Задания,содержание и методика семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим мы ставим своей целью исследования: выявить характер семейного воспитания в различных ситуациях и исследовать методики семейного воспитания.
Для достижения этой цели данной работы решались следующие задачи:
Изучение основ семейного воспитания.
Изучение опыта воспитания детей с различными особенностями.
Исследование методик семейного воспитания.
Изучение литературы по данной проблеме.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. Семенное воспитание………………………………………………..7
1.1. Основные подходы к воспитанию ребенка в семье…………...…………...7
1.2. Особенности и теории воспитания одарённых детей в семье……………13
1.3. Особенности воспитания детей с нервными нарушениями……………...18
1.4. Типичные ошибки родителей в воспитании ребенка…………………….21
1.5. Конфликты, возникающие в процессе воспитания……………….………24
1.6. Основы организации сотрудничества школы и семьи……………………27
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ………………………………………….30
РАЗДЕЛ 2. Семейное право……………………………………………………..31
2.1. Беседа, объяснение …………………………………………………………31
2.2. Личный пример родителей…………………………………………………32
2.3. Контроль. Требование……………………………………...........................34
2.4. Наказание. Поощрение……………………………………………………...39
ВЫВОДЫ ПВТОРОМУ РАЗДЕЛУ…………………………………………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………47

Файлы: 1 файл

ЗАДАНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

Часто выступает одна из показательных  черт характера ребёнка с ранним подъемом интеллекта – упорное нежелание делать то, что ему неинтересно. Такие дети обычно стремятся заниматься сами. Осложнять их отношения с родителями может и повышенная требовательность к старшим, от которых они добиваются, например, обоснования каких-нибудь высказанных теми утверждений. Некоторые из таких детей, с особо ярким воображением, оказываются выдумщиками, фантазерами, готовыми всех убеждать в том, чего не было, но что возникло в их мечтах. Сильные и слабые стороны такого ребёнка взаимосвязаны, переходят друг в друга. Так, легкость, с которой дается учение, привычка учиться «хватая все на лету», может приводить к нежеланию, неумению упорно заниматься; или, например, выраженность у ребёнка умственной самостоятельности, установки на познавание могут оборачиваться своеволием, противопоставлением себя окружающим. Не зависимо от системы обучения, огромна роль в развитии детей самого учителя, особенно в младших классах. В данный период для ребёнка еще не так важен социальный статус среди товарищей, как реакция на его деятельность взрослых: родителей и на втором, не менее важном месте, учителя. Так же важен стиль преподавания. Считается, что существует два типа учителей: «развивающие» и «обучающие».

«Развивающий» учитель акцент в своей работе, прежде всего, делает на развитие процессов психики (мышление, память, внимание, воображение), на творческую работу.

«Обучающие» учителя большее внимание уделяют показательной стороне обучения, высокие результаты учебной деятельности (техника чтения, контрольные срезы).

1.3. Особенности воспитания детей с нервными нарушениями

В современном  обществе с каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований А.И. Захарова, к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины. Причины такого явления кроются не только в сложной социальной обстановке. Большинство родителей просто не обращают на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть относится поверхностно, и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения. Как считают школьные педагоги и психологи, к средним классам диагноз нервного расстройства можно поставить большинству детей, а фактически здоровыми можно назвать лишь единицы. Если учесть, что невроз появляется не в школьном возрасте, а гораздо раньше, и к школьному возрасту часть детей приходят с устойчивыми нервными нарушениями, то можно сделать печальные выводы. Современная жизнь стала сложной, лишенной стабильности и полна различных стрессов, которые плохо отражаются на психике человека. В данных условиях жить и растить новое поколение будет легче только здоровому человеку и физически, и морально, но в первую очередь психически. Современная семья «представляет собой не застывшую социальную организацию, а динамическую микросистему, постоянно находящуюся в диалектическом развитии. Общеизвестны определенные изменения, происшедшие в структуре семьи: уменьшение размеров семьи и количества детей, уменьшение роли старшего брата и сестры, исчезновение резкой дифференциации между членами семьи в целом». Современные социальные психологи отмечают изменения происшедшие в нынешней семье. Множество семей распадается, не перейдя 5-летний рубеж существования. Но так как в большинстве семей уже есть дети, то прежде всего они расплачиваются за ошибки взрослых. Что, в свою очередь, способствует возникновению неврозов и других нервных заболеваний детей. Причины повышенной нервности детей кроются в неспособности родителей выполнять обязанности из-за инфантилизма людей, создающих семью. Современные родители по инерции продолжают жить своими проблемами, не задумываясь о судьбе своих детей. Современные родители, по определению Дж. Пирса, «рассоединенные», они существуют рядом, но не вместе. Современные родители стараются, как можно раньше переложить воспитание собственного ребёнка на детские учреждения, занимаясь тем временем собственной карьерой и собственной жизнью. Существуют такие виды неврозов:

1. Невроз  страха. Все эти страхи мотивированы, по существу, одним: боязнью, что  может что-то случиться. В своем  максимальном выражении это «что-то» означает смерть: от пожара, болезни.

2. Неврастения.  Болезненное перенапряжение психофизиологических  возможностей ребёнка. Он не  в силах соответствовать завышенным  требованиям окружающих и заранее считает себя не способным справиться с любыми предстоящими трудностями.

3. Истерический  невроз. Причина та же, что и  у педагогической запущенности: родители до определенного момента потакали возрастающим требованиям ребенка, но потом ввели ограничения, поступив непоследовательно – ведь ребёнок не понимает смену логики родителей. Другую причину истерического невроза Захаров называет обратную сторону такой ситуации: не повышенное внимание к ребёнку, а наоборот, полное отсутствие такового.

4. Невроз  навязчивых состояний. Состояния,  при которых ребёнок испытывает потребность совершать какие-либо действия, так как, по его мнению, это несет в себе защитные элементы. Корни этого невроза – нарушения семейных отношений. Повышенная требовательность родителей, требовательность – ради требований, принципиальность – вопреки здравому смыслу.

А.И. Захаров считает причины детских неврозов в несовершенстве семейных отношений.[7] Сознательное родительство, то есть полное осознание свей ответственности как родителя и воспитателя многим мамам и папам помогло решить проблемы своей семьи и растить своих детей относительно здоровыми. Если дети чувствуют в родителях, прежде всего любовь, находят опору и понимание, то более безболезненно проходят кризисные моменты своей жизни. Никто не требует совершенства от родителей, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать, для начала решив собственные проблемы и проблемы взаимоотношений в семье.

Многие  родители воспринимают собственного ребёнка, как еще один шанс для воплощения собственных амбиций и нереализованных возможностей. Главным является осознание, что причины нервных заболеваний детей (тик, энурез, заикание, страхи и т.д.) – в основном в ошибках воспитания.

1.4. Типичные ошибки родителей в воспитании ребенка

 

Многие авторы выделяют такие ошибки, которые наблюдаются в семейном воспитании:

а) воспитание и потребность в эмоциональном контакте. У человека как общественного существа имеется своеобразная форма ориентировки – направленность на психический облик другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей называется потребностью в эмоциональном контакте. Контакт бывает двусторонним, когда человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности. Может случиться так, что цель воспитания ребёнка оказывается именно в удовлетворении потребностей эмоционального контакта. Ребёнок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Например, у родителей, по тем или иным причинам испытывающих затруднения в контактах с другими людьми. Чаще всего при таком воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребёнка за пределы семейного круга;

б) воспитание и потребность смысла жизни. Большие проблемы возникают в общении с ребёнком, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, не может мобилизовать все свои способности в максимальной степени. Удовлетворение такой способности связанно с обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его действий. Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребёнке. Мать, отец или бабушка могут считать, что смысл их существования является уход за физическим состоянием и воспитанием ребёнка. Они не всегда могут это осознавать, полагая, что цель их жизни в другом. Однако счастливыми они чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребёнок, вырастая, уходит от них, они часто начинают понимать, что «жизнь потеряла всякий смысл». Ярким примером тому служит мама, не желающая выпускать отрока из-под своей опёки. В результате она получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына преследует с поразительным упорством. Вред такого самопожертвования для ребёнка очевиден;

в) воспитание как реализация определенной системы. Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребёнка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации. Несомненно, у каждой из новомодных воспитательных систем есть свои ценные находки, немало полезного и важного. Главное при этом, чтобы родители не забывали, что не ребёнок для воспитания, а воспитание для ребёнка. Кстати, родители, следующие воспитанию по типу «реализации системы», внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность – относительная невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребёнка;

г) воспитание и потребность достижения. У некоторых родителей воспитание ребёнка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребёнка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни…» Ребёнок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребёнка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребёнок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается полным фиаско. Но ребёнок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребёнком и родителями; д) воспитание как формирование определенных качеств. Под влиянием прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребёнок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными или смелыми. Ярким примером может служить ситуация, когда увлечение спортом приводит к тому, что супруги строят планы о совместных семейных походах, катании на яхтах, занятиях горными лыжами, не замечая, что в их мечтах о будущем ребёнке им видится мальчик. Но рождается девочка, а воспитание строится по заранее запрограммированному сверхценному образцу: мужской стиль одежды, излишние для девочки спортивные упражнения, насмешливое отношение к играм с куклами. Все это может привести к отрицательным последствиям в психическом развитии ребёнка: формирование у ребёнка черт противоположного пола, подспудное убеждение его в том, что такой, какой он есть, ребёнок не нужен и т.д.

1.5. Конфликты, возникающие в процессе воспитания

Основные  сложности в общении, конфликты  возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей.

Авторитарные  родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребёнку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека  – это излишняя забота о ребёнке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, – приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребёнок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребёнку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Существует 4 способа поддержки конфликтных ситуаций:

      1. Уход от проблемы (чисто деловое общение).

      1. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребёнком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребёнка.

      1. Победа любой ценой (взрослый стремится выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребёнка.) Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.

      1. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.

Родительские директивы как  проявление ошибок семейного воспитания. Если ребёнку в детстве родители постоянно внушали, что он:  «тюфяк, разгильдяй, оболтус», то рано или поздно он в это начинает верить. Но сначала внутри ребёнка происходит конфликт, потому что он знает, что он не такой плохой, что он старается порадовать своих родителей, а они этого не замечают, стараясь подогнать ребёнка под свои мерки. Из этого конфликта «вытекает» нервное напряжение, с которым ребёнок под час не может справиться. Возможно два варианта решения ребёнком этой проблемы: либо он приспособиться под непомерные требования взрослых и спрячет свои личностные качества, но будет вынужден искать механизм защиты собственного «Я» доступными для него способами, либо он будет сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями. И то и другое неизбежно приведет к повышенному нервному напряжению, а если родители не сменят свою "воспитательную политику", то у ребёнка возникнет нервное расстройство, невроз, который подрастающий человек понесет с собой во взрослую жизнь.

Нерешённые  психологические проблемы родителей, проецируясь на ребёнка, могут повториться у него в усугублённом виде. Скрытым формам программирования развития детей в семье уделяется большое внимание в работах представителей трансактного анализа – Э. Берна, Р. и М. Гулдинг. Решая свои нерешённые проблемы, родители смогут эффективно помочь своему ребёнку! Детям часто приходится слышать от родителей фразы типа: «Когда же ты, наконец, поумнеешь?» «Да что ты бьёшься, у тебя всё равно не получится, давай лучше я...» или «Эх ты, моё горе». Всё это и многие другие родительское внушение, программирование принято называть «родительскими директивами». Термин введён Р. и М. Гулдингами в книге «Психотерапия нового решения» и означает скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребёнок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно – собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Истинные причины своей вины ребёнок (и даже взрослый) не может осознать без посторонней помощи. Именно директивы ответственны за живущую уже во взрослых людях зависимость от кого-то из родителей, неявно научивших ребёнка вести себя ошибочным, непродуктивным, невротичным образом. В.К. Лосева, А.И. Луньков вывели целый перечень родительских директив «Психосексуальное развитие ребёнка»): «Не живи» («Мне не нужна такая плохая девочка», «Поскольку я все свои силы и здоровье отдала, чтобы тебя воспитать, я так и не смогла».) [11;14]. Скрытым смыслом передачи такой директивы является облегчение управления ребёнком посредством возбуждения в нём хронического чувства вины, связанного с фактом самого его присутствия в жизни родителя. Взрослый как бы заставляет ребёнка поверить в его (ребёнка) ответственность за нерешённые задачи взрослого. Известно, что наказание смягчает чувство вины, поэтому такие дети могут искать такие ситуации, где они могут быть наказаны, при том за что-то реальное (типа драки или разбитого окна), а не за фикцию. «Не будь ребёнком», «Пора тебе думать своей головой», «Ну ты же не маленький, чтобы...». Такая директива достаётся единственным или старшим детям и соединена с подавлением детских, невинных желаний, которые сами связаны со способностью к творчеству, самопроявлению. «Не расти», «Ты ещё мала, чтобы краситься», «Мама тебя никогда не бросит», «Не торопись взрослеть».

Информация о работе Задания,содержание и методика семейного воспитания