Занятие-основная форма обучения в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 16:11, реферат

Описание работы

Содержание развивающей функции обучения представляет собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности; логических приемов, операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интереса, способностей. Реализация развивающей функции в процессе начального обучения обеспечивает развитие свойств высшей нервной деятельности, обеспечивает познавательные и интеллектуальные возможности ребенка.

Содержание работы

Введение
1. Занятия как форма обучения в детском саду
2 Характерные особенности и структура занятий
3. Классификация занятий
4. Нетрадиционные формы занятий
5. Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах
6. Подготовка воспитателя к занятию
7. Анализ передового педагогического опыта
8. Педагогические выводы
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 48.74 Кб (Скачать файл)

Занятие - основная форма обучения в детском саду

 

 

 

Оглавление

 

Введение

1. Занятия как форма  обучения в детском саду

2 Характерные особенности  и структура занятий

3. Классификация занятий

4. Нетрадиционные формы  занятий

5. Особенности организации  и проведения занятий в разных  возрастных группах

6. Подготовка воспитателя  к занятию

7. Анализ передового педагогического  опыта

8. Педагогические выводы

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Содержание развивающей  функции обучения представляет собой  развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств  личности; логических приемов, операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интереса, способностей. Реализация развивающей функции в процессе начального обучения обеспечивает развитие свойств высшей нервной деятельности, обеспечивает познавательные и интеллектуальные возможности ребенка.

Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями  его жизни в детском саду и  семье. Главными формами организации  этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы  активности, занятия, предметно-практическая деятельность.

Значительное место в  жизни детского сада принадлежит  занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений, навыков. Обычно предполагается, что  это ведет к обогащению физической и духовной культуры ребенка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной координированной деятельности, любознательности. Однако преобладающая практика такова, что  содержание знаний, передаваемых на занятиях, подстраивает ребенка преимущественно  к задачам обучения в школе. Доминирующий способ проведения занятий – прямое воздействие педагога на ребенка, вопросно-ответная форма общения, дисциплинарные формы  воздействия – сочетается с формальными  оценками. Достижения ребенка оцениваются  исходя из групповых стандартов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Занятия как  форма обучения

 

Ведущей формой организации  обучения воспитанников ДОУ является занятие.

Использование занятий в  качестве основной формы обучения детей  обосновал Я.А. Коменский.

Ян Амос Коменский в педагогическом труде «Великая дидактика» действительно охарактеризовал классно-урочную систему как «универсальное искусство обучения всех всему», разработал правила организации школы (понятия – школьный год, четверть, каникулы), четкое распределение и содержание всех видов работы, обосновал дидактические принципы обучения детей на уроках. Кроме того, он одним из первых выдвинул идею о том, что начало планомерного воспитания и обучения лежит в дошкольном возрасте, разработал содержание обучения детей дошкольного возраста и изложил их в педагогическом труде «Материнская школа».

К.Д. Ушинский психологически обосновал и развил дидактические принципы обучения детей на занятиях, подчеркивал, что уже в дошкольном возрасте необходимо отделить серьезное учение от игры «нельзя учить детей играя, учение – это труд». Поэтому задачами дошкольного обучения, по мнению К.Д. Ушинского, является развитие умственных сил (развитие активного внимания и сознательной памяти) и дара слова детей, подготовка к школе. Однако при этом ученый выдвигал тезис двуединства обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Таким образом, была поднята проблема существования различий между обучением детей на занятиях в детском саду и на уроках в начальной школе.

А.П. Усова разработала основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрыла сущность обучения в детском саду; обосновала положение о двух уровнях знаний, которыми могут овладеть дети.

К первому уровню она отнесла  элементарные знания, которые дети приобретают в процессе игр, жизнедеятельности, наблюдения и общения с окружающими  людьми; ко второму, более сложному уровню, отнесла знания и умения, усвоение которых возможно только в  процессе целенаправленного обучения. При этом А.П. Усова выделила три уровня учебной деятельности в зависимости от познавательных мотивов детей, умения слушать и руководствоваться указаниями взрослого, оценивать сделанное, осознанно достигать поставленных целей. При этом она подчеркивала, что первого уровня дети достигают не сразу, а только к концу дошкольного детства, под влиянием целенаправленного и систематического обучения.

Систематическое обучение на занятиях – важное средство образовательной  работы с детьми дошкольного возраста.

На протяжении ряда десятилетий  ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П. Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения детей.

Современная дошкольная педагогика также придает большое значение занятиям: несомненно, они оказывают  положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному  и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе.

В настоящее время продолжается совершенствование занятий в  различных аспектах: расширяется  и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации  детей. Все чаще можно наблюдать  переход от фронтальных занятий  со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.

Просматривается еще одна важная тенденция – построение систем занятий в каждой области, с которой  знакомят дошкольников. Цепочка постепенно усложняющихся занятий, органически  связанных с мероприятиями повседневной жизни, – это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников.

Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.

Традиционно выделяются следующие  формы организации обучения:

индивидуальная, групповая, фронтальная

Использовать данные формы  организации обучения можно как  на занятиях, так и в повседневной жизни. В ДОУ может быть выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием  обучения в этом случае являются следующие  виды деятельности: предметно-игровая, трудовая, спортивная, продуктивная, общение, сюжетно-ролевые и другие игры, которые  могут быть источником и средством  обучения.

 

2. Характерные  особенности и структура занятий

 

Обучение на занятиях независимо от формы его организации отличается прежде всего программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия.

Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется  содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные  общим содержанием и методикой, а именно:

начало, ход занятия (процесс) и окончание.

Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать  интерес к ней, создать соответствующий  эмоциональный настрой, раскрыть учебную  задачу. На основе объяснения и показа способов действий у ребенка формируется  элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой  последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.

Ход (процесс) занятия –  это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определенный учебной  задачей. На данном этапе занятия  приемы и обучения индивидуализируются  в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка. Обращения ко всем детям необходимы только в том  случае, если у многих наблюдаются  ошибки в выполнении учебной задачи как следствие нечеткого объяснения педагога.

Минимальная помощь оказывается  тем, кто быстро и легко запоминает, внимательны, умеют анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога. В случае затруднения такому ребенку бывает достаточно совета, напоминания, направляющего  вопроса. Педагог дает возможность  каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительно положения.

Педагог должен стремиться к тому, чтобы у каждого ребенка  получился результат, свидетельствующий  о его продвижении, показывающий, чему он научился.

Окончание занятия посвящено  подведению итогов и оценке результатов  учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит  от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.

В зависимости от раздела  обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия  может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятия педагог  анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и  намечает перспективу деятельности.

В структуре занятий в  детском саду отсутствует проверка усвоения знаний, навыков и умений. Эта проверка осуществляется в процессе наблюдения за деятельностью детей  на занятии, анализа продуктов детской  деятельности, а также в повседневной жизни и в ходе специального изучения достижений детей с помощью различных  научных методик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Классификация  занятий в ДОУ

 

В настоящее время широко используется следующая классификация  занятий с детьми дошкольного  возраста.

 

Классификация занятий в  ДОУ (по С.А. Козловой)

Основание классификации

Название

1. Дидактическая  задача

1. Занятия усвоения новых  знаний, умений;

2. Занятия закрепления  ранее приобретенных знаний и  умений;

3. Занятия творческого  применения знаний и умений;

4. Комплексные занятия,  где одновременно решается несколько  задач.

2. Содержание знаний

(раздел обучения)

1. Классические занятия  по разделам обучения;

2. Интегрированные (включающие  содержание из нескольких разделов  обучения).


В настоящее время преобладают  комплексные занятия, на которых  одновременно решается несколько дидактических  задач (систематизация знаний, умений и развитие творческих способностей или др.)

По содержанию занятия  могут быть интегрированными, т.е. объединять знания из нескольких областей и дифференцированными.

Интегрированное объединение  не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они  дополняли, обогащали друг друга  при решении дидактических задач.

Интеграция вносит существенные коррективы в соотношении изучения нескольких разделов учебной деятельности, так как меняется логическая структура  прохождения разделов программы, и  тем сокращается время, отведенное на изучение отдельных вопросов за счет снятия повторов в том или другом предмете, что дает возможность активнее использовать игровые формы работы на занятиях.

Интеграция в содержании занятий выполняет 2 основные функции: содержательную и формальную.

Таким образом, интегрированные  занятия в большей мере отвечают концепции личностно-ориентированного обучения и способствуют развитию личности ребенка, в то время как одновидовые  занятия ориентированы на развитие деятельности.

Занятия проводятся по следующим  разделам обучения:

– ознакомление с окружающей жизнью и развитие речи детей;

– развитие элементарных математических представлений;

– изобразительная деятельность и конструирование;

– физическая культура;

– музыкальное воспитание.

Содержание конкретного  занятия разрабатывается на основе требований «Программы воспитания»  по данному разделу, с учетом уровня сформированности учебно-познавательной деятельности детей и освоенности предыдущей программы, а также общих задач воспитания и развития детей разных возрастных групп.

Программа каждого занятия  предусматривает:

– определенный объем знаний о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, о способах действий и т.д., их первичное усвоение, расширение, закрепление, обобщение и систематизацию;

– объем практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности;

– объем навыков и умений, нужных для учебно–познавательной деятельности, их первичное формирование или совершенствование, упражнение в применении;

– формирование отношения детей к явлениям и событиям, к знаниям, которые сообщаются и усваиваются на данном занятии, воспитание отношения к собственной деятельности, установление отношений взаимодействия со сверстниками.

Объем учебного содержания на каждом занятии небольшой, он определяется с учетом объема памяти и внимания детей разных возрастных групп, возможностей их умственной работоспособности.

Особым видом занятий  являются экскурсии. Образовательные  и воспитательные задачи во время  проведения экскурсий решаются в  единстве. При этом необходимо помнить о краеведческом и сезонном принципах, а также принципах повторности, постепенности, наглядности.

Структура экскурсии традиционно  является следующей:

 

Структурный компонент

Содержание

Подготовительный этап

Педагог определяет объем  экскурсии, программное содержание, сроки проведения, педагог осматривает  место проведения экскурсии, продумывает  содержание, методы и приемы проведения. Решаются организационные вопросы (маршрут, сопровождение и т.п.).

Подготовка детей к  предстоящей экскурсии заключается  в пополнении знаний (актуализация)

Ход экскурсии

Наблюдение организуется в определенной последовательности: целостное восприятие объекта, а  затем анализ его составляющих для  углубленного познания.

Наблюдение является ведущим  методом работы с детьми на экскурсии, но при этом большое значение имеют  разнообразные вопросы: от организующих внимание, до стимулирующих творческое мышление, воображение.

В процессе экскурсии поддерживается мыслительная активность ребенка (дети задают вопросы, читают стихи, отгадывают загадки, участвуют в играх).

В конце экскурсии подводятся итоги, что узнали нового, интересного.

Послеэкскурсионная работа

Полученные знания систематизируются, уточняются, находят свое отражение  в других видах деятельности (оформление материалов экскурсии, работа с художественной литературой, продуктивная деятельность, организация игр, обобщающие беседы и т.д.)

Информация о работе Занятие-основная форма обучения в детском саду