детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников

1.1 Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников

Этапы работы детского сада с семьей по налаживанию их взаимодействия в осуществлении экологического воспитания дошкольников

1.4 Формы и метолы работы детского сада с семьей по проблеме экологического воспитания дошкольников

ГЛАВА П. Опытно-экспериментальная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспита.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

Введение

     На сегодняшний  день «экологическое воспитание»   является одной из важнейших  проблем нашего века. Обычно под  «экологическим воспитанием» понимается  воспитание любви к природе,  а также бережное отношение  к ней. Если люди не изменят  своего отношения к природе, над планетой повиснет угроза экологической катастрофы. За время человеческого существования на планете стали редкими многие, обычные когда-то, растения и животные, оскудели богатые грибами и ягодами природные угодья, смываются водой и уносятся в воздух плодородные частицы. Загрязнены вода, воздух, почва.

     Экологов  очень волнует отношение людей  к природе, ведь часто они  творят в ней, что хотят,  как будто она  собственность  каждого. А ведь это ведёт  к загрязнению окружающей среды,  к уничтожению живого, и как следствие, к нашим болезням.

     Необходимо  делать так, чтобы человек задумался  о том,  как он относится  к природе. Бережное отношение  к природе, к своему здоровью  нужно воспитывать как можно  раньше, когда личность ребенка  только формируется. Именно дошкольный возраст является очень важным в развитии личности. И дошкольное детство является ответственным периодом в жизни человека, в нем закладывается основа правильного отношения к окружающему. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективами. Дошкольное учреждение является важным звеном в развитии личности. Но система работы в детском саду должна сочетаться с воздействием на детей в семье.

     Народная  мудрость гласит: « Яблоко от  яблони недалеко падает». И это так, если дома ребенок наблюдает только утилитарное, потребительское отношение к природе, то несмотря на все,  усилия педагогов станут напрасной тратой времени. Такой ребенок вырастет бездушным эгоистом в отношении к природе и другим людям.

     Исходя  из выше сказанного, я выбрала  такую тему курсовой работы, как:  «Взаимодействие детского сада  и семьи в экологическом воспитании  дошкольников».

      О роли семьи в экологическом воспитании дошкольников в литературе сказано не мало. Данной проблемой занимались такие выдающиеся педагоги, как С.Н.Николаева, Л.В.Лункевич, Л.П.Молодова и др.

     Однако  отдельно изданного пособия, где  раскрывались бы возможности  семьи в осуществлении экологического  воспитания дошкольников с работой  дошкольного учреждения, к сожалению еще нет.

     Определим  цели, задачи, объект и предмет  исследования.

     Цель: изучить основные направления и формы совместной работы детского сада и семьи в области экологического воспитания дошкольников.

     Объект: экологическое воспитание дошкольников.

     Предмет: объединение усилий детского сада и семьи.

     В ходе исследования были определены следующие задачи:

     1) анализ и систематизация литературы по взаимодействию двух социальных институтов в области экологического воспитания дошкольников;

     2) ознакомление с опытом работы по данной проблеме в дошкольном учреждении в целом и в отдельно взятой группе;

     3) перспективное планирование работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников и экологическому просвещению родителей;

     4) апробирование отдельных направлений и совместных форм работы детского сада и семьи в области экологического воспитания.

     Методы: анализ литературы, диагностика, перспективное планирование.

     Если целенаправленно и систематически проводить совместную работу детского сада и семьи в области экологического воспитания, то это будет способствовать более эффективному усвоению экологических знаний, т.к. именно совместная работа позволяет сформировать начало экологической культуры, т.е. осознанно правильное отношение дошкольников к объектам и явлениям природы.

 ГЛАВА I Теоретические основы взаимодействия детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников

 

    1. Сущность  и содержание  экологического воспитания дошкольников

 

     В данном параграфе  мы попробуем разобраться в сущности и содержании экологического воспитания.

     Для начала определим  важность и необходимость экологического  воспитания на современном этапе.

     На нашей планете  в последнее время отмечаются серьёзные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого  видятся, в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антропоцентрическую позицию. Именно поэтому  задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребенка представляются первоочередными.

     На современном этапе  экология все чаще трактуется  как наука,  способная  решить  не только биологические, но и социальные проблемы; как мировоззрение человечества. Этот аспект, необычайно важный из-за ухудшающегося состояния окружающей среды, нашел свое отражение в понятиях «экологическое образование и воспитание», «экология души», «экология человека»  и некоторых других.

     Уверены: в настоящее  время нельзя не заниматься  экологическим воспитанием и  развитием, в какой бы области  ни специализировался педагог.  Все сферы  развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к  миру природы. Поэтому воспитатель любое свое действие, любой содержательный материал должен оценивать с позиции их соответствия требованиям экологического образования. При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные задания у детей, насколько  биологически грамотно они составлены, какие возможности представляют для систематизации знаний о природе.

     Именно дошкольный  возраст является базой для  формирования основ мировоззрения  и  представляет широкие возможности  для экологического воспитания:

     - взаимосвязь человека и природы, осознание себя частью природы;

     - формирование гуманного, не насильственного отношения к окружающему;

     - система представлений и знаний о природе;

     - необходимость природы для жизнедеятельности (дыхание, питание и др.);

     - формирование знаний  об охране природы для сохранения её для будущих поколений.

     Мы можем сказать,  что, осуществляя экологическое воспитание детей дошкольного возраста, мы формируем первоначальное представление и знания о природе и её взаимосвязи с человеком,  тем самым мы формируем эгоцентрический тип экологического сознания ребенка дошкольного возраста. [8, с.3]

     Определим понятие  «экологическое воспитание дошкольников»  с позиции кандидата педагогических  наук С.Н.Николаевой: экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление  детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. [13, с.33]

     Целью экологического воспитания дошкольников является формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.  Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь  на общегумманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры – базисные  качества человеческого начала в человеке. [11, с.155]

     Сконцентрируем внимание  на  содержании экологического  воспитания дошкольников.

     Ведущий  отечественный эколог Н.Ф. Реймерс выделяет  5 существенно различающихся позиций в определении экологии. Для рассматриваемого вопроса значимым является первое (корневое) определение экологии как биологической науки (биоэкологии), изучающей взаимоотношения организмов со средой обитания.

     Биоэкология  имеет 3 раздела, в которых рассматриваются  взаимосвязи:

  1. отдельно взятого организма со средой обитания (аутэкология);
  2. популяции разных видов растений и животных  с занимаемым ареалом (демэкология);
  3. сообществ живых организмов со средой совместного их проживания (синэкология).

     Однако применительно к дошкольному возрасту второй раздел биоэкологи не рассматривается при обучении. [13, с.34]

     Оба понятия в форме  конкретных примеров из ближайшего  окружения ребенка-дошкольника могут  быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.

     Взаимодействие человека  с природой – второй, чрезвычайно  важный аспект экологии, ставший  основой  бурно развивающихся отраслей – социальной экологии,  экологии человека – не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствие этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогики с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.

     Итак, в  основе экологического воспитания  дошкольников лежат адаптированные  на дошкольный возраст ведущие  идеи экологии: организм и среда,  сообщество организмов и среда,  человек и среда. [11, с.156]

     Представляется,  что  поворот к экологическому воспитанию  детей в  дошкольный период  следует обсуждать в двух взаимосвязанных  направлениях: как проблему воспитания  детей и как проблему развития  экологического сознания у взрослых, воспитывающих дошкольников или решающих различные вопросы дошкольного воспитания. Разведение этих направлений в настоящее время обусловлено обострением экологической ситуации и необходимостью скорейшего ее решения. В этих условиях экологическое воспитание детей может быть осуществлено лишь в том случае, если мысли и чувства взрослых людей будут искренне устремлены на сохранение природы, а их поступки и поведение создадут надлежащую атмосферу в дошкольном учреждении и семье. [14, с.45]

     Рассмотрим как формируется  экологическое мышление дошкольника.

     Авторы монографии  «Экологическое знание и сознание» показывают, что природу Земли, все ресурсы которой вовлечены в экономическую систему производства, причем в глобальных, общепланетарных масштабах, нельзя рассматривать в отрыве от человеческого общества. Человек и природа – это единая интенсивно функционирующая система «природа - общество». Оптимальные взаимоотношения внутри этой системы возможны только при сознательном управлении природной средой. Именно поэтому знания о системе «природа - общество» - основная форма экологического сознания. [14, с.42]

     Экологическое сознание  – это общественное сознание, которое отражает взаимоотношения  человека с природой в динамике  их развития. Вскрывая экологические  противоречия, оно направляет мысль на поиск оптимальных способов взаимодействия с природой.

     Экологическое  сознание может складываться  двумя путями:  стихийным или  сознательным, которое формируется  посредством целенаправленного  воспитания и образования. Его  формирование должно опираться на научные, идеологические интерпретированные знания. Изменение непосредственной практической деятельности по отношению к природе, выработка активной жизненной позиции ускоряют процесс формирования экологического сознания. [2, с.206]

     Очень близко  по своему  содержанию к понятию  «экологическое сознание» приближается  и понятие «экологическая культура»,  выдвинутое педагогами-исследователями  вопросов экологического воспитания  детей дошкольного возраста. Экологическая  культура рассматривается ими не как особое явление (сверхкультура), а как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием  самой природы. Иначе говоря, экологическую культуру рассматривают как совокупность взглядов на природу и осознанного отношения к ней, отражающуюся на поведении человека и всей его практической деятельности. Глубина содержания обоих понятий показывает, что формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека под влиянием идеологии, политики, искусства, научных знаний, производственной практики, образования и просвещения. Началом формирования экологического мышления личности по  праву можно считать дошкольное детство, т.к. в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека. [14, с.43]

Информация о работе Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей дошкольного возраста