Возьмем
наиболее распространенный
повод для наказаний— плохая оценка. Могут
быть разные причины плохой отметки. Одна
из них— недомогание. Д.В. Колосов и А.Г.
Хрипкова считают, что неуспеваемость
девочек в начальных классах, как правило,
связана со слабым здоровьем. [9,35]. Отставание
в учебе у мальчиков, напротив, скорее
следует связывать с упущениями в воспитании:
не усидчив, не умеет себя организовать,
не воспитано чувство ответственности
и т.д. То есть в обоих случаях
плохая учеба— показатель неблагополучия
в развитии или воспитании школьника и
не может быть поводом для наказания. Другой
причиной низкой успеваемости и плохого
поведения может быть нарушения режима
дня младшего школьника,
Каждый
учитель знает, как трудно вовлечь
в работу на уроке невыспавшегося
ученика: он не может сосредоточиться.
Ребенок плохо усваивает материал (и,
соответственно, получает отметку ниже,
чем мог бы получить), отвлекается на уроке
(и, естественно, получает замечание учителя),
т.е. в любом случае он наказан в школе.
Причиной
наказания может послужить
как завышенная, так и заниженная оценка
родителями возможностей своего ребенка,
неоправдавшиеся ожидания взрослых относительно
детей, неумение организовать быт ребенка.
Авторитарность
родителей в семейном воспитании,
запреты, наказания неизбежно вызывают
сопротивление ребенка, вынужденного
защищаться от грубости и несправедливости взрослых. Защищаясь,
он либо обманывает (что наиболее свойственно
в младшем школьном возрасте), либо грубит
(особенно часто в подростковом возрасте).
Добиваясь подчинения детей не как осознанной
потребности, а как внешнего проявления,
избавляющего от наказания, родители формируют
в детях лживость, грубость, способствуют
подавлению самостоятельности, препятствуют
становлению его самосознании. Наказание
может тормозить нравственное развитие
личности, К сожалению, около 20% родителей
признают, что бьют своих детей, считая
это не только допустимым, но даже необходимым
методом воспитания: «Меня родители били,
и ничего, человеком вырос. Так что бить
детей надо». Другие соглашаются, что бить
вредно, но недоумевают: как же заставить
слушаться?
Невысокая
педагогическая эффективность наказания
объясняется тем, что этот метод как бы
«включает» механизм торможения (запрет!
нельзя! стоп!), не побуждает к позитивному
поиску. Наказание прерывает неудовлетворяющую
деятельность ребенка, не организуя позитивную,
удовлетворяющую целям воспитания. Любой
из результатов неоправданного применения
наказания в конечном счете приводит к
понижению восприимчивости младшего школьника
к воспитательным воздействиям.
Возникает
вопрос: можно ли обойтись вообще без
наказания?
Наказание
в семье можно считать целесообразным
только тогда, когда ребенок осознает
свою вину, переживает ее. Верно ли поступают
родители, добиваясь непременного и скорого
признания малышом своей вины? Как правило,
нет. Младший школьник настолько хочет
быть хорошим, что немедленно готов пообещать:
«Я
больше не буду, я все понял», но это обещание
еще не выражает степени осознанности
своего поступка. Не имеет смысла вообще
добиваться от малыша обещаний «не буду».
Важнее учить его видеть причины проступка,
искать пути к исправлению.
К сожалению,
многие родители признают, что они
стремятся и считают нужным похвалить ребенка
не в холе выполнения им задания или какого-то
определенного вида работы (мотивы: «рано
еще», «пока не сделано, не за что хвалить»,
«так и избаловать можно»), а за его конечный
результат. Но, как правило, хвалить за
результаты не приходится. Чаше всего
младший школьник не справляется с работой
в ожидаемой взрослыми степени. Таким
образом, вопреки намерениям родителей,
ожиданиям детей и педагогической целесообразности
порицание превалирует над поощрением.
Ребенок
нуждается в оценке своих поступков. Оценка—
одна из непременных составляющих методики
семейного воспитания. Заинтересованное
отношение родителей к учению и поведению
ребенка, поддержка, поощрение стимулируют
его деятельность, формируют нравственные
привычки поведения. Мажорное эмоциональное
состояние ученика способствует более
продуктивной работе, угнетенное снижает
результаты деятельности Колесов отмечает
особое значение одобрения окружающих:
«Похвала для закрепления хорошей привычки
имеет гораздо большую действенность,
чем порицание для предотвращения плохой
привычки. Похвала, вызывая положительное
эмоциональное состояние, способствует
подъему сил, усиливает стремление человека
к общению, сотрудничеству с другими людьми.
Порицание же, вызывая отрицательное эмоциональное
состояние, снижает активность, затрудняет
контакты, ухудшает возможности сотрудничества».
Своевременное одобрение, поддержка
способствуют правильной организации
жизнедеятельности ребенка, успешному
выполнению им задания — будь то учебное
домашнее задание или поручение родителей.
Поощрение в ходе выполнения задания подкрепляет
имеющиеся мотивы и формирует новые. Поэтому
особенно важно одобрять всякое усилие
младшего школьника над собой, всякое
стремление успешно закончить задание.
«Дать детям радость
труда, радость успеха в учении, пробудить
в их сердцах чувство гордости, собственного
достоинства— это первая заповедь воспитания»,—
говорил В.А. Сухомлинский [17,168]. Важно
поддерживать намерение младшего школьника
поступить правильно. Это формирует положительную
мотивировку поступка. Д. В. Колесов советует:
ни в коем случае не порицать ребенка за
низкий результат, если он искренне стремился
и прилагал достаточные усилия для достижения
положительного результата,
Применение
поощрений должно быть разумным, корректным.
Если одобрение взрослых
заслужено ребенком, добыто его трудом,
то оно вызывает удовлетворение и желание
сделать еще лучше, еще больше, т.е. достигает
педагогической цели. При таком подходе
у младшего школьника постепенно формируется
потребность испытать удовольствие от
выполненной работы, исчезает необходимость
поощрять его в ходе работы. Нравственной
наградой для школьника становится его
собственная радость преодоления, успеха,
радость достижения трудных целей. Постепенно
поощрение теряет силу регулятора поступка,
уступая место нравственной саморегуляции.
Это способствует воспитанию самостоятельности,
формированию критической оценки своих
возможностей и поступков.
Если
похвала не соответствует усилиям
школьника, не стимулирует его преодолеть
себя и не способствует нравственному
развитию, формируется завышенная самооценка.
Вне зависимости от меры своего труда
(в учении, в быту, в общественных делах)
младший школьник привыкает к одобрению
и, не получая его, конфликтует со взрослыми,
с товарищами. У школьника с завышенной
самооценкой трудно складываются отношения
с одноклассниками, так как не реализуются
его притязания на одобрение.
Поощрение
становится методом, стимулирующим
развитие личности, если оно способствует
закреплению уже сформировавшихся положительных
качеств и побуждает формирование новых.
Чем старше школьник, тем чаще следует
переходить от одобрения отдельных поступков
к одобрению нравственных проявлений
личности.
Как
видим, применение поощрения и наказания
требует достаточной педагогической подготовленности
родителей. Лишь при этом условии поощрение
и наказание становятся эффективными
стимулирующими методами в семейном воспитании.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ
РАЗДЕЛУ
Методом
воспитания принято называть средство
или способ достижения педагогической
цели. Успех семейного воспитания
во многом зависит от правильности выбора
методов воздействия на ребенка.
Методика
семейного воспитания должна вытекать
из ведущих целей формирования личности
и быть основана на всесторонних
знаниях о ребенке, достижениях педагогики
и психологии.
В семейном
воспитании используются следующие
методы: объяснение, беседа, убеждение;
личный пример родителей; требование,
контроль; поощрение, наказание; Особое
место в методике семейного воспитания
занимает игровой подход как условие успешного
применения методов. Совершенно очевидно,
что именно слово является инструментом
воспитания. Очень важно, чтобы в ребенка
с малых лет складывалось отношение к
родителям как к чрезвычайно интересным
людям, с которыми хочется обо всем поговорить,
всем поделиться. Тогда этот интерес не
угаснет к подростковому возрасту, не
возникнет столь характерный барьер общения
и взаимного непонимания родителей и подростков,
останется высокая восприимчивость к
родительскому слову, что очень важно
в методике семейного воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким
образом, хотелось бы отметить, что в
семейном воспитании главная роль припадает
непосредственно на саму семью. То, что
ребёнок в детские годы приобретает в
семье, он сохраняет в течение всей последующей
жизни. Так же в семейном воспитании используют
различные методы для того, чтобы максимизировать
положительные и свести к минимуму отрицательное
влияние семьи на воспитание ребёнка и
преодолеть типичные ошибки семейного
воспитания. Особое место в методике семейного
воспитания занимает игровой подход, как
условие успешного применения методов.
Также необходимо помнить общие внутрисемейные
психологические факторы, имеющие воспитательное
значение:
Принимать активное участие в жизни семьи.
Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком.
Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты.
Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.
Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка.
Уважать право ребёнка на собственное мнение.
Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.
С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Всегда давать ребенку эмоциональную поддержку.
- Не забывать проводить воспитательные беседы с ребенком.
- Показывать ребенку что нужно делать и как на личном примере.
- Не забивать наказывать за плохие поступки и поощрять за хорошие.
- Всегда контролировать его действия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1. Азаров Ю.П. Семейная
педагогика / Ю.П. Азаров. — М.:1985, - 238с.
2. Бодалева А.А. Популярная психология
для родителей / А.А. Бодалева. — М.:1988, -
256с.
3. Гребенников И.В. Основы семейной жизни
/ И.В. Гребенников. — М.:1990, - 255с.
4. Гарбузов В.И. Нервные дети / В.И. Гарбузов.
— Л.:1990, - 351с.
5. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети
/ Ю.З. Гильбух. — М.:1991, - 245с.
7. Захаров А.И. Неврозы
у детей / А.И. Захаров. — СПб.:1996, - 187с.
8. Ковалёв С.В. Психология
современной семьи / С.В. Ковалёв. — М.:1988,
- 208с.
9. Колесов Д.В., Хрипкова А.Г. Мальчик— подросток—
юноша. ./ Д.В. Колесов, А.Г. Хрипкова. — М.:1982.
– 340с.
10. Кулик Л.А., Берестов. Н.И. Семейное воспитание.
/ Л.А.Кулик, Н.И. Берестов. — М.:1990. – 376с.
11. Лосева В.К., Луньков
А.И. Психосексуальное развитие ребёнка.
/ В.К. Лосева, А.И. Луньков. — М.:1995. – 278с.
12. Леви В. Нестандартный ребёнок. / В. Леви.
— М.:1989. – 156с.
13. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность:
семья и школа. / Н.С. Лейтес. — К.:1990. – 448с.
14. Луньков А.И. Как
помочь ребёнку в учёбе в школе и дома.
/ А.И. Луньков. — М.:1995. – 35с.
15. Подласый И.П. Педагогика.
/ И.П. Подласый. — М.:1999, Т.2. 199с.
16. Радугина А.А. Психология
и педагогика. / А.А. Радугина. — М.:1997. –
160с.