Задания,содержание и методика семейного воспитания
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:11, курсовая работа
Описание работы
В связи с этим мы ставим своей целью исследования: выявить характер семейного воспитания в различных ситуациях и исследовать методики семейного воспитания. Для достижения этой цели данной работы решались следующие задачи: Изучение основ семейного воспитания. Изучение опыта воспитания детей с различными особенностями. Исследование методик семейного воспитания. Изучение литературы по данной проблеме.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 РАЗДЕЛ 1. Семенное воспитание………………………………………………..7 1.1. Основные подходы к воспитанию ребенка в семье…………...…………...7 1.2. Особенности и теории воспитания одарённых детей в семье……………13 1.3. Особенности воспитания детей с нервными нарушениями……………...18 1.4. Типичные ошибки родителей в воспитании ребенка…………………….21 1.5. Конфликты, возникающие в процессе воспитания……………….………24 1.6. Основы организации сотрудничества школы и семьи……………………27 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ………………………………………….30 РАЗДЕЛ 2. Семейное право……………………………………………………..31 2.1. Беседа, объяснение …………………………………………………………31 2.2. Личный пример родителей…………………………………………………32 2.3. Контроль. Требование……………………………………...........................34 2.4. Наказание. Поощрение……………………………………………………...39 ВЫВОДЫ ПВТОРОМУ РАЗДЕЛУ…………………………………………….44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………47
Личный
пример необходимо подкреплять
ежедневным приучением. Разве не приходится
сталкиваться с таким явлением. Мать и
отец удручены ленью дочери. Сами они трудолюбивы,
дома не сидят без дела, отец помогает
матери. В чем же дело? Оказывается, стиль
жизни семьи таков, что девочка не чувствует
необходимости своего участия в домашних
делах — без нее прекрасно обходятся,
правда, не забывая упрекать дочь в безделье.
Случается
и иначе. Мать много болеет, с трудом
следит за порядком, сын вынужден заменить
ее: убирает квартиру, готовит пищу
для семьи. Здесь требование помогать
по дому — не педагогическая
уловка родителей, а жизненная необходимость.
Особенность
воспитательного воздействия личным
примером заключается в том, что
в большинстве семей пример труда
родителей в сфере общественного
производства (т.е. осознаваемая ребенком
значимость общественного труда, в отличие
от труда домашнего) отдален от детей,
что до некоторой степени снижает силу
воздействия родительского примера. Вероятно,
отсутствие такого сильного воспитательного
воздействия, как пример производительного
общественно полезного труда, может быть
компенсировано в какой-то мере рассказами
взрослых о своей работе, о ее радостях
и трудностях.
Многие
родители делятся опытом
воспитания трудолюбия у детей. Их успех
зависит от умелого сочетания личного
примера трудолюбия с систематическим
приучением детей к труду.
Итак,
личный пример становится действенным,
если ребенок почувствует необходимость
следования ему и если оказывается в реальных
условиях этой необходимости.
2.3. Контроль. Требование
У детей
младшего возраста происходит становление
норм поведения, активно формируется отношение
к окружающему миру. Требование родителей
как метод воспитания является ориентиром
поведения ребенка: можно или нельзя, одобряется
взрослым или порицается, соответствует
принятым нормам или расходится с ними?
Чем последовательнее система требований
родителей, тем быстрее формируется представление
маленького человека о нравственных нормах.
Противоречивость требований взрослых
в семье или расхождение их с требованиями
учителя дезориентирует ученика, тормозит
формирование положительных привычек
повеления.
Семи-восьмилетние дети
психологически готовы правильно понимать
смысл выдвигаемых требований и выполнять
соответствующие правила, быть достаточно
послушными, исполнительными. Но довольно
часто наблюдается, что родители не умеют
своевременно использовать эту готовность
к послушанию. Более того, случается, что
именно непродуманность требований разрушает
готовность ребенка следовать разумным
правилам и нормам.
Как
применяется требование в практике
семейного воспитания? Учитель может попросить
родителей записать все то, что они требуют
от младшего школьника хотя бы в течение
только одного утра. Картина предстанет
отнюдь не утешительная: пора вставать,
иди умывайся, делай зарядку, не так чистишь
зубы, долго копаешься— опоздаешь, скорее,
ешь то, надень это и т.д. Уже утром младший
школьник получает заряд раздражительности,
нервозности. С утра до вечера ребенка
понуждают, понукают, «дергают» по мелочам.
То, что взрослый считает требованием,
не является таковым с педагогической
точки зрения. Это скорее выражение беспомощности
взрослого, неумение организовать жизнь
ребенка.
А.И.
Захаров, детский психотерапевт
из Санкт-Петербурга, попросил родителей
своих пациентов записать, сколько замечаний
в день они делают своему ребенку. Оказалось,
что в некоторых семьях около трехсот,
а в иных даже до пятисот замечаний в день.
Что же это за замечания? Они отнюдь не
отличаются последовательностью, напротив,
часто исключают друг друга: встань— сядь,
иди— стой, надо— не надо и т.п. И так целый
день. «В опытах И.П. Павлова,— напоминает
А.И. Захаров, — собаки не выдерживали
такого взаимоисключающего подхода и
уже через несколько часов у них наблюдался,
как говорил Иван Петрович Павлов, срыв
высшей нервной деятельности. А что же
говорить о детях?.. Ребенок выработал
в себе нейтрализующее, а то и негативное
отношение к подобным родительским предписаниям.
Дети уже в три-четыре года понимают, что
эти требования несправедливы, противоречивы,
что их зачастую просто и выполнить невозможно».[7]
Иными
словами, родители сами воспитывают
непослушание и даже привычку не только
не слушать, но и не слышать требования.
У детей младшего возраста возникает ощущение
необязательности соблюдения норм и правил,
их зависимости от ситуации, от настроения
взрослых.
Родители
часто допускают ошибки
и в формах предъявления требований, нарушая
педагогический такт. Многим кажется,
что чем резче и громче сказано, тем ребенку
понятнее. Такие родители путают требовательность
с грубостью.
Некоторые
родители обращаются
к детям заискивающе, недостаточно твердым
тоном. А.С. Макаренко настаивал на необходимости
искреннего, открытого, убежденного, горячего
и решительного требования, без которого
нельзя начинать воспитание.
Категорический приказ— возможная
форма предъявления требования, но ее
можно рекомендовать с большой осторожностью.
Он целесообразен лишь в крайних случаях,
когда необходимо путем «взрыва» переменить
настроение ребенка и его намерения, когда
необходимо продемонстрировать ему всю
свою волю и непреклонность.
Родители
должны следить за неукоснительным
выполнением ребенком
требований. Взрослым порой кажется, что
достаточно сказать один раз — и ребенок
все сделает. При этом упускается из виду,
что у младшего школьника еще не сформированы
необходимые личностные качества для
выполнения требования. Например. выполнение
требования вовремя выучивать уроки предполагает
достаточно высокий уровень сознательного
отношения школьника к учению, уровень
самоорганизации и самоконтроля, например,
определенную меру ответственности. Поэтому,
требуя, родители не должны ждать готовый
результат, а должны так организовать
жизнь ребенка, чтобы постепенно формировались
необходимые качества личности. Таким
образом, требование как педагогический
метод связано с организацией жизнедеятельности
ребенка.
Требование
к детям должно быть обоснованным
и целесообразным, причем он должен
понять и принять эту целесообразность.
В зависимости от этого требование
воспринимается у ребенка как справедливое или несправедливое.
Довольно
трудно определить, как, в какой мере нужно учитывать
занятость ребенка. Казалось бы, очевидно.
что не надо со своими требованиями бесцеремонно
врываться в детские занятия, в игру. Однако
иногда обстоятельства складываются так,
что ребенок должен уметь выполнять требование
без всякой подготовки: надо— значит обязан
сделать. Надо остерегаться постоянного
«дерганья» ребенка — сделай то, сходи
туда, — вымой это, убери здесь, — а по
возможности так организовать жизнь семьи
и деятельность младшего школьника, чтобы
выполнение требования становилось само
собою разумеющимся. В воспитании младшего
школьника должен быть обозначен круг
требований. В системе родительских требований
важна последовательность, иначе они расшатают
представления школьников о нормах поведения.
Бессистемность, случайность родительских
требований ребенок воспринимает как
придирки. Из-за этого рушатся взаимоотношения
взрослых и детей, возникают конфликтные
ситуации.
Непременное
условие успешного воспитательного
воздействия требования
— уверенность родителя в том, что выдвигаемое
им требование будет выполнено. Не убедившись
в готовности ребенка внутренне принять
требование, не уверившись в возможности
его выполнения, нельзя и предъявлять
требование. Иначе родители таким образом
упражняют малыша в неподчинении взрослому.
Между тем наблюдения за детьми младшего
возраста показывают, что они умеют слушать
и умеют подчиниться. Например, дети охотно
подчиняются дисциплине игры. Понимаемая
и принимаемая детьми целесообразность
требований в игровых ситуациях делает
его достаточно послушным. А наиболее
распространенные сетования родителей
на непослушание детей говорят о том, что
родители не знают инструментовки метода
требования, не владеют ею, что в этой области
семейного воспитания предстоит большая
работа.
В работе
с родителями по совершенствованию
методов и приемов воспитания детей в
семье необходимо уделять большое внимание
сочетанию высокой требовательности к
ребенку с максимальным уважением его
личности, иначе родительское требование
может стать диктатом. Как и применение
любого метода воспитания, использование
требования видоизменяется по мере взросления
маленького человека.
К педагогической
аксиоме о единстве требований нельзя
подходить без учета конкретных
условий: кто требует, что требует,
насколько эти требования отвечают возможностям
ребенка. Требование вне системы других
методов может стать бессмысленным, что
часто и случается в семейном воспитании.
Отдавая
детям распоряжения, родители должны
помнить, что сами они, их привычки, их
поведение — образец выполнения требования.
Ожидая от ребенка вежливого обращения,
следует быть вежливым и по отношению
к нему. Требуя заботливости от младшего
школьника, надо быть заботливыми самим.
Предъявляя требование ребенку, родители
должны быть для него образцом для подражания.
Требование
в методике воспитания сочетается с
контролем. Формы, приемы контроля тесно
связаны со стилем отношения в семье, с
эмоциональным фоном. Воспитательная
сила контроля заключается в том, что он
не только констатирует, выполнено ли
требование, но и формирует определенные
черты характера. Контроль авторитарный
может тормозить развитие у младшего школьника
самостоятельности, активности, инициативы.
Родители не всегда видят опасность, скрытую
в жестком контроле. На первых порах их
устраивает послушание ребенка. Взрослые
не предполагают, что это бездумное, слепое
послушание; в нем— залог безволия, пассивности
школьника, т.е. тех черт, которые чрезвычайно
встревожат взрослого, когда младший школьник
станет подростком.
По
воспитательному эффекту от жесткого контроля
немногим отличается мелочная опека. Родителями
руководит то же желание: не дать ребенку
оступиться, добиться выполнения требования.
Замысел, похвальный сам по себе, но претворяемый
в наиболее легкой для взрослого форме
(опекать легче, чем организовывать деятельность
школьника, руководить его самовоспитанием),
приводит к нежелательным результатам.
Например, мать требует, чтобы сын не разбрасывал
свои вещи, вовремя все убирал, но вновь
и вновь видит беспорядок в комнате. Потеряв
терпение, она быстро все сама убирает.
Гораздо
продуктивнее контроль и требование,
активизирующее собственные силы ребенка,
обучающие его элементарным навыкам самовоспитания,
что возможно при использовании игрового
подхода.
Среди
условий педагогически
грамотного применения методов семейного
воспитания детей младшего возраста необходимо
выделить следующие: соответствие содержания
методов требования, контроля возрасту
ребенка; единство требований; целесообразность
и обоснованность требований; последовательность
выдвигаемых требований, посильность
их выполнения младшим школьником; принятие
требования ребенком, готовность ему следовать;
контроль за выполнением; обязательность
выполнения; создание условий, исключающих
невыполнение; сочетание требовательности
с уважением личности младшего школьника;
сочетание требования и контроля с другими
методами воспитания — объяснением, упражнением,
игровым подходом, поощрением.
2.4. Наказание,
поощрение
Применение
поощрения и наказания в семейном
воспитании тесно связано с умением родителей
соблюдать педагогический такт.
Все родители признают
необходимость сдерживаться, не давать
волю эмоциям, хотели бы быть терпимыми,
тактичными. У значительной части родителей
это не только желание: в случае провинности
ребенка они стремятся понять мотив поступка
и объяснить ребенку его ошибку, спокойно
беседуют. Эти семьи соблюдают педагогический
такт. И все же нарушения педагогического
такта — распространенная ошибка семейного
воспитания. Многие родители младших школьников
признают, что бывают неоправданно резки
с ребенком, не всегда контролируют в гневе
свои слова и поступки.
В практике
семейного воспитания распространены
наказания младших школьников: запрещение
гулять, играть, смотреть телевизор, приглашать
к себе друзей. Все это вредно сказывается
на здоровье ребенка (ограничение прогулок,
отдыха), обедняет общение взрослого с
ребенком, затрудняет процесс воспитания.
Хотя
родители понимают необходимость
применения различных методов воспитания,
все же в своей практике они чаще всего
прибегают к запретам. Причем они невсегда
связывают свои неудачи в воспитании с
применением педагогически нецелесообразных
методов воздействия, забывают формирующую
роль поощрения ребенка.
Что
может быть истинной причиной
наказания? Сначала рассмотрим этот вопрос
с точки зрения родителей. Анализ их ответов
на вопрос: «За что вы наказываете своего
ребенка?» — показывает, что взрослых
более всего раздражает детское непослушание,
проступки.
При
этом отец и мать наказывают, не вникая
в причины провинности
ребенка, в то, что побудило его к такому
поведению.