Задания,содержание и методика семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим мы ставим своей целью исследования: выявить характер семейного воспитания в различных ситуациях и исследовать методики семейного воспитания.
Для достижения этой цели данной работы решались следующие задачи:
Изучение основ семейного воспитания.
Изучение опыта воспитания детей с различными особенностями.
Исследование методик семейного воспитания.
Изучение литературы по данной проблеме.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. Семенное воспитание………………………………………………..7
1.1. Основные подходы к воспитанию ребенка в семье…………...…………...7
1.2. Особенности и теории воспитания одарённых детей в семье……………13
1.3. Особенности воспитания детей с нервными нарушениями……………...18
1.4. Типичные ошибки родителей в воспитании ребенка…………………….21
1.5. Конфликты, возникающие в процессе воспитания……………….………24
1.6. Основы организации сотрудничества школы и семьи……………………27
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ………………………………………….30
РАЗДЕЛ 2. Семейное право……………………………………………………..31
2.1. Беседа, объяснение …………………………………………………………31
2.2. Личный пример родителей…………………………………………………32
2.3. Контроль. Требование……………………………………...........................34
2.4. Наказание. Поощрение……………………………………………………...39
ВЫВОДЫ ПВТОРОМУ РАЗДЕЛУ…………………………………………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………47

Файлы: 1 файл

ЗАДАНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

Следование  директивам помогает маленькому и зависимому ребёнку приспособиться к требованиям больших и свободных людей (которые решают свои собственные проблемы). Практически воспитывать ребёнка, избегая директив, не очень-то и возможно – для этого требуется как минимум принципиально иной уровень психологической и педагогической грамотности, нежели имеющийся у среднего обывателя, а как максимум – семейная пара, решившая свои личные проблемы и свободная от создания новых. А.И. Луньков и В.К. Лосева дают родителям следующие советы:

.а) дать ребёнку возможность увидеть, что вы сами как родитель освобождаетесь от директив.

б) оставить самому ребёнку право изжить эти указания в рамках более широкой человеческой общности

1.6. Основы организации  сотрудничества школы и семьи

 

Одна из значимых профессиональных обязанностей учителя – это организация  такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические действия, составляя специфическую сферу родительского влияния.. Свою деятельность он организует через классный родительский комитет, родительские собрания, а также через учителей, работающих в данном классе. Традиционной функцией классного руководителя остается просвещенческая: многие семьи нуждаются в педагогических советах, профессиональной поддержке.

В систему  отношений «учитель – родители учащихся» учитель вовлекается объективной необходимостью и самими условиями осуществления педагогического процесса. Эта система отношений способна функционировать и без непосредственного контакта её частников, потому что их связывает ученик как объект взаимного влияния. Отношения «учитель – родители учащихся» являют собой значимый педагогический фактор, который оказывает большое воздействие на нравственную жизнь учащихся. Важное обстоятельство, которое должно приниматься во внимание при изучении нравственных отношений школы и семьи: школа или развивает нравственные качества ребёнка, заложенные в семье, или вынуждена его перевоспитывать. В обоих случаях педагог должен знать семейную нравственную ситуацию, а родители – знать нравственно-педагогические требования учителя.

Противоречия  между учителем и родителями учащихся возникают по разным причинам. В их числе разобщённость интересов; большое число обязанностей, которые предъявляются сторонами друг к другу; различие типов отношений к ребёнку; различный уровень педагогической квалификации. 

Непомерно большое количество обязанностей, которые предъявляются сторонами в самой общей форме без учёта возможностей и обстановки, в силу их невыполнимости на практике ведут к непониманию, неблагодарности, досаде. С другой стороны, повышенный уровень требований свидетельствует об особом статусе учителя, высоком уровне ожиданий от него. Различие типов отношений к ребёнку вытекает из различия институтов школы и семьи – они представляют собой разные социально-психологические группы с многообразными функциями и отношениями. Представители различных групп начинают взаимодействовать между собой, сохраняя в отношении ученика установившиеся и привычные (для своей группы) связи и стереотипы. Эти противоречия усиливаются в том случае, когда учитель – формалист и рассматривает свою деятельность как службу, устанавливая с учащимися лишь деловые отношения. Родители и близкие же проявляют человеческий подход к ребёнку, внимание и забота о нём – это нравственная потребность. Родители учащихся не могут соглашаться с сухим отношением учителя к ученику, учителю же эти претензии и переживания родителей покажутся чрезмерными. Из-за разной природы подхода к учащимся может возникнуть недовольство сторон, если учитель не сумеет понять и учесть в своей деятельности переживания и опасения родителей за судьбу своего ребёнка. Иному учителю бывает сложно встать на место родителей и осознать, что приглашение в школу может вызвать в семье целый переполох, волнение родителей и т.д. Иногда противоречия подобного рода возникают из-за различной информированности о ребёнке: родителям более известна жизнь их ребёнка вне школы, учителю же более известна школьная успеваемость, поведение на уроках и в школе вообще. Разный уровень педагогической подготовки родителей и учителя также может вызывать противоречия. Разный уровень компетентности в понимании целей, задач и методов воспитания и обучения порождает расхождение во взглядах, создаёт у учителя неоправданное стремление доминировать в вопросах обучения и воспитания, неуважительно относиться к мнению другой стороны, что затрудняет контакты и изначальную необходимость в сотрудничестве.

Причины противоречий между учителем и родителями учащихся, способные помешать установлению педагогически целесообразных контактов, содержат факторы, которые часто могут быть смягчены. Выделение в семейной педагогике аспекта отношений «родители учащихся – учитель» исходит из того, что семья является, бесспорно, важнейшим источником формирования нравственных позиций ребёнка, закрепления его нравственно-психологических установок. В семье у ребёнка формируются начальные представления о цели и смысле жизни, ценностные ориентации, нравственные и социальные потребности и т.д. Поэтому учитель должен знать, какие нравственные представления сформированы у ребёнка, в каких условиях происходило это формирование.

Характер взаимоотношений родителей и учителей нельзя представлять как полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на общность их целей и задач. Педагогу важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания. В оптимальном варианте педагог должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика – частью его школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса).

Семья дает ребенку как бы первичное оснащение, первичную подготовку к жизни, которую школа все-таки не может дать, потому что необходимо непосредственное соприкосновение с миром близких, окружающих ребенка, миром очень родным, очень привычным, очень нужным, миром, к которому ребенок с самых первых лет привыкает и с которым считается. А уже потом рождается известное чувство самостоятельности, которое школа должна не подавлять, а поддерживать.

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ  РАЗДЕЛУ

Таким образом в первом части своей  роботы я выяснил основы семейного воспитания, особенности воспитания одаренных и нервных детей, типичные ошибки которые могут случатся в воспитании детей.

Самым главным институтом воспитания является семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Иногда  родители, которые впервые встретились  с одаренностью у своего ребенка, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребёнка все свои сомнения и страхи. В других семьях чрезвычайными детскими способностями и успехами ребёнка восхищаются, охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие; но на основе самомнения и тщеславия нелегко найти общий язык со сверстниками.

Таким образом получается, что регулирующие воспитание сверхценных мотивов родителей ограничивают свободу развития присущих ребёнку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход.

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2

МЕТОДИКА СЕМЕЙНОГО  ВОСПИТАНИЯ

 

2.1. Беседа, объяснение

Совершенно  очевидно, что именно слово является инструментом воспитания и нельзя говорить о воспитании без разъяснения, объяснения, убеждения, без беседы с ребенком, так как все свои воспитательные намерения взрослый передает словом. В данном случае речь идет именно о чувстве меры. Представьте, мальчишка, играя в футбол, разбил окно. С кем не бывало? Разгневанный отец схватил его за руку— и домой, в кресло! И... начал объяснять ребенку. Что так делать нельзя, что нужно играть поосторожнее, и так далее. Но не нужно вести очень длительную беседу с ребенком, просто объяснить несколькими фразами. Получилась нравственная беседа. Парнишка не выдержал и взмолился: «Пап, в виде исключения, всыпь мне ремнем!»

Отвлечемся  от юмористической стороны описанной сцены. Обратимся к педагогической. Налицо явное несоответствие проступка и способа воспитания. Необходимо ли в данном случае порицание? Наверное. Но едва ли оправдана столь длинная беседа о содеянном. Гораздо чаще в таких случаях необходима действенная помощь в организации места для игр детей. А.С. Макаренко предостерегал родителей от «разжевывания» в тех случаях, когда и так все ясно, когда необходимо элементарное требование или достаточно правильной организации жизни ребенка и жизни семьи.

Причины засилия «нотаций» в семье  многообразны. Это прежде всего уверенность родителей в эффективности именно такого подхода, поэтому они часто ограничиваются бесконечными назиданиями. Другая причина— определенный дефицит времени у работающих родителей, что особенно сказывается в годы младшего школьного возраста, требующего гораздо большего контакта взрослых с детьми в семье. И нередко родителям (в силу их недостаточной педагогической подготовленности) кажутся наиболее удачными и доступными словесные методы воспитания. На вопрос взрослого после беседы с младшим школьником: «Ты это понял? Больше этого не повторится?» — следует ответ ребенка: «Понял. Я больше не буду». Это создает иллюзию воспитательного эффекта. А сам факт новых проступков младшего школьника убеждает родителей не в ошибочности методики воспитания, а якобы в дурном характере ребенка, его упрямой натуре.

Круг  интересов детей значительно  расширяется. Заметно возрастает у  них потребность в познании социальных явлений. Они все чаще интересуются разговорами взрослых о политике, общественной жизни, проблемах межличностных  отношений. В этом возрасте дети ждут от взрослых новой информации, разъяснений того, что ими услышано, но не понято.

Очень важно, чтобы в ребенка  складывалось отношение к родителям как к чрезвычайно интересным людям, с которыми хочется обо всем поговорить, всем поделиться. Тогда этот интерес не угаснет к подростковому возрасту, не возникнет столь характерный барьер общения и взаимного непонимания родителей и подростков, останется высокая восприимчивость к родительскому слову, что важно в методике семейного воспитания.

Учет  возрастных особенностей в методике объяснения, беседы в семейном воспитании диктует необходимость непременного их сочетания с воспитанием личным примером, показом образца, а также с требованием, приучением и упражнением.

2.2. Личный пример  родителей

Действенность личного примера как метода воспитания объясняется такой возрастной особенностью младших школьников, как подражательность. Они с удовольствием повторяют манеру говорить, стиль общения, привычки старших. Таким образом дети накапливают собственный опыт поведения и отношения к окружающему. Со временем образ жизни семьи становится и образцом для подражания взрослеющих детей. Всем известно, что в семье, где все любят читать, нет трудностей в приучении детей к чтению. Пример родителей, старших детей воспитывает младших. Но бывает, что в семье много читает один из родителей и почти не читает другой. Есть ли уверенность, что младший школьник будет подражать только читающему? Не всегда. Родители часто уповают на влияние положительного примера и недооценивают отрицательных. Случается, бабушка в присутствии внука делает дочери замечания в оскорбительной форме. Дочь не сдерживается, отвечает в том же тоне. Мальчик-свидетель перепалки— усваивает этот стиль общения и с матерью, и с бабушкой.

Как видим, в одних случаях подражательность в детей позволяет воспитывать нравственные качества личности, служит основой усвоения положительного жизненного опыта, в других — способствует усвоению отрицательных черт. Поэтому взрослые должны быть особенно внимательны к тому, какой пример они подают детям.

Среди условий, повышающих эффективность семейного воспитания, можно назвать соответствие личного примера поставленной задаче. Например, родители хотят, чтобы их ребенок делал утреннюю гимнастику. Что предпринимают взрослые? Объясняют ребенку, насколько необходима утренняя зарядка. Это верное начало. Разъяснение должно быть подкреплено личным примером. Если отец не представляет себе начало дня без зарядки, чаще всего и дети постепенно втянутся в такие занятия. Это не значит, что может не быть капризов, отказов. Но именно ежедневный пример старших, а не беседы о пользе зарядки, поможет достичь воспитательных результатов.

Информация о работе Задания,содержание и методика семейного воспитания